Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Группа восьми

Виктория Панова. Итоги саммита G8 в Довиле


27 мая закончился ежегодный саммит «Группы восьми» в Довиле, объединяющий восемь ведущих демократических стран (Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, Францию, США, Японию) и ЕС. Хотя в первый день встречи, с учетом изначально казавшихся непреодолимыми разногласий между Москвой и остальными семью странами по подходам к Ближнему Востоку, многие задавались вопросом, не окажется ли Россия в изоляции, ход переговоров показал иное. Подробнее об итогах саммита рассказывает эксперт МГИМО, доцент кафедры МО и ВП России, региональный директор «Группы по исследованиям G8» Университета Торонто Виктория Панова.


В начале встречи Н. Саркози предложил три достаточно широкие темы для обсуждения: новые вызовы — интернет и зеленый рост; мир и безопасность; партнерство с Африкой. Естественно, что из-за серии революций в арабском мире второй приоритет был фактически сведен к обсуждению проблем Ливии, Сирии и палестино-израильского урегулирования. Сенсационным для многих стало решение Д. Медведева однозначно встать на сторону западных стран в противостоянии М.Каддафи и заявление российского президента о том, что режим ливийского диктатора изжил себя, и тот должен уйти. Именно на этой основе Россия выступит в качестве посредника в рамках ливийского урегулирования. В продолжение этого решения в Бенгази был немедленно отправлен специальный представитель РФ в Африке М.Маргелов. Просьба о роли посредника была высказана российскому президенту с американской и французской стороны: в рамках двусторонних переговоров c Россией была передана просьба озвучить Каддафи предложение оставить пост в обмен на сохранение жизни. Предполагается, что американцы пошли на такую просьбу из-за опасения, что ливийский конфликт зашел в тупик и возникла необходимость в иных подходах. В данном случае возникает вопрос, насколько решение России о поддержке Запада в стремлении к смещению Каддафи как окончательной цели является авансом для виртуального единства в рамках «восьмерочной» семьи. Другой вариант — Россия получила определенные гарантии сохранения приоритетного экономического присутствия в Ливии после смены режима, а также пошла на компромисс ввиду смягчения итогового текста коммюнике по Сирии.

Что касается экономического содействия революционным режимам, то в ходе саммита удалось согласовать т.н. Довильское партнерство, или новый план Маршалла для стран Ближнего Востока и Северной Африки. В принципе, его можно определить как финансовое продолжение инициативы, высказанной США еще на саммите 2004 года в Си-Айленде о создании партнерства со странами большого Ближнего Востока и Северной Африки (ББВСА) и предполагавшей использование методов мягкого распространения в этих странах американского влияния, особенно в рамках развития бизнес-партнерств, осуществления социальных программ, продвижения прав женщин и т. п. Предполагается, что совместными усилиями будет выделено до 40 миллиардов долларов в поддержку новых режимов: 20 млрд. со стороны МВФ, 10 млрд. — стран «восьмерки» и 10 млрд. — стран Персидского залива.

Накануне выпуска итогового коммюнике упорно ходили слухи о том, что Россия займет жесткую, солидарную с остальными членами «восьмерки» позицию по Сирии и согласится на фактическую угрозу принятия в рамках СБ ООН санкций в отношении этой страны, если Б. Асад и его правительство не прекратят действия по подавлению демократических выступлений в стране. Собственно говоря, заявления лидеров «восьмерки» по Арабской весне и Сирии как раз отвечали основным целям и задачам, с которыми на саммит в Довиле приехал Б. Обама.

Говоря о российско-американских отношениях в рамках происходящего, стоит отметить, что результаты двусторонней встречи Обамы и Медведева на полях саммитах были, на мой взгляд, достаточно противоречивыми. С одной стороны, говорить об окончании перезагрузки нельзя: действительно, после двусторонних переговоров США объявили о награде в 5 миллионов долларов за информацию о местонахождении боевика Д.Умарова, ответственного за многочисленные теракты на территории РФ. Другими словами, налицо фактическое единение позиций двух стран в отношении проблемы терроризма и лиц, ответственных за него. С другой стороны, осталась нерешенной проблема ПРО. После очередных маневров и договоренностей США с Румынией, а также отказа от российской инициативы о создании совместной системы ПРО, вновь усилилась обеспокоенность российской стороны в отношении конечных реальных намерений США и стран НАТО по развитию евроПРО. В свете последних заявлений российских экспертов и политиков (в частности Д.Рогозина) о том, что российский ядерный потенциал может быть нейтрализован создающейся системой в течение 9 лет, вопрос выхода России из заключенного в Праге и ратифицированного в начале этого года договора СНВ-3 может стать неприятной реальностью.

Еще одной важнейшей для России темой стала проблема ядерной безопасности. Выступая 24 марта 2011 года и говоря о трагедии на японской АЭС «Фукусима Дайичи» президент Д. Медведев высказался за разработку и принятие новых международных стандартов ядерной безопасности, а также за расширение мандата соответствующих международных организаций в данной сфере, что с пониманием было воспринято партнерами по «Группе восьми» и нашло отражение в итоговом коммюнике.

Что касается проблемы использования интернета, то она в более широком смысле поднималась и ранее: достаточно вспомнить созданную в 2000 году в ходе саммита на острове Окинава (Япония) Группу по возможностям цифровых технологий (DOT Force) и последующую конкретизацию в рамках Генуэзского плана 2001 года. Новым в Довиле стало проведение накануне встречи лидеров т.н. электронного форума «восьмерки» (e-G8), а также то, что на сам саммит были приглашены ведущие интернет-деятели. Тем не менее, результаты оказались не вполне удачными для России: текст коммюнике в этой части совершенно не отражает отечественную точку зрения (что удивительно, ведь по правилам работы клуба в итоговый документ попадают только консенсусные положения, либо обязательно отражается отсутствие общего мнения на тот или иной счет). В частности это касается прав интеллектуальной собственности в рамках интернета. Д.Медведев на своей заключительной пресс-конференции даже предположил, что остальные коллеги по «восьмерке» не пользуются интернетом и именно поэтому не понимают необходимости модернизации заключенных 50–100 лет назад конвенций в области коммуникаций.

Проблема нового директора-распорядителя МВФ также не могла не присутствовать на повестке дня саммита. Но, вероятно, чтобы избежать обвинений в заговоре сильных, каждый участник настойчиво повторял, что на заседаниях «восьмерки» эта проблема не стояла, так как у G8 «нет мандата» на проведение подобных согласований. Тем не менее, именно по итогам Довиля Д. Медведев заявил на пресс-конференции, что он признает высокие профессиональные качества французского кандидата К.Лагард и в принципе полагает возможным оставить пост заместителя МВФ за одной из стран-членов БРИКС. Фактически это означает согласие России на сохранение европейца у руля Международного Валютного Фонда.

Саркози и другие европейские лидеры мотивируют необходимость сохранения у руля МВФ именно европейца тем, что Европа сейчас переживает проблемы, а так как основная деятельность Фонда направлена на их решение, европеец лучше разберется в этом вопросе. Тем не менее, одобренный Довильский план по выделению до 20 млрд. долларов в помощь арабским революционным режимам говорит скорее о неевропейской направленности денежных потоков.

Интересной для России стала и договоренность об ускорении вступления России в ВТО и завершении процедуры до конца текущего года, что было характерно для заявлений предыдущих лет, а в последнее время не поднималось, в том числе и в виду беспомощности «восьмерки» как-либо ускорить процесс успешного завершения дохийского раунда.

Традиционно на саммите присутствовали страны-основатели НЕПАД, глава АС, а также три новоиспеченных демократически избранных президента: Кот-д’Ивуара, Нигера и Гвинеи. Впрочем, поведение африканских лидеров не отличалось оригинальностью. В частности, ивурианский президент Каттара приехал на «гостевую» сессию в Довиле с твердым намерением запросить до 20 млрд. долларов помощи от стран «восьмерки» для стабилизации страны, т. к. «есть цена, которую надо платить».

В целом, по итогам саммита в Довиле можно отметить, что вопрос о вымирании «восьмерки» — несмотря на формирование де-факто конкурирующих механизмов вроде «Группы двадцати» и развитие процесса «нового неприсоединения» в лице встреч БРИКС — не стоит. Следующий саммит в соответствии с устоявшейся традицией ротации пройдет в США. Вопросы международной политики и безопасности, а также проблемы развития и преодоления бедности также останутся в ведении «Группы восьми». Вопрос заключается в том, какую роль сыграл саммит в Довиле для РФ: насколько Россия смогла защитить и продвинуть собственные интересы в рамках двусторонних и многосторонних встреч 26–27 мая. Здесь ответ, на мой взгляд, не так однозначен, хотя Россия действительно смогла добиться успеха по многим своим предложениям и инициативам. Однако результативность саммита можно будет оценить только тогда, когда принятые решения будут реализованы. «Восьмерка», несмотря на начало проведения само-мониторинга и публикации отчетных докладов, далеко не всегда следует своим же обещаниям, о чем ярко свидетельствуют недовыделенные еще с 2005 года 19 млрд. долл. помощи беднейшим странам мира, в том числе африканским.

Подготовил к публикации Андрей ЗАВАДСКИЙ, Управление интернет-политики

 





 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина