Международный Форум НПО "Гражданская Восьмерка - 2006" 9-10 марта 2006г. "Круглый стол" по вопросам образования. Репортаж с места событий.
Участники «круглого стола» по теме «Образование» начали работу с того, что определили основные направления, которые не повторяют официальную повестку дня и в то же время являются ключевыми для гражданского общества. Было выделено два основных блока.
Блок «Гражданское общество и образование» включал в себя следующие направления:
• Гражданское образование
• Участие граждан в управлении и развитии образования
Блок «Образование как средство интеграции» состоял из трех разделов:
• Образование для всех
• Образование в мультикультурном обществе
• Образование как инструмент интеграции мигрантов
Ведущий «круглого стола» Президент МОО "Ассоциация юных лидеров", Антон Лопухин отметил, что в разных странах к данным проблемам существует очень разный подход, и поэтому необходимо выработать такие решения, которые были бы интересны всем странам «Большой Восьмерки».
Председатель Российского Детского фонда и президент Международной Ассоциации детских фондов Альберт Лиханов отметил, что для России особенно острыми являются такие проблемы, как соблюдение прав ребенка и сиротство, и с этим необходимо срочно что-то делать, иначе нас ждет национальная катастрофа.
Эксперт в области образования Нейл Дэвис (Великобритания) подчеркивал важность участия гражданского общества в образовании. Он говорил о роли образовательного процесса в интеграции и социализации различных социальных групп. Нейл Дэвис также указывал на огромное значение образования в мультикультурном обществе, а также его роли в обучении людей с физическими недостатками.
Мария Филатова (АНО «Новое планетарное телевидение») рассказала о проектах «Мир глазами детей» и «Детский город», в рамках которых предполагается создание Центра планетарной культуры, объединившего детей и молодежь из множества стран. Также организаторы проектов планируют открытие детского телеканала с вещанием на различных языках и создание реалити-шоу «Детский город», где дети из разных стран, говорящие на разных языках, имеющие различные культурные традиции, учились бы взаимодействовать и достигать поставленных целей.
Президент гуманитарно-политологического Центра «Стратегия» Александр Сунгуров (Санкт-Петербург) представил участникам презентацию, раскрывающую понятие «гражданское образование». В частности, он отметил, что цель гражданского образования – это подготовка граждан к жизни в условиях демократического общества, а для этого необходимо сформировать в человеке гражданские качества, нужны этико-правовые знания, обучение правам человека и т.д. Целевые группы – это прежде всего школьники и студенты, педагоги, военные и сотрудники правоохранительных органов. А. Сунгуров заметил, что есть энтузиасты, готовые заниматься гражданским образованием, но они сталкиваются с такими проблемами, как разрозненность и отсутствие поддержки со стороны государства.
Нодари Хананашвили (Союз «Гражданское общество – детям России») сказал, что в нашей стране важными являются проблемы реформирования образования. В Советском Союзе, а потом и в России образование долгое время было одним из лучших в мире, но сейчас оно становится отстающим, поскольку окружающая действительность меняется, а реформ практически не происходит. Образование необходимо сделать из дидактического, авторитарного партнерским, «горизонтальным», когда учитель и ученик взаимодействуют при помощи диалога. Кроме того, интересна и тема международных стандартов в образовании.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков обратил внимание участников на то, что в мире более двух миллионов детей вообще не получают образования, и создание всеобъемлющей образовательной системы – это необходимость.
Александр Клепиков (Всероссийское общество инвалидов) заметил, что нужно принять Конвенцию о защите прав людей с инвалидностью и, в том числе, прав детей-инвалидов, в том числе и права на образование.
Дайана Ришье из Канадской «Инклюжн Интернешнл» призвала всех участников высказать поддержку программе «Образование для всех» и программ ЮНЕСКО в образовательной области. Она подчеркивала, что одной из приоритетных задач образования должно стать внедрение инклюзивных форм образования для детей инвалидов, сирот, бездомных и всех, кто нуждается в социализации. По ее мнению, для достижения поставленных целей очень важно сотрудничество и взаимодействие государственных структур, представителей образования, институтов гражданского общества.
Профессор Высшей школы экономики Нина Беляева, представляющая также Коалицию «Мы граждане!» в своем выступлении сказала, что предложения, которые будут вынесены от НПО-сообщества на рассмотрение главам стран «Большой Восьмерки», должны отвечать на реальные вызовы, существующие в современном мире. В частности, это такие вызовы, как терроризм, усиление миграции и т.д. То есть предложения главам G8 должны касаться, например, образования в сфере толерантности, адаптации мигрантов, профессионального образования, чтобы решить проблемы рынков труда.
Заведующая кафедрой ЮНЕСКО Государственного университета управления Лариса Коновалова напомнила о таких программах ЮНЕСКО, как «Образование для всех», «Непрерывное образование» и «Образование взрослых», и предложила сделать их приоритетными, чтобы страны «Группы восьми» стали в реализации этих программ лидерами.
Также участники «круглого стола» отметили важность таких проблем, как соблюдение гражданских прав всех участников образовательного процесса – и детей, и родителей, и учителей, необходимость выработки международных средств защиты прав в сфере образования, инклюзивное образование для детей-инвалидов, акцентирование задач устойчивого развития и финансирование инициатив в сфере образования.