Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Стенограммы пленарных заседаний и "круглых столов"

Стенограмма Пленарного заседания с участием шерп Международного Форума НПО "Гражданская восьмерка - 2006", 9 марта 2006г.


Мы публикуем рабочий вариант стенограммы. При возникновении уточнений по содержанию текста просьба обращаться admin@civilg8.ru

Элла Памфилова:
Я хотела бы представить вам шерп всех стран «восьмерки» и представителя Еврокомиссии. Это люди, которые отвечают за организацию процесса в рамках председательства той или иной страны и готовят эту встречу, готовят саммит на высшем уровне. То есть все основные вопросы и политические, и иные по существу решают эти уважаемые люди, которые здесь собрались. И я надеюсь, что в течение двух часов, которые нам отведены, мы организуем деловой, конструктивный диалог, посмотрим и почувствуем, что нам друг от друга может быть нужно и как дальше строить нашу совместную работу. Я бы хотела предоставить слово российскому шерпу, уважаемому Игорю Ивановичу Шувалову.

Игорь Шувалов:
Спасибо, Элла Александровна, что хотя бы на трибуну не выгоняете. Добрый день, уважаемые дамы и господа. Во-первых, разрешите вас приветствовать здесь в Москве, в этом зале, на этом форуме, который был организован Эллой Александровной, большое ей за это спасибо. И организован этот форум во исполнение нашего обещания, данного во время председательствования Великобритании в прошлом году. Тогда международные и национальные неправительственные организации просили нас обеспечить надлежащий диалог между страной или правительством страны, председателем и представителями этих организаций для того, чтобы обсуждать повестку дня председательства и обсуждать те реальные нужды, которые могут быть выражены через неправительственные организации со стороны различных сообществ. Мы в прошлом году в Великобритании собирались дважды на таких общественных форумах, когда были приглашены шерпы и рассказывали о том, как готовятся документы для саммита, а затем, каким образом правительство готовится к исполнению решений лидеров. И мы решили, что в текущем году мы этот диалог сделаем более интенсивным, пригласим большее количество организаций, тем более, что к России в настоящий момент очень живой интерес, иногда даже острый интерес. Повестка нашего председательства очень важна, и мы готовы и в рамках своего председательства, и вне рамок председательства на эти вопросы отвечать и вести диалог с неправительственными организациями.
Я бы хотел немного рассказать о том, как выбиралась повестка нашего председательства, и затем, наверное, послушать больше вас, ответить на ваши вопросы, поскольку мы все-таки здесь не для того, чтобы вам рассказывать, а скорее для того, чтобы вас послушать. Естественно, если будут вопросы, мы на них ответим. Итак, когда мы готовили повестку российского председательства, мы исходили из того, что темы, которые Россия выдвинет в качестве основных для обсуждения на саммите, скорее всего не должны быть новыми. Они должны иметь историческую основу и иметь первостепенное значение для всех стран «восьмерки». Вы знаете, когда в свое время этот клуб только зарождался, вопросы энергической безопасности были самыми важными и самыми острыми вопросами. Мы посчитали, что Россия, обладая огромными запасами энергоресурсов, играет сегодня ту роль в глобальной экономике, которая позволит ей при обсуждении этой старой темы энергетической безопасности привнести в нее совершенно новое значение. И мы понимали, что вопросы энергетики в настоящий момент имеют важное значение для всего мира в целом и касаются конкретных граждан, которые ощущают на своем семейном бюджете увеличение цен на энергоресурсы и те неопределенности, которые со всем этим связаны. Мы решили, что именно этот вопрос должен обсуждаться в настоящий момент на саммите, и Россия при этом играет в настоящий момент весьма ответственную роль. Для нас было очень важным, чтобы все темы российского председательства, в частности тема энергетической безопасности, имели непосредственное значение для простых граждан, чтобы помимо вопросов глобального развития, каждый понимал, что лидеры восьми государств, обсуждая этот вопрос, могут их жизни изменить, как их жизнь будет меняться к лучшему, благодаря каким решениям их жизнь будет более стабильной экономически.
Дальше мы предложили тему борьбы с инфекционными заболеваниями. С этой точки зрения в России тоже есть основа для того, чтобы эту тему развивать и лидировать в ней. Вы знаете, что у нас очень сильна инфекционная школа. Мы всегда, еще со времен советской России, инвестировали большое количество средств в эту отрасль. Мы осознаем всю опасность, которую инфекционные заболевания несут мировому сообществу, насколько могут пострадать простые граждане, насколько глобально может пострадать экономика в настоящий момент при том, как развивается проблема с пандемиями и проблема распространения птичьего гриппа. Эта тема также является предметом обсуждения на саммите.
И еще одна очень важная тема. Это развитие профессионального образования как ключевой фактор обеспечения инновационного развития наших экономик в 21 столетии. Тема профессионального образования сегодня является очень важной, внутриполитической темой для всех государств «восьмерки», для многих государств, которые в восьмерку не входят. Для России модернизация профессионального образования - это одна из тем, которые относятся к числу приоритетных проектов. Мы этой темой будем заниматься очень серьезно. И мы исходили из того, что поскольку это очень важно для всех государств, осуществляющих внутриполитические программы, и в мире эта тема в настоящий момент очень важна, Россия также может предложить здесь определенные пути решения некоторых вызовов, которые перед нами стоят. Традиционные темы, такие как нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом, борьба с пиратством будут также обсуждаться во время саммита. Это традиционная повестка дня, она будет не основной. Основная будет состоять из трех тем: это глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и развитие профессионального образования для обеспечения инновационного развития в 21 веке. Остальные темы также будут лидерами обсуждаться и в таком механизме - он еще по-английски называется follow up, - который развивает ранее поднятые вопросы, в контексте традиционной повестки дня.
Если вас волнуют какие-либо детали, то мы готовы ответить относительно этих деталей. Единственное, что я хочу - чтобы вы точно понимали как представители неправительственных организаций: для нас ключевым вопросом было то, что граждане во всех странах «восьмерки», а также граждане других государств, которые будут за этим процессом следить, понимали, что это не чисто политическое упражнение или мероприятие, на котором обсуждаются какие-то глобальные вопросы, далекие от нужд обычных людей. Все вопросы, которые будут обсуждаться на саммите в Санкт-Петербурге, имеют самое непосредственное значение и отношение к жизни простых людей. Все люди связывают улучшение своей жизни с профессиональным качественным образованием, либо хотя бы понимают: чтобы обеспечить лучшее будущее для своих детей, нужно дать им хорошее образование, обеспечить здоровый образ жизни, ликвидировать возможность инфекционных эпидемий. И энергетическая безопасность - это не просто нефть и газ, а то, что является в настоящий момент инфраструктурным ограничением, либо наоборот тем, что способствует развитию наших экономик и наших домохозяйств. Это те вопросы, которые непосредственно связаны с каждым из людей. Этим мы и руководствовались, когда определяли повестку. Эта повестка дня была с нашими коллегами по «восьмерке» обсуждена и согласована. У страны-председателя есть право эту повестку определить, но мы ее определяли на основе консенсуса, т.е. мы согласовали эти подходы со своими партнерами. Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо, Игорь Иванович. У наших гостей есть тоже повестка на английском языке, там план обсуждений в составе рабочих групп. Они с утра по настоящее время пытались обозначить свои точки зрения, согласовать позиции, кое-что, наверное, им удалось. Поэтому мне бы хотелось, если вы не возражаете, чтобы представители каждого рабочего стола коротко сказали о своем видении проблемы, и в любой момент, когда кто-нибудь из уважаемых шерпов захочет выступить, дайте знать. Мы предоставим вам возможность высказаться. Я передаю слово представителям круглого стола «Энергетическая безопасность» Скуратовской Ларисе и Юргену Майеру.

Лариса Скуратовская, Международная экуменическая группа по изучению изменений климата Всемирного совета церквей:
Добрый вечер. Спасибо большое шерпам за то, что они нашли возможность прийти и говорить с нами, увидеть и услышать наше видение проблемы. Секция энергобезопасности приготовила четыре вопроса, два из них касаются ядерной энергетики и климата. Я сейчас зачитаю вам. Первый вопрос по ядерной энергетике. Мы знаем, что в итоговых документах готовится раздел по развитию атомной энергетики, подходы стран к этому вопросу разные. Каким образом вы собираетесь отразить эту проблему в итоговом документе, при том что существуют и объективные ограничения для этого вида энергетики. Экономические - доля атомной энергетики в общем энергобалансе незначительна. Нераспространение - кризисы вокруг атомных программ в Иране и Северной Корее. Технологические - нерешенность проблем радиоактивных отходов и безопасности реакторов, что актуально с учетом рисков и уже случившихся аварий, Чернобыльской катастрофы. Сырьевые - ограниченность запасов урана. Социальные - нежелание населения жить рядом с атомными станциями и хранилищами радиоактивных отходов как отечественными, так и зарубежными. Этот вопрос касается ядерной энергетики. И второй вопрос касается изменения климата. Антропогенные изменения происходят намного быстрее, чем ожидалось 5, 10 лет назад. Через 10-20 лет необходимость снизить выбросы парниковых газов будет видна гораздо сильнее и сильно повлияет уже на страны с развитой энергетикой и развитой экономикой. Особенно важен этот вопрос для Арктики и коренных народов Севера. Когда, в каком году правительство «большой восьмерки» сможет поставить четкие цели по ограничению выбросов парниковых газов? Спасибо большое.

Элла Памфилова:
Спасибо. Юрген Майер, Германия.

Юрген Майер, Форум германских НПО по окружающей среде и развитию:
У меня два вопроса. Первый вопрос: в 1995 г. во Франции на первой встрече мы согласовали наши позиции о необходимости сокращать личные риски, связанные с импортированием и ввозом энергетических источников. Дальнейшие встречи также подтвердили необходимость акцентировать развитие возобновляемых источников энергии так же, как это было в Токио и Оттаве, а также в 92 г. и т.д. до того момента, когда это произошло в 1995 г. Ничего не изменилось с тех пор. Но лишь однажды после встречи в Окинаве была создана специальная группа, занимающаяся вопросами возобновляемых источников энергии, которой разработаны конкретные и четкие предложения, однако на следующем заседании лидеры не обсуждали эту тему, как ни странно. Отсюда - сомнения. Что это - нежелание обсуждать этот вопрос? И что будет в Санкт-Петербурге? Будет ли предстоящая встреча отличаться от предыдущей с точки зрения рассмотрения конкретных вопросов?
Второй вопрос заключается в следующем. В проекте текста, который распространяли перед встречей в Санкт-Петербурге, было много интересных предложений касательно производства газа, нефти и т.д. для усиления потенциала электростанций, развития ядерной энергетики, а также использования возобновляемых источников энергии. Это очень дорогостоящие мероприятия. Откуда будут получены деньги, ресурсы для того, чтобы осуществить эти очень серьезные, дорогостоящие проекты? Существуют ли какие-то приоритеты в этом смысле? Кроме того, сравнивались ли какие-то цифры по затратам при том или ином сценарии развития?

Бернд Пфаффенбах (Германия):
Я добровольно решил выступить, потому что я считаю, что разбираюсь в этих вопросах, во всяком случае по нашей стране. С другой стороны, я должен показать и я действительно докажу, что (да мы, собственно, солидарны со всеми своими коллегами в моем окружении) в том, что касается ядерной энергии, мы действительно приняли решение в нашей стране не продолжать исследования и разработку проектов, связанных с ядерной энергией. Потому что мы посчитали, что лучше пойти другим путем. А именно - как раз то, о чем вы говорили, - диверсифицировать наши ресурсы, больше заниматься вопросами консервации энергии, возобновляемыми источниками энергии и т.д. С другой стороны, я также полностью признаю, что для большинства стран "Группы восьми" также существует и определенная заинтересованность, поэтому надо говорить о смешанных источниках энергии. То есть надо говорить о том, что должен быть создан добрый климат между производителями и потребителями энергии. Поэтому здесь и говорилось уже о том, что многие мировые энергетические ресурсы ограничены. И все страны, в частности потребители нефти и топлива, в этом смысле несут ответственность. Кроме того, они должны следить за своими расходами. Промышленные страны с той и с другой стороны, развивающиеся страны, кроме того, должны разделять преимущества этих ресурсов среди всех участников нашего нынешнего мира. Это непростая задача, конечно. Поэтому когда мы работаем над этими вопросами энергетики, я могу лишь поприветствовать нынешнее председательство России в «большой восьмерке». Они действительно смотрят вперед и очень ответственным образом рассматривают эти вопросы. То, что мы стараемся достигнуть и добиться - это чтобы каким-то образом соединить и скоординировать наши мнения, чтобы бережнее относиться ко всем этим вопросам. Я понимаю, что ваша страна является крупным производителем энергии, в частности добывает много нефти и газа, и поэтому мы находимся в очень тесных отношениях с Россией с этой точки зрения. Кроме того, Россия напоминает нам, участникам «восьмерки», о том, что необходимо также уважать существующие возможности в мире и изучать возможности других альтернативных источников энергии. Поэтому мы должны также учитывать другие возобновляемые источники энергии, вопросы сохранения энергии, а также использования ядерной энергии. Чтобы отказаться от последней, мы должны добиться каких-то эффективных результатов с точки зрения увеличения количества поставок, рационализации этих поставок. Очень важно, чтобы было также соединение различных источников устраняемых энергоносителей в мире.
Вы также спросили, откуда возникают деньги, ресурсы для осуществления проектов. Конечно, мы говорили это на предыдущих встречах. Существуют два источника: первый источник со стороны правительств, другой источник – это, естественно, из частного сектора, из бизнеса. Наша задача на уровне правительств обеспечить рамочные условия, соглашения, которые могли бы быть привлекательны для того, чтобы идти по пути сохранения энергии со стороны тех или иных производителей. Одним словом, что я хотел сказать. Вы знаете, что мы иногда по-разному воспринимаем одни и те же вещи. Но, тем не менее, несем общую ответственность, встречаясь с вызовами современности, с условиями ограниченности ресурсов. И мы должны всегда учитывать, что это происходит как со стороны производителей, так и со стороны стран-потребителей.

Элла Памфилова:
Спасибо большое. Антон Лопухин, затем - Пьетро Витторио Барбьери, представитель Италии.

Антон Лопухин, президент МОО «Ассоциация юных лидеров»:
Когда мы начинали работу по круглому столу "Образование", у нас был немножко другой подход. Мы принципиально решили не отталкиваться от той официальной повестки, которую предлагает Россия в частности и вообще страны «восьмерки». Не потому, что она нам не нравится. Мы считаем эти вопросы очень важными. Но, кроме того, мы считаем, что есть и другие вопросы. Я их перечислю очень кратко те из них, которые получились в результате обсуждения. Это четыре основных вопроса, которые институтам гражданского общества кажутся очень важными: гражданское образование, участие граждан в управлении и развитии образования, образование для всех, образование в мультикультурном обществе, образование как инструмент интеграции разных народов. И вот по этим четырем разделам у нас есть несколько очень коротких предложений. Нам бы очень хотелось, чтобы страны «восьмерки» объявили 2007 г. годом гражданского образования и предприняли какие-то специальные усилия (мы готовы их предложить большим списком) для того, что бы это были не просто пустые слова, а чтобы гражданское образование пришло во все школы, во все страны. Нам кажется очень важным, чтобы развивалось и увеличивалось участие граждан в управлении образованием. Эта проблема решается в разных странах совершенно по-разному, но нам кажется, что во всех – недостаточно. И участие граждан может служить тому, что образование будет полнее отвечать запросам общества. К сожалению, сейчас это происходит далеко не всегда. Нам кажется очень важным, чтобы образование было доступным для всех. К сожалению, сейчас в силу многих причин это не так. Мы хотим предпринять ряд усилий, чтобы образование было действительно доступным. И нам кажется очень важным, чтобы образование служило средством консолидации общества, консолидации всех народов. Нам кажется очень важным, чтобы в школах преподавался государственный язык. Чтобы все дети всех стран умели им пользоваться. При этом нам кажется очень важным, чтобы сохранялись национальные языки на том уровне, чтобы каждый народ смог сохранить свою национальную идентичность. Нам кажется очень важным, чтобы история в школе излагалась таким образом, чтобы никогда учебник, написанный в одной стране, не унижал народ другой страны. Нам кажется очень важным, чтобы государственные школы и муниципальные школы просвещали людей в области религии, но не служили миссионерским целям. Нам кажется, что государство должно обеспечить возможность для всех приезжающих мигрантов из разных стран овладеть государственным языком так, чтобы они потом могли нормально интегрироваться в его жизнь. Спасибо большое. Мои коллеги, я думаю, продолжат.

Элла Памфилова:
Спасибо, Антон. Пожалуйста - г-н Пьетро Витторио Барбьери, который представляет общество людей с инвалидностью, Италия.

Пьетро Витторио Барбьери, Italian Federation to overcome handicap:
Добрый день. Мы хотели бы сказать следующее. Инклюзивное образование должно охватить 15 млн. детей, которые сейчас не обучаются в школе, из которых 14 млн. имеют ту или иную форму инвалидности. Мы в основном говорим о детях-сиротах, детях, инфицированных ВИЧ, мы говорим о детях с другими видами инвалидности. Примерно 89% детей с инвалидностью не посещают школу, 99% девочек-инвалидов, как считается, неграмотные. Это из расчета на население из 6 млн. чел. Мы просим, чтобы образование распространилось на всех детей, посещающих и не посещающих школу. Мы хотели бы, чтобы между странами «большой восьмерки» было создано межправительственное соглашение о сотрудничестве по пропаганде инклюзивного образования, и мы хотели бы услышать от наших глав правительств обязательства в размере 10 млн. долл. на финансирование этой инициативы. Это вопрос чрезвычайно важный. Он лежит в основном в области защиты прав человека. Инклюзивное образование в основном считается первым шагом в направлении создания ощущения у человека гражданственности. Люди с инвалидностью, а также их родители безотносительно их возраста хотят чувствовать себя гражданами общества, они хотят быть такой же частью жизни, как и все остальные.

Элла Памфилова:
Всех заслушаем? Хорошо. Тогда Комаров Георгий Алексеевич и потом Колосков, здравоохранение.

Георгий Комаров, Российская медицинская ассоциация:
Спасибо большое, Элла Александровна. Мы не закончили на двух раундах нашего круглого стола обсуждение всех вопросов, которые наметили. На самом деле у нас вопросов немного больше, чем в образовании - у нас пять вопросов, и, наверное, это понятно, ведь вопросы касаются здоровья. На самом деле мы сегодня обеспокоены не тем, что в повестке дня саммита будут обсуждаться вопросы инфекционных заболеваний и что лидеры государств с пониманием относятся и инвестируют достаточно средств. Потому что сегодня стало совершенно понятно, что здоровье населения - это в конечном итоге основная цель, для чего существует и атомная энергетика, ради чего существует и образование. Ради этого. Но и понимая это, тем не менее, мы считали, что очень важно, чтобы сегодня общество не упустило из внимания несколько очень важных обстоятельств. Сегодня в мире происходят такие процессы, происходят такие события, когда появилось огромное количество людей, выпадающих из поля зрения национальных систем здравоохранения. Это беженцы, которые вынуждены покидать свои жилища в связи с войнами. Это огромное количество беспризорных и безнадзорных детей. Это огромное количество людей, которые сегодня имеют ограниченный доступ к профилактике и лечению заболеваний. И вот мы поднимали эти вопросы и обсуждали их с тем, чтобы обратить внимание лидеров государств «большой восьмерки», чтобы не выпали из поля зрения те контингенты населения, которые нуждаются в наибольшем участии. Это огромное количество людей, которые выходят из тюрем. Но никто, ни один суд не лишал их права на здоровую жизнь. Но эти люди, длительно интегрируясь в общество, к сожалению, выпадают из поля зрения национальных систем здравоохранения. На сегодняшний день таких проблем накопилось в обществе очень много.
Есть очень серьезные опасения, что тех средств, которые сегодня выделяются на обеспечение организации медицинской помощи, явно недостаточно. Причем сегодня наметились мощнейшие диспропорции в выделяемых средствах. В некоторых государствах их выделяется избыточно много, но есть государства, в которых этих соседств недостаточно. И огромная часть населения не имеет возможности получать медицинскую помощь, лекарственные препараты становятся невероятно дорогими, они недоступны для огромных слоев населения. Это очень важная ситуация. Вторая ситуация, которая очень важна и которая беспокоит нас, институты гражданского общества. Это появление новых вызовов, новых инфекций. Вирусная инфекция H5N1 только лишний раз подчеркнула, что такие вызовы существуют, что есть такие возбудители, которые не признают государственных границ, которые не признают разности политических устройств, которые не признают выделяемых сумм денег. И ни одна страна не в состоянии от них избавиться или гарантировать своим гражданам безопасность. Это вызовы глобального характера. Поэтому мы обсуждаем сейчас вопрос о том, как концентрировать усилия всех стран. Что нужно сделать дополнительно, чтобы этим новым вызовам, этим новым опасностям для всего человечества мы могли бы противопоставить добрую волю и сотрудничество государств.

Элла Памфилова:
Спасибо. Коротко тогда, пожалуйста.

Алексей Егоров:
Поскольку мы представляем неправительственные организации, то для нас очень важно сотрудничество с правительственными организациями. Но, к сожалению, обсуждая в деталях те или иные вопросы, мы сегодня не имеем программы правительства, которая предполагается для обсуждения на саммите. Мы хотели бы точно знать, какие мероприятия до проведения встречи глав правительств будут проведены. Важно чтобы были доступны через Интернет и другие средства массовой информации те вопросы, которые поднимает Минздрав и правительство для обсуждения на этом саммите. Для того, чтобы наша точка зрения была бы комплементарна точке зрения правительства, либо чтобы можно было высказать какие-либо критические замечания.

Элла Памфилова:
На официальном сайте «большой восьмерки» и на нашем общественном сайте «Гражданской восьмерки» есть вся информация о тех мероприятиях, которые предполагаются в рамках «восьмерки». Если что-то необходимо сверх того, то мы постараемся добыть и опубликовать дополнения. Так, пожалуйста, по образованию.

Участник:
У меня несколько слов в дополнение к прозвучавшему. У нас была международная группа и были проблемы с переводом, поэтому то, что сейчас излагалось, не все было точно сформулировано, особенно при переводе с английского на русский. Итак, целью межправительственного соглашения, в котором все мы очень заинтересованы, является не пропаганда интегрированного образования, а развитие интегрированного образования в странах «восьмерки». Объектом такого сотрудничества в рамках тех предложений, которые идут от общественных организаций, является широкое сотрудничество между органами власти, что послужит развитию нормативно-правовой базы. Это сотрудничество между университетами педагогическими, что улучшит качество подготовки учителей, между школами, что позволит распространить лучшую практику в разных странах. Формы могут быть дискутированы. Наиболее энергосберегающие формы - это сайт на языках стран «восьмерки», но суть нашего предложения именно в подписании такого межправительственного соглашения, предусматривающего широкое сотрудничество, и очень бы хотелось услышать ответную реакцию представителей государств. Спасибо заранее.

Элла Памфилова:
Спасибо. От круглого стола "Борьба с терроризмом, распространением ОМУ, урегулирование региональных конфликтов" выступят Найджел Мартин (Канада) и Юрий Джибладзе (Россия).

Найджел Мартин, Монреальский Международный форум:
Мы смогли, может быть, не добиться консенсуса, но определить ряд вопросов, которые принципиальны для всех нас. Мы далее предложим более подробный отчет. Итак, как вы видите роль организаций гражданского общества, некоммерческих организаций, университетских кругов и т.д. в выработке стратегии по обеспечению глобальной всемирной безопасности? И как вы видите сотрудничество ваших правительств и неправительственных организаций? Это мой первый вопрос. Второй вопрос: Обсуждали ли вы уже такие вопросы, как человеческая безопасность, или вы говорите о безопасности лишь на государственном и межгосударственном уровне? И, наконец, третий вопрос: как вы видите распространение системы режима нераспространения ОМУ, и какие шаги вы намерены предпринимать в данном направлении?

Элла Памфилова:
Юрий Джибладзе, член Национальной рабочей группы. Пожалуйста.

Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека:
Спасибо, Элла Александровна. Почему все шерпы мужчины? Если серьезно, если вернуться к нашим вопросам, хотя это тоже серьезный вопрос, то наша группа по безопасности человека включала три сферы: борьба с терроризмом, нераспространение ОМУ и региональные конфликты. Мы, безусловно, считаем, что эта тема - безопасность человека заслуживает быть в первом, а не во втором ряду приоритетных вопросов. Мы очень надеемся, что на следующем саммите она будет поставлена в центр внимания. Мы считаем, что в сфере безопасности человека существуют очень серьезные проблемы. И необходимо, по-видимому, вводить механизмы гражданского контроля над тем, как страны «большой восьмерки» справляются с решением проблем безопасности. Мы об этом серьезно думаем.
Теперь - к трем вопросам группы. Готовы ли страны «большой восьмерки» взять на себя лидерство на глобальном уровне, в том числе в ООН, в выработке ясных и четких критериев для проведения гуманитарной интервенции? Эти критерии сейчас отсутствуют и имеются двойные стандарты. Второй вопрос. Согласны ли вы с нами в том, что исключительно важной является задача выработки универсального единого определения терроризма, и если да, то как далеко вы продвинулись в решение этого вопроса? И третий, последний вопрос нашей группы. Согласны ли вы, что за последние годы в результате выработки и реализации мер по борьбе с терроризмом произошла эрозия прав человека и гуманитарного права? И если да, что вы намерены делать для восстановления баланса между обеспечением безопасности и соблюдением прав человека? Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо. Следующая наша рабочая группа - это «Финансирование для развития, международная торговля». Эммануэль Арго.

Эммануэль Арго, Коалиция глобальной африканской диаспоры (Великобритания):
В нашей группе возник вопрос относительно деятельности шерпов, а именно: могут ли шерпы подтвердить наличие отчетов о достигнутом прогрессе и о выделении дополнительных 50 млрд. долларов и было ли это обещано в прошлом году? В частности, мы соглашаемся с использованием новых источников финансирования, таких как IFF и иных источников для того, чтобы развивать представительную систему государств. Могут ли шерпы установить, что развивающиеся страны будут способны обеспечить принятие законодательных актов или способны ли они обеспечить предоставление определенных условий. Кроме того, торговые системы развивающихся стран должны обеспечивать большую гибкость и представлять правительствам возможность соответствовать требованиям участия для защиты наших достижений, в том числе в разных отраслях промышленности, и это очень важно для рыночной экономики и средств массовой информации. Это крайне важно для стран, вступающих в ВТО. Я уверен, что мы должны обладать такой же степенью гибкости, как и другие страны в развивающемся мире. Последнее замечание. Торговля должна обеспечивать базу для основных источников, таких как электричество, водоснабжение и т.д. Кроме того, необходимо совершенствовать системы и мы должны проводить соответствующие переговоры. Мы должны заключать договора, приходить к соглашениям и мы должны освещать те необходимости, с которыми мы сталкиваемся. Итак, вопрос шерпам. Вы согласны по этим вопросам или нет? Спасибо за внимание.

Элла Памфилова:
Теперь у нас «Бизнес и интеллектуальная собственность». Татьяна Монэгэн, представитель ICC, господин Шохин и господин Литовченко.

Татьяна Монэгэн:
Спасибо, Элла Александровна. Мы постарались очень коротко сформулировать наше обращение в форме вопросов. Это как бы пункты, на которые мы просим политическое руководство мира обратить внимание при разработке мер. По защите прав интеллектуальной собственности в большей степени опираться на мнение правообладателей, экспертов из бизнеса и НПО. Не создавать дополнительные административные барьеры, снижающие уровень доступности интеллектуальной собственности и регистрации прав на нее. Обучение правоохранительных органов методам борьбы с нарушениями в области интеллектуальной собственности и самой специфике объектов интеллектуальной собственности. Усиление противодействия интернет-пиратству во всех странах. Необходимо унифицировать правовые механизмы регулирования оборота лекарственных препаратов. Развивающиеся страны нуждаются в гибкости для импортирования и производства дженериков. Права коренных народов и местных сообществ в отношении традиционных знаний и генетических ресурсов должны быть соблюдены при разработке систем защиты прав интеллектуальной собственности. Пересмотреть поправку к соглашению ТРИПС от 7 декабря 2005 г. с целью рассмотрения более легкого доступа населения к лекарственным средствам по борьбе с малярией, СПИДом и другими инфекционным заболеваниям. Упрощенный порядок лицензирования беднейших стран для обеспечения доступа к дорогостоящей интеллектуальной собственности. Это несколько вопросов, которые мы сочли наиболее важными в глобальном масштабе. Мы все это оформим в письменном виде и передадим, Элла Александровна, Вам для того, чтобы вы могли потом передать. Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо. Александр Николаевич Шохин.

Александр Шохин, Российский Союз промышленников и предпринимателей:
Спасибо, Элла Александровна, Я хотел бы сказать, что бизнес-сообщество, которое я представляю как президент РСПП, заинтересовано в продвижении всего круга проблем, которые будут обсуждаться на «восьмерке» и уже обсуждаются в рамках подготовительных мероприятий. Особенно нас волнуют вопросы глобальной энергетической безопасности. Сегодня был задан целый ряд вопросов, завтра будут подготовлены, насколько я понимаю, развернутые предложения и рекомендации соответствующего круглого стола, где кроме вопросов ядерной энергетики, вопросов, связанных с климатом, будет задаваться и целый ряд новых вопросов, таких как баланс между безопасностью поставок и безопасностью спроса, как формирование глобальной политики, а не только координации действий различных стран. И в частности, если будет выработана общая позиция по ядерной энергетике, то хотелось бы, чтобы в каждой из стран были если не изменения в официальных подходах к ядерной энергетики, то по крайней мере выработка общей политики и политики, направленной, скажем, на поощрение этой отрасли энергетики при выставлении достаточно жестких параметров по экологической безопасности, борьбе с терроризмом и т.д.
Система образования. Я буквально в перерыве между утренним и вечерним заседаниями участвовал в работе рабочей группы Государственного совета Российской Федерации, который готовит доклад по инновационной системе образования, по модернизации образования. Этот доклад должен быть обсужден через 2 недели на заседании Государственного совета, и очень многие темы, которые обозначены рабочей группой по образованию, перекликаются с проектом этого доклада. Нас, прежде всего, конечно, волнуют системы профессионального образования и ориентация профессионального образования на инновационный процесс. Нам хотелось бы, чтобы эта тема (она для России очень актуальна), безусловно, и ориентация не только на рынок труда системы образования, но и на удовлетворение социальных потребностей домашних хозяйств, но очень важно, чтобы вот эта тема, острая для России, была поддержана и другими странами, которые в принципе заинтересованы в выработке международных образовательных стандартов, увязанных с инновационным процессом. Но хотелось бы, чтобы эта работа велась не по принципу выставления стандартов для целей импорта умов и стимулирования «утечки мозгов», а для выработки таких требований к образовательной системе, которые позволяли бы в каждой стране систему образования ориентировать на внутренние потребности как экономические, так и социальные. Еще раз подчеркну готовность бизнес-сообщества прорабатывать все темы, и в экспертном плане, и в плане конкретного действия, которые могли бы быть частично даже ответственностью бизнеса. В частности, если говорить о том же образовании - это готовность бизнеса не только сформулировать, но и создать некую систему формулирования минимальных квалификационных требований, профессиональных компетенций, которые затем могли бы трансформироваться в образовательные стандарты. Я думаю, в течение нескольких недель мы сможем эту тему обнародовать. И к маю, быть может, когда гражданское общество будет передавать шерпам свои конечные предложения по развитию, по решению проблем, поставленных в повестку дня саммита, мы можем дать не только общие предложения, как нужно действовать правительствам, но и сформулировать свою собственную ответственность в рамках государственно-частного партнерства. Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо. Пожалуйста, Нина Беляева и Александр Аузан. Потом будете сами представляться, я не всех знаю.

Нина Беляева, Коалиция "Мы граждане!":
Большое спасибо. Мне кажется, что наш форум очень удачно развивает лучшие традиции гражданского общества России и мира, а именно традиции самоорганизации. Поэтому у нас в рамках группы "Образование", еще продолжая заседание 16 февраля, возникла дополнительная группа, которая продуктивно поработала в течение 2 двух часов над темой вызова, которая глобализация ставит перед образованиями. И каким образом система образования может на них ответить. Мы выделили две основные угрозы и даже не угрозы, а проблемы, которые сейчас нужно иметь в виду. Во-первых, самообразовательное пространство становится глобальным, оно выходит за рамки школы, за рамки регионов, за рамки страны. Оно становится единым. А кроме того, фигура учителя как безусловного авторитета, транслирующего знания, транслирующего ценности, перестает быть абсолютной величиной, поскольку источников получения знаний становится бесконечное количество. Особенно учитывая возможности Интернета и международной интеграции. И это повышает чрезвычайно требовательность к самой личности, получающей образование. Поэтому мы предлагаем систему образования как education, т.е. систему передачи знаний, сместить в сторону более широкого процесса learning, а именно самостоятельного освоения личностью, свободной, творческой, независимой, стремящейся к успеху освоения жизненного пространства, освоения мира, познания себя, познания своей роли в мире и нахождения себя в этом мире. Но это невозможно делать без гуманистических ценностей, без самоограничения, на принципах уважения интересов других личностей и умения думать не только о своем поколении, но и о будущих поколениях. Поэтому наше предложение в концентрированном виде отвечает на повестку, которая была утверждена лидерами государств по поводу структурирования стандартов образования. Нам бы очень хотелось, чтобы эта работа не прошла мимо гуманистических принципов, формулировки этих стандартов, чтобы они не остались в рамках передачи знаний в вертикальном режиме, сохранили внутри себя свободное образовательное пространство, где каждая свободная личность может искать и находить необходимую информацию для поиска и самореализации, для построения жизненного успеха. Поэтому один из вопросов, который наша группа хотела бы сформулировать: готовы ли ваши страны такими образом строить работу со стандартами образования, чтобы оно оставляло простор для этого свободного образовательного пространства, повышающего мобильность между странами, между академическими сообществами разных стран и соответственно повышало бы устойчивость и возможность стабильного устойчивого развития в мире? Спасибо.

Элла Памфилова:
Попрошу, чтобы не было российского приоритета, а то получится, что сейчас наши организации устроят российский междусобойчик. А мы хотим уйти от этого.

Александр Аузан:
Спасибо. Уважаемые господа, я бы хотел задать два вопроса, которые касаются не содержания повестки, а механизмов нашего взаимодействия. При этом боюсь, что первый вопрос является трудным, а второй - деликатным. Первый вопрос: известно, что если у правительства по конкретной проблеме больше, чем одна точка зрения, это не нормально. В гражданском обществе наоборот, если одна точка зрения по проблеме, то это считается не нормальным. Отсюда процедурный вопрос. Мы, конечно, будет стараться, чтобы наши группы предложили вам некую единую позицию. Но если вы получите, скажем, две альтернативные позиции по вопросам или альтернативные варианты по каким-то отдельным деталям, как вы намерены работать с этими материалами? Отвергать, потому что нет единой точки зрения, принимать одну точку зрения или пытаться их синтезировать?
Теперь деликатный вопрос: конечно, нам хотелось бы, чтобы из года в год происходило совершенствование механизмов нашего взаимодействия. В частности, нам хотелось бы, чтобы гражданские организации приняли более активное участие в формировании повестки дня 2007 г. Возможно ли, чтобы хотя бы один вопрос повестки дня 2007 г. был определен «большой восьмеркой» на основании предложений гражданских организаций? Например, выбирая из тех трех предложений, которые мы могли бы представить к повестке 2007 г. Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо. Галина Бодренкова.

Галина Бодренкова, Международная ассоциация Добровольческих усилий:
Здесь я буду представлять Международную ассоциацию добровольческих усилий, объединяющую сто стран мира. И у меня к уважаемым шерпам есть два вопроса. Было сказано, что очень важны механизмы, связующие все темы и все проблемы. Как они дальше воплощаются? Вот тема добровольчества, которая поставлена, насколько я знаю, на Маастрихтской гражданской встрече. В 2004 или 2005 гг. там была эта тема, звучала. И как мне кажется, во всех странах «Группы восьми» резолюция ООН относительно добровольчества очень хорошо воплощается, в отличие от Российской Федерации, которая также подписывалась под последними резолюциями, считая добровольчество основой для построения гражданского общества и способом для усиления профессионального образования. В этой связи второй вопрос. То есть опять же во всех странах «восьмерки», это же пользуется большим спросом в беднейших странах, но механизмы, вероятно, не доходят, именно инновационный метод обучения служениям называется или обучения действиям. Может быть то, о чем говорила Нина Беляева, в российском выражении, но это есть конкретный способ, который соединяет именно общественно полезную деятельность детей и молодежи в образовательный процесс, что позволяет усиливать профессионализацию выбора, будущего выбора продуктивной работы молодого человека. И также внедряя в практику элементы образования. Мне бы хотелось узнать и именно записать в решениях о продвижении этих методов создания межгосударственных механизмов, по крайней мере, в рекомендациях и программах.

Нейл Дэвис, National Governors Association and The City Portsmouth Girls School:
Спасибо. Меня зовут Нейл Дэвис, я представлю Великобританию. Я думаю, что хотелось бы уже получить какие-то ответы, какую ответную информацию т.к. мы задали уже много вопросов. Я думаю, что от имени международных НПО мы вас выдвинули специально на эту платформу для того, чтобы вы могли нам оказать также какую-то консультативную помощь, а не только чтобы мы давали вам какие-то рекомендации.
Я работаю в сфере образования. У нас есть три момента. В первую очередь мы хотим, чтобы очередь страны «большой восьмерки» обеспечили большую прозрачность системы образования и доступность образования для всех. Допустим, признание дипломов одного учебного заведения в других странах. Также хотелось бы разработать механизм, который бы объединял родителей, учителей и детей, и чтобы они все играли большую роль в обществе, своем местном сообществе. И чтобы это все доводилось до уровня разработки политики на национальном уровне. И, наконец, страны большой восьмерки должны обеспечить международный обмен наилучшим опытом в сфере образования.

Светлана Будашкаева, Коалиция «Мы граждане!»:
Будашкаева Светлана, Республика Бурятия. Я работала в группе, которая обсуждала вопросы борьбы с терроризмом и урегулирования региональных конфликтов. Мое убеждение - региональные конфликты лучше не допускать, работать максимально на их профилактику и предупреждение. Поэтому, рискуя навлечь на себя гнев, недовольство руководителей нашей группы, я все-таки озвучу тот вопрос, который я там задала, как бы для того, чтобы он вам транслировался.

Элла Памфилова:
У нас нет руководителей. Только координаторы. Все равны.

Светлана Будашкаева:
Хорошо. Извиняюсь. Итак, для того, чтобы не допускать в идеале региональных конфликтов, наверное, нужно очень внимательно, очень тщательно подходить к вопросу профилактики. Это в первую очередь вопросы национальной политики. Это, помните, французские события, это конфликты на почве религиозных отношений. Это проблемы толерантного воспитания молодежи. Поэтому у меня конкретный вопрос. Что будет делать «большая восьмерка» для профилактики региональных конфликтов в части развития национальной политики, культуры мира, толерантности? Спасибо.

Элла Памфилова:
Пожалуйста, вы. Потом Питер Ричи.

Владимир Чупров, Гринпис:
Спасибо, Элла Александровна. Во-первых, буду краток. Спасибо пришедшим шерпам, уважаемой Элле Александровне за то, что шерпы пришли хотя бы выслушать нас. Меня зовут Владимир Алексеевич Чупров, я представляю организацию Гринпис России. К сожалению, мы не получили ответа по ядерной тематике. И дабы визуализировать эту проблему, пользуясь случаем, я хочу предоставить вам материалы о социальных и экологических последствиях этой проблемы в Российской Федерации. Спасибо.

Элла Памфилова:
Пожалуйста, господин Питер Ричи.

Питер Ричи:
Большое спасибо за предоставленную возможность. Господа шерпы, я думаю, вы уже услышали массу информации. Многие вопросы были заданы. Я думаю, что уже долго длился диалог, и, в принципе, нам нужно разработать какие-то рекомендации к концу завтрашнего дня. Я надеюсь, что они будут очень эффективными. Поэтому давайте, может быть, прекратим разговор с нашей стороны и предоставим слово вам.

Элла Памфилова:
Тогда по минуте на оставшиеся выступления и заканчиваем. Шерпы нам ответят, выступят те, кто считает это нужным и необходимым. Пожалуйста.

Алексей Торопов, ТРБОО "Сибирское Экологическое Агентство":
Меня зовут Торопов Алексей, я представляю Томскую область. Это Западная Сибирь, самый центр России. Как известно, сейчас рассматривается вопрос об утилизации избытков оружейного плутония в России и в США. И предусматривается его утилизация формой производства смешанного уран-плутониевого топлива или мокс-топлива. Известно также, что предусматривается финансирование российской мокс-программы из средств других стран «большой восьмерки». Прошу представителей этих стран, которые сегодня здесь присутствуют, передать первым руководителям этих стран мнение томичей, 80% которых против строительства в Томской области заводов по производству мокс-топлива. Спасибо. Пользуясь случаем я передам (у нас только русскоязычная версия, к сожалению) председательствующему в этом году шерпу Игорю Ивановичу...

Памфилова:
Извините, не все понимают, что это за топливо. Расшифруйте, пожалуйста.

Владимир Чупров:
Смешанное уран-плутониевое топливо, более известное как мокс-топливо - это форма утилизации плутония, предлагаемая сегодня под давлением атомщиков. Я передам Игорю Ивановичу русскоязычную версию нашего анализа этого вопроса. Спасибо.

Ирина Кочербаева:
Меня зовут Кочербаева Ирина. Я из Бишкека, Кыргызстан. У меня такой вопрос: будут ли при рассмотрении этих тем учитываться принципы биобезопасности? Спасибо.

Элла Памфилова:
Да, спасибо. Пожалуйста.

Карена Даниелян:
Я представляю ассоциацию "За устойчивое развитие", Армения. Я работала в группе образования, и эти вопросы тесно связаны с вопросами развития науки. Я очень благодарна господину Шохину за то, что он поднял вопрос утечки мозгов. И для наших стран это очень болезненный вопрос. Если он болезненный для Российской Федерации, то можете себе представить, насколько он катастрофичен для малых стран СНГ, для нас. В советский период был накоплен огромный интеллектуальный потенциал, который сейчас мы теряем. И я думаю, что потеря и даже распыление этого потенциала - это катастрофа не только для нас, это огромная потеря для всей цивилизации. И у меня вопрос такой. Собирается ли «большая восьмерка» более пристально присмотреться к этим проблемам, к поддержке и развитию интеллектуального потенциала в наших странах, в том числе на благо всего международного сообщества. Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо большое. Кто из наших гостей желает выступить по любому из поднятых здесь вопросов? Пожалуйста, кто начнет?

Фарьяр Ширзад (США):
Спасибо. Мы обсудили очень много интересных вещей. Мне кажется, что мы вас отлично поняли. Было так много комментариев, замечаний, программных заявлений. Наверное, от лица всех своих коллег я благодарю вас за приглашение на это мероприятие. Мне было очень приятно выступать перед вами. Я уверен, что мои коллеги придерживаются той точки зрения, что те переговоры, та работа, которую мы ведем здесь, и та работа, которую мы ведем за границей, практически одно и тоже - это открытый диалог, настоящее сотрудничество, и мы очень благодарны вам за это.
Что касается вопроса доверия нам или нашей приверженности той политике, которой мы придерживаемся, то я смею вас уверить, что мы собираемся и дальше проводить свою политику и, смею вас заверить от имени руководителей наших стран, мы со всей ответственностью принимаем на себя обязательства, и все что мы обещаем, мы сделаем. Это я гарантирую. Важнейшей частью подготовительного процесса является то, что практически является актуальным для вас. И я могу это подтвердить от имени своего народа, своего государства, т.е. США. И мы собираемся активно работать с представителями НПО и другими организациями, которые сотрудничают с нами в различных секторах. И я уверен, что у вас будет возможность поговорить с нами и поучаствовать в процессе подготовки решений и создания механизмов.
Так что большое спасибо вам за участие. Мы прекрасно вас понимаем и действительно все здесь здорово поработали, на этом мероприятии, и те материалы, которые мы изучили, - они ценны. Это же касается и вопросов, на которые мы отвечали, которые мы задавали, и в ближайшие несколько месяцев, я уверен, мы приступим к практическому воплощению наших планов в жизнь. Еще раз большое всем спасибо.

Питер Хардер (Канада):
Разрешите мне просто поделиться своими комментариями. В первую очередь я должен выразить признательность и согласиться с предыдущим оратором, который только что выступал. Тот процесс, который мы начали, процесс привлечения гражданского общества, он начался не так давно, особенно в странах «большой восьмерки». Сначала это было на национальном уровне. Потом это перешло на международный уровень, и я уверен, что и международное сообщество, и общество в целом, и «большая восьмерка» - это все одна большая система, одна большая «восьмерка». Таким образом, мы занимаемся подготовкой различных решений, рекомендаций для наших лидеров, для саммита стран «большой восьмерки». Таким образом, мы пользуемся этой возможностью для того, чтобы объединить все рекомендации и предложения НПО и гражданского общества. Мы очень благодарны за это. Несколько комментариев. Вы и мы говорили о том, что все наши рекомендации и предложения являются нашими общими, некоторые из них достаточно шокирующие, но на самом деле я должен сказать, что вопросы, которые мы подняли, в принципе должны быть внесены в повестку дня, потому что они образовались именно из-за того, что мы привлекли к нашей работе гражданское общество. «Большая восьмерка» - это не только форум, на котором эти идеи и вопросы обсуждаются, но это форум, который развивается и на внутреннем уровне. И лидеры, именно лидеры, тоже обсуждают эти вопросы в странах «большой восьмерки», они определяют области, где они хотят совершить какие-то совместные действия. И я думаю, что очень важно оценить работу «большой восьмерки», необходимо признать не только те вопросы, которые мы сейчас рекомендуем, которые мы ставим на повестку дня, но также признать и существование важных вопросов, которые «большая восьмерка» сама предлагает для повестки дня, и также те вопросы, которые предлагаются другими участниками международного сообщества.
Конечно же, я думаю, что мы все подтверждаем правильность слов, сказанных однажды президентом Российской Федерации, но меня удивляет вот что. Что это путь, который мы должны пройти вместе. Но нужно определить, до какой степени это возможно. Необходимо достичь определенного уровня консенсуса. Допустим, что вы будете делать, если у вас будет два разных мнения, какое мнение вы выберете. И мнение, к которому склоняется большинство, должно быть превалирующим, но вопрос заключается в том, как достичь консенсуса, допустим, в выборе направления развития, и, конечно же, это большой вопрос также и для наших лидеров.
Кто-то из вас задавал очень специфические вопросы, я не буду комментировать их все, но вы говорили о будущих наших обязательствах. Один комментарий по вопросу о безопасности человека и ответственности за безопасность, за защиту. Я думаю, что эти темы очень важны в рамках международного обсуждения. Я рад, что они поставлены в повестку дня, что они были подняты, потому что именно эти вопросы, которые мы пытаемся решить на международным уровне и которые мы выносим на обсуждение стран «большой восьмерки», связаны с тем, каким образом, допустим, распространять гуманитарные принципы на региональном уровне. Я уверен, что все это очень хорошо согласовывается с теми вопросами, которые мы должны обсудить. Еще многие вопросы могут быть заданы аудиторией, но я думаю, что, начиная это обсуждение, начиная эту дискуссию, продолжая ее, нужно учитывать те факты, которые уже стоят перед нами, и относится к этому со всей искренностью, со всем доверием. Допустим, когда мы обсуждаем вопрос энергетики, потому что это все поможет нам вместе, сообща решить определенные вопросы и выполнить наши обязательства. Например, по истощению энергии, по изменению климата. Большое спасибо.

Элла Памфилова:
Кто готов? Пожалуйста. Господин Ябунака, представляющий Японию.

Митодзи Ябунака (Япония):
Большое спасибо за предоставленное слово, я буду очень краток. Как и все мои коллеги, я должен еще раз выразить признательность всем участникам этого форума, потому что гражданское общество, его вклад в нашу работу очень важен. Нам было очень важно выслушать ваше мнение, ваши заявления. Именно на этом этапе, этапе подготовки саммита стран «большой восьмерки», во время наших встреч происходят очень серьезные обсуждения, и мы имеем общение напрямую с лидерами наших стран. Естественно, мы доводим до них все, что вы говорите нам. И вы также просите задать нам какие-то вопросы об обязательствах, которые мы дали и которые мы, может быть, не выполнили. Это очень серьезный вопрос. Мы, конечно, помним все, помним, что это не единственное заседание, на котором мы, допустим, забудем все, что было на предыдущем заседании. Что будут еще какие-то заседания, где будет забыто все, что происходило на предыдущих заседаниях.
Конечно же, мы помним о наших обязательствах. К примеру, в 2000 г. в Окинаве во время саммита, когда мы впервые очень серьезно заговорили об инфекционных заболеваниях, зашла речь о создании всемирного глобального фонда, который стал очень важным инструментом для борьбы с туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями. Это все, естественно, не забыто. Конечно же, в 1997 г. мы обсуждали все эти вопросы. И сейчас мы входим в новую эру. Наша экономика становится более глобальной, происходит расширение спроса, мы растем как глобальное общество, и встает вопрос, каким образом сбалансировать, добиться баланса между нашими обязательствами. Между спросом и предложением. Каким образом справиться с этим? В Японии, например, был сформулирован очень простой ответ. Мы говорим о трех R: сокращение, переработка и обработка. Таким образом мы достигли общего взаимопонимания по этому вопросу. Сегодня во многих развивающихся странах и развитых странах предпринимаются различные попытки для сокращения круга подобных вопросов. Естественно, все это обсуждалось на последних нескольких саммитах. Мы приветствуем все новые идеи, мы все помним, каким образом все это развивалось и какие обязательства мы давали. Спасибо за возможность выступить.

Элла Памфилова:
Представитель Италии Чезаре Рагаглини.

Чезаре Рагаглини (Италия):
Большое спасибо. Просто несколько слов. Конечно, процесс обсуждения в рамках стран «большой восьмерки» - это очень длительный процесс. Мы начали сейчас с экономических вопросов и теперь переходим к глобальным вопросам. Конечно, отношение к гражданскому обществу значительно изменилось. По крайней мере, за последние 10 лет. Лично я регулярно встречаюсь с представителями итальянских НПО, узнаю, каким образом они думают, и, естественно, все это доношу в качества шерпа до нашего руководства. Все это обсуждается лидерами стран во время саммитов, и, конечно же, различные идеи и предложения, и точки зрения, обычно разнятся, они не всегда догматичны. Но я думаю, что все это очень полезно и для меня, и для НПО. Все эти обмены нашими мнениями. Я очень благодарен НПО за их плодотворное и компетентное участие во встрече. Три вопроса, которые российским президентом были выбраны сейчас, чрезвычайно важны как для стран «большой восьмерки», так и для развивающихся стран. И мы обсуждаем вопросы связей, которые необходимо поддерживать для того, чтоб обеспечить развитие, в частности, в странах Африки. Африка развивается весьма своеобразно, и этот вопрос регулярно поднимался последние 5-6 лет на саммитах «большой восьмерки». Что очень важно, необходимо проводить согласованную линию в нашем подходе к этим проблемам. И мы должны выполнять, естественно, свои обязательства, только так мы осуществим свою работу и подготовим результаты решений саммитов.
И последнее, что касается ядерной энергии. Я знаю, что это очень важная тема для многих из вас и вообще для всех. Италия - это одна из стран, которая, как и Германия, например, также перестала вести исследования в ядерной области уже лет пятнадцать назад. Но, безусловно, мы уважаем те страны, которые продолжают эти исследования и реализацию ядерных проектов. Конечно, идут большие дебаты и в Италии, и в других европейских странах. Несомненно, это надо делать справедливо и серьезно, чтобы общественность могла высказаться. Наконец, я полагаю, что отношения между гражданским обществом и «большой восьмеркой» становятся все более и более зрелыми. И в данный момент Италия не испытывает особых трудностей. Где-то к 2009 г. мы надеемся обсудить эти вопросы в полном объеме. Спасибо.

Элла Памфилова:
Айван Роджерс, Великобритания.

