Россия в "Группе восьми"
Первые контакты с «Группой семи» состоялись еще во времена СССР. Так, 17 июля 1991 г. в Лондоне «на полях» саммита состоялась рабочая встреча президента СССР М.С.Горбачева с лидерами «семерки».
В дальнейшем лидеры стран «Группы семи» придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским президентом (Мюнхен 1992 г. и Токио 1993 г.). Их главный итог – установление прямого взаимодействия между Россией и «семеркой» по ряду международно-политических и экономических вопросов.
Начало оформлению «восьмерки» было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе. Его первая часть прошла в «семерочном» формате, а вторая – в формате «восьмерки» с участием российского Президента в качестве равноправного партнера.
Важным этапом дальнейшей институционaлизации «восьмерки» стал саммит 1995 г. в Галифаксе. Он дал импульс налаживанию практического взаимодействия по ряду глобальных проблем, созданию рабочих механизмов «восьмерки» с российским участием.
Принципиальное значение для вхождения России в клуб имела реализация принятого в Галифаксе предложение России о проведении 19-20 апреля 1996 г. в Москве саммита «восьмерки» по ядерной безопасности под сопредседательством Президентов России и Франции.
Сотрудничество России с партнерами поднялось на качественно новую ступень на саммите в Лионе в июне 1996 г. По предложению российского руководства встреча прошла в три этапа: первый (в формате «семерки») был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий – обсуждению с участием России всего комплекса глобальных и внешнеполитических проблем.
Саммит в Денвере в июне 1997 г. от начала до конца проходил как встреча равноправных партнеров по «Группе восьми». В итоговом коммюнике партнеры признали, что Россия «завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой».
По предложению российской стороны было принято решение о развитии сотрудничества «восьмерки» в сфере топливно-энергетической безопасности и о проведении в Москве министерской встречи по проблемам мировой энергетики, которая состоялась 31 марта – 1 апреля 1998 г.
Саммит в Бирмингеме в мае 1998 г. был посвящен трем основным темам: занятость, борьба с международной оргпреступностью, глобальные экономические вопросы, включая кризис в Юго-Восточной Азии. По предложению России была обсуждена проблематика мировой энергетики. Принято решение о проведении в Москве министерской конференции по борьбе с организованной преступностью, которая состоялась 19-20 октября 1999 г.
Саммит «Группы восьми» в июне 1999 г. в Кельне был сфокусирован на вопросах глобального экономического развития.
Россия выдвинула на саммите крупномасштабные инициативы о разработке к саммиту 2000 г. «Концепции мира в XXI веке», о выступлении «восьмерки» с идеей обсуждения на Саммите тысячелетия ООН в сентябре 2000 г. вопроса о правовых аспектах применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, а также о создании глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
В ходе встречи лидеров «Группы восьми» в июле 2000 г. на Окинаве российская сторона активно продвигала тезис о социально ответственной глобализации, уделяла особое внимание темам стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом (с акцентом на террористической угрозе, исходившей из талибского Афганистана), информационной безопасности, интеграции России в мировую экономику, урегулирования на Корейском полуострове.
На саммите «Группы восьми» в Генуе (20?22 июля 2001 г.) основная дискуссия развернулась вокруг проблем обеспечения устойчивого развития человечества в условиях глобализации, включая аспекты борьбы с бедностью и преодоления разрыва между высокоразвитыми и развивающимися государствами, в том числе в сфере здравоохранения, образования, новейших технологий. При активном участии России саммит предпринял ряд практических шагов, нацеленных на решение этих задач.
В Генуе принято также решение о дополнительных мерах по открытию национальных рынков государств «восьмерки» для товаров из развивающихся стран. Россия в этой связи заявила о присоединении к инициативе ЕС «Все, кроме оружия».
После Генуи «восьмерке» во многом пришлось переориентироваться на задачи антитеррористической борьбы. В связи с терактами 11 сентября 2001 г. в США 19 сентября по инициативе российской стороны принято Совместное заявление лидеров «восьмерки», закрепляющее антитеррористическую деятельность в качестве одного из центральных направлений деятельности «Группы восьми». В соответствии с ним «восьмерка» развернула интенсивную работу по совершенствованию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом под эгидой ООН. При решающем вкладе «Группы восьми» сформирована и действует международная антитеррористическая коалиция, успешно функционирует Контртеррористический комитет (КТК) СБ ООН, развивается антитеррористическое взаимодействие по другим направлениям.
Весомым подтверждением укрепления позиций России в «восьмерке», перевода ее отношений с партнерами на качественно новый уровень стало историческое решение саммита в Кананаскисе (Канада, июнь 2002 г.) о передаче нашей стране в 2006 г. функций председателя «восьмерки». Этот шаг явился выражением признания партнерами растущей роли России в современном мире.
При активном участии российской стороны в Кананаскисе был обсужден широкий комплекс взаимосвязанных проблем упрочения международной безопасности и стратегической стабильности, включая укрепление режимов нераспространения, контроля над вооружениями и разоружения.
