Материалы к "круглому столу" по образованию
Расписание Круглого стола
9-10 марта 2006 года
Центр международной торговли
123610, Россия, Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, вход 4.
9-Mar-06 День 1
8:00 9:00 Регистрация
9:00 10:00 Пленарное заседание
«Гражданская восьмерка-2006: процесс и перспективы». Элла Памфилова, Координатор национальной рабочей группы Консультативного совета/Россия.
«Большая восьмерка: история и деятельность». Виктория Панова, Исследовательская группа по Большой восьмерке, региональный директор/Россия.
«История взаимодействия Большой восьмерки с гражданским обществом” Питер Хайнал, Исследовательская группа по "Большой восьмерке" Университета Торонто/Канада
«Вовлечение гражданского общества в процесс «Восьмерки» в 2005 г.» Питер Ричи, Chatham House/Великобритания
«Взаимодействие международного бизнеса как части гражданского общества с G8». Татьяна Монэгэн, генеральный секретарь Международной Торговой Палаты, в России/Россия
Ответы на вопросы
10:00 13:00 Рабочая группа "Образование"
Приветственное слово ведущего
Цель форума и ожидания участников
Объяснение процесса работы
Презентации участников
Вопросы и ответы
Общая дискуссия
13:00 14:00 Обед
14:00 15:30 Рабочие группы "Образование" по секциям
Представление ведущих
Представление участников
Предстаие темы
Дисскуссия
Формулирование предложений
Приоритезация предложений
15:30 16:00
16:00 18:00 Пленарное заседание с участием шерп
18:00 Прием
10-Mar-06 День 2
10:00 11:00 Рабочие группы "Образование" по секциям
Обмен впечатлениям
Продолжение дискуссии по предложениям
11:00 11:30 Перерыв на кофе
11:30 13:00 Рабочие группы "Образование" по секциям
Продолжение дискуссии по предложениям
Подготовка предложений для общего обсуждения
Подготовка доклада от секции
13:00 14:00 Обед
14:00 15:30 Рабочая группа "Образование"
Вводное слово ведущего
Выступление от секции
Вопросы и дискуссия по теме
Выступление от секции
Вопросы и дискуссия по теме
Выступление от секции
Вопросы и дискуссия по теме
Выступление от секции
Вопросы и дискуссия по теме
Подведение итогов работы
15:30 16:00 Перерыв на кофе
16:00 18:00 Пленарное заседание
Выступления координаторов рабочих групп
Обсуждение итоговых документов/рекомендаций-предложений
Принятие итоговых документов
Координатор направления «Образование»: Лопухин Антон Михайлович
A.Lopukhin@ayl.ru
Повестка рабочей группы «Образование»
1. Гражданское общество и образование -
a. СЕКЦИЯ 1 Гражданское образование
1. Гражданское образование, его задачи и содержание
2. Формы реализации гражданского образования
b. СЕКЦИЯ 2 Участие граждан в управлении и развитии образования
1. Самоуправление учащихся и их влияние на образовательный процесс
2. Участие родительской, педагогической, деловой общественности в управлении образованием на разных уровнях.
3. Участие институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной политики в области образования и формировании образовательных стандартов.
2. Образование как средство интеграции
a. СЕКЦИЯ 3 Образование для всех
1. Доступность образования
2. Образование для учащихся со специальными потребностями
b. СЕКЦИЯ 4 Образование в мультикультурном обществе
c. СЕКЦИЯ 4 Образование как инструмент интеграции мигрантов
Материалы к обсуждению
Уважаемые коллеги, участники рабочей группы «Образование»!
Рад вас приветствовать в Москве. Мне бы очень хотелось, что два дня нашей общей работы были не только приятными для всех участников, но эффективными и полезными. Позвольте мне поделиться своим видением того, чего нам бы хотелось достичь.
Думаю, что главная цель нашей встречи, это прежде всего формирование запроса от гражданского общества к лидерам стран восьмерки в области образования.
Россия была инициатором обсуждения вопросов, связанных с образованием на встрече лидеров восьми стран в Санкт-Петербурге. Президент России В.В. Путин неоднократно отмечал, что «проблема образования, актуальна для всех стран мира без всякого исключения. Даже вне зависимости от уровня экономического развития. Ну конечно, есть страны, которые нуждаются в особой поддержке с точки зрения развития образования. Но она актуальна, повторяю, для всех, потому, что даже в развитых странах мира мы часто сталкиваемся с безграмотностью, либо с малограмотностью. А это - огромная проблема, которая уже связана собственно не только с образованием. Без образования, об этом я уже даже и не говорю, вообще не возможен ни экономический, ни социальный прогресс.»
Правительства всех стран восьмерки, в том числе и России, готовят и свои предложения для обсуждения этой темы и согласовывают проекты возможных решений. Однако, если голос того общества, которому эти правительства призваны служить, не будет услышан и принят во внимание, то очень велика вероятность того, что будет упущено что то очень важное и существенное.
16 февраля состоялся первый круглый стол, в котором приняло участие около 30 ведущих экспертов из гражданских организаций стран восьмерки. На этом круглом столе был определен круг вопросов, которые планируется обсуждать и предлагать решения на нашем форуме. Это была очень интересная и конструктивная дискуссия, результатом которой стал документ, с которым вы уже смогли познакомиться выше. Мы все практически единогласно сошлись во мнении, что основными в нашем обсуждении должны стать две большие темы: «Гражданское общество и образование» и «Образование, как средство интеграции общества». Каждая из этих тем очень велика и многогранна, поэтому и будет обсуждаться в двух секциях. Здесь мне бы только хотелось обратить ваше внимание на желаемый результат нашей работы.
Убежден, что опираясь на опыт каждого участника, послужит тем основанием, на котором мы сможем совместно выработать очень ясные предложения для лидеров восьми мировых держав, предложения, которые послужат основой для конкретных решений и будут реально способствовать решению тех проблем, которые мы поднимаем. В рамках нашей работы состоится встреча с шерпами - помощниками восьми лидеров по подготовке саммита. Именно на этой встрече у нас будет возможность озвучить свои предложения, послушать и другую точку зрения, постараться найти взаимопонимание и согласие с людьми, представляющими официальную точку зрения восьми великих держав.
Еще раз позвольте пожелать нам интересной и плодотворной работы.
Антон Лопухин,
Координатор направления «Образование»
«Гражданское образование»
Основная цель
Для придания необходимого импульса развитию гражданского образования необходимы ясно выраженная позиция и политическая воля государств-участников по дальнейшему осуществлению предлагаемых ими мер. Гражданское образование в целях развития активной гражданственности и создания демократической культуры должно стать приоритетной задачей выработки образовательной политики и осуществления долгосрочных реформ на всех уровнях системы образования.
Задачи
• привлечь внимание к тому, насколько важную роль на протяжении всей жизни играет формальное и неформальное образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, и образование в области прав человека;
• повысить осведомленность в том, как формальное и неформальное образование вносит вклад в развитие демократической гражданственности, социального и межкультурного диалога, уважения к разнообразию и правам человека;
• усилить приверженность государств восьмерки их обязательствам в данной сфере как приоритетной задачи выработки образовательной политики и осуществлять долгосрочные реформы на всех уровнях системы образования;
• обеспечить компетентные органы власти государств-членов восьмерки рамочными стандартами действий и инструментария, направленных на повышение роли образования в целях развития и содействия демократической гражданственности и защите прав человека для решения конкретных проблем на основе стимулирования гражданского участия и социального включения молодежи.
Ключевые вопросы повестки дня
Как соединить политику и практику гражданского образования?
Примеры действий, которые могут быть предприняты:
• подготовка рекомендаций по разработке образовательных, программ, внедрения мер проверки качества, контроля и оценки стандартов в области гражданского образования;
• подготовка и переподготовка преподавателей «обычных» дисциплин в государственной системе образования;
• поддержка неформального образования, в том числе неправительственных организаций, в школе, университете и в образовании взрослых.
Как гражданское образование может внести вклад в решение социальных проблем и содействовать общественному диалогу?
Примеры действий которые могут быть предприняты:
• Одобрение инновационных подходов, методов, стратегий в гражданском образовании;
• разработка предложений по созданию площадок гражданственности как центров демократического развития, позволяющих гражданам быть непосредственно вовлеченными в процесс принятия решений;
• разработка рекомендаций по сетевому взаимодействию и гражданскому партнерству вокруг образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, создание проектов и государственных программ гражданского образования.
• разработка новых рамок будущего сотрудничества в области изучения демократии, которые примет во внимание все международные документы в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и обучение правам человека.
Возможные результаты
Позиция, зафиксированная в международных документах по вопросам гражданского образования, основана на том, что способность к разумному и ответственному участию в жизни и делах общества требует усвоения. При этом признаётся, что несмотря на то, что многое в этой области может быть почерпнуто в неформальной обстановке семьи, суть современной жизни такова, что этого никогда не будет достаточно для формирования слоя информированных и деятельных граждан, необходимого для продолжительного существования современных демократических обществ.
Таким образом, требуется активное вмешательство государства, находящееся, однако, в рамках целостного подхода к правам и свободам человека и не противоречащее конституционному и международному праву.
В. Гефтер
Участие граждан в управлении и развитии образования
Данная тема исторически обоснована тем, что если до Средних веков область образования, в первую очередь массового школьного, находилась в ведении местных общин, то потом она перешла в ведение церкви, а начиная с Нового времени – в ведение государства, практически безраздельное. Общество все больше отчуждалось от школьного образования, особенно явно это проявилось в «континентальной» модели (Франция, Германия, там же и Россия). В англо-саксонской модели (Великобритания, США, Канада) роль общества была несколько больше. В частности, англо-саксонская модель дала такую форму общественного самоуправления в школе, как школьные Управляющие советы (Governing Bodies, School Boards), которая сейчас все более распространяется в мире.
Значительно большего общественного участия и большей меры самоуправления требуют и традиционные модели высшего университетского образования.
В последнее время вопросы расширения участия гражданского общества в образовании активно выдвигаются Президентом РФ (ср. Поручение правительству от 10.12.2005 и др.).
Предложения
Расширить общественную дискуссию с предложением тематики для ведущих СМИ, о необходимости широкого участия общественности (родительской, профессиональной, деловой и др.) в жизни образования и в управлении образованием.
Министрам образования стран G-8 – расширять формы участия гражданского общества в национальных образовательных системах на всех уровнях:
- школьное образование (стимулирование становления школьных Управляющих и Попечительских советов, расширение прав на управление школой представителей родительской общественности);
- университетское образование (расширять полномочия комитетов студенческого самоуправления, стимулировать развитие университетского самоуправления академического сообщества);
Министрам финансов стран G-8 – расширить обмен по действенным моделям налогового стимулирования общественных инвестиций и меценатства в образовании, вводя в своих странах наиболее эффективные модели.
А.Пинский
Роль органов самоуправления учащихся в управлении и развитии образования и становлении гражданского общества.
Общественное участие в управлении и развитии образования, возможность гражданского общества влиять на образовательные процессы - одна из важнейших демократических ценностей.
Гражданское общество является, с одной стороны потребителем системы образования, то есть должно формировать заказ на образовательные услуги, с другой стороны – служит важнейшим ресурсом образования. В последнее время дискуссия о широком участии гражданского общества в образовании активно расширяется, с учетом возникающих в обществе несоответствий между общественными запросами и предлагаемыми образовательными и воспитательными технологиями. Зачастую, невозможность местных сообществ влиять на образовательные институты, отсутствие обратной связи и непосредственного контакта с гражданами приводят к конфликтным ситуациям и социальной напряженности.
Для устойчивого развития демократического общества чрезвычайно важно наличие институтов местного самоуправления и местных сообществ. Эффективное функционирование этих институтов возможно только тогда, когда молодые люди, начиная еще со школьной скамьи, приобретают понятие о самоуправлении и учатся на практике применять соответствующие инструменты.
В связи с этим, расширение участия граждан, особенно молодежи, в управлении и развитии образования, и их участие в самоуправлении и жизни местных сообществ, должно стать ключевым инструментом будущего укрепления демократических ценностей.
Успешное решение этой проблемы, во многом зависит от формирования и развития у подрастающего поколения демократического сознания, его подготовки к реальной жизни. Молодежи необходимо осваивать действия, ведущие к овладению навыками социального взаимодействия людей, иметь возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. И здесь немалую роль играет создание и развитие органов ученического самоуправления, которые являются не только школой демократии для молодежи, но и способны внести реальный вклад в развитие образования.
Самоуправление – не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.
Приоритетные темы и вопросы для обсуждения:
• Создание реальных органов самоуправления «снизу», то есть по инициативе и непосредственном участии самих учащихся;
• Активное использование при создании, управлении и развитии школьных и студенческих советов демократичных методов и процедур – избираемость органов, распределение обязанностей, процедуры принятия решений на основе консенсуса, тайные прямые выборы, общественный контроль и т.п.;
• Взаимодействие органов ученического самоуправления с различными социальными группами местного сообщества; социальный и общественно-значимый характер их деятельности.
• Воспитание молодых лидеров местного сообщества в системе органов самоуправления учащихся;
• Партнерская модель отношений администраций учебных заведений с учащимся сообществом.
Тимофеева А.В.
Образование для детей и молодежи со специальными потребностями
Тематические предложения
Механизмы внедрения инклюзивного образования:
• Выявление детей с особыми образовательными потребностями.
• Вопросы стандартов, аттестации детей с особыми образовательными нуждами.
• Подготовка специалистов (учителей, ассистентов учителей, сопровождающих лиц) массовых школ для работы со школьниками, имеющими особые образовательные потребности, в том числе путем создания и развития специальных ресурсных центров.
• Обеспечение доступности и «технических» условий (безбарьерная среда) для обучения школьников и студентов с особыми образовательными потребностями.
• Инициативы по совершенствованию нормативно-правовой базы интегрированного образования и системы раннего вмешательства на основе международного опыта и реализации Федерального закона «Об образовании в РФ»
• Вовлечение общественных организаций, объединений родителей, экспертов в развитие инклюзивного образования и обеспечение доступа к нему. В том числе разработка системы поддержки (материальной, информационной и правовой) образовательных потребностей учащихся со специальными нуждами.
• Поддержка инклюзивного образования через развитие системы конкурсов (грантов) среди школ и НПО, средства на которые (гранты) в первую очередь привлекать из средств национальных проектов
Необходимые мероприятия для достижения позитивных изменений
Практические результаты реализации права на образование детей с особыми потребностями и разработка конкретных предложений по совместным общественно-государственным инициативам в данной сфере. Механизмы международного/межгосударственного сотрудничества в решении проблем обеспечения доступа к образованию людей с особыми потребностями.
• провести международную конференцию представителей министерств образования стран G8, НПО и отдельных школ по проблемам реализации инклюзивного образования
• создать Международную (эксперты из НПО, департаментов образования стран 8) экспертную группу по инклюзивному образованию
• создать коалицию университетов стран G8 по вопросам подготовки кадров (управленцев и педагогов) инклюзивного образования
• Участие НПО в принятии решений и исполнении государственных программ и заказов по образованию детей со специальными образовательными нуждами.
Образование для всех
• Методы обучения, поощряющие участие и развитие личности.
• Пересмотр практики распределения по разным потокам и отбора детей в школы.
• Справедливость системы экзаменов, позволяющая каждому ребенку продемонстрировать свои успехи в учебе.
• Возврат к усилению внеклассной поддержки со стороны школы.
• Расширение участия родителей и широкой общественности в обучении.
• Исследование в области детского труда и его связи с посещаемостью школы и учебой.
• Усиление внимания доступности и качества образования для детей из малообеспеченных семей.
• Интеграция детей-инвалидов в общеобразовательной школе.
• Учет потребностей этнических школьников.
• Поощрение в самом широком смысле различных путей развития детей с раннего возраста.
• Должный контроль из центра за руководством школ на местах, включая учебные программы.
• Необходимые денежные трансферты местным органам власти, имеющие слабую финансовую базу.
Задачи и формы интеграции детей мигрантов средствами образования
• Интенсивное обучение языку, основам истории, культуры и законодательства страны проживания, ускоренная пропедевтическая подготовка по базовым школьным предметам.
• Дальнейшее развитие школ с этнокультурным компонентом содержания.
• Обеспечение возможности обучения родного языка и культуры через систему дополнительного образования.
• Распространение Центров дополнительного образования на основе изучения языков и иных форм знакомства с различными культурами.
• Доступ абитуриентов из числа мигрантов для получения бесплатного профессионального образования.
• Трудоустройство студентов из зарубежных стран в процессе их учебы силами бизнес и других негосударственных структур.
• Систематическая работа по сближению иностранных студентов с местной молодежью и населением в форме многонациональных лагерей и слетов, клубов интернациональной дружбы, совместных профессиональных тренингов.