Айван Роджерс (Великобритания):
Спасибо. Мои коллеги многое сказали. Я думаю, что это была замечательна сессия, прекрасное заседание. Были сообщения высокого качества, естественно, очень информативные. На основе этой информации мы пойдем вперед. Такого рода заседания исключительно полезны. Мы уже встречались несколько раз, теперь мы начинаем работать с очень сложными вопросами. И ваша работа играет исключительно важную роль в плане подведения итогов, с которыми мы хотим выйти на саммит.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов о процессе. Несколько раз этот вопрос задавался аудиторией, в частности вопрос о председательстве Италии в 2009 г. Пока мы говорим о 2005-2006 гг., мы выбирали вопросы, которые представляют особую значимость, они важны для гражданского общества. Конечно, если премьер-министр сосредоточится на этой работе и захочет продвигать эти дебаты в будущем, это было бы очень неплохо. Это как раз то, что премьер-министры должны делать и по этим вопросам, и по вопросам изменения климата. Все это заслуживает внимания руководителей «восьмерки» в Африке, как я полагаю. Если мы посмотрим на эволюцию процесса «восьмерки», то трудно даже сказать, чтобы восемь-десять лет назад, даже пять лет назад, такое большое внимание уделялось таким вопросам, с которыми сталкивался африканский континент. Но даже в этом случае премьер-министр выбрал целый ряд основных вопросов в 2005 г. - развития, финансирования, торговли в Африке. Несмотря на внимание, которое уделялось ранее этим вопросам, все равно это делать необходимо. Это подводит нас к вопросам, которые поднимались не только в отношении Африки, но и в более общем контексте. Мы, конечно, должны все это рассматривать, и я полагаю, что это не просто симметричный процесс, который идет в рамках «большой восьмерки». Конечно, должны быть какие-то обязательства, которые должны формулироваться с помощью консенсуса и, естественно, они должны выполняться. Поэтому, отвечая на вопрос, который был задан, насколько мы серьезны в плане развития того, что мы уже достигли, могу отметить, что предстоит большая работа. Мы очень серьезно к этому относимся. Мои коллеги каждую неделю контролируют наш прогресс в этом направлении - насколько быстро мы продвигаемся, где находимся в плане финансирования, где мы находимся, скажем, в наших отношениях с Бразилией и т.д. То есть это не просто разговор на отвлеченные темы, а действительно каждое председательство и, в частности, председательство России также имеет свои полномочия. Мы должны подумать не только о том, как обеспечить успех совещания «большой восьмерки» на высшем уровне. Но мы также должны попытаться сделать этот достаточно неформальный процесс в рамках «восьмерки» более энергичным, более эффективным. Естественно, мы постоянно контролируем наши подходы и уделяем много времени этой работе. Я еще раз повторяю, что это очень полезно, когда вы собираетесь вместе, уделяете столько времени этим важным вопросам. Поскольку мы должны ощущать давление с вашей стороны. Конечно, мы даем обещания и будем стараться их выполнять. Но вы должны постоянно с нас спрашивать, вы должны постоянно нас контролировать.

Элла Памфилова:
Пожалуйста. Г-н Морис Гурдо-Монтань, представитель Франции.

Морис Гурдо-Монтань (Франция):
Спасибо большое. Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность российскому председательству. Дело в том, что осуществляется некая преемственность с той работой, которая выполнялась в последние годы. Естественно, речь идет о взаимодействии между гражданским обществом и членами «большой восьмерки». Меня часто спрашивают, что вы думаете, что люди думают, что людям нужно? И вот те мероприятия, которые осуществляются странами в рамках «восьмерки», отражают суть тех дискуссий, которые ведутся и в обществе. Мои коллеги уже говорили о том, что все предложенное вами, все, что здесь обсуждается, действительно очень важно. Мы могли бы привести массу примеров достижения и реализации в рамках «восьмерки» того, что затевалось и возникало в недрах гражданского общества. Мы приехали сюда для того, чтобы послушать представителей российских НПО, с тем чтобы мы могли достичь максимально возможного.
Теперь несколько слов по методологии. Мы не должны переоценивать и недооценивать то, что означает «восьмерка». «Восьмерка» - это не институт, это просто место, где собираются несколько стран, которые представляют порядка двух третей экономического потенциала мира. На этих странах лежит особая ответственность перед другой частью мира. Чем же мы занимаемся? Мы фокусируем наше внимание на определенных вопросах, некоторые из которых вы упоминали, и несем определенную ответственность в этом направлении. Мы понимаем, что за нами очень много других людей. Мы не хотим подменять существующие институты, мы не ООН. Мы даем некие импульсы, но затем это все должно реализовываться уже существующими институтами. То есть, естественно, могут возникать некоторые конфликты. Да, без них не обойтись. Необходимо учитывать, что происходит на планете. Но есть и другие форумы, где можно обсуждать эти вопросы. Мы, конечно, не являемся кудесниками мира, но мы даем общие обязательства. И на основе этих обязательств пытаемся продвигаться вперед. Итак, сегодня мы находимся с вами как бы в базовом лагере. Мы закидываем за спину рюкзак, поднимаемся в горы и пробиваем путь для наших лидеров. Сегодня, конечно, наши рюкзаки тяжелее, нежели вчера. Мы постоянно двигаемся вперед.
Хотел бы сказать еще одно слово относительно развития. Здесь кем-то из аудитории поднимался вопрос. Речь шла о развитии. Мы понимаем, что развитие - один из важных моментов. Мы понимаем, что Россия будет председательствовать в ближайшее время, но сейчас я говорю прежде всего о том, что было сделано в плане помощи, в плане продолжения предыдущих обязательств, в плане того, что было решено на предыдущих встречах. 15 млрд. долл. - это не цель. С учетом политических обязательств и поручений со стороны «восьмерки», конечно, это не завтра. Речь идет, может быть, о 2010 г. И половина этой суммы будет направлена в Африку. Это первое. Второй момент. Что мы можем говорить о новых методах финансирования? Это вопрос, который мы подробно обсуждали. Что мы все знаем? Мы знаем, что бюджетные ресурсы достаточно ограничены, что мы так сказать ассигновали в ООН определенные суммы для целей развития тысячелетия. То есть мы должны удвоить нашу помощь бедным странам к 2015 г. Теперь время проходит, и мы видим, что средств недостаточно. Поэтому мы сейчас думаем, как же это сделать. В Париже в конце февраля у прошла конференция, на которой мы присутствовали. Около 80 стран присутствовали на этой конференции, и была предпринята попытка выработать некое солидарное решение. Участвовали и развитые, и развивающиеся страны. Речь шла о некой программе международного финансирования на ближайшие 20 лет, порядка нескольких сотен млн. евро. Я бы сказал так: конечно, мы пытаемся наши усилия обобщить.
И последний момент. Этот вопрос - вопрос развития. Если нам предлагают какую-то помощь, то разве мы можем ее отклонять? Естественно, мы пытаемся это сделать с «восьмеркой», с «большой восьмеркой». Когда речь идет о сотрудничестве с Африкой, мы, конечно, обмениваемся массой идей с гражданским обществом, пытаемся заменить старую идею помощи новой идеей партнерства. Партнерство здесь является ключевым словом. Мы ничего не навязываем, мы хотим просто быть партнерами с другими. Да, мы не можем принять предложение, которое нам поступает, по какой-то причине, но есть инструмент, именно он называется экспертной оценкой или экспертизой равных специалистов. Такой экспертной оценке подвергается соответствующее предложение, и далее мы видим некие аналитические выводы относительно партнерских отношений. Этот пример отражает часть дискуссии, которая была на этой конференции. Я всю ее не буду вам пересказывать и не буду комментировать все идеи, которые прозвучали.
В общем, мы находимся сейчас в середине процесса, мы доверяем России в плане выполнения председательских функций. Мы понимаем, какое бремя вы несете на своих плечах. Поэтому сейчас хочу поблагодарить вас за все идеи, которые вы здесь высказали. Спасибо.

Элла Памфилова:
Г-н Жоао де Альмейда, Европейская комиссия.

Жоао де Альмейда:
Спасибо. Я под номером 9 в «Группе восьми», а это означает некоторое преимущество. Но вроде почти все уже было сказано, поэтому моя задача во многом упрощается. Тем не менее, я полагаю, есть целый ряд моментов, который вы подняли и который заслуживает комментариев с моей стороны. Прежде всего, позвольте мне поделиться с вами мыслью о том, как повестка дня «Группы восьми» развивалась, до какой степени она становится все более и более дружественной по отношению к гражданскому обществу.
Несколько лет назад можно было ожидать, что нормальное совещание «восьмерки» будет сосредотачиваться на таких вещах, как, скажем, обменные курсы, какие-то юридические вопросы, какие-то относительно сложные технические вопросы. Но сегодня они говорят о таких предметах, как инфекционные заболевания, образование. Почему они говорят об этих вопросах? В основном по двум причинам. Первое: из-за вас, из-за гражданского общества, из-за граждан, которые хотят обсуждать вопрос, который имеет для нас всех существенное значение. И второе: поскольку такие вопросы стали глобальными по своему характеру. Наша экономика глобализируется, и вопросы, проблемы, вызовы также становятся глобальными. Инфекционные болезни не останавливаются ни перед какими границами, они не останавливаются ни перед какими различиями в политических режимах. Они просто пересекают границы, для них не важно, демократия там или диктатура. Поэтому, что следует рассматривать? Лидера наших стран должны рассмотреть эти новые измерения. Поэтому я согласен со всеми своими коллегами. Повестка дня дружественная гражданскому обществу должна остаться, она никуда не уйдет. Глобальные лидеры не могут игнорировать вопросы, которые касаются граждан. Я думаю, что в очень большой степени это также работа гражданского общества, которое представлено здесь сегодня.
Позвольте мне коснуться вопросов, которые, может быть, мы еще не затрагивали. Один из них - это образование. Мы полагаем – мы уже это обсуждали сидя за этим столом со своими коллегами, - что это новый вопрос, но исключительно важный. Страны «большой восьмерки» в большой степени стареют, демографические показатели снижаются, но экономика остается, она требует рабочей силы, то есть тут возникает вопрос эмиграции. Также мы должны не упускать из вида вопросы международной конкуренции. Чтобы присутствовать на рынке, необходимо быть конкурентоспособным, т.е. это вопрос общества, это вопрос, который необходимо рассматривать, который необходимо решать, и соответственно обеспечивать перетекание населения из одного места земного шара в другое. То есть создается целый ряд вызовов, которые ответственные лица должны решать и в области образования. Поэтому ваше предложение <…>
Скажем, производители имеют общие проблемы. В вопросах торговли тоже возникают проблемы, которые мы стремимся решать, и в отношении торговли возникают очень интересные вопросы. Например, «восьмерка» - это не торговая организация, и конечно, в рамках «восьмерки» основные игроки присутствуют на международной торговой сцене. Теперь могу сказать, что Европейский союз - это крупнейший торговый блок, и мы привержены развитию такой повестки дня. Я хочу подчеркнуть слово «развитие», поскольку нынешний <…> имеет свой список приоритетов. И естественно, в конечном итоге он должен быть благоприятен для развивающихся стран. Мы надеемся, что достигнем определенного прогресса в ближайшие недели и месяцы. Итак, спасибо за ваши выступления, за вашу работу сегодня. И как сказал Айван Роджерс, давите на нас. Я думаю, это будет на пользу как лидерам «восьмерки», так и гражданскому обществу.

Элла Памфилова:
Пфаффенбах первым взял на себя смелость отвечать. Мы ему в качестве приза предоставляем дополнительное слово.

Бернд Пфаффенбах (Германия):
Прошу прощения за повторное выступление, однако у меня такое ощущение, что один из вопросов был адресован непосредственно мне, относительно следующего саммита в 2007 г., на котором председательствовать будет Германия. И в этом плане можно ответить, как мы выбираем вопросы для нашего совещания в следующем году. Прежде чем отвечать, я бы хотел воспользоваться этой возможностью и поблагодарить всех присутствующих за ваши интересные и искренние вопросы. Каждый из нас ощутил, что вы очень увлечены этой работой. Все ваши вопросы были чрезвычайно искренними. Таким образом, можно сказать, что есть три предложения по пункту один повестки дня, и тут можно выбрать один из этих вопросов. Прежде всего, я должен сказать, и вы видите это из повестки дня, что есть вопросы, как энергетическая безопасность и другие. Хочу заверить вас, что я внимательно изучу ваши предложения. Прошу вас, внесите ваши предложения моему коллеге Игорю, российскому шерпе. Он передаст их мне, а я сделаю все, что в моих силах.

Элла Памфилова:
Пожалуйста. Игорь Иванович Шувалов будет резюмировать?

Игорь Шувалов:
Резюмировать я не буду. Я только хотел бы сказать несколько слов, чтобы не осталось впечатления, что мы не хотели отвечать на конкретные вопросы, которые здесь прозвучали. Я чувствую, что вы так реагировали, пока мои коллеги высказывались, и прошу вас в целом понять специальный формат «восьмерки» и то, в каком положении находятся шерпы. Шерпы не являются политическими фигурами публичного плана, поэтому, как правильно объяснял Морис, мы несем тяжелую ношу, собираем идеи, обязаны эти идеи отрабатывать и предоставлять их нашим лидерам. Это их работа будет - соглашаться с этими позициями или нет и уже публично высказывать по этому поводу свое мнение. Не думайте, что мы не хотим вам рассказать о том, над чем мы действительно работаем и какие предложения готовим для своих лидеров. Это то, что мы в принципе не можем делать. Я прошу, чтобы вы понимали, что это не просто разговор или какое-то кино: вот мы с вами встретились в спектакле и рассказали, как мы хорошо поработали, какая у нас повестка дня, ушли и до свидания. Нет, действительно, самое главное - это от вас получить набор идей и понять ваше видение тех или иных проблем, путей их решения. Это для нас будет домашним заданием. Мы должны будем с этим уйти, еще раз собраться и отработать сами лично, через наших помощников и т.д.
Теперь возвращаясь к вопросу, который здесь прозвучал по поводу того, как мы собираемся работать с различными точками зрения, которые поступят от гражданского общества. Это очень хорошо, что этих точек зрения много. У нас, у всех моих коллег, которые сидят сейчас здесь за этим столом, по одному вопросу тоже несколько позиций. Это правильно. Мы как раз должны слушать ваши позиции, должны прислушиваться к вашему мнению и предлагать способы решения тех или иных проблем. Но определяющую роль здесь все-таки будет играть институт политического лидерства. Те лидеры, которые были избраны демократическим путем в каждой из стран, имеют, конечно, компетенцию и возможность поставить точку в том вопросе, который они выносят на обсуждение, и какую позицию они предлагают своим коллегам по «восьмерке». Это их задача, их работа – слушать нас, вас, членов правительства, чтобы выработать ту или иную позицию. В конечном итоге они несут ответственность за ту позицию, которую предлагают для обсуждения, и за те способы решения проблем, которые ими поддерживаются. Мы не будем манипулировать различными точками зрения, конечно, нет. Мы будем все самое разумное, как нам кажется, из ваших позиций принимать, обрабатывать, перерабатывать и предлагать нашим лидерам в качестве повестки дня и способов решения различных проблем.
Теперь по поводу того, как мы будем работать над всеми вопросами, которые здесь поднимались. Я так понимаю, что завтра у вас будет возможность все эти вопросы в каком-то консолидированном, обобщенном виде представить Элле Александровне. И я обязуюсь, что я со своим аппаратом и своими коллегами по «восьмерке» буду работать над предложениями, которые мы сегодня услышали и которые, наверное, дополнительно еще получим от вас. Хочу только, чтобы вы точно понимали, что, начиная с вопросов ядерной энергетики до последнего, все, что вы здесь упоминали, в том или ином виде нами обсуждалось. Это не вопросы, которые носят новый характер. Это проблемы, которые мы неоднократно обсуждали и в рамках прошлого председательства Великобритании, и в рамках нынешнего председательства России. И по ядерной энергетике, и по изменению климата, и по различным другим ресурсам энергетики, по альтернативным источникам энергетики, по тому, что говорилось здесь по образованию. Мне очень понравилась такая привлекательная идея - перейти от education к learning. Это как раз то новое. Может быть, отчасти новое, потому что есть вопросы, которые так ставились уже, но это звучит немного по-другому. То есть вопросы, которые точно мы уже обсуждали. К некоторым из них мы вернемся, благодаря вам, с новыми подходами, с новым взглядом, может быть. Но прошу, понимайте следующее: что по любой теме, которую вы сегодня здесь поднимали и обсуждали, точно такие же горячие дискуссии проходят в нашем кругу, когда мы собираемся ежемесячно для обсуждения тех или иных вопросов. Я не хочу, чтобы у вас оставалось впечатление, что мы не отвечали точно на ваши вопросы. На эти вопросы должны ответить лидеры. Прошу это учитывать. Обещаю, что мы отработаем все, что вы нам дали.

Элла Памфилова:
Спасибо. Но я бы хотела, прежде чем вас поблагодарить, сказать несколько слов о том, как мы видим свою дальнейшую работу, и, может быть, попросить вас подумать над этим. Завтра мы действительно будем плотно работать весь день, но на этом наша работа не заканчивается. Может быть, вы подумаете над тем, чтобы провести встречу с узким кругом наших экспертов, которым будет делегировано это право, если в такой встрече возникнет необходимость? Таково наше пожелание, которое высказывали мои коллеги. Я от лица всех наших коллег хотела бы вас поблагодарить за этот разговор, за этот диалог. И надеюсь, что в том или ином виде это не последняя наша встреча.

Участница:
Позволите в качестве пожелания? Народы всех стран - это как раз те люди, которые испытывают на себе все тяготы жизни. Народы лучше всего знают, что им не нужно. И эти же народы выбирают президентов, президенты назначают правительства. И вдруг, в какой-то момент происходит что-то, когда президенты и правительства не слышат свои народы. Поэтому у меня к вам большое пожелание, к вам лично, и надеюсь, вы передадите наши пожелания президентам, руководству ваших стран. Мы вас избираем для того, чтобы нам, народам, жилось легче. И не дожидайтесь, что мы будем давить на вас, выпрашивать лучшую жизнь. Вы обязаны по своему статусу это делать. Спасибо и я желаю вам в этом успехов.

Элла Памфилова:
Спасибо всем. Завершаем встречу. Спасибо.

Питер Ричи:
Прошу прощения, г-жа Памфилова. Питер Ричи. В прошлом году, когда Великобритания председательствовала в «восьмерке», была встреча представителей НПО с шерпами. Тогда российский шерпа принял на себя обязательство провести эту встречу, и он выполнил свое обещание. Вы собрали всех шерпов - это фантастическое достижение. Я прошу немецкого шерпу и японского шерпу взять на себя такие же обязательства на то время, когда они будут председательствовать в «восьмерке».



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина