Евгений Сабуров
Научный руководитель Федерального института развития образования
- Какие проблемы в области образования следует, на Ваш взгляд, рекомендовать для рассмотрения «Большой Восьмерке»?
- Мне кажется, таких вопросов два. Во-первых, это повышение уровня образования в развивающихся странах – с упором на знание европейской культуры.
И во-вторых, это образование мигрантов, поскольку приток мигрантов – в том числе, и в страны «Большой Восьмерки» большой и будет еще увеличиваться.
Необходимо начальное профессиональное образование, необходимо решить вопросы признания компетентности навыков, полученных в тех странах, откуда приезжают люди. Необходима, разумеется, культурная адаптация, социализация мигрантов.
Эти две проблемы, на мой взгляд, самые насущные.
- Каких конкретных решений Вы ожидаете от Форума «Гражданской Восьмерки» 9-10 марта?
- Если говорить о гражданском обществе в целом, то оно обязательно должно подключиться к решению проблем, невозможно решать эти вопросы только на государственном уровне.
Гражданское общество, в частности, может быть полезным как раз в вопросах начального профессионального образования. Нужны волонтеры, нужна база для образования в виде неких технологий, в том числе и в связи с жизнью в обществе. Нужно преодолеть существующий сейчас во многих развитых странах комплекс Другого, перестать относиться к мигрантам как к людям другого сорта. Это огромная проблема, она касается многих стран – и в первую очередь, России. Между тем, у России есть хороший опыт создания учреждений начального профессионального образования – например, в Африке и других развивающихся странах. Этот опыт может оказаться очень полезным.
Что касается Форума, то от него сложно ждать каких-то решений на серьезном уровне, поскольку, к сожалению, на подобных мероприятиях люди довольно часто либо лоббируют собственные интересы, либо решают государственные задачи.
- Евгений Федорович, во время дискуссий на форумах Гражданской Восьмерки часто заходит речь о различном понимании задач образования общественностью стран G-8. Чем могут содействовать НПО решению этой проблемы?
– Прежде всего, преодолением того барьера, который возводится между отдельными социально-культурными общностями. Как внутри отдельных стран, так и между ними. Это на самом деле огромная проблема, но это ни в коей мере не проблема детей. Это проблема взрослых. Это проблема нашего социально-культурного ощущения самих себя и нашего отношения к поведению других. Ну и, конечно, это проблема гражданского общества, потому что нормативные акты и законы, принимаемые той или иной страной, все-таки выражают волю народа, как бы мы к этому не относились.
Правительство не может не учитывать волю суверена, и если тут есть некоторое неблагополучие, а оно явно есть, то необходимо преодолевать барьеры внутри общества. Если мы хотим, чтобы мероприятия Гражданской Восьмерки в области образования получили широкий резонанс, то должны выделить главные темы: например, отношение к детям-инвалидам или отношение взрослых к инклюзивной школе. И если мы говорим о проблеме детей иммигрантов, то это проблема терпимости к лицам другой национальности. А если мы говорим о студентах, которые отправляются учиться за рубеж, то нужно договориться о том, чтобы распространить «Болонский процесс» на весь мир. И тогда важно не допустить повторения воронежских событий. И это тоже не проблема детей.
Если же мы говорим о той недостойной истерике, которую подняли вокруг усыновления российских детей иностранцами, это опять-таки не проблема детей. Действительно, иностранные граждане усыновляют детей более или менее старшего возраста, но зато с очень большими физическими недостатками. Таких детей у нас, как правило, не усыновляют. Вот об этом и должно задуматься гражданское общество.
– Ребенок формирует свое мировоззрение, главным образом, в учебных заведениях. Но требуется время, чтобы подготовить обучающихся к восприятию новых стандартов образования и к пониманию новых задач в области образования, с учетом роли гражданского общества. Отвечает ли современная школа этим требованиям?
– Не надо переоценивать роль школы. Это не очаг культуры в деревне. Школа участвует в процессе образования процентов на 20, не более. В развитых странах – даже меньше. Родители уже достаточно грамотные, чтобы заниматься детьми. К тому же, на ребенка в возрастающей степени влияют электронные СМИ. И если раньше основную «просветительскую» роль выполнял двор, то теперь ее берет на себя телевидение. Иными словами, есть немало дополнительных рычагов управления образованием кроме школы.
– Какие, например?
- Хотя бы те же самые СМИ или семья. Влияние этих факторов опережает процесс реорганизации школы, но реорганизация тоже, конечно, необходима.
– То есть современное обучение происходит фактически на многих образовательных площадках?
- Безусловно. Тем более, если мы говорим о задачах гражданского общества.
– В какой мере применим для нас зарубежный опыт? Что было бы для нас интереснее всего?
– Вопрос о границах в XXI веке, стоит, как известно, не так, как в начале XX века. Полезно вспомнить замечательную мысль Николая Кузанского, высказанную еще в XV столетии: все мы люди, и все достаточно одинаковые. Безусловно, зарубежный опыт для нас чрезвычайно важен.