Материалы к "круглому столу" по энергетической безопасности
Проект вопросов для обсуждения на "круглом столе" по энергетической безопасности
В процессе работы Группы вопросы должны быть конкретизированы и сформулированы как предложении и рекомендации, которые в дальнейшем составят позицию Гражданского общества на Саммите Группы Восьми в Санкт-Петербурге в июле 2006 г.
Вопросы энергетической безопасности справедливо стоят на повестке дня Группы Восьми как одни из ключевых проблем современного мира. Устойчивое развитие становится необходимостью на фоне складывающегося понимания глубины проблем мировой энергетики. Масштабы потребности в энергоресурсах мира огромны и увеличиваются для обеспечения нормального функционирования экономики развитых стран, быстрого роста развивающихся стран, решения проблем бедности, а также проблемы глобального изменения климата. Неравномерность распределения энергетических ресурсов, различия в уровнях развития и характере энергетических отраслей стран определяют развития интересов стран и компаний.
Отсутствие единой глобальной энергетической политики было ранее объяснимо, но в новых условиях проблемы энергетической безопасности навязывают человечеству: гражданскому обществу, правительствам и деловым кругам совершенно различных стран - необходимость формулирования общеприемлемых направлений, правил и принципов глобальной энергетической политики. Можно приветствовать намерение Министров Финансов «…по укреплению диалога по глобальной энергетической политике между странами-производителями и потребителями и частным сектором» (Коммюнике). Но необходим учет позиции третьей стороны в таком диалоге - гражданского общества. Правительственные органы и компании энергетического бизнеса всех стран могут видеть направления, на движении к которым настаивают многие жители планеты, как это выражено в позиции неправительственных организаций.
Большинство проблем мировой энергетики обсуждаются достаточно давно и интенсивно: энергоэффективность, безопасность ядерной энергетики, парниковый эффект, экологически безопасные возобновляемые источники энергии (биомассы, солнечной и ветровой энергии и др.), доступность энергии для бедных в рамках Целей Развития Тысячелетия. За последние годы произошла позитивная подвижка государственной политики в развитых странах. В ЕС, многих странах приняты серьезные решения по увеличению в будущем доли возобновляемых источников энергии, вступил в силу Киотский Протокол, приняты решения по климату (Глениглс, 2005). Несколько сравнительно новых факторов поставили в повестку дня общий поворот в энергетической политике мира. Эти факторы связаны с энергетической безопасностью в широком смысле слова и очевидностью опасности продолжения инерционного развития мира.
Можно выделить следующие ключевые вопросы:
• Безопасность ядерной энергетики и других энергетических объектов от угрозы международного терроризма;
• Неустойчивость и взлет цен на энергоносители, что создает проблемы развития;
• Катастрофы и экологическая опасность, необходимость решения проблемы глобального изменения климата;
• Обострение социальных проблем как в связи с нерешенностью энергетических проблем, так и с необходимостью одновременно финансирования и решения сложного пакета различных проблем.
В этой связи позиция неправительственных организаций (НПО) заключается необходимости изменения приоритетов государственной экономической политики в направлении решения энергетических проблем устойчивого развития при обеспечении энергетической безопасности. Пора делать положительные шаги намного более системно, энергично и в увязке интересов производителей и потребителей.
НПО ждут от руководства стран и энергетических компаний ясной, скоординированной и экологически ответственной энергетической политики.
НПО предполагают вести мониторинг, как законодательного регулирования проблем энергетической безопасности, так и фактических шагов в этой области, которые будут сделаны всеми ответственными участниками процесса разработки и реализации глобальной энергетической политики.
НПО понимают, что им очень сложно достичь стопроцентно единой точки зрения о путях реализации стратегических целей энергетической политики (например, по будущему ядерной энергетики). Но НПО готовы к скоординированным действиям и готовы значительно активизировать свою деятельность по решению проблем энергетической безопасности.
НПО видят свою роль в том, чтобы помочь правительствам сделать правильный выбор в пользу наиболее актуальных, социально и экологически значимых действий.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Сессия А - Экономика энергетики
1. Как расширить и углубить фундаментальные процессы энергосбережения за счет распространения экономических инструментов и технологий, добиваясь выравнивания (между странами) уровней внедрения передовых эффективных технологий и экологических стандартов? Как снизить в ближайшем будущем
прирост потребления энергии на единицу прироста мирового ВВП.
2. Как в краткосрочном плане поднять интенсивность инвестиционного процесса в мировой энергетике с тем, чтобы избежать нехватки энергоносителей (или инфраструктуры их доставки), усилить диверсификацию структуры потребления энергии?
3. Какие нужны шаги по обеспечению баланса интересов стран и компаний в развитии глобального энергетического рынка углеводородов путем развития физической, информационной и институциональной инфраструктуры рынка?
4. Каким образом достичь транспарентности информации: как о запасах углеводородов в различных районах мира, так и о технологиях добычи и доставки, об экологических аспектах данной деятельности?
Сессия Б - Безопасность энергетики
5. Как обеспечить безопасность ядерной энергетики (уважая национальный выбор в этой области), сосредоточив усилия на защите от терроризма, безопасности реакторов и утилизации ядерных отходов?
6. Каким образом сократить (сравнительно с настоящим моментом) ущербы и риски ущерба природной среде и условиям жизни людей, возникающие при добыче, транспортировке, переработке и использовании энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах жизненного цикла?
Сессия В - Экология энергетики
7. Как расширить разработку и использование возобновляемых и экологически безопасных источников энергии, как повысить их коммерческую конкурентоспособность?
8. Как выработать и внедрить международные нормы по повышению доли возобновляемых источников энергии (для стран с различными уровнями развития и структурой национальной экономики).
9. Какими должны быть дальнейшие шаги по снижению выбросов парниковых газов? Как стимулировать «сдвиг» в пользу газа и других видов энергии с низкой «углеродоемкостью». Каким должно быть международное соглашение по снижению выбросов парниковых газов на период после 2012 г. (после первого периода действия Киотского протокола)?
Сессия Г - Стратегия энергетики
10. Какими должны быть контуры глобальной энергетической политики? Каковы исторические сроки перехода на новые технологии производства и сбережения энергии в увязке со сроками ужесточения проблем углеводородной энергетики в свете проблемы изменения климата?.
11. Как выработать международную энергетическую стратегию для обеспечения неистощительного использования энергетических ресурсов, как создать гарантии энергообеспеченности для будущих поколений жителей Земли?
12. Что в ближайшие двадцать лет надо сделать для энергообеспечения малообеспеченных групп населения Земли для их достойного существования?
13. Как НПО создать общую систему мониторинга законодательства и практических шагов правительств и компаний?
14. Что нужно сделать на встрече летом 2006 года? Как организовать регулярную деятельность НПО, чтобы достичь открытости и ясности в действиях правительств и компаний, убедиться в достаточности принимаемых мер государственного регулирования и международной координации, их соответствии долгосрочным целям развития человечества.
«О действиях по обеспечению глобальной энергетической безопасности». Рабочие материалы для обсуждения на "круглом столе"
Мы, ………., объединенные процессом «Гражданская восьмерка-2006», по итогам обсуждения, состоявшегося 9-10 марта 2006 г. в г. Москва, Россия, считаем своим долгом довести до сведения мирового сообщества, а также лидеров стран «восьмерки» наше видение проблем обеспечения глобальной энергетической безопасности, стоящих перед человечеством.
По нашему мнению, глобальная энергетическая безопасность – состояние глобального сообщества, при котором каждый житель Земли имеет гарантированный доступ к источникам энергии, обеспечивающих в долгосрочной перспективе – в количественном и качественном аспекте – удовлетворение потребностей в обеспечении здорового образа жизни, комфортной окружающей природной среды, условий интеллектуального и духовного развития.
Предвидимое истощение доступных запасов и возрастающий дефицит углеводородного топлива, уже проявившие себя в галопирующем росте цен и развязывании вооруженной борьбы за контроль над территориями их добычи и путями транспортировки.