Этапным событием явилось одобрение масштабной программы Глобального партнерства «восьмерки» (ГП) против нераспространения оружия и материалов массового уничтожения, носящей не только разоруженческий характер, но и направленной на предотвращение доступа к ним террористов.
При деятельном участии России в Кананаскисе был рассмотрен и широкий комплекс других актуальных вопросов - глобальная борьба с бедностью и обеспечение устойчивого развития, состояние мировой экономики, африканские проблемы.
Роль России как авторитетного и влиятельного участника «Группы восьми» была вновь продемонстрирована в ходе саммита «восьмерки» в Эвиане (Франция, июнь 2003 г.), который проходил в непростой международной обстановке, осложненной последствиями иракской войны. Президент Российской Федерации В.В.Путин внес существенный вклад в восстановление взаимного доверия и партнерских отношений между лидерами стран «восьмерки» как на самом саммите, так и еще до его начала, организовав встречу руководителей ведущих государств мира на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.
При активном участии российской стороны в Эвиане были приняты новые практически важные решения в сфере борьбы с терроризмом: в частности, создана Группа контртеррористических действий (ГКД), нацеленная на оказание конкретной помощи третьим странам в борьбе с террором.
Россия в Эвиане впервые приняла непосредственное участие в подготовке всего пакета документов саммита по финансово-экономической проблематике, что явилось важным шагом на пути к ее окончательной интеграции в финансово-экономические структуры «Группы восьми». В развитие этих положительных тенденций, а также в целях общего содействия стабилизации мировой экономики Россия уже после Эвиана выдвинула предложение о досрочной выплате части своей задолженности Парижскому клубу. На саммите также получила поддержку российская инициатива об использовании для целей развития «третьего мира» концепции обмена долгов развивающихся стран на инвестиции в их экономику.
При активном участии России на Эвианском саммите было принято новаторское для «восьмерки» решение о развертывании сотрудничества на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса - в водородной энергетике, био- и агротехнологии, глобальном мониторинге изменения климата, которое объективно расширяет возможности научно-технического взаимодействия России со странами «восьмерки».
В ходе работы саммита на Си-Айленде (США, 8-10 июня 2004 г.) Россия продолжала линию на укрепление роли «Группы восьми» в выработке коллективных решений по важнейшим вопросам мировой политики и экономики. При ее активном участии была разработана и принята Инициатива по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (САФТИ), которая предусматривает 28 конкретных направлений сотрудничества.
Среди общих достижений «восьмерки» на контртеррористическом направлении – эффективная, скоординированная работа всех членов «Клуба», позволившая принять в 2005 г. консенсусную Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную Россией. Эта конвенция создает предпосылки для завершения работы в ООН над проектом Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.
В ходе британского председательства в 2005 г. приоритетное внимание «восьмерки» уделялось выработке общих подходов «Группы восьми» к проблематике развития Африки и преодолению негативных последствий глобальных климатических изменений, также развитию экологически чистой энергетики.
Принятый в Глениглсе документ по Африке предусматривает комплекс мер по наращиванию содействия континенту, в т.ч. в таких областях, как обеспечение экономического роста, финансирование развития, улучшение системы образования и здравоохранения, укрепление миротворческого потенциала.
План действий по климату определяет практические шаги по таким приоритетным направлениям, как внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности энергопотребления, в т.ч. в промышленности, на транспорте и в бытовой сфере, развитие необходимой научно-технической базы.
Укреплению позиций России как равноправного участника «восьмерки» в финансово-экономической сфере способствовали динамичное экономическое развитие страны в последние четыре года, ответственная политика на мировых энергетических рынках, четкая выплата внешних долгов, весомое участие в сокращении задолженности беднейших стран мира. Возрос и российский вклад в борьбу с голодом и опасными болезнями в странах Африки и Азии.
К настоящему времени наша страна списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. США, включая более 2 млрд. долл. США в рамках Инициативы HIPC. Российская Федерация участвует в финансировании Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, малярией и туберкулезом. Российский взнос составляет 20 млн. долл. США в течение 2002-2006 гг. (к настоящему времени выплачено 12,5 млн. долл. США). Россия приняла участие в финансировании Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита путем внесения в 2003–2005 гг. взноса в размере 8 млн. долл. США.
Успешное обеспечение первого российского председательства в «Группе восьми» - один из приоритетов российской внешней политики. Завершается проработка его содержательного наполнения и организационного обеспечения. Приоритетные направления работы в рамках нашего председательства – международная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.
Вместе с тем в Санкт-Петербурге будут фигурировать такие уже ставшие традиционными для «восьмерки» темы, как антитеррор, нераспространение ОМУ, борьба с оргпреступностью и наркоугрозой, решение природоохранных и иных глобальных проблем, актуальные вопросы мировой экономики, финансов и торговли, острые региональные конфликты.