«Образование». Рекомендации Форума 9-10 марта 2006г. к встрече лидеров стран «Большой восьмерки» в г. Санкт-Петербурге в июле 2006г.
Преамбула
Мы, участники Гражданской восьмерки, представители неправительственных организаций, принимая во внимание, что:
• Основой безопасности нашей планеты в условиях глобализации и современных вызовов является человек, а ключом к его развитию – многоукладное базовое и профессиональное образование;
• Право личности на развитие обеспечивается образовательным пространством в целом и деятельностью учебных учреждений всех форм собственности, а, главное, качеством предоставляемых услуг с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждой личности;
• В целях создания «мира равных возможностей» на основе образования для всех и интеграции в него каждого необходимы как расширение и вариативность содержания и форм образования, так и постепенное переориентирование управления им.
Основываясь на заявлении лидеров большой Восьмерки в Глен Иглс в 2005 году, которые поддержали обеспечение бесплатного, полноценного и качественного образования для всех детей к 2015 году, на принципах Декларации ЮНЕСКО, принятой в Саламанке, и деятельности программ «Образование для всех», «Образование взрослых», «Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития», мы считаем актуальным, чтобы:
• Приоритеты в сфере образования определялись, исходя из того, что каждый, независимо от социальной, этнической, конфессиональной, гендерной принадлежности и от временных или постоянных ограничений жизнедеятельности, имел право на доступ к полноценному, качественному образованию.
• Интеллектуальные и материальные ресурсы наших государств направлялись на модернизацию и развитие образования посредством поддержки и дальнейшего продвижения интегрированного (инклюзивного) образования для всех в интересах устойчивого развития человечества в условиях глобализации, продвижения гражданского образования и участия граждан в управлении образованием.
Исходя из понимания того, что образование является главным ресурсом устойчивого развития, предлагаем:
• принять расширение понятия «Образование как передача знаний» не только на обязательное получение базового образования, но и на самостоятельное освоение знаний, жизненных навыков и этических принципов, необходимых для социальной адаптации, освоения локальной и глобальной культуры, профессиональной состоятельности и творческой самореализации.
• обеспечить предоставление дополнительных возможностей доступа к образовательным ресурсам, расширение спектра имеющихся в свободном доступе (в том числе через Интернет) материалов за счет поддержки создания порталов, сайтов, новых поисковых систем, размещения в Интернете обзоров, библиотек, перевода информации на национальные языки, использования информационных ресурсов неправительственного сектора.
• создать международную систему профессиональной общественной экспертизы образовательных инициатив в указанных приоритетных областях и региональных центров научно-технической информации для дальнейшего развития и совершенствования образования в условиях глобализации с участием некоммерческого сектора и гражданских организаций.
Признать и поддержать столь распространенные практики, как:
• регулирование и поддержку мобильности учащихся и преподавателей через стимулирование получения новых квалификационных навыков, необходимых в условиях расширяющегося глобального рынка труда, при гарантированном обеспечении универсальности прав человека и особого внимания к реализации прав ребенка;
• воспитание ответственного отношения к окружающей среде, толерантности, взаимного уважения к культуре и традициям различных народов, переход к устойчивым моделям производства и потребления в целях устойчивого развития;
• обеспечение свободного поиска и доступности каждому информации для самообразования в целях достижения жизненного успеха и возможности самореализации личности;
Исходя из изложенного выше, мы выступаем с конкретными предложениями по следующим основным направлениям:
Участие граждан в управлении и развитии образованием
В целях повышения качества образования в условиях интенсивного развития новых знаний, социальных преобразований, усиления социо-культурной миссии образования, участники принимают выдвигают следующие предложения:
Государства должны обеспечивать условия реального участия институтов гражданского общества, родителей, студентов (учащихся), профессионального сообщества в управлении образованием, прежде всего, через прозрачность и информационную открытость системы образования и создание правовых механизмов лоббирования и гражданского влияния;
Рекомендовать создание международную систему экспертизы и оценки образовательной полотики и практики с участием гражданского общества и международного экспертного и профессионального сообщества;
Лидерам Большой восьмерки необходимо и далее развивать международный обмен наиболее успешным опытом в сфере управления образованием и обеспечения доступа управленцев и профессионалов к высококачественным программам непрерывного профессионального развития.
Развитие гражданского образования
Признавая гражданское образование общественно-государственной, социально - ориентированной системой непрерывного обучения и воспитания, направленной на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, общества и правового государства на основе знаний, умений и ценностей, способствующих разрешению новых вызовов и проблем, адаптации к изменяющимся внешним условиям, представлению и защите прав и интересов личности при соблюдении интересов и прав других людей:
Объявить 2007 год годом гражданского образования, в рамках которого:
• разработать в сотрудничестве с институтами гражданского общества План совместных действий государств-членов «восьмерки», инициировать разработку национальных и международно-правовых нормативных актов в данной сфере, в т.ч. проекта Конвенции ООН о гражданском образовании и рассмотрение его Генеральной Ассамблеей;
• признать, что «третий сектор» наших стран является равноценным партнером государств в продвижении и реализации гражданского образования, для чего создать Международный исследовательский Центр (фонд) по данной проблематике, задачами экспертов которого должны стать:
- аккумуляция и распространение опыта гражданских практик в рамках образовательных учреждений и жизни местных сообществ.
- разработка «взаимоприемлемых» содержания понятия гражданского образования, образовательных стандартов и критериев оценки его качества;
- отработка и распространение инноваций и современных технологий гражданского образования и правового просвещения.
• признать, что создание системного гражданского образования и программ его реализации возможны только при сочетании деятельности структур государственного (и муниципального) образования и неправительственных организаций.
Развитие инклюзивного образования
Призываем государства «восьмерки», принимая во внимание, что в мире в настоящее время 115 миллионов детей не посещают школу и исходя из Инициативы по ускоренной реализации программы «Образование для всех» Fast Track Initiative, считаем, что единственным способом обеспечить образование для всех тех, кто чаще всего подвергается изоляции, является включение их в общеобразовательную среду:
• поддержать достигнутые успехи в признании того, что в процесс образования должны быть вовлечены все дети, уделяя особое внимание тем детям, которые подвержены исключению из общества: дети-инвалиды, дети с ВИЧ/СПИД, сироты и прочие категории, уличные дети, дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и иммигрантам;
• заключить межгосударственные соглашения для продвижения широкомасштабного сотрудничества между представителями государственных структур и школ, педагогических институтов, общественных организаций, особенно организаций людей с ограниченными возможностями и членов их семей на всех уровнях образования внутри стран Большой Восьмерки, чтобы сотрудничество основывалось на социальном подходе к инвалидности; чтобы инклюзивное образование было закреплено в местном законодательстве;
• выделять ежегодно 10 миллиардов долларов США на осуществление «Fast Track Initiative» - Инициативы по ускоренной реализации программы «Образование для всех» и обеспечить, чтобы в рамках программы в процесс обучения были
вовлечены все дети без исключения.
Создание и развитие глобальной образовательной среды
В целях организации диалога цивилизаций на основе принципа равноправного представительства всех мировых образовательных парадигм в каждом планетарном регионе на базе университетов или международных образовательных центров создать Центры межцивилизационного (межкультурного) образовательного диалога, в рамках которых должны проходить:
- регулярные обучающие ролевые тренинги «Модель ООН», «Модель Европейского Союза», Модель ЮНЕСКО» для выработки навыков международного консенсуса в условиях многосторонних переговоров;
- концентрированное представление образовательных предложений в виде программ обучения за рубежом, грантовой поддержки со стороны государств «восьмерки» и иных сообществ;
- библиотеки учебных программ и литературы разных культур и цивилизаций для создания «взаимных» обучающих курсов и других средств преподавания;
- регулярные научно-преподавательские и студенческие (аспирантские) обмены при частичной государственной финансовой и организационной поддержке и при смешанном государственно-грантовом финансировании.
Мультикультурное образование как средство интеграции
национальных меньшинств и мигрантов
В целях обеспечения равных возможностей для развития личности, продолжения образования, трудоустройства и карьерного роста, а также участия в общественной и политической жизни страны представителей граждан любой этнической и конфессиональной принадлежности, в том числе мигрантов и национальных меньшинств:
• формировать комплекс мер по повышению мотивации национальных меньшинств к расширению своего образования;
• обеспечить гарантии доступности образования для всех граждан вне зависимости от национальности и места проживания;
• создавать действенную систему адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
• всемерно поощрять этнокультурные образовательные инициативы с акцентом на изучение национальных языков как минимум на уровне, сохраняющем этническую идентичность граждан.
• воспитание веротерпимости, миролюбия, толерантности должно происходить путем обучения истории мировых религий как части мировой культуры, а не методами религиозной или атеистической пропаганды.
• средствами национальной системы образования обеспечивать обучение мигрантов в объеме, необходимом для бытового общения и профессиональной деятельности и ознакомление с основами истории и культуры страны или региона проживания, при этом обеспечивая бесплатную профессиональную переподготовку для трудоустройства по дефицитным на рынке труда специальностям.