Отсутствие технических решений, обеспечивающих безопасное (безаварийное и исключающее использование продуктов и технологий в военных целях) функционирование объектов атомной энергетики, в том числе хранение отработанного ядерного топлива и других отходов, демонтаж реакторов и другого оборудования выработавших свой срок станций.
Наличие искусственных препятствий для ускоренной разработки и распространения энергосберегающих технологий и технологий производства экологически чистых альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых ресурсов (ветровые, солнечные, биологические, приливные, геотермальные, бесплотинные гидростанции и т.д.), производства и продажи соответствующего оборудования по доступным ценам. Это уже в настоящее время препятствуют устойчивому развитию человечества и – в случае отсутствия адекватных мер – делают его невозможным при жизни нынешнего и будущего поколений.
При неизменном характере энергообеспечения уже в ближайшем будущем неизбежно реализуются следующие угрозы стабильности и безопасности:
• снижение уровня жизни в странах-потребителях традиционных энергоресурсов;
• усиление внутристранового социального расслоения, возникновение условий для внутристрановых социальных взрывов;
• консервация отставания стран Юга по уровню жизни и социально-экономического развития; замедление развития энергозависимых отраслей, в первую очередь, сельского хозяйства; сохранение почвы для международного терроризма и межнациональных конфликтов;
• углубление и расширение конфликтов, в том числе с применением вооруженных сил, за контроль над регионами добычи и путями транспортировки энергоносителей; повышение (в связи с расширением круга стран, использующих атомные технологии) вероятности конфликтов с использованием ядерного оружия;
• усиление соблазна пренебрежения правами жителей (в особенности, правами малочисленных коренных народов на сохранение традиционного образа жизни) и сохранностью экосистем в регионах добычи и на путях транспортировки энергоносителей, в особенности, в странах со слабыми демократическими традициями; утрата значительной части биологического разнообразия планеты.
Для достижения глобальной энергетической безопасности и устойчивого развития человечества ведущие индустриальные страны мира, и страны «восьмерки» в первую очередь, должны предпринять согласованные действия во имя достижения следующих стратегических целей.
Цель 1. Переход – к середине (вариант – к концу) ХХI века - на преимущественное использование альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых ресурсов (ветровые, солнечные, биологические, приливные, геотермальные и т.д.), максимально приближенных к конечному потребителю и доступных большинству жителей планеты;
Цель 2. Предотвращение (сокращение сравнительно с настоящим моментом) ущербов, снижение рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей, возникающих при добыче, транспортировке, переработке и использовании традиционных для ХХ века энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах их жизненного цикла.
Для достижения вышеуказанных целей лидеры стран «восьмерки» должны поручить Правительствам своих стран:
• разработать, обсудить и вынести на утверждение саммита-2010 проекты страновых, региональных и глобальной инвестиционных программ существенного (например, к концу века в 10 раз по отношению к сегодняшнему американскому стандарту расчете на душу населения) повышения энергоэффективности обеспечения достойного образа жизни;
• разработать, обсудить и вынести на утверждение саммита-2010 проекты страновых, региональных и глобальной инвестиционных программ массового производства оборудования для получения тепловой и электрической энергии из возобновимых (альтернативных) источников, доступных по цене большей части населения;
• осуществить создание глобальной системы мониторинга деятельности по добыче и транспортировке углеводородного сырья, в том числе с использованием средств космического базирования, имеющей целью предотвращение ущерба глобальной природной среде;
• разработать и не позднее 2010 года вынести на обсуждение ООН и ЕС проект международной (глобальной) системы компенсации ущербов (экономической ответственности за ущерб) окружающей среде и ее компонентам, здоровью людей, нанесенных деятельностью по добыче, транспортировке и переработке углеводородного и ядерного сырья, хранению, захоронению и переработке полученных отходов; международной системы обязательного страхования экологических рисков.
Итогом саммита-2006 должны также стать поручения Правительствам стран «восьмерки» подготовить к рассмотрению и утверждению на саммите-2007 в Германии проекты следующих международных документов:
1. О взаимных обязательствах стран «восьмерки» по использованию лучших экологически чистых технологий при добыче и транспортировке углеводородного и ядерного топлива, предусматривающих, что страны совместно:
• сформулируют список экологически лучших имеющихся технологий и будут его регулярно обновлять;
• окажут друг другу помощь в передаче передовых экологически чистых технологий;
• предпримут меры формированию общественного мнения - моды на энергоэффективный образ жизни, включая потребление соответствующих товаров и услуг.
2. О создании, в частности, через налог на потребление энергии, полученной из невозобновимых источников, Фонда Группы Восьми «Справедливое распределение энергии» (Just Energy Sharing Fund), для инвестиций в распространение энергосберегающих технологий и технологий получения тепловой и электрической энергии из возобновимых (альтернативных) источников (например, через выкуп патентной информации и обеспечение ее свободного использования).
3. О прекращении с 2008 (2010) года государственного субсидирования энергетики, основанной на использовании ядерного топлива [и угля] [и углеводородного сырья].
4. О введении с 2010 года гармонизированного на уровне стран "восьмерки" норматива удельного расхода топлива на выпускаемых новых автомобилях, и его последовательном снижении.
5. Об обеспечении взаимосогласованного «восьмерки" уровня информационной открытости энергетического сектора, включая как сведения о запасах и производстве различных видов и источников энергии, так и социально-экологические данные о последствиях деятельности топливно-энергетического комплекса.
6. Об обеспечении участия общественности, международных и национальных гражданских организаций в разработке международных, региональных и национальных государственных мер (стратегий, концепций, программ и т.д.) в области энергетики, в том числе в форме участия в обязательной стратегической экологической оценке в соответствии с нормами международного и национального права.
ЦЕННЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ЭКСПЕРТОВ,
которые могут быть учтены при доработке текста.
Арктика. Принимая во внимание, что в будущем большая часть топливных ресурсов стран Группы Восьми будет добываться именно в Арктике, а арктические экосистемы особенно уязвимы к антропогенному вмешательству:
• обеспечить, чтобы с 2015 г. добыча и транспортировка углеводородов в Арктике велась только с использованием экологически чистых технологий;
• обеспечить сохранение арктических экосистем; принять адаптационные меры, учитывающие последствия глобального изменения климата в Арктике;
• принять и реализовать совместный план научных исследований стран Восьмерки в Арктике; развить системы мониторинга и предупреждения негативных явлений.
Экологическая оценка и мировое наследие. При разработке международных и национальных мер (стратегий, концепций, программ и т.д.) в области энергетики проводить в обязательном порядке стратегическую экологическую оценку (СЭО) в соответствии с нормами международного и национального права, обеспечивающую информирование и участие представителей общественности (гражданского общества) в выработке этих мер.
Не должны осуществляться и получать поддержку никакие нефте- газо- или горнодобывающих проекты или мероприятия (включая техническую поддержку), которые могут оказать воздействие на существующие объекты мирового наследия, установленные в данный момент защищенные зоны или уязвимые естественные среды обитания (как это установлено в политике Всемирного Банка в отношении естественных сред обитания) или территории, которые в будущем государственные или местные власти планируют сделать охраняемыми. Кроме того, все проекты в добывающей отрасли, планируемые в известных “биологических горячих точках”, должны пройти дополнительное исследование на альтернативное развитие.
Риски и аварийные ситуации
Ни при каких обстоятельствах не должны поддерживаться проекты на территориях, вовлеченных в военные конфликты, или же там, где риски таких конфликтов очень высоки.
Для всех проектов в добывающей отрасли нужно гарантировать, что планы реагирования на аварийные ситуации составлены в самом начале разработки проекта, включая планы и процедуры налаживания надежных линий связи, которые позволят предупредить местные общины, надлежащее осознание потенциальных воздействий, адекватный мониторинг и техническое обслуживание.
Проекты совместного осуществления (ПСО) и механизма чистого развития (МЧР) Киотского протокола. “Золотые стандарты” - лучшая система контроля МЧР и ПСО, которую поддерживает сообщество НПО. Она уже применяется правительствами нескольких стран ЕС (например, Германии, Дании) а также находит поддержку в деловой среде. Проекты, соответствующие “золотому стандарту”:
• включают лишь проекты развития возобновляемых источников энергии и проекты повышения эффективности энергопотребления, поскольку по своей природе эти технологии обладают низкими экологическими рисками;
• определенно удовлетворяют тесту на “дополнительность” (то есть они не являются обычными коммерческими проектами);
• используют методику вовлечения экологических и социальных индикаторов для проверки вклада проекта в устойчивое развитие.
Доведение к 2015 году доли использования возобновимых источников энергии до 20%. Этими источниками в первую очередь должны обеспечиваться сельские и бедные слои населения, не имеющие доступа к нынешней системе энергоснабжения.
О стратегической цели предотвращения негативных последствий изменения климата. Международная коалиция НПО, занимающаяся проблемой изменения климата (Climate Action Network) на основании анализа последних научных данных пришла к твердому выводу, что изменение климата должно быть ограничено уровнем 2 град. С (по отношению к «доиндустриальному» уровню середины ХIХ века). Большие средние изменения температуры приведут к необратимым изменениям в экосистемах и значительным социальным и экономическим потерям из за резко возросшего числа и силы негативных явлений: засух, наводнений, ураганов, «волн» жары, таяния льдов и вечной мерзлоты.
Программа работы "круглого стола"
9 МАРТА
9.00 - 10.00
Пленарное заседание
• “Гражданская восьмерка-2006: процесс и перспективы». Элла Памфилова, Координатор национальной рабочей группы Консультативного совета/Россия.
• “Большая восьмерка: история и деятельность». Виктория Панова, Исследовательская группа по Большой восьмерке, региональный директор/Россия.
• “История взаимодействия Большой восьмерки с гражданским обществом” Питер Хайнал, Исследовательская группа по "Большой восьмерке" Университета Торонто/Канада
• “Вовлечение гражданского общества в процесс «Восьмерки» в 2005 г.» Питер Ричи, Chatham House/Великобритания
• “ Взаимодействие международного бизнеса как части гражданского общества с G8“. Татьяна Монэгэн, генеральный секретарь Международной Торговой Палаты, в России/Россия
Ответы на вопросы
Рабочая группа по энергетической безопасности
Координаторы: Григорьев Леонид Маркович
Захаров Владимир Михайлович
Кокорин Алексей Олегович (координатор редакционной группы)
10.00 - 12.30
Экономика энергетики
12.30 - 13.00
Формирование редакционной группы. Предложения по вопросам к Шерпам
13.00 - 14.00
Обед
Заседание редакционной группы
14.00 - 15.30
Безопасность энергетики
15.30 - 16.00
Перерыв на кофе
Заседание редакционной группы
16.00 - 18.00
Пленарное заседание с участием Шерп
10 МАРТА
Рабочая группа по энергетической безопасности
Координаторы: Григорьев Леонид Маркович
Захаров Владимир Михайлович
Кокорин Алексей Олегович (координатор редакционной группы)
10.00 - 11.00
Экология энергетики
Встреча с Руководителем Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Президентом Всемирной метеорологической организации А.И. Бедрицким
11.00-11.30
Перерыв на кофе
Заседание редакционной группы
11.30 - 12.00
Экология энергетики
12.00 - 13.00
Стратегия энергетики
13.00 - 14.00
Обед
Заседание редакционной группы
14.00 - 15.00
Стратегия энергетики
15.00 - 15.30
Обсуждение итоговых документов и рекомендаций
15.30 - 16.00
Перерыв на кофе
Заседание редакционной группы
16.00 - 18.00
Пленарное заседание
• Выступления координаторов рабочих групп
• Обсуждение итоговых документов/рекомендаций-предложений
• Принятие итоговых документов
18.30 Пресс-конференция
20.00 Встреча Консультативного совета