Материалы к "круглому столу" по противодействию распространению инфекционных заболеваний
Координатор секции - проф. Г.А. Комаров
1 день работы - 9 марта 2006 года
10-00 - 11-30 Общее пленарное заседание
11-30 - 13-00 Первое секционное заседание (раунд I)
• Организационный вопрос и создание редакционной группы
• Доклад модератора Круглого стола (16.02.2006) об итогах
и подготовленном проекте Рекомендаций
• Обсуждение проекта Рекомендаций и внесение поправок
13-00 - 14-00 Обед
14-00 - 15-30 Второе секционное заседание (раунд II)
• Продолжение обсуждения проекта Рекомендаций
• Доклады и информационные сообщения
15-30 - 16-00 Кофе-брейк
16-00 - 17-30 Третье секционное заседание (раунд III)
• Обсуждение исправленного проекта Рекомендаций
• Обсуждение дополнительных предложений, выходящих
за рамки обозначенной программы, но требующих по мнению НПО включения в спектр проблем G8
2 день работы - 10 марта 2006 года
09-30 - 11-00 Четвертое секционное заседание (раунд IV)
• Дискуссия по внесенным дополнительным вопросам
• Создание дополнительных Рекомендаций
11-00 - 11-30 Кофе-брейк
11-30 - 13-00 Пятое секционное заседание (раунд V)
• Заключительное обсуждение пакета Рекомендаций
• Разработка программы дальнейшей работы
• Формирование Международного Комиссариата по проблемам
здоровья Гражданского Форума
13-00 - 14-00 Обед
14-00 – 16-00 Общее пленарное заседание и итоговые мероприятия
1. Доклад рабочей группы об итогах работы и разработанных
Рекомендациях
2. Участие в дискуссии по итоговому документу
3. Участие в принятии итогового документа
16-00 – 18-00 1. Участие в координационном совещании по улучшению взаимодействия
2. Участие во встрече с шерпами
Проекты рекомендаций "круглого стола"
Проект 1
ИНИЦИАТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
гражданского общества в области борьбы с инфекционными заболеваниями к предстоящему саммиту лидеров государств «Большой восьмерки» - G8
Настоящий документ является попыткой обобщения результатов дискуссии экспертов (Москва, конференц-центр «Extropolis», 16 февраля 2006 г.) по вопросам, на которых гражданское общество считает важным обратить и заострить внимание лидеров государств «Большой восьмерки» с тем, чтобы ими были предприняты дополнительные шаги и меры по уменьшению той угрозы развитию человечества, которую представляют инфекционные болезни.
Являясь промежуточным и предназначенным для дальнейшего обсуждения и доработки экспертами, документ представляется в форме таблицы согласований на русском и английском языках.
Все замечания, предложения и поправки, а также переработанный в соответствии с ними проект предполагается обсудить на расширенном Круглом столе экспертов в начале марта 2006 года, о конкретных сроках и месте проведения которого будет сообщено дополнительно.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Преамбула.
В условиях глобального ускорения темпов развития человечества, новых цивилизационных вызовов, в спектре проблемных и нуждающихся в рассмотрении вопросов инфекционные заболевания занимают особое место, представляя не уменьшающуюся, а увеличивающуюся угрозу для всего населения планеты, для всех стран, поскольку они не признают государственных границ и не зависят во многом от особенностей и различий в устройстве национальных систем здравоохранения.
Однако, инфекционные заболевания и эффективность борьбы с ними зависят от объемов инвеституемых на научные исследования, профилактические меры и лечение финансовых средств, от согласованности действий государств, от доступности для всех групп населения медицинской помощи и средств предупреждения заражения.
Наиболее остро ощущается недостаточность выделяемых средств и нерешенность вопросов организации профилактической работы и объемов оказываемой медицинской помощи в тех группах населения, для которых становящаяся все более высокотехнологичной и все более дорогостоящей охрана здоровья менее доступна или недоступна вовсе.
К этим категориям населения, численность которых во всех странах различна, но достаточно высока, чтобы быть приоритетно в поле зрения общества, относятся: а) заключенные и реинтегрирующиеся в общество после отбывания наказаний люди, б) маргинальные группы – бедные и нищие; вынужденные мигранты и переселенцы, беженцы; люди потерявшие жилище и не имеющие достаточных средств к существованию в результате конфликтов, стихийных бедствий и катастроф; в) одинокие и нетрудоспособные люди; г) бездомные и безнадзорные, а также подвергающиеся насилию дети; д) лица, имеющие наркотическую или алкогольную зависимость.
Задачей всего мирового сообщества является обеспечение этим категориям населения доступности профилактической и медицинской помощи применительно к таким распространенным инфекционным заболеваниям, как туберкулез, ВИЧ/СПИД, ИППП (инфекции, передающиеся половым путем), гепатит С, а также новым инфекциям, в частности, H5N1 – вирусная инфекция («птичий, куриный грипп»).
Необходимо обратить внимание лидеров государств «Большой восьмерки» - G8 - на необходимость выполнения ранее принятых на себя обязательств в области здравоохранения и на рассмотрение по существу предлагаемых институтами гражданского общества новых инициатив, изложенные в настоящем Послании.
Позиция 1.
Выделяемые государствами «Большой восьмерки» - G8 - финансовые средства и другие ресурсы на обеспечение профилактики и лечения инфекционных заболеваний, на проведение научных исследований в этой области, на оказание помощи экономически слабо развитым странам, являются недостаточными и нуждаются в увеличении, особенно на разработку средств предупреждения и лечения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, H5N1 – вирусной инфекции («птичьего, куриного гриппа»), инфекций, передаваемых половым путем. Необходимо не только обеспечить выполнение ранее принятых на себя государствами «Большой восьмерки» обязательств в области здравоохранения, но и рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, обусловленных углублением прежних и появлением новых вызовов и проблем.
Позиция 2.
Государствами «Большой восьмерки» должны быть приняты необходимые меры по обеспечению доступности профилактики инфекционных заболеваний и медицинской помощи при них всем категориям граждан, особенно маргинальным (беженцы и вынужденные переселенцы, неимущие и нищие, бездомные, беспризорные и безнадзорные дети, заключенные и интегрирующиеся в общество после отбывания наказаний в местах лишения свободы люди, одинокие женщины, инвалиды и нетрудоспособные престарелые, лица с наркотической и алкогольной зависимостью).
На государственном уровне представляется весьма перспективным создание национальных программ по организации центров социально-психологической и медицинской помощи и реабилитации освобожденным из мест отбывания наказаний заключенным, создание в местах естественного скопления и обитания нищих, беженцев и мигрантов, лиц с наркотической и алкогольной зависимостью, особенно – бездомных, беспризорных и безнадзорных детей (на авто- и железнодорожных вокзалах) специальных пунктов с привлечением к работе в них волонтеров и студентов.
Позиция 3.
Необходимо обеспечить увеличение инвестиций для ускорения разработки и обеспечения производства профилактических и лекарственных средств, предназначенных для борьбы с ВИЧ/СПИДом, гепатитом C, туберкулезом, инфекциями, передаваемыми половым путем (контрацептивов для женщин, микробиоцидов, вакцин для профилактики антибиотикорезистентных форм туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, H5N1-вирусной инфекции, гепатита C и др.).
Кроме того, необходимо рассмотрение вопросов об оказании помощи странам, не имеющим возможности обеспечивать в полной мере профилактические и лечебные мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями, представляющими угрозу всему человечеству.
Позиция 4.
Государствами «Большой восьмерки» должны быть предприняты все необходимые меры по созданию системы глобального мониторинга инфекционных заболеваний и по обеспечению деятельности этой системы необходимыми финансовыми, информационными ресурсами и ее открытости для контроля институтами гражданского общества.
Позиция 5.
Мы призываем государства «Большой восьмерки» проявить волю и способствовать тому, чтобы в национальных законодательствах были устранены все препятствия для обеспечения доступности профилактики инфекционных заболеваний и для получения качественной медицинской помощи при возникновении этих заболеваний всем категориям граждан, особенно, из групп повышенного риска, а также лицам, не имеющим гражданства, временно пребывающим на территории стран (беженцы, вынужденные мигранты и др.).
Предложения по совершенствованию приведенных выше Рекомендаций главам государств «Большой восьмерки» необходимо изложить на отдельно прилагаемом листе и в возможно более короткие сроки направить
Координатору и Модератору Круглого стола по здравоохранению форума «Гражданской восьмерки»
профессору Комарову Георгию Алексеевичу
(Georgy A. Komarov)
по электронной почте:
komarov@pike.net.ru
или
Pamfilova_EA@gov.ru,
а также по почте: 101000 Москва, пер. Милютинский, 19 / 4, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета. Контактные телефоны: (495) 924-6822, (495) 921-8943, (495) 206-4184, (495) 252-6308, (495) 206-3411, факс: (495) 924-6822, (495) 206-4855.
Проект 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
гражданского общества лидерам государств «Большой восьмерки» - G8 по проблемам предупреждения распространения инфекционных заболеваний
Преамбула
В условиях глобального ускорения темпов развития человечества, новых цивилизационных вызовов, в спектре проблемных и нуждающихся в рассмотрении вопросов инфекционные заболевания занимают особое место, представляя не уменьшающуюся, а увеличивающуюся угрозу для всего населения планеты, для всех стран, поскольку они не признают государственных границ и не зависят во многом от особенностей и различий в устройстве национальных систем здравоохранения.
Однако, инфекционные заболевания и эффективность борьбы с ними зависят от объемов инвестиций на научные исследования, профилактические меры и лечение финансовых средств, от согласованности действий государств, от доступности для всех групп населения медицинской помощи и средств предупреждения заражения.
Наиболее остро ощущается недостаточность выделяемых средств и нерешенность вопросов организации профилактической работы и объемов оказываемой медицинской помощи в тех группах населения, для которых становящаяся все более высокотехнологичной и все более дорогостоящей охрана здоровья менее доступна или недоступна вовсе.
К этим категориям населения, численность которых во всех странах различна, но достаточно высока, чтобы быть приоритетно в поле зрения общества, относятся: а) заключенные и реинтегрирующиеся в общество после отбывания наказаний люди, б) маргинальные группы – бедные и нищие; вынужденные мигранты и переселенцы, беженцы; люди потерявшие жилище и не имеющие достаточных средств к существованию в результате конфликтов, стихийных бедствий и катастроф; в) одинокие и нетрудоспособные люди; г) бездомные и безнадзорные, а также подвергающиеся насилию дети; д) лица, имеющие наркотическую или алкогольную зависимость.
Задачей всего мирового сообщества является обеспечение этим категориям населения доступности профилактической и медицинской помощи применительно к таким распространенным инфекционным заболеваниям, как туберкулез, ВИЧ/СПИД, ИППП (инфекции, передающиеся половым путем), гепатит С, а также новым инфекциям, в частности, H5N1 – вирусная инфекция («птичий, куриный грипп»).
Необходимо обратить внимание лидеров государств «Большой восьмерки» - G8 - на необходимость выполнения ранее принятых на себя обязательств в области здравоохранения и на рассмотрение по существу предлагаемых институтами гражданского общества новых инициатив, изложенные в настоящем Послании.
Рекомендация 1.
Выделяемые государствами «Большой восьмерки» - G8 - финансовые средства и другие ресурсы на обеспечение профилактики и лечения инфекционных заболеваний, на проведение научных исследований в этой области, на оказание помощи экономически слабо развитым странам, являются недостаточными и нуждаются в увеличении, особенно на разработку средств предупреждения и лечения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, H5N1 – вирусной инфекции («птичьего, куриного гриппа»), инфекций, передаваемых половым путем. Необходимо не только обеспечить выполнение ранее принятых на себя государствами «Большой восьмерки» обязательств в области здравоохранения, но и рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, обусловленных углублением прежних и появлением новых вызовов и проблем.
Рекомендация 2.
Государствами «Большой восьмерки» должны быть приняты необходимые меры по обеспечению доступности профилактики инфекционных заболеваний и медицинской помощи при них всем категориям граждан, особенно маргинальным (беженцы и вынужденные переселенцы, неимущие и нищие, бездомные, беспризорные и безнадзорные дети, заключенные и интегрирующиеся в общество после отбывания наказаний в местах лишения свободы люди, одинокие женщины, инвалиды и нетрудоспособные престарелые, лица с наркотической и алкогольной зависимостью).
На государственном уровне представляется весьма перспективным создание национальных программ по организации центров социально-психологической и медицинской помощи и реабилитации освобожденным из мест отбывания наказаний заключенным, создание в местах естественного скопления и обитания нищих, беженцев и мигрантов, лиц с наркотической и алкогольной зависимостью, особенно – бездомных, беспризорных и безнадзорных детей (на авто- и железнодорожных вокзалах) специальных пунктов с привлечением к работе в них волонтеров и студентов.
Рекомендация 3.
Необходимо обеспечить увеличение инвестиций для ускорения разработки и обеспечения производства профилактических и лекарственных средств, предназначенных для борьбы с ВИЧ/СПИДом, гепатитом C, туберкулезом, инфекциями, передаваемыми половым путем (контрацептивов для женщин, микробиоцидов, вакцин для профилактики антибиотикорезистентных форм туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, H5N1-вирусной инфекции, гепатита C и др.).
Кроме того, необходимо рассмотрение вопросов об оказании помощи странам, не имеющим возможности обеспечивать в полной мере профилактические и лечебные мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями, представляющими угрозу всему человечеству.
Рекомендация 4.
Государствами «Большой восьмерки» должны быть предприняты все необходимые меры по созданию системы глобального мониторинга инфекционных заболеваний и по обеспечению деятельности этой системы необходимыми финансовыми, информационными ресурсами и ее открытости для контроля институтами гражданского общества.
Рекомендация 5.
Мы призываем государства «Большой восьмерки» проявить волю и способствовать тому, чтобы в национальных законодательствах были устранены все препятствия для обеспечения доступности профилактики инфекционных заболеваний и для получения качественной медицинской помощи при возникновении этих заболеваний всем категориям граждан, особенно, из групп повышенного риска, а также лицам, не имеющим гражданства, временно пребывающим на территории стран (беженцы, вынужденные мигранты и др.).
Поступившие предложения для Дополнительных рекомендаций:
24.02.2006
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Круглого стола:
«Насилие как глобальная социальная и медицинская проблема современности»
Концепция: Одной из стигм дезадаптации людей и неадекватности реакции на цивилизационный вызов является захлестывающая мир волна насилия, грозящая обернуться пандемией. Насилие совершается в семье, в том числе и по отношению к детям (собственным и приемным), при всех формах взаимодействия людей, при возникающих межнациональных и межэтнических конфликтах, при взаимодействии людей с представителями правоохранительных органов, в местах лишения свободы, в армии.
Любое насилие: физическое или психическое, сопровождающееся травмами и человеческими жертвами или без них, возникающее в атмосфере эмоционального накала или преднамеренно планируемое, совершаемое над одним человеком или группами людей, независимо от этих и других факторов, причин и обстоятельств, во всех случаях должно рассматриваться не как эпизод, а как следствие нездоровья общества и как признак (симптом) болезни, которая при непринятии адекватных мер может получить распространение и представляет угрозу для общества, государства и всего человечества в целом.
Общество до настоящего времени главным инструментом борьбы с насилием признавало адекватное наказание виновных. Однако репрессивные меры борьбы не привели к сокращению насилия как явления, не повлекли за собой уменьшения тяжести последствий насилия. Насилие становится все более распространенным во всех странах, все более изощренным, все более массовым и все более жестоким, что обусловливает растущие прямые (травмы, увечья, смерть) и косвенные (неуверенность, нервно-психическая напряженность, страх, неврозоподобные состояния, развитие психических расстройств и заболеваний и др.) общественные потери. При этом важно заметить, что социальные потери значительно большие и труднее восполнимы, чем материальные.
Поскольку не только в России, но и во всех странах «Большой восьмерки» в последние несколько лет проблемы насилия обостряются, предпосылки к неразрешимым противоречиям становятся все более разнообразными, полиморфными, многокомпонентными и глубокими, а меры по ликвидации этих противоречий, предпринимаемые государствами и обществом становятся все более неадекватными, и им не уделяется должного внимания институтами государственного управления и власти, гражданское общество, противодействуя надвигающейся волне насилия, должно стимулировать принятие правительствами государств национальных программ по борьбе с этим опасным явлением, а также подвигнуть лидеров стран «Большой восьмерки» к совместным действиям.
Вопросы для обсуждения.
• Насилие как социальная инфекция: распространенность и причины.
• Формирование ненасильственного образа жизни как нормы общественного поведения.
• Насилие над женщинами и детьми.
• Насилие в армии.
• Насилие в тюрьмах и местах отбывания наказаний.
• Медицинские, социальные и экономические последствия насилия.