Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Итоговые документы Форума

«О действиях по обеспечению глобальной энергетической безопасности». Рекомендации Форума к встрече лидеров стран «Большой восьмерки» в г. Санкт-Петербурге в июле 2006г.


Мы, представители НПО и гражданского общества, объединенные процессом «Гражданская восьмерка-2006», обсудив на форуме 9-10 марта 2006 г. в г. Москва, Россия, проблемы обеспечения глобальной энергетической безопасности, считаем своим долгом довести до сведения лидеров «Большой Восьмерки» и всего мирового сообщества нижеследующее.
Мировые потребности в энергоресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться по мере роста потребления топлива и энергии в развитых странах, роста экономик и населения развивающихся стран. В современном мире наличие (availability) и доступность (accessibility) топливно-энергетических ресурсов, обеспечение их бесперебойной поставки потребителям и эффективного использования потребителями становятся главными факторами мирового прогресса, снижения бедности, повышения благосостояния, культурного и духовного развития населения.
В то же время нынешнее состояние и сложившиеся в последние годы тенденции развития мировой энергетической отрасли с опорой на добычу, транспортировку и сжигание ископаемого углеводородного топлива – нефти и газа, не вполне отвечают современным вызовам и стоящим перед человечеством задачам и потому не могут не вызывать обоснованную тревогу за судьбу ныне живущих и будущих поколений. Предвидимое истощение доступных запасов углеводородного сырья, уязвимость источников и путей их доставки для атак со стороны мирового терроризма, растущая монополизация отрасли и стремительный взлет цен на энергоносители создают угрозу энергетической безопасности в глобальном масштабе. Неконтролируемый рост добычи, транспортировки и сжигания ископаемого топлива оказывает негативное, угнетающее воздействие на окружающую среду, приводит к неблагоприятному антропогенному изменению климата, росту связанных с этим катастрофических природных явлений – ураганов, засух, наводнений, сходов лавин, таянию вечной мерзлоты, т.д., создавая тем самым угрозу устойчивости мировой экономики, жизни и здоровью людей.
Рассматриваемая часто в качестве альтернативы и следующего этапа развития энергетической отрасли атомная энергетика также вызывает серьезную озабоченность НПО и гражданского общества в целом. Прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности и надежности ядерных объектов, возможности раннего оповещения и защиты населения, проживающего вблизи ядерных объектов, в случае радиационной опасности, решения вопросов транспортировки, хранения и переработки ядерных отходов, в том числе отработавшего ядерного топлива, демонтажа реакторов и другого выработавших свой срок оборудования. Нельзя упускать из виду и возможную связь ядерной энергетики с созданием и распространением ядерного оружия, особенно в третьих странах. Что в условиях обострения международных конфликтов и усиления мирового терроризма чревато катастрофическими последствиями для человечества.
На этом фоне насущной необходимостью становится смена господствующей энергетической парадигмы, переход к устойчивому развитию энергетики с целью обеспечения глобальной энергетической безопасности на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии. Приоритетными должны стать технологии получения энергии из биомассы (прежде всего, на основе утилизации производственных и бытовых отходов, биогаза), чистые угольные технологии получения энергии на основе газификации угля, ветровые, солнечные, приливные, геотермальные электростанции, бесплотинные гидростанции, водородная энергетика и т.д.
На протяжении десятилетий ответственные ученые и неправительственные организации настаивали на изменении энергетической политики в ведущих странах мира. Однако до сих пор в этом направлении сделано еще очень мало. Сегодня пришло время для решительных действий. Выдвижение вопросов энергетической безопасности в повестку дня встречи лидеров Большой Восьмерки в 2006 году в Санкт-Петербурге свидетельствует о переломе в осознании этой ключевой проблемы современного мира.
Данный приоритет является логическим развитием особого внимания к проблемам климата и Африки, которые были главными темами дискуссий Глеаниглса в 2005 г., решения, которого мы полностью поддерживаем.
Последовательное решение задач энергетической безопасности требует принятия на международном и национальном уровнях срочных и скоординированных действий с целью разработки и внедрения экономичных энергосберегающих технологий и технологий производства экологически чистой энергии на основе использования возобновляемых ресурсов, производства и продажи соответствующего оборудования по доступным ценам. Усилия стран и правительств должны быть в первую очередь направлены на преодоление существующих организационных, административных и финансовых барьеров в этой сфере, на создание соответствующих экономических стимулов для компаний и домашних хозяйств, на развитие рынка «зеленой» энергии. При этом задачи энергетической безопасности должны решаться комплексно, с учетом интересов производителей и потребителей и в увязке с решением задач охраны окружающей природной среды и смягчения климатических изменений.
Для достижения глобальной энергетической безопасности и устойчивого развития человечества ведущие индустриальные страны мира, и страны «восьмерки» в первую очередь, должны предпринять согласованные действия во имя достижения следующих стратегических целей:
Цель 1. Снижение (по сравнению с сегодняшним уровнем) ущербов и рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей при добыче, транспортировке, переработке и использовании традиционных для ХХ века энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах их жизненного цикла;
Цель 2. Переход к концу ХХI века на преимущественное использование новых и возобновляемых источников энергии, приближенных к конечному потребителю и доступных большинству жителей планеты.
НПО ждут от лидеров Большой Восьмерки и мировых энергетических компаний ясной и ответственной энергетической политики и видят свою миссию в том, чтобы помочь правительствам и бизнесу сделать правильный выбор в пользу наиболее актуальных, социально и экологически значимых действий. Прежде всего, необходимо совместными усилиями добиться реализации всех тех позитивных решений, которые были ранее приняты в рамках встреч лидеров Большой Восьмерки, особенно в области развития возобновляемых источников энергии.
НПО намерены создать систему мониторинга законодательства и практических шагов правительств и компаний в области критически важных для человечества вопросах энергетической безопасности и энергетической политики.

Итогом Саммита-2006 должны также стать поручения Правительствам стран «Восьмерки», а также подготовка к рассмотрению и утверждению на Саммите-2007 в Германии проектов международных документов по следующим вопросам:
1. Расширение и углубление фундаментальных процессов энергосбережения в странах Восьмерки и во всем мире за счет распространения соответствующих экономических инструментов и технологий, выравнивание (между странами) уровней внедрения передовых энергоэффективных технологий, энергетических и экологических стандартов.
2. Обеспечение неистощительного использования энергетических ресурсов, создание гарантий энергообеспеченности будущих поколений жителей Земли. Для этого необходимо:
• наметить конкретные сроки перехода на новые технологии производства и сбережения энергии в увязке c развитием возобновляемой энергетики;
• обеспечить эффективную работу Renewable Energy Task Force Восьмерки;
• добиться увеличения доли возобновляемых ресурсов в общем производстве энергии в странах Восьмерки до 20 % к 2020 году;
• создать при участии всех заинтересованных стран международный фонд фундаментальных энергетических исследований;
• обеспечить вовлечение крупнейших развивающихся стран – Китая и Индии, в деятельность по разработке, производству и внедрения энергоэффективных технологий, переходу к возобновляемым источникам энергии и снижению на этой основе выбросов парниковых газов;
• предпринять меры по формированию общественного мнения – моды на энергоэффективный образа жизни, включая потребление соответствующих товаров и услуг;
• оказать помощь в передаче передовых экологически чистых технологий, особенно развивающимся странам.
3. В год 20-летия Чернобыльской катастрофы мы предлагаем свернуть программы по строительству новых и продлению сроков эксплуатации действующих атомных энергоблоков, раз и навсегда прекратить государственное субсидирование ядерной энергетики в странах «Восьмерки» в какой бы то ни были форме, кроме финансирования работ по обеспечению безопасности ядерных объектов, выгрузке и захоронению ОЯТ и других ядерных отходов, демонтажу и утилизации соответствующего ядерного оборудования. При различии высказанных точек зрения подавляющая часть участников круглого стола считает атомную энергетику неустойчивым путем развития энергетики, настаивает на отказе от использования ядерной энергии и предлагает ввести запрет на трансграничное перемещение ядерных отходов, включая ОЯТ.
4. Сокращение (сравнительно с сегодняшним уровнем) ущербов и рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей при добыче, транспортировке, переработке и использовании энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах жизненного цикла. Для этого необходимо сформировать и регулярно обновлять список лучших имеющихся технологий в сфере добычи, транспортировки, переработки и использования энергетических ресурсов, хранения и захоронения отходов, не допускать двойных стандартов при добыче, трубопроводной и морской доставке углеводородов. Кроме того, представляется целесообразным принять в рамках Большой Восьмерки взаимные обязательства стран по обеспечению экологической безопасности крупных озерных экосистем (Великие американские озера, оз.Байкал, оз.Иссык-Куль и др.), а также особо ценных и уязвимых природных объектов в Арктике при добыче и транспортировке углеводородного топлива.
5. Страны Восьмерки должны определиться с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов, содействовать, в том числе своим примером и другими доступными способами, постепенному вовлечению всех стран, как развитых, так и развивающихся, в меры по смягчению антропогенных изменений климата. Представители НПО и гражданского общества призывают лидеров Большой Восьмерки поддержать предложение Европейского Союза об ограничении антропогенных выбросов парниковых газов исходя из предельно допустимого роста среднегодовой температуры к 2050 году на 2 град. С по сравнению с «доиндустриальным» уровнем середины ХIХ века, поскольку изменение температуры больше чем на 2 град. С может привести к необратимым изменениям в экосистемах, к значительным социальным и экономическим потерям из-за резко возросшего числа и силы негативных природных явлений: засух, наводнений, ураганов, «волн» жары, таяния льдов и вечной мерзлоты.
6. Создать новые нормативы и экономические стимулы для инвестиций в энергосбережение и возобновляемые источники энергии, расширить научные исследования в этой сфере. Выработать и внедрить международные нормы по повышению доли возобновляемых источников энергии (для стран с различными уровнями развития и структурой национальной экономики). В частности, ввести с 2010 года гармонизированный на уровне стран Восьмерки норматив удельного расхода топлива для выпускаемых новых автомобилей и предусмотреть порядок его последовательного снижения.
7. Обеспечить согласованный Восьмеркой уровень информационной открытости энергетического сектора, включая транспарентность финансовых ресурсов и механизмов, формирования энергетических цен, публикацию сведения о запасах и производстве различных видов топлива и энергии, а также данных о воздействии топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и на положение населения. Обеспечить адекватное участие международных и национальных неправительственных организаций, независимых экспертов, широкой общественности в разработке и обсуждении мер (стратегий, концепций, программ и т.д.) в области энергетики, в том числе в форме участия в обязательной стратегической экологической оценке в соответствии с нормами международного права. Ратифицировать Конвенцию Эспоо (Espoo Convention).
8. Стимулировать рост капиталовложений ведущих стран мира на решение проблем в мировой энергетике с тем, чтобы избежать нехватки энергоносителей (или инфраструктуры для их доставки), усилить диверсификацию структуры потребления энергии и безопасность энергетических объектов. Разработать, обсудить и вынести на утверждение Саммита-2010 проекты национальных, региональных и глобальной инвестиционных программ существенного повышения энергоэффективности обеспечения достойного образа жизни.
9. Создание глобальной системы мониторинга, включая объекты ядерной энергетики, а также добычу и транспортировку углеводородного сырья, в том числе с использованием средств космического базирования, с целью предотвращения ущерба природной среде. Разработать и не позднее 2010 года внести на обсуждение ООН проект международной системы обязательного страхования экологических рисков и компенсации ущербов (экономической ответственности за ущерб) окружающей среде и ее компонентам, здоровью людей, нанесенных деятельностью по добыче, транспортировке и переработке углеводородного и ядерного сырья, хранению, захоронению и переработке полученных отходов.
10. В рамках Целей Развития Тысячелетия предпринять шаги по энергообеспечению бедных и беднейших слоев населения для их достойного существования в рамках сдвига к возобновляемым источникам энергии. Сельские районы и бедные слоя населения должны иметь преимущества в доступе к энергии из возобновляемых источников.
Гражданские организации ждут от Большой Восьмерки широкого подхода к проблемам энергетической безопасности.
Представители НПО обращаются к России как к председателю Восьмерки с просьбой пригласить глав государств и правительств группы Пяти развивающихся стран: Бразилии, Индии, Китая, Мексики и ЮАР помочь лидерам Восьмерки в С. Петербурге, как они это делали ранее на Саммитах Восьмерки. Эти страны будут находится под серьезным воздействием любых мер глобальной энергетической политики, согласованных лидерами Восьмерки. Более того, Бразилия, Индия и Китай в развитии возобновляемых источников энергии и в энергоэффективности достигли больших успехов, чем большинство стран Восьмерки. Их успешный опыт должен помочь Восьмерке.
Предполагаем провести встречу летом 2006 года по данной проблеме с более глубоким анализом предложений Восьмерки. Мы готовы выразить свое отношение к содержанию и достаточности предполагаемых шагов и организовать регулярную деятельность НПО, чтобы достичь открытости и ясности в действиях правительств и компаний, убедиться в достаточности принимаемых мер государственного регулирования и международной координации, их соответствии долгосрочным целям развития человечества. Мы намерены проводить встречи НПО мира по проблемам энергетической безопасности в будущем.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина