Петер И. Хайнал. Вопросы гражданского общества на саммите «большой восьмерки» в Глениглcе
Подготовлено для доклада на Международном форуме неправительственных организаций 9-10 марта 2006 г. в Москве
Петер И. Хайнал, Университет Торонто (Исследовательская группа «большой восьмерки»)
5 марта 2006 г.
НЕ ВОСПРОИЗВОДИТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА
Обоснование
В отличие от формальных, структурированных международных организаций (например, Организации Объединенных Наций (ООН) или Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), группа «большой восьмерки», как и ее предшественник, «большая семерка» - это неформальный, гибкий и относительно небюрократизованный форум. Форум не базируется на межправительственном соглашении и не имеет секретариата. Отношения между гражданскими обществами стран «большой восьмерки» (или «семерки») – также по большей части неформальны, в отличие от давно установившихся, четко определенных отношений негосударственных организаций с ООН и множеством других формальных международных организаций. В каждой стране существуют свои собственные процессы и структуры, и административные отделы, ответственные за контроль, координацию и поддержку мероприятий и проблемы «большой восьмерки/семерки», могут находиться в разных правительственных подразделениях – как на уровне саммита, так и на более низких уровнях (министерств и рабочих групп). Это прямо влияет на взаимодействие гражданских обществ как с системой «большой восьмерки/семерки» в целом, так и с правительствами отдельных стран «большой восьмерки». История таких взаимодействий может быть условно разделена на четыре этапа.
На первом этапе, с начала дипломатических встреч глав государств в 1975 г. до 1980 г., взаимодействие гражданского общества и «большой семерки» было довольно ограниченным, хотя отдельные научные общественные организации в 1978 г. начали обсуждение саммитов, а некоторые профсоюзы и другие неправительственные организации (особенно в Соединенных Штатах) попытались обсудить с собственным правительством вопросы, которые они хотели бы вынести на саммит уже в 1976 г. На втором этапе (1981-1994 гг.) гражданское общество признало «большую семерку» - влиятельную группу, впоследствии развившуюся в крупную международную организацию, на повестке дня которой появилось немало других вопросов, помимо изначальных проблем координации макроэкономической деятельности. «Семерка» стала законной целью для лоббирования и оппозиции. На третьем этапе (1995-1997 гг.) «большая восьмерка/семерка», в свою очередь, открыто признала гражданское общество. Впервые в официальных документах саммита 1995 г. в Галифаксе использовались термины «гражданское общество» и «неправительственные организации»; в коммюнике саммита гражданское общество и неправительственные организации упоминались в контексте содействия устойчивому развитию и реформы международных финансовых учреждений. С тех пор все саммиты в том или ином контексте обращались к гражданскому обществу; о гражданском обществе по цепочке заговорили и на встречах министерств и прочих уровнях системы «большой восьмерки/семерки». На четвертой стадии, начавшейся в 1998 г. и продолжающейся до сих пор, гражданское общество становится более влиятельным и сложным. Саммит 1998 г. в Бирмингеме стал переломным моментом в этом взаимодействии. Во время юбилейного саммита 2000 г. коалиция лоббировала освобождение от долга и организовала зрелищную цепь из 70 тыс. мирных демонстрантов, окруживших здание Саммита, и подала лидерам государств петицию о прощении долгов. Это привело к беспрецедентной реакции «большой восьмерки»: премьер-министр Великобритании Тони Блэр от имени «большой восьмерки» ответил на петицию отдельным документом, составленным на саммите. В дополнительном заявлении Блэр подчеркнул благородный характер юбилейной кампании, ставшей убедительным поводом для прощения долгов.
Саммит 2001 г. в Генуе стал более зловещей вехой во взаимоотношениях гражданского общества и «большой восьмерки». Он вызвал массовые протесты и был омрачен насилием. Ход саммита был сильно ограничен протестами извне, и, как сообщалось позднее, угрозой террористических актов против лидеров государств. Большинство групп гражданского общества ограничилось мирными демонстрациями, однако некоторые анархисты проявили насилие и встретили ревностный отпор полиции. В результате многие участники митингов получили телесные повреждения, один из митингующих был убит. Всего несколько месяцев спустя случились трагические события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. В этой новой, угрожающей атмосфере стал более актуальным вопрос о ходе проведения саммитов «большой восьмерки», о выступлениях групп гражданского общества и других противников саммита.
Однако решительные действия гражданского общества в различных формах продолжились и после встречи в Генуе. Традиционное взаимодействие «большой восьмерки» и гражданского общества было нарушено на саммите 2004 г. на американском острове Си-Айленд. Нынешняя администрация США не была заинтересована в активном участии гражданского общества и всячески препятствовала неправительственным организациям проводить мирные демонстрации и даже общаться со средствами массовой информации. Тем не менее, хотя и в усеченном виде, общественные организации смогли выразить свое мнение.
Саммит в Глениглсе
Консультации
Великобритания – принимающая сторона – начала диалог с гражданским обществом заранее, еще в процессе подготовки саммита в Глениглсе. Две центральные темы, которые будут обсуждаться на саммите – проблемы Африки и изменения климата – получили большой отклик в гражданском обществе. Многие негосударственные организации имеют желание и достаточные опыт и квалификацию для того, чтобы предоставить правительствам стран «большой восьмерки» ценную исчерпывающую информацию по этим вопросам, а также повлиять на их решение. Со своей стороны, африканские неправительственные организации все активнее действуют на международной арене; некоторые из них уже участвовали ранее в диалоге с официальными представителями стран «большой восьмерки». Что касается изменений климата – экологические организации являются одними из старейших и разнообразнейших элементов гражданского общества на местном, государственном, региональном и международном уровне. Взаимодействие общественных организаций с правительствами и международными организациями (включая «большую восьмерку/семерку») по экологическим вопросам имеет долгую историю и различные результаты: от продуктивного, плодотворного взаимообмена до конфронтаций.
Решение премьер-министра Тони Блэра о создании Комиссии по Африке отражает заинтересованность Великобритании в странах Африки. Отчет Комиссии от 11 марта 2005 г. охватывает сразу множество африканских проблем. Отчет получили правительства стран «большой восьмерки», негосударственные организации и частный сектор. Этот отчет имеет непростое отношение к проекту «Новое партнерство для развития Африки» (NEPAD) и принятой в 2002 г. на саммите в Кананаскисе Африканской Инициативе стран-членов «большой восьмерки», но выводы Африканской Комиссии совпадают с намерениями Африканской Инициативы, а также нацелены поддерживать NEPAD, а не конкурировать с ней. Британское президентство «большой восьмерки» провело важное сравнение между рекомендациями Комиссии по Африке и итогами встречи «большой восьмерки» в Глениглсе. Эти вопросы совпадают с основными разделами отчета Комиссии по Африке: управление и создание возможностей, мир и безопасность, «включение всех», экономический рост и сокращение нищеты, развитие торговли, ресурсы и «как это сделать».
Чатем-Хаус (Королевский Институт международных отношений) в начале 2005 г. в сотрудничестве с FIM, LEAD International, сетью «Зеленый Мир» и «Сетью действий по климату» организовал полезный и плодотворный проект консультаций стран-участников «большой восьмерки». Этот диалог основывается на инициативе, принятой еще до встречи в Кананаскисе и продолженной на саммите в Эвиане в 2003 г. (прервавшейся лишь на саммите в Си-Айленд 2004 г.).
Консультации стран-участниц «большой восьмерки» состояли из серии встреч в 2005 г. Две встречи экспертной группы состоялись 21 марта; одна была посвящена проблемам Африки, другая – изменениям климата. Рекомендации, вынесенные на этих встречах, обсуждались далее 23 марта, когда 18 представителей общественных организаций встретились с пятью шерпами (и четырьмя помощниками шерп стран-членов «большой восьмерки», шерпы которых не представляли их на заседаниях). Впервые на консультации были представлены правительства всех стран «большой восьмерки», что свидетельствует о растущей продуктивности диалога. В консультациях участвовали представители общественных организаций из Африки, Европы, Ближнего Востока, Азии и Северной Америки, заинтересованных проблемами Африки и изменений климата. Обсуждались вопросы прощения долга, оказания помощи развивающимся странам в размере 0.7% ВНП развитых стран; проблемы торговли, государственного управления и изменений климата. Шерпам было дано несколько специальных рекомендаций. 21 июля состоялось совещание под названием «Итоги Глениглса и дальнейшие действия». На совещании и дискуссии глав правительств обсуждали итоги Форума африканского партнерства. На заседании 10 октября обсуждались вопросы изменения климата. Наконец, 7-8 ноября состоялась конференция, «Повестка дня «большой восьмерки», посвященная выполнению решений саммита в Глениглсе. На этой конференции британский и российский шерпы консультировались с представителями частного сектора и некоммерческих общественных организаций. В начале 2006 г. появится окончательный отчет «Консультации «большой восьмерки» в 2005 г.: процесс, перспективы, рекомендации».
Непосредственно перед саммитом в Глениглсе и во время него, Тони Блэр и некоторые другие лидеры стран «большой восьмерки» встречались с представителями гражданского общества, в том числе с рок-музыкантами Бобом Гелдоф и Боно, которые, в отличие от официальных неправительственных организаций и СМИ, имели прямой доступ к лидерам государств и могли напрямую разговаривать с ними. О радушном отношении британцев к представителям гражданского общества стала выдача аккредитации представителям многих негосударственных СМИ и организация пресс-конференций для них.
Концерты «Живой восьмерки»
Боб Гелдоф, Боно и многие другие поп-звезды дали серию концертов «Живая восьмерка», как бы напоминая о серии благотворительный концертов «Живая помощь» в голодающей Эфиопии двадцать лет назад. В данном случае целью концертов стало скорее просвещение молодежной аудитории и желание дать голос молодым, чем просто сбор денег. 1 июля по всему миру состоялось десять рок- и поп-концертов, собравших огромные аудитории. Например, на концерт в Лондонском Гайд-Парке пришло 200 000 зрителей, в Москве – 20 000. Заключительный одиннадцатый концерт состоялся в Эдинбурге 6 июля, накануне саммита. Сообщалось, что общее число телезрителей концерта во всем мире превысило 3 миллиарда человек. Большинство людей, конечно, просто пришло бесплатно послушать музыку, но зато накануне саммита они узнали о глобальных вопросах, о которых прежде не слышали или не задумывались. Высокопоставленные лица, в том числе Кофи Аннан и Нельсон Мандела, воспользовались случаем обратиться к народу во время концертов «живой восьмерки» и присоединиться к призыву простить долги, предоставлять больше помощи и лучшего качества, и вести более честную торговлю. Мандела призвал лидеров «большой восьмерки» не говорить, а действовать.
Роль знаменитостей
В Глениглсе Гелдоф и Боно все время были на виду - во время концертов «живой восьмерки», на общественных мероприятиях, в Медиа-центре Глениглса, и в самом отеле «Глениглс». На пресс-конференции, которую рок-музыканты дали 6 июля в Медиа-центре, при участии кенийского эколога, лауреата Нобелевской премии мира Вангари Маатаи, британского сценариста Ричарда Кертиса и других, Боно и Гелдоф говорили о своих беседах с Блэром, Бушем, Мартином, Шредером, Шираком и Путиным. В конце саммита, сразу же после заключительной пресс-конференции Тони Блэра, Боно, Гелдоф и другие звезды провели свои пресс-конференции в том же зале для брифингов, что и Тони Блэр.
Во время саммита с официальными лицами встречались и другие знаменитости. Группа религиозных лидеров, возглавляемых Далай-Ламой – в том числе представители Русской православной церкви, Всемирного совета церквей, Центральной Конференции Американских раввинов, Латиноамериканского совета церквей и Межрелигиозного Совета Мексики, - подписали «Совместную декларацию по вопросам изменения климата и защите жизни». Декларация была передана британскому представителю на саммите 5 июля. Папа Бенедикт XVI присоединился к тем, кто поддерживает идеалы и ценности «живой восьмерки».
Марш протеста против нищеты
Эта многочисленная и почти полностью мирная демонстрация прошла в столице Шотландии – Эдинбурге 2 июля. В марше приняли участие 225 000 человек, в том числе представители разных неправительственных организаций и анти-глобалистских коалиций, возглавляемых «Маршем против нищеты», движением «Несогласие» (антиглобалистская «сеть сопротивления», направленная против «большой восьмерки»), группой «Альтернатива «большой восьмерке» и другими. Сам «Марш против нищеты» действует под эгидой Всемирного созыва против нищеты. Участники марша и поддерживающие их люди во всем мире в этот день одели белые браслеты, призывающие покончить с нищетой.
Саммит альтернативной «большой восьмерки»
Этот саммит, проводившийся в Эдинбурге параллельно, открылся митингом 1 июля и продолжился 3 июля восемью пленарными заседаниями и 60 совещаниями и семинарами. Целью альтернативного саммита было объявлено скорее противодействие «большой восьмерке», чем сотрудничество с ней. Желающим участвовать в этом событии было продано 5000 билетов. Две из обсуждаемых тем дублировали темы саммита «большой восьмерки»: проблемы Африки и изменения климата. Анти-саммит следовал традициям «альтремондистов»; в нем участвовало много социалистов и коммунистов из Шотландии, Англии, Италии, США, Франции, Африки и Азии. Темой пленарных заседаний было «Противодействие империализму, противодействие войне», «Борьба с корпоративной глобализацией и приватизацией», «расизм, беженцы и иммиграция», «Африка: поделятся ли Буш и Блэр?», «Получим ли мы правильный климат?», «Милитаризм и гонка ядерных вооружений», «Помощь, торговля и долг», «Атака на гражданские свободы и война – террору». Анти-саммит завершился митингом на тему «Концепция лучшего мира».
Вместе с тем, этот анти-саммит был крайне полезен встрече лидеров «большой восьмерки». Выступающие обвиняли правительства «восьмерки» в углублении нищеты, прежде всего в африканских странах, и призывали «большую восьмерку аннулировать долги целиком, а не списывать небольшие суммы нескольким развивающимся странам. В вопросах экономического роста стран Африки, докладчики сошлись на том, что ранее более здоровые экономические хозяйства развивающихся стран были разрушены поддерживаемыми Западом неолиберальными стратегиями торговли и приватизации. Не лучше отнеслись и к успешным концертам «живой восьмерке» и их главным организаторам: Боно и Гелдофа обвинили в том, что они участвуют «в танцах с дьяволом» и спят «в постели с врагом». Некоторые докладчики огорчились, что лидеры «большой восьмерки» поздравили участников марша против нищеты, приблизив их, таким образом, к власть предержащим.
По сравнению с концертами «живой восьмерки» и «маршем протеста против нищеты», альтернативный саммит не получил широкой огласки в официальных средствах массовой информации, несмотря на таких видных деятелей анти-глобалистского движения, как Сьюзан Джордж из АТТАК, Вальден Бело из «Фокуса глобального юга», активистка Бьянка Джаггер и Джордж Галловей, лидер британской партии «Respect» («Уважение»).
Другие события, форумы и демонстрации
Два сопутствующих форума собрали детей и молодежь. Непосредственно перед саммитом в Глениглсе, «Юная восьмерка» (глобалистская организация школьников) провела в Эдинбурге трехдневный форум, собравший около ста участников из стран «восьмерки». Школьники обсуждали ведение торговли и нищету в африканских странах, изменения климата. Коммюнике встречи школьников (его можно прочитать на сайте ) было передано Тони Блэру в первый день саммита «большой восьмерки». Состоялся также «Детский форум C8» при поддержке ЮНИСЕФ в Данблене, в котором приняли участие 17 делегатов в возрасте 11 - 18 лет из нескольких (в том числе беднейших) стран. Эта встреча вынесла рекомендации по противодействию нищете, насилию над детьми, распространению ВИЧ/СПИД, использованию детского труда, по стимулированию рационального управления, доступного образования и здравоохранения, полноценного питания. Делегаты детского форума присутствовали на заключительном концерте «живой восьмерки» в Эдинбурге, рекомендации Форума были переданы Тони Блэру.
Менее благоприятное событие состоялось в Эдинбурге 4 июля, когда в «черных кварталах» города неистовствовали несанкционированные митинги анархистов. Смешанные группы состояли из участников «Армии восстания», объявивших «Карнавал полного наслаждения» и более воинственно настроенных анархистов, противостоявших полиции. В результате множество человек получили ранения, 70-100 активистов были арестованы. Перед самым саммитом, 6 июля, группы анархистов в Стирлинге и Аухтерардере перекрыли движение на дорогах, ведущих в Глениглс, и блокировали движение трамваев. Было несколько ожесточенных стычек с полицией, в основном в пределах «Черного квартала», в частности в Аухтерардере от мирной демонстрации отделилось несколько сот воинственно настроенных анархистов. Нескольким зачинщикам удалось сломать стальное заграждение вокруг комплекса в Глениглсе; полиция была вынуждена послать подкрепление и восстановить заграждение. Позже, в полдень, состоялась мирная демонстрация, демонстрантам не разрешалось подходить к забору ближе, чем на 15 футов (5 метров).
Реакция гражданского общества на саммит в Глениглсе
Беглый взгляд на заголовки пресс-релизов, проведенных различными негосударственными организациями по окончании саммита, явно свидетельствует об их критическом тоне: “Справедливость для Африки откладывается: Кампания продолжается” (ActionAid – «Содействие»); “Саммит «большой восьмерки» принес больше разговоров, чем действий” [по вопросу изменения климата] («Международное общество друзей Земли»); “Народ кричал, восьмерка шепталась” («Глобальный созыв по борьбе с нищетой»); “Мэр упустил возможность обсудить угрозу изменения климата” («Гринпис», 7 июля 2005 г. на основе информации, просочившейся из коммюнике по Изменениям климата); “Буш не даст восьмерке договориться о климате” (Британский Институт общественно-политических исследований); “Аннулирование долгов: никакого сдвига” (Юбилейная кампания по прощению долгов); “Это шаг вперед для восьми взрослых, а не прыжок вперед для помощи детям” («Спасти детей», Великобритания); “Нежелание лидеров «восьмерки» противодействовать изменениям климата ставит под угрозу миллионы жизней” («Фонд Слез»); “Восьмерка повернулась к беднякам спиной” («Война поджидает»); “Восьмерка» не даст Африке достичь целей развития тысячелетия” («Движение мирового развития»); “Восьмерка» не включает изменения климата в повестку дня” (Всемирный Фонд дикой природы). Однако более внимательное чтение позволяет различить различные оттенки реакции: в частности, многие общественные организации подмечают серьезные положительные достижения саммита в Глениглсе.
Хотя в целом, общественная реакция на решения, вынесенные на саммите в Глениглсе по ключевым вопросам повестки дня, оказывается негативной, некоторые общественные организации признают и оценивают прогресс, достигнутый в отдельных направлениях. Например, «Всемирное движение развития» в итоговом годовом пресс-релизе назвало вынесенное в Глениглсе коммюнике “ударом по сотням тысяч слушателей, благоговейно внимавшим мировым лидерам, обещавшим справиться с нищетой в Африке.” По поводу аннулирования долгов, Всемирное движение отмечает, что инициатива списания долгов была прогрессивной, но неадекватной и невыполнимой для стран «большой восьмерки», давших подобное обещание.
Другой пример: «марш против нищеты», организованный в ответ на коммюнике Глениглса, поддерживал оказание помощи развивающимся странам, вместе с тем призывая государства «большой восьмерки» увеличить количество и улучшить качество помощи. «Оксфам Интернейшенл» реагировал более позитивно: он одобрил выделение «большой восьмеркой» дополнительных 50 млрд. $, которое к 2010 г. поможет спасти жизни 5 миллионов детей; однако отметил, что еще 50 миллионов детей все равно погибнут, потому что «большая восьмерка» не сдержала своих обещаний. «Оксфам Интернейшенл» противопоставляет выделенные 50 млрд. $, с растущим нежеланием экономически развитых стран пожертвовать 0.7% своего ВНД в помощь развивающимся странам (в этом случае к 2010 г. сумма бы составила 250 млрд. $). В вопросах торговли GCAP назвала «вопиющим разочарованием» «нежелание лидеров восьмерки действовать разумно», но признала, что по крайней мере они признали всю систему мировой торговли несправедливой и нуждающейся в изменении».
Что касается изменений климата, Всемирное общество друзей Земли заявило, что даже малая помощь, оказываемая Африке, и небольшая сумма списанных долгов перечеркивается нежеланием саммита заниматься вопросами изменений климата. Общество друзей Земли призвало Тони Блэра поставить вопрос о глобальном потеплении на повестку дня и усерднее работать над решением этого вопроса, а Буша - вообще осуждало за отсутствие прогресса. Наоборот, Общество приветствовало принятие в Глениглсе отдельной декларации по угрозе изменения климата, подписанное Бразилией, Китаем, Индией, Мексикой и Южной Африкой. «Гринпис» также аплодировал Тони Блэру за постановку вопроса об изменении климата на повестку встречи дня в Глениглсе и критиковал США как единственную страну «восьмерки», отказавшуюся предпринимать решительные меры. «Гринпис» одобрил совместное заявление пяти крупнейших развивающихся стран в Глениглсе, основанное на положениях Киотского протокола и призванное делиться технологиями устойчивого энергопотребления с развивающимися странами. «Гринпис» отрицательно комментировал раскол между США и остальными странами «восьмерки» по данному вопросу, но отметил прогресс – от ноябрьской встречи стран-участниц в 2005 г. в Монреале к исполнению Киотского протокола. Всемирный Фонд охраны дикой природы подчеркивает, что малая помощь, оказываемая Африке и небольшая сумма списанных долгов сводится на нет бездействием саммита в вопросах изменений климата. Кроме того, ВВФ обеспокоен “неспособностью «большой восьмерки» оказать финансово-техническую поддержку пяти крупнейшим развивающимся странам в разработке низкоуглеродных энергетических технологий ”
«Марш против нищеты» признал вклад саммита в дело борьбы с ВИЧ/СПИД, его “мужественное восприятие масштабов угрозы распространения СПИД” и обещание предоставить лечение всем нуждающимся к 2010 г., однако указал, что обещанной помощи будет явно недостаточно.
Влияние гражданского общества
Свидетельством влияния гражданского общества на саммит «большой восьмерки» является официальное признание гражданского общества в совместных документах и председателями «большой восьмерки», а также подчеркнутые возможности участия гражданского общества в реализации решений саммитов. Вот примеры упоминания гражданского общества в документах саммита: (как ни странно, гражданское общество и неправительственные организации упомянуты в итоговых документах всех саммитов, кроме коммюнике Глениглса): План действий саммита в Глениглсе: Изменения климата, чистое энергопользование и устойчивое развитие требует снижения уровня выбросов углерода … расширять сотрудничество с гражданским обществом [14(a)]. Документ об африканском партнерстве (расширенный Ближний Восток и Северная Африка) (партнерство за прогресс и общее будущее расширенного Ближнего Востока и Северной Африки) несколько раз упоминает вклад гражданского общества в укрепление демократии и поддержку развития региона. Декларация саммита «большой восьмерки» о противодействии терроризму утверждает, что основной задачей «большой восьмерки» является «сотрудничество с гражданским обществом по тотальному искоренению терроризма во всем мире” (параграф 6)
Другим показателем участия общества являются комментарии председателя. На итоговой пресс-конференции в конце саммита Тони Блэр заметил, что в ходе встречи достигнуто не все, чего хотел бы он сам и участники «марша против нищеты», сказав при этом: «это лишь начало, а не конец…. Все сделанное сегодня еще не меняет завтрашний мир” Премьер отметил положительное влияние гражданского общества, массовых демонстраций, участия знаменитостей, и поздравил «марш против нищеты»: «Я еще не знал подобной блестяще организованной кампании, которая бы затронула чувства такого огромного множества людей во всем мире.”
Сэр Никола Бейн, бывший британский дипломат и ученик встреч «восьмерки» на высшем уровне, в своей оценке саммита в Глениглсе назвал его отличительными чертами взрывы террористов в Лондонском метро и вызванную этими смертоносными атаками солидарность лидеров стран, а также “расширяющееся положительное воздействие гражданского общества.” Некоторые СМИ отмечают положительную роль гражданского общества в стимулировании прощения долгов и в уговаривании лидеров оказать двойную помощь африканским и другим бедным странам.
Характер взаимодействия гражданского общества с «большой восьмеркой/семеркой»
Какие же основные формы взаимодействия гражданского общества и системы «большой восьмерки/семерки» выработаны за последние годы? Первая форма сотрудничества – это консультации. Диалог с главами государств и правительств – важное средство обмена полезными идеями, выработки общих позиций и расширения легитимности как правительств стран «большой восьмерки», так и ответственных общественных организаций. Диалог подразумевает активное сотрудничество с правительствами стран-участниц (но необязательно полное соглашение с ними).
Во-вторых, демонстрации, требование прав, контроль за соблюдением правовых норм. Мирные демонстрации – неотъемлемое демократическое право, и правительства демократических стран должны не только не препятствовать, но, напортив, поощрять их проведение – независимо от того, согласно оно с требованиями демонстрантов из отдельных общественных групп или нет. Правительство также несет ответственность за обеспечение безопасности в ходе таких демонстраций, однако обеспечение правопорядка должно осуществляться профессионально и бесконфликтно. Демонстрации включают целый спектр мероприятий – от групп влияния, жалеющих сотрудничать с правительством, до маршей протеста, высказывающих резкое недовольство и не желающих сотрудничать. В числе участников последних могут оказаться и личности, склонные к насилию, использующие возможность подобных мероприятий для своих противоправных действий, тем самым угрожая мирному большинству общественных движений. Важную роль в гражданском обществе играли и играют группы влияния и контроль за соблюдением правовых норм.
В-третьих, проведение народных (параллельных) саммитов. Это также законная форма политической деятельности граждан и общественных организаций, и принимающая саммит страна должна скорее поддерживать альтернативные саммиты, чем препятствовать им. Эти мероприятия привлекают как лояльные правительству группы, так и не желающие сотрудничать. В идеале, правительство должно предоставить подобному собранию помещение в центре города, с телефоном, доступом в Интернет, питанием и другими удобствами для проведения конференции. Конструктивные предложения, принятые на таких встречах, затем передаются участникам саммита «большой восьмерки». Смежной темой является и предоставление рабочего пространства общественным группам. Во время последних саммитов (например, в Генуе в 2001 г.), общественные группы обращались с просьбой предоставить им помещение, где они могли бы встречаться, проводить дискуссии, подготовить документы, взаимодействовать с журналистами и правительственными чиновниками. В одном случае (на саммите в Окинаве в 2000 г.) принимающее правительство действительно предоставило неправительственным организациям подобный центр.
Наконец, надо упомянуть участие общественных организаций в организованных «большой восьмеркой/семеркой» совместных рабочих группах. Такие группы являются примером взаимовыгодного сотрудничества. Так же, как и в случае с обоюдным диалогом, партнерство означает желание сотрудничать, а не обязательно согласие правительства и частного сектора. И «большая восьмерка», и общественные группы должны быть многокомпонентными и разнообразными, плодотворно включать в себя представителей правительства, частный сектор и гражданское общество, совместно трудящихся на благо общества. Возможно, наилучшим примером подобного сотрудничества стала рабочая группа по компьютеризации, действовавшая в 2000 – 2002 гг. Инициатива «расширенный Ближний Восток», организованная на саммите в Си-Айленде, включающая декларацию «Партнерство за прогресс и общее будущее расширенного Ближнего Востока и Северной Африки», подразумевает партнерство множества участников в различных программах, таких как «Форум за будущее». По итогам саммита в 2005 г. в Глениглсе, партнерство множества участников подразумевается и в «созвездии» программ NEPAD/План действий «большой восьмерки» в отношении Африки/ Отчете Африканской комиссии. Но такое партнерство зависит от желания правительства и прочих участников выполнять решения саммита.
Заключение
Отличительной особенностью встречи в Глениглсе стала заинтересованность и энергичное участие общественных организаций, включая серию концертов «живая восьмерка» и марш против нищеты. Плодотворный диалог лидеров государств с гражданским обществом достиг беспрецедентно высокого уровня и привлек небывалое внимание общественности во всем мире к работе саммита «большой восьмерки», ее влиянию и роли в мире. Главы государств признали вклад гражданского общества и широкой мировой общественности в работу по достижению целей данной встречи. Исключительно большая роль отводилась знаменитостям (причем больше рок-звездам, нежели религиозным деятелям). Были и отрицательные моменты: действия неорганизованного, «анти-гражданского» общества, состоящего из анархистов на одном полюсе и террористов – на другом, омрачило ход встречи. И все же их действия явились скорее следствием извращенного признания всемирной значимости «большой восьмерки» со стороны экстремистки настроенных групп.
Каковы планы на саммит в Петербурге в 2006 г.? Основными вопросами повестки дня станут безопасность энергетики, здравоохранение и инфекционные заболевания, здоровье учащихся. По этим трем вопросам гражданскому обществу есть что сказать главам государств – участникам саммита, и их командам: например, об экологических последствиях разработки и использования энергии; об экономическом благосостоянии, общественном здоровье и уровне образования населения.
Надеемся, что новое российское законодательство по общественным организациям не помешает им функционировать так же хорошо, как они это уже делают в рамках существующего законодательства. В процессе диалога с гражданским обществом, российское правительство должно позволить группам и общественным движениям избирать своих собственных представителей, прислушиваться к нуждам и предложениям гражданского общества, а также делиться с общественными партнерами взглядами и намерениями правительства принимающей стороны (России) и, в ряде случаев, правительств других стран «восьмерки».
Очень радует, что Президент Путин организовал Президентский Совет по вопросам гражданского общества и правам человека, возглавляемый Эллой Памфиловой, заявившей на итоговой пресс-конференции 2005 года о том, что большинство неправительственных организаций начало формирование «Общественной «восьмерки» 2006 г.» в ответ на стремление российского правительства сотрудничать с российскими и международными общественными организациями во время президентства России в «большой восьмерке»”. В феврале 2006 г. «общественная восьмерка» организовала Консультативный Совет, состоящий из российских и зарубежных специалистов, который будет руководить ее программой и текущими мероприятиями.
«Общественная восьмерка» планирует подготовить серию докладов о позиции общественных организаций в отношении тем, стоящих на повестке дня саммита в Санкт-Петербурге, организовать и провести российские и международные дискуссии, расставить приоритеты гражданского общества по сравнению с приоритетами на 2006 г. правительств стран «большой восьмерки»; дать оценку общественно значимым проектам, идеям и рекомендациям в странах «большой восьмерки»; разработать идеи и рекомендации для последующих саммитов. Это будет сделано во время серии экспертных совещаний, форумов негосударственных организаций и на других конференциях, на консультациях с шерпами и прочих мероприятиях.
В более широком контексте «большой восьмерки» состоятся встречи по проблемам энергетики, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования и других министерств, которые будут проводиться начиная с января 2006 г. и во время саммита в Санкт-Петербурге. Эти встречи на высшем уровне дадут дополнительный стимул плодотворному сотрудничеству и диалогу с гражданским обществом.