Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

АТЭС

Лекция Леонида Сабельникова «Участие России в АТЭС: преимущества, состояние, перспективы»


Заведующий отделом международной торговли и многостороннего экономического сотрудничества Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института Леонид Сабельников прочитал видеолекцию «Участие России в АТЭС: преимущества, состояние, перспективы»*.


В современном мировом хозяйстве развиваются два процесса - глобализация и регионализация. Глобализация предусматривает ослабление торговых ограничений, проходя по пути превращения мира в единое целое, а регионализация представляет собой заключение групповых соглашений с преференциальным режимом только для их участников. Иными словами, глобализация – это либерализация «вширь», а регионализация – «вглубь». Форум АТЭС является одним из ярких примеров регионализации. Это самое большое региональное объединение в мире, показатели которого говорят сами за себя: на долю участников форума приходится 40% населения Земли (2,6 млрд. человек), 60% мирового ВВП и 50% мировой торговли.

Россия также подключилась к процессу регионализации. В настоящий момент Россия состоит в пяти крупных региональных объединениях:


  • Шанхайская организация сотрудничества (1996 г.);

  • Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (Россия присоединилась в 1998 г.);

  • Черноморское экономическое сотрудничество (1998 г.);

  • Договор о создании таможенного союза (2010 г.);

  • Договор о зоне свободной торговли (страны СНГ, 2011 г.).


При оценке участия России в АТЭС необходимо учитывать специфику, которая присуща этой организации. Форум АТЭС был создан по инициативе Австралии в 1989 году в составе 12 стран. На тот момент цели форума не были четко сформулированы. В 1991 году присоединились Китай, Гонконг и Тайвань, что обусловило появление одной из отличительных особенностей АТЭС – форум стал не объединением стран, как обычно, а объединением экономик. В итоговом документе саммита 1994 года было зафиксировано определение цели Форума – создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Но создание ЗСТ застопорилось. Причин было несколько. Экономики-участницы оказались для реализации такого плана слишком разными. Даже по масштабам. С одной стороны, Китай с населением в 1,3 млрд человек, с другой, - Бруней с населением в 350 тыс. человек. Не способствовал быстрому движению к поставленной цели и разный уровень экономического развития стран-участниц (высокоразвитые США, Япония, Австралия и менее развитые Папуа-Новая Гвинея, Бруней, Перу и т.д.), различие по темпам экономического развития и, как следствие, разная внешнеэкономическая политика (сильный протекционизм в одних странах и экономиках  и свободная либерализованная экономика в других). Для примера, в Сингапуре средний уровень пошлин – 2%, а в Малайзии – 42%. Быстрого движения к цели не могло быть еще и потому, что  АТЭС не является организацией правого характера; АТЭС – это форум, который носит рекомендательный и консультационный характер.

Вместе с тем, неудача в создании общей зоны свободной торговли не только не ослабила АТЭС, но наоборот, мобилизовала участников форума, заинтересованных во внешнеэкономических связях в регионе, к поискам новых нетрадиционных средств, которые бы способствовали развитию экономических отношений между ними. Такие средства были найдены и оказались достаточно эффективными.

Во-первых, в 1995 году в рамках АТЭС был создан Деловой консультативный совет, состоящий из предпринимателей и руководителей, как правило,  крупных и влиятельных компаний. То есть в межправительственном объединении была создана неправительственная структура. Совету было поручено готовить рекомендации для саммитов - встреч лидеров экономик, - а также определять приоритетные направления развития сотрудничества. Наметились важные направления сотрудничества, возникли новые идеи, предложения; появились инвесторы, заинтересованные в деятельности АТЭС.

Во - вторых, в 1996 году принимается важное решение о возможности заключения двусторонних соглашений о свободной торговле между любыми заинтересованными участниками. Решение оказалось эффективным, сегодня существует около 50 таких соглашений, которые успешно функционируют.

В-третьих, было принято решение о том, что участники могут в одностороннем порядке принимать меры, которые содействуют расширению торговых и экономических связей. В первую очередь, речь шла об устранении различных барьеров: гармонизация тарифов и тарифной политики, взаимное признание сертификатов продукции, снижение пошлин на товары, не имеющие конкуренции с отечественной продукцией и т.д. Для того, чтобы способствовать практической деятельности в этом направлении, Секретариат АТЭС составил перечень направлений, которые участники могли осуществлять в одностороннем порядке. Девять из пятнадцати представленных направлений начали реализовываться. Участники решили, что в определенной последовательности каждый участник АТЭС будет докладывать на саммите о результатах деятельности в том или ином направлении.

И, наконец, последнее - первоначальная идея о создании общей зоны свободной торговли была трансформирована. В 2008 году, в итоговом документе очередного саммита было зафиксировано решение о рассмотрении создания такой зоны в качестве долгосрочного ориентира.  

Таким образом, АТЭС развивается сразу по трем основным направлениям - саммиты, на которых принимаются предложения Делового консультативного совета; двусторонние соглашения о зоне свободной торговли; и односторонние мероприятия, которые проводят участники. Конечно, практическое значение имеют последние два пункта, но и саммиты также играют немаловажную роль. Общим результатом деятельности АТЭС могут послужить следующие цифры: взаимная торговля участников имеет тенденцию к повышению – с 71% в 1993 году до 73% в 2008. Причин, по которым Россия уделяет немалое внимание экономическому сотрудничеству с участниками АТЭС и с регионом в целом, несколько. Во-первых, Россию привлекает уникальный состав объединения, включающего такие страны как  США, Китай, Япония. Кроме того, участие России в форуме должно способствовать ускорению процесса развития хозяйства Сибири и Дальнего Востока.

За два года до вступления России в объединение, в июле 1996 года была образована межведомственная комиссия по делам форума АТЭС. Комиссия осуществляла подготовку документов, необходимых для положительного решения о принятии России в объединение.

Затем она стала разрабатывать стратегию взаимодействия. В 2000 году была сформулирована Концепция участия России в форуме АТЭС, которая содержала конкретные направления деятельности для реализации стратегии. Главным направлением стало наращивание объемов и географическая диверсификация экономического сотрудничества с участниками Форума.

Следующим пунктом стало интенсивное развитие импорта и увеличение иностранных инвестиций в сочетании с передовой технологией. Далее - активизация участия в энергетике, транспорте, связи, в области науки и техники, а также использование ресурсов Тихого океана, встраивание России в процессы и механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции, т.е. налаживание связей производственного кооперирования, образующих основу устойчивых интеграционных отношений.

Конечно, сотрудничество не ограничивается только официальными рекомендациями и заявлениями высшего руководства. Прежде всего, оно базируется на деятельности Делового консультативного совета, в котором на постоянной основе участвуют три российских представителя, в том числе, один от «Газпрома». Их цель - поиск сферы взаимных торговых и инвестиционных интересов между партнерами.

Среди результатов сотрудничества на деловом уровне стало привлечение энергетических компаний стран-участниц АТЭС, таких как Китай, Республика Корея, США и Япония, к реализации проекта «Сахалин-2», а также освоение производства и экспорта сжиженного газа и нефтяных месторождений Восточной Сибири, запуск первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Среди других результатов сотрудничества в рамках АТЭС - налаживание взаимодействия в военно-технической области с новыми партнерами, такими как Малайзия, Индонезия, Таиланд, Перу.

В настоящее время ведутся переговоры о двусторонних зонах свободной торговли с Вьетнамом, Республикой Корея, Новой Зеландией. Ярким результатом сотрудничества стало повышение доли участников АТЭС во внешней торговле с Россией – с 16% в 1993 году до 21% в 2009.

Нельзя не отметить некоторые проблемы, возникающие в процессе развития сотрудничества: у России по сравнению с другими участниками АТЭС увеличился торговый дефицит, произошло повышение доли сырья в экспорте и доли потребительских товаров - в импорте. Что касается перспектив сотрудничества, то общим ориентиром для дальнейшей деятельности участников АТЭС, включая Россию, может служить решение, зафиксированное в итоговом документе саммита в Сингапуре в 2009 году. Было решено поручить Старшим должностным лицам разработку возможностей использования новых путей и форм развития общей зоны свободной торговли.

Ответной реакцией на сингапурский итоговый документ могут служить предложения, выдвинутые в июле 2010 год Президентом РФ Дмитрием Медведевым в Хабаровске на совещании по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти  предложения предусматривают:


  •  комплексный подход к разработке будущих мер содействия сотрудничеству, сочетающий прогноз долгосрочного развития России, в частности, Восточной Сибири и Дальнего Востока, и интеграционные процессы, которые происходят в Юго-Восточной Азии;

  • развитие производственного кооперирования, в том числе, создание на территории России специальных зон, предусматривающих благоприятные условия для иностранных инвестиций;

  • переход к инновационно-ориентированному сотрудничеству в энергетике, включая нефтепереработку и нефтехимию, совершенствование портового хозяйства и многое другое.


Что касается грядущего саммита во Владивостоке, то у России как председателя форума будет шанс и возможность показать себя и извлечь из встречи максимальные выгоды. Можно сказать, что общая позиция России по отношению к предстоящему саммиту сформировалась и заключается в том, чтобы превратить Азиатско-Тихоокеанский регион в зону устойчивого экономического развития, открывающую определенные перспективы для торгового и инвестиционного сотрудничества между всеми заинтересованными участниками.

Общая концепция российской политики в АТЭС может содержать самые разнообразные мероприятия, интересные и для России, и для других участников. Например, Россия могла бы поддержать призыв участников АТЭС к расширению производственного и научно-технического сотрудничества, прежде всего, кооперации, что отвечает международным тенденциям в этой области. Интерес у партнеров по АТЭС могли бы вызвать инициативы осуществления крупных инвестиционных проектов в энергетике и миграции рабочей силы, поскольку у некоторых стран существует избыток рабочей силы и недостаток энергетических ресурсов.

Нельзя не согласиться с мнениями многих экспертов, что перспективной областью сотрудничества является сельское хозяйство, ведь ряд стран АТЭС испытывают недостаток продовольствия. В условиях участия в АТЭС высокоразвитых стран с одной стороны и развивающихся стран с переходной экономикой  – с другой, членов АТЭС могли бы заинтересовать предложения о взаимодействии в области передачи технологий, естественно, на коммерческой основе. Конечно, было бы желательно завершить ведущиеся в настоящее время переговоры о двусторонних зонах свободной торговли с Вьетнамом, Республикой Корея и Новой Зеландией к моменту саммита во Владивостоке и сообщить о новых возможных двусторонних зонах. Важным и полезным мероприятием стало бы также создание базы данных о возможных контрактах и региональной электронной системы поиска деловых партнеров на пространстве АТЭС, в том числе ориентирующихся на развитие производственных кооперационных связей. Видеозапись лекции Сабельникова Л.В.

*Лекция прочитана 14 марта 2012 г. в Москве в рамках цикла лекций в формате видеоконференций между Москвой и Владивостоком, организованных Российским центром исследований АТЭС и ДВФУ.

 





 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина