Питер Ритчи. Подключение всех участников саммита Большой восьмерки - 2005 к консультациям по его подготовке
Процесс привлечения заинтересованных общественных групп к совещаниям-консультациям с «Группой восьми» («Большая восьмерка», G8) накануне саммита 2005 года
Проект «Чатем Хаус» (Королевского института международных отношений) в партнерстве с Монреальским международным форумом, Университетом г. Глазго, Университетом исследовательской группы «Большой восьмерки» в Торонто, Британской организацией Green Globe Network, экологическими организациями LEAD International и Climate Action Network.
24.02.05 г.
1. Обзор
Председательство Великобритании в «Большой восьмерке» создает уникальную возможность для фундаментальной смены подходов гражданского общества и правительств к консультациям «Большой восьмерки» с заинтересованными общественными группами, как это уже было доказано на примере консультаций, идущих в настоящее время и организованных правительством Ее Величества по вопросам изменения климата и Комиссией по Африке, - консультаций, в которых таким заинтересованным общественным группам отводится жизненно важная роль.
Данный проект «Чатем Хаус» призван разработать процедуру и механизм совершенствования консультаций заинтересованных общественных групп по саммиту в Глиниглс, а также дать начало непрерывному процессу широких консультаций по вопросам гражданского общества, который станет неотъемлемым элементом консультаций «Большой восьмерки». В основе Проекта лежат усилия, предпринимаемые Университетом исследовательской группы «Большой восьмерки» в Торонто и FIM - Монреальским международным форумом – организациями, которым принадлежат заслуги согласования прежних диалогов, консультаций и конференций заинтересованных общественных групп с представителями стран «Большой восьмерки».
Исследовательская группа «Большой восьмерки» выступает в роли организатора академических конференций, проводимых перед саммитами в странах-участницах «Большой восьмерки», еще с 1995 года, а в 2005 г. она организовала конференцию перед Саммитом 27-28 июня в партнерстве с Университетом г. Глазго. FIM сконцентрировал свои усилия на привлечении голосов общественных групп из южных регионов и сетевых организаций к проектам «Большой восьмерки», а также провел консультации заинтересованных общественных групп с «шерпами» (официальными помощниками премьеров) в периоды председательства Канады и Франции в этой организации.
Как FIM, так и Исследовательская группа «Большой восьмерки» являются ключевыми сторонами проекта, которые должны привнести свой богатый опыт в политику и практическую деятельность стран «Большой восьмерки». Кроме того, FIM обеспечит активное участие со стороны южных стран в рамках консультаций «шерпов» и прочих мероприятий, описанных в настоящем документе.
«Чатем Хаус» приложит все усилия к тому, чтобы процесс был сфокусирован на конкретной тематике, носил независимый характер и затрагивал существенные проблемы. Итоги всех встреч и конференций будут отражены в отчетах и рекомендациях, информирующих общественность о текущем процессе. В конце года «Чатем Хаус» опубликует отчет по теме «Консультации «Большой восьмерки» с заинтересованными общественными группами - 2005: процесс, перспективы и рекомендации».
В рамках проекта «Консультации «Большой восьмерки» с заинтересованными общественными группами - 2005: процесс, перспективы и рекомендации» будут учтены уроки прежних саммитов и вопросы привлечения к консультациям заинтересованных общественных групп, проведен анализ консультационного процесса 2005 г. и эффективности его влияния на результаты саммита в Глиниглс. Проект коснется роли заинтересованных общественных групп в реализации соглашений «Большой восьмерки», а также ожиданий и возможностей заинтересованных общественных групп, связанных с 2006 годом и российским председательством в «Большой восьмерке».
2. Подоплека
К Великобритании председательство в «Большой восьмерке» перейдет 01 января 2005 года и продлится один год. Основным событием в этот период станет саммит «Большой восьмерки», запланированный к проведению в июле 2005 года в Глиниглс, Шотландия. В саммите примут участие главы государств или правительств Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России, США и Великобритании, а также Президент Европейской комиссии. Ожидается, что некоторые мероприятия в рамках саммита почтят своим присутствием лидеры ряда стран африканского континента и крупнейших развивающихся стран.
Правительства «Большой восьмерки», институты гражданского общества, представители бизнеса и прочие стороны уже проводят широкие консультации по тематике саммита «Восьмерки» - изменение климата и вопросы, касающиеся стран Африки. Ряд подобных консультаций проводят Правительство Ее Величества - консультации касаются, в частности, деятельности организации Green Globe Network и Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства, связанной с проблемой изменения климата, - а также Комиссия по Африке (при Министерстве международного развития) Великобритании; в ближайшие месяцы подготовка отчетов по этим консультациям будет завершена.
Ряд организаций, занимающихся вопросами международного развития, и благотворительных организаций сформировали альянсы, внимание которых сосредоточено на проблемах развития стран и борьбы с нищетой, например, Make Poverty History («Пусть нищета останется в прошлом») и Global Call to Action Against Poverty («Всемирный призыв к борьбе с бедностью»). Эти группы уже проводят консультации с правительством и сами организуют специализированные общественные мероприятия, как непосредственно перед саммитом, так и в процессе саммита. К таким предпринимательским инициативам относятся форумы Группы руководителей корпораций по проблемам изменения климата и «Диалоги между Бизнесом и Нищетой».
Кроме того, Премьер-министр и другие лидеры «Большой восьмерки» самостоятельно проводят прямые консультации с организациями по развитию и экологии, с торговыми и промышленными группами, а также иными заинтересованными объединениями. Внимание будет уделено и другим значимым процессам, в частности, министерской конференции ВТО в Гонконге.
Данный проект будет опираться на текущие тематические консультации стран «Большой восьмерки» и региональные консультации, диалоги и их результаты. Последние станут информационной основой для мероприятий, описанных в настоящем документе. Кроме того, «Чатем Хаус» позаботится о представительстве на консультациях широких слоев гражданского общества, поставив проблемы всех групп заинтересованных лиц в международном масштабе – женщин, детей и молодежи, коренных народов, неправительственных организаций, местных органов власти, рабочих и профсоюзов, предприятий торговли и производства, научных и технологических объединений и фермеров. Помимо этих признанных групп – адресатов «повестки 21-ого века», мы пригласим к участию союзы потребителей, кооперативы, религиозные организации, а также представителей сфер образования и здравоохранения.
Мы сформируем небольшую консультативную группу, которая поможет организовать мероприятия и будет направлять подготовительный процесс консультаций заинтересованных общественных групп с «шерпами», а также скоординирует прочие действия в рамках проекта, обеспечив ему легитимный и прозрачный характер.
Вышеуказанные мероприятия создадут основу для взаимосвязанных действий, послужат поддержкой активной работы на различных уровнях общения между заинтересованными общественными группами и правительствами, сосредоточенного на темах саммита «Большой восьмерки» и соглашениях, достигнутых между государствами «Большой восьмерки» в Глиниглс.
Непрерывность участия сторон и подведения итогов совещаний и конференций также окажет свое влияние на форму текущих мероприятий, укрепит и обогатит этот процесс в целом.
3. Задачи Проекта
* Разработать структуру и процедуру проведения мероприятий, которые помогут объединить все группы заинтересованных лиц (включая тех, кто уже проводит активные консультации и диалоги с государствами «Большой восьмерки» по темам Глиниглс) и консультироваться с ними как с единой большой группой, включающей в себя британские и международные сетевые организации, тематические/проблемные группы по Африке и проблемам изменения климата.
* После саммита в Глиниглс проводить дальнейшие консультации по результатам деятельности «Большой восьмерки» и их связям с результатами саммита по MDG+5 (программа «Цели развития тысячелетия»), а также роли заинтересованных общественных групп в реализации соглашений «Большой восьмерки».
Построить сеть организаций, которая будет направлять свои усилия на поддержку непрерывного процесса консультаций между заинтересованными общественными группами и Президентами «Большой восьмерки», в том числе перед грядущими саммитами.
4. Цель консультаций с заинтересованными общественными группами
* Дополнить текущие диалоги между правительствами и заинтересованными группами, объединив работу по конкретным проблемам, касающимся Изменения климата и Африки, с диалогами в рамках различных секторов и отраслей экономики.
* Привлечь заинтересованные общественные группы, ранее не принимавшие активного участия в консультациях «Большой восьмерки» с подобными группами.
* Привлечь южные общественные группы и сети и создать возможность участия таких заинтересованных сторон в общественных консультациях «Большой восьмерки» на самых высоких уровнях.
* Создать возможность консультаций между заинтересованными общественными группами на высших уровнях, которые объединят неправительственные организации, занимающиеся проблемами развития, экологические союзы с другими признанными основными группами. Этот процесс позволит сформировать комплексный общественный взгляд, прольет свет на взаимозависимость отдельных проблем.
* Определить точки соприкосновения и потенциального сотрудничества между заинтересованными общественными группами, сформировать взгляды гражданского общества на проблемы и возможности, возникающие в процессе деятельности «Большой восьмерки».
5. Мероприятия
Процесс подготовки консультаций с общественными группами - январь/февраль/март
* Контакты с сетями и лидерами общественных групп Великобритании, другими национальными сетями «Большой восьмерки» и международными организациями, выявление текущих форм инициатив, сотрудничества, потенциальных участников и докладчиков на мероприятиях.
* Использование текущих встреч, конференций, консультаций британского и прочих национальных правительств в качестве информационного источника процесса.
* Определение организаций, которые могут давать консультации в рамках различных сетей общественных групп.
* Созыв небольшой (10 человек) консультативной группы в целях содействия организации процесса, задания структуры и формата консультаций, включая отбор представителей заинтересованных общественных групп и составление предварительных докладных записок для консультативных совещаний «шерпов».
* В консультативную группу войдут представители предварительно утвержденных общественных организаций. Совещания группы будут проводиться по мере необходимости, посредством телефонных конференций. Их рекомендации будут востребованы в течение всего срока существования данного проекта «Большой восьмерки», тематики Глиниглс и всего процесса с участием многочисленных заинтересованных лиц.
* Составить докладную записку к совещанию с кратким перечнем вопросов и проблем, которые будут затронуты заинтересованными сторонами в ходе консультаций «шерпов»; сюда должна войти фоновая информация об участвующих общественных группах; такая записка предоставляется «шерпам» для ознакомления перед консультациями.
* Подготовительная встреча представителей заинтересованных общественных групп пройдет в «Чатем Хаус» утром 23 марта, что позволит провести заключительный брифинг по ее результатам до начала консультации «шерпов» стран «Большой восьмерки».
Консультация «шерпов» «Большой восьмерки»: Лондон, 24 марта
* «Шерпы» стран «Большой восьмерки» проведут свое второе совещание 23 и 24 марта. «Чатем Хаус», Монреальский национальный форум и организация Green Globe Network предлагают созвать совещание с участием 15 ключевых заинтересованных общественных групп и «шерпов» «Большой восьмерки» во второй половине дня 24 марта.
* Организаторы приложат все усилия к тому, чтобы назначить динамичного и компетентного председателя совещания.
* Независимый диалог будет сосредоточен на двух темах саммита – Изменение климата и Африка, а также на вопросах, возникающих на пересечении обеих тем.
* Эта консультация «шерпов», первая в серии встреч и конференций, запланированных на 2005 г., даст возможность обеспечить целенаправленность и злободневность развивающегося диалога с заинтересованными общественными группами.
Встреча заинтересованных общественных групп с Премьер-министром: Лондон, конец июня/начало июля.
* Продолжение встречи глав государств с заинтересованными сторонами. Ожидается встреча с Премьер-министром; Правительство Ее Величества обеспечит привлечение и других лидеров «Большой восьмерки» к участию в мероприятии.
* Обеспечение непрерывности участия заинтересованных общественных групп.
Консультации с гражданским обществом по теме «Цели развития тысячелетия»: Нью-Йорк, июль
* Возможность доведения информации о консультации с заинтересованными общественными группами «Большой восьмерки» до широчайшего общественного электората и взгляд таких заинтересованных сторон на соглашения «Большой восьмерки», подписанные с Глиниглс.
* Привязка итогов деятельности «Большой восьмерки» по проблеме Изменения Климата и Африки к Целям развития тысячелетия и предстоящему саммиту по таковым (MDG+5).
* Координация с ООН в рамках текущих процессов взаимодействия с заинтересованными общественными группами. Выступления представителей от ключевых общественных групп, принимавших участие в консультациях «Большой восьмерки», будут назначены на конец июля и пройдут в Нью-Йорке.
Конференция по реализации соглашений – «Чатем Хаус», ноябрь
* Созыв организаций, заинтересованных в реализации и контроле реализации соглашений Глиниглс. Участники будут оценивать соглашения и итоги, достигнутые на саммитах «Большой восьмерки» в Глиниглс, саммите MDG+5, их взаимосвязи и возможные результаты.
* Оценка роли заинтересованных сторон в реализации таких соглашений.
* Целью конференции должна стать разработка плана действий, содержащего условные обязательства и договоренности о партнерстве. Семинары и крайне продуктивные «круглые столы» будут способствовать достижению этой цели.
Консультация «шерпов» «Большой восьмерки»: Лондон, октябрь/ноябрь
* Конференция по реализации соглашений совпадет по времени с совещанием «шерпов» «Большой восьмерки» в Лондоне и даст возможность «шерпам» «Большой восьмерки» ознакомиться с оценками и рекомендациями заинтересованных общественных групп.
* Публикация докладов ключевых фигур данного проекта «Большой восьмерки» по проблемам и стратегиям реализации соглашений.
* Взгляд в прошлое: предыдущие саммиты и соглашения с заинтересованными общественными группами.
* Анализ консультативного процесса-2005 г. и эффективности его влияния на итоги саммита в Глиниглс.
* Роль заинтересованных общественных групп в реализации соглашений «Большой восьмерки» и Целей развития тысячелетия.
* Постоянная роль консультаций с заинтересованными общественными группами, ожидания и возможности, связанные с 2006 г. и российским председательством в «Большой восьмерке».
6. Итоги
* Сеть организаций, желающих принимать участие в непрерывном процессе консультаций с системой «Большой восьмерки» СsystemТ.
* Публикация материалов на веб-сайте.
* Подбор экспозиционного материала.
* Программы на радио и телевидении, статьи в газетах.
* План действий по организации конференции об исполнении соглашений.
* «Консультации «Большой восьмерки» с заинтересованными общественными группами - 2005: процесс, перспективы и рекомендации»
7. Примерная последовательность мероприятий
Январь/февраль/март:
* Ключевые соглашения между организациями, готовыми к сотрудничеству
* Предложение о финансировании – потенциальным спонсорам.
* Исследование: участники, лучшие методы и текущие начинания.
* Формирование исполнительного комитета
* Определение мест проведения конференций и встреч, порядка размещения гостей и использования транспорта.
* Широкие консультации (в дополнение к текущему процессу).
Март
* Проект повестки/докладной записки к совещаниям/потенциальные рекомендации
* Подготовительное совещание к консультациям «шерпов» с заинтересованными общественными группами, «Чатем Хаус».
* Консультации «шерпов», Лондон
Июнь
* Встреча заинтересованных общественных групп с Премьер-министром.
Июль
* Неделя «Большой восьмерки»
* Консультации с гражданским обществом по Целям развития тысячелетия MDG+5, Нью-Йорк
Октябрь/ноябрь
* Конференция заинтересованных общественных групп по вопросам реализации соглашений
* Вторая консультация «шерпов»
Январь
* «Консультации «Большой восьмерки» с заинтересованными общественными группами - 2005: процесс, перспективы и рекомендации».
8. Показатели
* Интенсификация диалогов и консультаций всех заинтересованных общественных групп с правительствами «Большой восьмерки» на высшем уровне.
* Понимание роли заинтересованных общественных групп в реализации и контроле реализации соглашений, достигнутых правительствами на саммите «Большой восьмерки» в Глиниглс.
* Доступные механизмы (которые могут включать в себя многосторонние партнерства с заинтересованными общественными группами), облегчающие роль заинтересованных общественных групп в реализации и контроле реализации соглашений Саммита.
* Реализация плана действий по организации конференции.
* Непрерывный процесс консультаций «Большой восьмерки» с заинтересованными общественными группами.
9. Важнейшие допущения
* Заинтересованные общественные группы видят преимущество в сотрудничестве в целях установления консультаций на высшем уровне с правительствами «Большой восьмерки», охватывающих все заинтересованные общественные группы и, что особенно важно, южные группы и сети неправительственных организаций.
* Правительства и заинтересованные общественные группы готовы участвовать в обсуждении ключевых тем, проблем, забот и решений саммита.
* Правительства и заинтересованные общественные группы готовы участвовать в дискуссиях, посвященных роли заинтересованных лиц в реализации и контроле реализации соглашений.
* Готовность правительств признать роль заинтересованных общественных групп в реализации и контроле реализации соглашений Саммита.
* Заинтересованным общественным группам принадлежит ключевая роль в консультировании правительств в рамках контроля за реализацией соглашений «Большой восьмерки», и они способны играть не менее активную роль в реализации этих соглашений.
10. Организации, сотрудничающие в рамках проекта
* «Чатем Хаус».
* Монреальский международный форум
* Green Globe Network (экологическая организация)
* LEAD International (экологическая организация)
* Climate Action Network (экологическая организация)
* Университет г. Глазго.
* Исследовательская группа «Большой восьмерки» при Торонтском университете.
* Прочие организации, которые могут быть определены по мере развития проекта.
11. Распределение обязанностей
* «Чатем Хаус» будет руководить проектом, постоянно советуясь с партнерскими организациями.
* «Чатем Хаус», экологическая организация Green Globe Network и Монреальский международный форум будут отвечать за привлечение заинтересованных общественных групп.
* «Чатем Хаус», экологическая организация Green Globe Network и Монреальский международный форум сформируют консультативную группу.
Питер Ритчи