Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Новости

МИД: «Россия исключает двойные стандарты»


МИД России считает, что Газпром без труда договорится с партнерами из стран Евросоюза

Накануне саммита Россия – ЕС в Сочи директор Департамента экономического сотрудничества МИД Андрей Кондаков рассказал газете ВЗГЛЯД о концепции глобальной энергетической безопасности, которую Россия предлагает партнерам по G8. ЕС не всегда следует принципам либерализации энергетического рынка, считают в МИД.

- Андрей Львович, на каком этапе находится разработка российского варианта концепции глобальной энергетической безопасности?
- Проработка концепции началась еще в середине прошлого года, после того как эта тема была определена Владимиром Путиным в качестве приоритетного вопроса для обсуждения во время председательства России в «восьмерке».

На саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге предполагается принять декларацию по энергобезопасности, где будут сформулированы основополагающие цели и задачи, которые предстоит решить в ближайшем будущем, а также конкретный план действий по их реализации.

В настоящее время ведется активное обсуждение проектов этих документов с нашими партнерами. В Москве уже состоялись несколько встреч политических шерпов и су-шерпов, на которых был предпринят «мозговой штурм» с целью согласования основных элементов совместного заявления по энергобезопасности.

«Россия – единственная страна в «Группе восьми», имеющая высокий потенциал поставок на мировой рынок энергоресурсов» Предложенные нами общая идеология, структура и тематика большинства разделов декларации и плана действий к ней уже получили одобрение у партнеров по «восьмерке». Работа ведется в режиме редакционной правки. Рассчитываем, что на оставшихся до саммита подготовительных встречах нам удастся довести эту работу до логического завершения.

- Какие предложения выносятся на обсуждение лидеров G8?
- В документах «восьмерки» глобальная энергетическая безопасность рассматривается как долгосрочное надежное и экономически приемлемое обеспечение оптимальным сочетанием различных видов энергии устойчивого экономического и социального развития мира с минимальным ущербом окружающей среде.

Обсуждение проблемы энергетической безопасности, по моему мнению, особенно актуально в связи с нынешним отсутствием стабильности на энергорынке. Среди причин этой неопределенности: истощение традиционных легкодоступных источников энергии; дефицит инвестиций в различные сектора энергетики, главным образом в разведку месторождений, а также в перерабатывающие мощности; рост спроса на энергоресурсы, в особенности за счет новых стран-потребителей; политическая нестабильность в ряде основных регионов добычи; уязвимость энергоинфраструктуры перед угрозой природных катаклизмов и террористических актов.

В 2006 году «восьмерка» под председательством России ищет выходы из сложившейся ситуации. В этой связи предполагается действовать по следующим направлениям.

Добиться снижения волатильности цен на мировом энергетическом рынке путем повышения его прозрачности. Чем больше транспарентность, тем выше доверие между игроками на рынке энергоресурсов, а следовательно, меньше спекуляций.

Способствовать привлечению инвестиций во все сектора по всей энергетической цепочке. Это поможет расширению ресурсной базы, увеличению надежности поставок, а также снятию некоторых узких мест в мировом ТЭК.

Повышать энергоэффективность экономик и поощрять внедрение энергосберегающих технологий. Как известно, сэкономленная энергия – это произведенная энергии.

Способствовать диверсификации источников энергии, включая развитие новых и возобновляемых ее видов. Это будет помогать стабилизации мирового энергетического рынка, решению экологических проблем, а также помогать повышать уровень энергообеспеченности развивающихся стран.

Искоренять энергетическую бедность в развивающихся странах, где имеется значительный дефицит в современных энергетических услугах. В этих странах в основном используются первичные источники, которые сильно загрязняют окружающую среду, и традиционные источники используются весьма неэффективно.

И продолжить реализацию плана действий, принятого на прошлогоднем саммите «восьмерки» в Глениглсе, нацеленного на предотвращение климатических изменений, вызванных деятельностью человека, прежде всего в сфере энергетики.

- В чем заключаются главные противоречия с партнерами по G8 при согласовании концепции энергетической безопасности и как удается преодолевать разногласия?
- Безусловно, в ходе дискуссии при подготовке документов часто выявляется столкновение интересов. Причем не только между Россией и ее партнерами по «восьмерке», но и между остальными членами клуба. По мере приближения к саммиту интенсивность обмена мнениями по энергетической проблематике нарастает. Это связано с необходимостью учета интересов как участников диалога, так и всего мирового сообщества при формулировании тех или иных обязательств. Но нерешаемых проблем не бывает. Уверен, что многосторонний диалог в рамках «восьмерки» позволит, тем не менее, снять все остающиеся вопросы.

- Есть ли у России и партнеров по G8 принципиальные отличия в видении основ глобальной энергетической безопасности?
- Обсуждение итогового документа саммита в Санкт-Петербурге действительно выявило определенные расхождения в видении концепции глобальной энергетической безопасности. Россия – единственная страна в «Группе восьми», имеющая высокий потенциал поставок на мировой рынок энергоресурсов. Поэтому, в частности, для нас большое значение имеет концепция «безопасности спроса», в то время как наших партнеров в большей степени волнует «безопасность поставок».

Вместе с тем, как я уже говорил, структура итогового документа по энергетике уже в принципиальном плане согласована, и на нынешнем этапе практически не осталось разногласий концептуального характера в отношении путей обеспечения энергетической безопасности.

- Чем объясняется обострение критики рыночной стратегии Газпрома со стороны представителей европейских политических и деловых кругов накануне саммита?
- По моему мнению, подобное поведение со стороны европейцев вызвано прежде всего краткосрочным падением давления в начале нынешнего года в экспортной газовой трубе, идущей в западном направлении. Газ – важная составляющая энергосистем большинства европейских стран, в том числе их отопительных систем в сфере ЖКХ. С учетом необычайно холодной зимы 2005/06 года малейшие перебои в поставках вызывали бурную реакцию со стороны общественности и СМИ. Кому приятно жить в плохо отапливаемой квартире?

Но проблемы оказались легкорешаемыми, и Газпром, как показывает опыт 40 лет работы на западном направлении, есть и будет оставаться надежным поставщиком природного газа на энергорынки европейских стран. Лучшим ответом критикам стал рост котировок акций Газпрома. Примером дальновидности политики Газпрома может служить начатое недавно строительство Северо-Европейского газопровода.

- Правомерно ли утверждение о применении двойных стандартов в процессе регулирования энергетического рынка, как в ЕС, так и в России?
- Регулирование энергетического рынка в России подчинено логике защиты национальных интересов на базе использования рыночных механизмов и исключает применение каких бы то ни было двойных стандартов в этой области. Вместе с тем не секрет, что некоторые особенности правоприменительной практики вызывают нарекания у иностранных инвесторов, оперирующих на российском рынке. В то же время даже они не могут отрицать, что у нас проводится постоянная работа по совершенствованию законодательной базы с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами.

В том, что касается Евросоюза, к сожалению, приходится констатировать, что действия ряда европейских стран не всегда соответствуют провозглашенным принципам либерализации энергетических рынков. Самыми свежими примерами в этом отношении являются ситуация вокруг предложения о приобретении германской компанией E.ON испанской Indesa и разворачивающаяся коллизия по поводу поглощения компании Arcelor металлургическим гигантом Mittal. В свете этого можно говорить о практике применения двойных стандартов, причем не только в отношении третьих стран, но и между самими странами – членами ЕС.

Обратили на себя внимание и сообщения о противодействии потенциальным планам Газпрома по приобретению газораспределительных активов в Великобритании.

Часто, когда речь заходит о допуске наших компаний на внутренний рынок энергетических услуг ЕС, перед нами возникают непреодолимые защитные барьеры. Это касается и углеводородного сектора ТЭК, где действует негласная система квот на закупки из России, и атомной энергетики, где существуют неблагоприятные условия по доступу российских товаров ядерного топливного цикла на западноевропейский рынок.

- Как вы оцениваете политику Газпрома по обмену добывающих активов в России на транспортную инфраструктуру за рубежом? Открывает ли она перспективы перед российской экономической дипломатией?
- Считаю, что процесс взаимной интеграции необычайно полезен для достижения целей энергетической безопасности, поскольку он способствует развитию здоровой конкуренции. Это касается не только России и европейских стран, но и применимо ко всем игрокам международного энергетического рынка. Снятие барьеров на пути взаимного инвестирования как производителей, так и потребителей энергоресурсов повышает стабильности энергетических рынков, поскольку способствует росту взаимного доверия.

Отвечая на вторую часть вопроса, подчеркну, что доверительные отношения также чрезвычайно важны в экономической дипломатии, поскольку всегда проще вести переговоры с доброжелательным собеседником, чем с отрицательно настроенным.

- Отвечает ли государственным интересам России выход зарубежных энергетических концернов на отечественный рынок?
- Бытующая в широких кругах боязнь перед приходом иностранных энергетических компаний связана, по моему мнению, с несовершенством российского законодательства в этой области. Если будут созданы четкие правовые рамки, дающие возможность получать прибыль государству, российским компаниям и их зарубежным партнерам, то это будет играть лишь на руку государственным интересам России. Часто иностранные компании имеют опыт и технологии, ноу-хау, позволяющие им более эффективно использовать энергетические ресурсы. Обмен опытом в этой связи был бы чрезвычайно полезен для России.

У нас нет оснований опасаться того, что иностранные партнеры будут работать на нашем внутреннем рынке, и мы продолжаем формировать необходимое для этого понятное и прозрачное правовое поле.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина