Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Точки зрения

Эксперты Форума "Гражданская восьмерка - 2006"




Владимир Чупров,
Руководитель проекта по ядерной энергетике, Гринпис, Россия


Долгое время было неясно, какие именно организации будут принимать участие в этом форуме. Мы опасались, что он станет больше встречей энергетиков, чем общественных организаций. Но сегодня, я с радостью отметил, что баланс сохранен, работа идет. Конечно, мы не знаем, насколько она будет плодотворной, в том смысле, что мы не может прогнозировать внимание Большой Восьмерки к нашим рекомендациям, но, по сути, сама возможность высказаться и вероятность быть услышанным – это уже много.
Важен и опыт обмена мнениями и идеями между самим организациями.
Мне представляется важным и общественно-образовательный контекст данного мероприятия. Во-первых, мы притягивает внимание к затрагиваемым проблемам, информируем общество об его роли в решении этих проблем. Во-вторых, те бумаги, над которыми мы усердно работает, споря, дискутируя, обсуждая, несет огромный образовательный потенциал. На мой взгляд, всего этого вполне достаточно, чтобы считать такое мероприятие успешным.
Что касается самих проблем, то здесь важно расставить приоритеты. Некоторым кажется, что еще много времени, чтобы откладывать решения на завтра. Мы придерживаемся другого мнения. Важно действовать. Очевидно, что мы не можем поменять все и сразу, тем не менее, от своего лица мы предложили следующий позиции:
- Обратить особое внимание на развитие программы снижения потребления электроэнергии,
- Обеспечить гармонизацию расхода топлива на новых автомобилях,
- Обеспечит массовое производство объектов по производству возобновляемых источников энергии.


Стив Сойер,
Эксперт Гринпис Интернешнл, Нидерланды


Я полагаю, что на сегодняшний день самое важное – это обеспечить безопасный переход к возобновляемым источникам энергии. Причем, необходимо учитывать не только техническую безопасность, но и экономическую. Безусловно, по этому вопросу есть и будут много разногласий, в первую очередь между странами поставщиками нефти и газа, теми, кто сидит на своем «золотом мешке», это и страны Востока, Россия, Венесуэла, и их покупателями. Вероятно, в этом и должна состоять задача международных организаций – обеспечить большое понимание глубины и срочности проблем.


Александр Бедрицкий,
руководитель Росгидрометцентра, Москва


Я не специалист по энергетике, поэтому мне сложно расставить приоритеты в этом вопросе. Если меня спрашивают, что важнее: вопрос ценообразования на энергию, энергетическая безопасность в горячих точках или использование ядерной энергетики, я скажу, что все три.
Как специалист по Киотскому протоколу, я считаю, что он сам по себе - уже огромный шаг на пути решения экологических проблем. По крайней мере, есть хотя бы один документ, объединяющий усилия разных стран в этом направлении. Я не думаю, что нам нужен еще один документ в настоящий момент, потому, что, подписав это соглашение, до 2012 года, мы просто обязаны работать над его осуществлением. Возможно, со временем возникнет необходимость в дополнениях.
Я полагаю, что достижением можно назвать тот факт, что на встрече в Монреале было принято решение обсуждать в дальнейшем вопросы расширения использования газа, а также определить пределы, рамки приемлемого повышения температуры, которые сегодня установлены как 2,5 градуса по Цельсию.
А про встречу неправительственных организаций стан Большой Восьмерки я могу сказать одно – она полезна. Насколько она значительна - пусть решает правительство, а насколько она эффективна - покажет только время.



Альберт Лиханов,
Председатель Российского Детского фонда и президент Международной Ассоциации детских фондов


На мой взгляд, существует три важных позиции, на которые сейчас необходимо обратить внимание.
Во-первых, это права детей. Есть Конвенция по правам ребенка, Комитет ООН про правам ребенка. Но у нас правами детей занимается какая-то полутайная система государственных органов. Такого быть не должно.
Вторая проблема – это сиротство. В России только по официальным данным 740 тысяч сирот. Это катастрофа. Проблема сиротства тесно связана с образованием. У нас дети, живущие в интернатах, как правило, доучиваются только до 9-го класса и потом вынуждены идти в ПТУ, а это сейчас практически полная бесперспективность.
И третья проблема – международное усыновление. По этому поводу идет крупный политический хай, не имеющий никакого реального выхода. За год путем международного усыновления было устроено 9 тысяч детей, в России – 7 тысяч. Да, 14 детей за границей погибли из-за жестокого обращения, на основании чего Государственная Дума готовит законы, приостанавливающие международное усыновление. А останавливать его ни в коем случае нельзя, его нужно стимулировать. Просто необходим контроль за усыновленными детьми в разных странах, и контролировать международное усыновление должны государственные и общественные организации вместе. И не забывать о том, что если за рубежом погибло от жестокого обращения 14 детей, то в России – 300. Но об этом почему-то молчат.


Сергей Комков,
Президент Всероссийского фонда образования


В феврале этого года на Конгрессе американских губернаторов выступал Билл Гейтс, который произнес следующее: «Когда мы говорим, что дети из малообеспеченных семей или дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, не в состоянии получить образование, этому есть две причины. Первая причина – они не в состоянии учиться. Вторая – мы не хотим, чтобы они учились. Но первая причина в корне неверна, а вторая – порочна. Если мы не преодолеем эти причины, нас ждет национальная трагедия». То же самое применимо и к России.
Если говорить о глобальных проблемах, то, на мой взгляд, их три. Во-первых, необходимо помнить о том, что более 2 миллионов детей в мире вообще не получают образования. Во-вторых, терроризм. Один из основных источников терроризма – отсутствие нормального качественного образования. И в-третьих, в XXI веке изменились экономические и стратегические показатели. Мы переходим от сырьевой экономики к экономике цифровых технологий и интеллектуальных разработок.
Имея в виду решение этих трех проблем, следует сосредоточить усилия на создании всеобъемлющей системы образования. В частности, основой для реализации этой идеи может стать программа ЮНЕСКО «Образование для всех».


Борис Альтшулер,
Региональная общественная организация содействия защите прав детей «Право ребенка»


Я бы предложил обратить внимание на несколько важных моментов.
Во-первых, необходимо принять Закон «Об инклюзивном образовании». Такой закон нужен очень давно.
Кроме того, мы давно говорим о том, что пора перепрофилировать сиротские учреждения в центры семейного воспитания – об этом говорится и в программе «Дети России». Также необходимо составить и принять перечень бесплатных образовательных услуг для инвалидов. Этого до сих пор не сделано.
Мы внесли и такое предложение, как отказ от оскорбительной квалификации «неспособность к обучению». Эта квалификация должна быть отменена, но пока она действует, присваивается далеко не всегда обоснованно, и тем самым нарушаются права ребенка и его родителей.
И последнее, о чем нужно говорить сегодня и на чем нужно настаивать – развитие ювенальной юстиции. Это сняло бы множество существующих проблем – в том числе и с контролем за соблюдением прав детей.


Валентин Гефтер,
Институт прав человека


Я бы выделил четыре основные группы вопросов, которые имеет смысл обсуждать и по которым принимать решения.
Во-первых, это права участников образовательного процесса. Всех участников, то есть детей, родителей и учителей, если речь идет о школе, студентов и преподавателей – если о вузе, и т.д.
Вторая группа вопросов связана с выработкой общих инструментов гражданско-правового просвещения. Поскольку зачастую участники образовательного процесса просто не знают своих прав и, соответственно, не могут ими пользоваться.
Третья группа – это образование и просвещение в так называемых «закрытых» системах, таких как армия, правоохранительные органы, пенитенциарные учреждения и т.д. Дело в том, что незнание и несоблюдение прав человека сотрудниками данных систем приводит к особому риску для общества.
И четвертая группа вопросов – это экспертное обеспечение влияния на содержание гражданского образования. Нужны юристы, психологи, педагоги и другие специалисты, которые могут определять стандарты.


Аркадий Аркадьев,
Институт новых образовательных систем


Одна из самых «кровавых» тем – проблема мигрантов вообще и образования детей-мигрантов в частности. Вполне возможно, что лидеры стран «Большой Восьмерки» даже не возьмутся ее озвучить. Всегда найдутся те, кто против любой идеи в этой сфере. Тем не менее, решать данную проблему необходимо, и в ее рамках есть несколько вопросов.
Прежде всего, это вопрос языков, точнее, соотношение титульного и национального языков. Государственный язык необходимо преподавать всем гражданам в одинаковом объеме и содержании, национальный язык должен изучаться на уровне, позволяющем сохранить национальную идентичность. Государство обязано обеспечить мигрантам обучение языку в объеме, необходимом для решения бытовых и профессиональных вопросов. Кроме того, государство также обязано знакомить мигрантов с особенностями истории и культуры страны, в которую они переехали, но история при этом должна излагаться таким образом, чтобы не оскорблять другие народы.
Еще один острый вопрос – конфессиональный. Причем в разных странах подходы к решению этого вопроса различные. В США, например, запрещено религиозное образование в обычных школах, в Великобритании преподают исторические и культурные особенности шести религий в обязательном порядке. Мы не против преподавания истории религий, но надо помнить, что образование и пропаганда – это разные вещи, и светская школа – это не место как для религиозной, так и для антирелигиозной пропаганды.


Юрий Джибладзе,
Директор Центра развития демократии и прав человека


Мне кажется, человечество особенно остро почувствовала драматичность террористической угрозы после трагедии 11 сентября. Слава Богу, после этого такие кровавые (я имею в виду, прежде всего, количество жертв) теракты не повторялись, но многие начали для себя новое измерение, новый отсчет.
Терроризм, как и любое явление, имеет много аспектов. Среди них и такой важный для всех нас, как права человека. Ведь терроризм сам по себе уже является вопиющим нарушением прав человека. Но нарушать права человека могут не только террористы, но и те, кто борется против террористов, т.к. в рамках антитеррористической борьбы как умышленно, так и неумышленно могут нарушаться права человека.
Российские НПО должны в полной мере использовать такой шанс, как российское председательство в «Большой Восьмерке». Поэтому, несмотря на всеобщий, глобальный характер этой угрозы, российская нотка при осуждении этой проблемы должна звучать.


Лео Адлер,
Эксперт по вопросам безопасности (Канада)


Россия неоднократно становилось объектом террористических атак, поэтому Ваш народ знает терроризм как конкретное зло, воспринимает его как источник реальной угрозы. Люди поняли, что практически любой объект может стать мишенью направленных террористических действий – школа, автобус, самолет, концертный зал. И бороться с терроризмом одна, отдельно взятая, структура не в состоянии – нужны коллективные действия. Многое в этом направлении могут сделать институты гражданского общества. И весьма важным вкладом может стать процесс организации обучения, причем, не только азам профилактики терроризма и пр., но и обучения основам гражданского общества – демократии, верховенству закона, легальным методам оппозиционной борьбы. Это, на мой взгляд, очень важно сейчас.
Также важно, чтобы гражданское общество само задумывалось (и заставляло государство задумываться!) над вопросом: почему человек становится террористом? Естественно, не во всех странах НПО одинаково сильны и эффективны, но любая страна нуждается в институтах гражданского общества и их задача – эффективно участвовать в этом процессе образования и обучения. Только в этом случае все НПО и все страны смогут говорить о борьбе с терроризмом на одном языке.


Ариэль Коэн,
Эксперт «Черити Фаундейшн»


Сейчас много говорится о причинах терроризма – бедность, нехватка средств, нищета… Да, наверное, это в самом деле важно. Но где эмпирические доказательства? Ведь и в Китае, и в Индии многие живут в бедности и нищете, но, тем не менее, не пополняют армию террористов. Эмпирических доказательств на этот счет нет. А вот значение религиозного экстремизма, фундаментализма, религиозная пропаганда есть! Есть пропаганда превосходства одной религии над другой, есть стремление к джихаду против неверных и пр. Естественно, я говорю о крайне экстремистски настроенных людях. Но ведь и терроризм – проявление экстремистское. Некоторые представители гражданского общества отрицают важную роль религиозного экстремизма, а ведь он в значительной степени способствует развитию и укреплению терроризма.
И другой момент, который также нуждается в анализе. Говоря о терроризме, мы часто затрагиваем тему прав человека, отсутствия прав человека и пр. Но ведь в Израиле, США, Европе права человека соблюдаются. И, тем не менее, эти страны часто становятся объектом террористических атак.
И последнее. На Круглом столе прозвучала мысль о том, что государство должно каким-то образом определять моральные стандарты. На мой взгляд, этого как раз допускать нельзя. Только общество может сформулировать моральные стандарты, а институты гражданского общества должны помочь их сформулировать.


Питер Хайнал,
Эксперт в области изучения отношений гражданского общества и «Большой Восьмерки» (Торонто, Канада)


Мне кажется, что для России и российских НПО, в частности, очень важно обеспечить преемственность того, что было наработано в ходе подготовки предыдущих встреч. Причем, надо изучать и применять на практике не только опыт, накопленный в Глениглсе в прошлом году, но и опыт более ранних саммитов. Нужен своего рода мостик от более ранних встреч к подготовке саммита в Петербурге и далее – к Германии. Наверное, недостаточно просто повторить то положительное, что было накоплено в ходе подготовки предыдущих саммитов, необходимо развить его. «Большая Восьмерка» - неофициальный, незабюрократизированный институт. Поэтому и отношения «Группы восьми» с гражданским обществом должны быть более или менее неформальными по своей природе.


Георгий Алексеевич Комаров,
Профессор, доктор медицинских наук, вице-президент Российской Медицинской Ассоциации.


Нельзя было вынести такое определение, как «медицина», так как это огромнейшая область, у которой много направлений. Сегодня инфекционные заболевания являются главнейшей угрозой для человечества. Это массовые вспышки заражения, которые нельзя предупредить и предотвратить. Из-за инфекционных заболеваний масштабно погибают люди. Инфекции слишком быстро распространяются и охватывают большую часть населения. На данный момент появляются все новые и новые инфекционные заболевания. Имея определенные исследования, «старый опыт» борьбы с уже распространенными инфекционными заболеваниями, мы можем это использовать для изучения и предотвращения вновь появившихся заболеваний. Для разработки вакцины и лекарственных препаратов против инфекционных заболеваний требуется от 6-12 месяцев. В то время как для разработки вакцины против раковых заболеваний требуются долгие годы. Можно было бы задуматься, почему мы не берем вопрос о таком страшнейшем заболевании как рак. Но в этой области давно все исследовано и эту болезнь можно предупредить, и ничего нового в этой области не происходит. А инфекционные заболевания имеют особенности, которые требуют постоянных исследований и разработки методов их предотвращения: главная отличительная особенность инфекционного больного заключается в том, что он выделяет во внешнюю среду возбудителей, т. е. является источником заразного начала. Отсюда важно знать, как заражаются здоровые люди, пути и способы заражения, что делать, чтобы не допустить распространение инфекции. Вторая особенность состоит в том, что инфекционное заболевание всегда сопровождается общими реакциями организма. У некоторых инфекционных больных могут развиться даже нервно-психические расстройства. Третья особенность - острые инфекционные болезни очень динамичны. Симптомы заболевания могут быстро сменять друг друга. В связи с этим нередко возникают как сложности в диагностике, так и необходимость оказания неотложной помощи инфекционному больному еще дома.
Поэтому, если главы «Большой восьмерки» рассмотрят наши предложения и помогут нам, гражданскому обществу, влиться в процесс борьбы с инфекционными заболеваниями, мы достигнем максимального успеха в предотвращении этих заболеваний и оказании медицинской помощи всему инфицированному населению.


Цутому Араки и Каванали Оини,
Медицинский центр Ниппон, Япония


Сегодня мы представили медиа - презентацию по проблеме ВИЧ - инфецированных новорожденных и грудных детей. Огромное количество новорожденных является зараженными этой страшной болезнью. ВИЧ может передаваться от ребенка к матери через кровь либо посредством вскармливания грудным молоком (таким способом заражены около 50 % ВИЧ - инфецированных детей). До установления окончательного диагноза, когда вопрос инфицирования ребенка не решен, необходимо безотлагательно решать другой вопрос - предупреждения управляемый капельных инфекций. Вакцинация имеет важнейшее значение, так как у ВИЧ-инфицированных детей выше заболеваемость инфекциями. Чаще развиваются тяжелые формы, высокая летальность. Наш Медицинский центр долгое время изучал эту область инфекционного заболевания и теперь мы находимся. в стадии разработки противодействующей вакцины. Новая вакцина должна будет укреплять иммунитет малыша, когда он еще находится в утробе матери. До этого всех детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей еще до установления окончательного диагноза прививают всеми неживыми вакцинами. Вопрос о введении живых вакцин решается после уточнения диагноза ребенка. Мы надеемся, что наши разработки в области данной проблемы помогут значительно сократить количество ВИЧ – инфецированных новорожденных.


Мэри Коллинз,
Cпецпредставитель главы Всемирной организации здравоохранения в России


Мне кажется, что Всемирная организация здравоохранения совершенно объективно оценивает, что в России проводится работа по борьбе с инфекционными заболеваниями, но можно ли чувствовать себя удовлетворенным сегодня?! Я думаю, что мы не в коей
мере не удовлетворены тем, что происходит. Мы не удовлетворены, потому что видим высокую заболеваемость и не просто туберкулезом, а ассоциированными инфекциями – это туберкулез, СПИД и еще здесь не была названа, но такая проблема есть – еще и гепатит-С, который также является ассоциированным. Поэтому мне кажется, что наш опыт возможно и приемлем для тех стран, где дело обстоит хуже, но, наверное, для нас ценен опыт тех стран, где дела обстоят лучше, чем у нас. Было бы очень хорошо, если бы мы здесь обменялись точками зрения на этот счет. Это очень важно, потому что на самом деле, почему мы включили этот вопрос в повестку дня? Опыт показывает, что очень часто наши лидеры, лидеры наших государств за крупными глобальными государственными проблемами подчас забывают об определенной части общества, забывать о которой нельзя. Мы не должны лишать их права на здоровье!!! А на самом деле, когда в условиях пребывания в тюрьме у них возникает туберкулез, когда они заражаются друг от друга этой болезнью, и мы не можем воспрепятствовать этому, то, наверное, виновато общество, которое по сути дела повторно наказывает этих людей. На самом деле это очень большая нравственная проблема. И мы должны, наверное, в результате нашего обсуждения разработать какие-то рекомендации лидерам государств, которые будут обсуждать очень важные проблемы, среди которых есть проблема борьбы с инфекционными заболеваниями. Впервые государственные деятели такого ранга будут обсуждать проблему борьбы с инфекционными заболеваниями на таком высоком форуме. Поэтому сегодня, мне кажется, очень важно что-то сформулировать для них, какие-то рекомендации.


Зарифьян Анэс Гургенович,
Профессор, Декан медицинского факультета Кыргызско - Российского (Славянского) Университета


Я хотел бы подчеркнуть уже высказанную моими коллегами мысль. Я считаю, что необходимо делать упор на медицинском образовании. В ВУЗах, институтах, академиях помимо общих давно уже действующих дисциплин, надо вводить новые предметы, надо расширять возможности практики за рубежом, необходимо предоставлять студентам новые исследования, новые разработки, то есть, постоянно надо подпитывать их нововведениями в области медицины и в том числе в области инфекционных заболеваний. Чем качественнее образование мы сможем дать молодым и начинающим студентам, тем более профессиональных, более высококвалифицированных специалистов мы получим в дальнейшем!


Александр Аузан, Президент Института Национального проекта «Общественный договор»

Я думаю, что представителям НПО удастся сформулировать для передачи шерпам и членам «Восьмерки» свои рекомендации по обсуждаемым вопросам. Проблема заключается, в частности, в том, будет ли представлена единая позиция, или в рекомендации будут включены альтернативные предложения. (Ведь если у гражданского общества есть одна позиция по какому-либо вопросу, это – не гражданское общество).
А техническая сложность вот в чем: альтернативных или даже противоречивых суждений и предложений может быть несколько. Если они альтернативны, но не противоречат друг другу, нет ничего страшного – они могут быть включены в итоговые рекомендации НПО. Если противоречивые – вопрос в том, сколько их. Работать с двумя или тремя рекомендациями по одному вопросу «Восьмерка», я думаю, сможет. А как быть с ситуацией, если их будет много? Вот на такой вопрос должны обратить самое серьезное внимание те эксперты, которые будут заниматься окончательным формулированием позиций НПО.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина