Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Материалы

Стенограмма пресс-конференции "Большая восьмерка - Гражданская восьмерка: диалог или конфликт?"


Агентство «Интерфакс» (Москва), 9 февраля 2006 г.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас пресс-конференция, посвященная проекту «Гражданская восьмерка-2006». Инициативная группа некоторое время назад уже объявляла о запуске этого проекта, - здесь же, на площадке агентства «Интерфакс». Сейчас наши гости расскажут о том, как продвигается этот проект.
В нашей конференции, помимо Председателя Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (и координатора по взаимодействию с НПО) Эллой Александровной Памфиловой, принимают участие президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, руководитель московской организации Всемирного фонда защиты дикой природы Игорь Честин и директор «Гринпис» России Сергей Цыпленков.
Тема пресс-конференции: «Большая восьмерка» - «Гражданская восьмерка»: диалог или конфликт?». Сначала наши гости скажут вступительное слово, затем ответят на ваши вопросы. Спасибо.

Э.А. ПАМФИЛОВА: Добрый день, дорогие друзья. Здесь находятся те, кто на нашей декабрьской пресс-конференции присутствовал в качестве членов инициативной группы. Тогда мы говорили о намерениях, сейчас хотим представить вам наши первые шаги. Я хотела бы уточнить: здесь собрались те, кто смог прийти. Остальные – кто болен (Юрий Джибладзе, например), кто за рубежом и налаживает контакты.
Сейчас у нас идут консультации по формированию международного Консультативного совета, который и будет осуществлять концептуальное и методологическое, скажем так, общественное сопровождение проекта «Гражданская восьмерка-2006». Все присутствующие здесь входят в Национальную рабочую группу Консультативного совета. Меня мои коллеги обозначили как координатора Национальной рабочей группы.
Сегодня мы хотим представить вам плоды наших усилий, - прежде всего, сайт проекта. Прошу вас не быть слишком строгими, там есть недоделки, недоработки. Я надеюсь, что в ближайшее время мы все оставшиеся шероховатости снимем. Сайт мы запускаем на русском и английском языках. При том что доработок будет еще много, это уже живой организм. Говоря «добро пожаловать на наш сайт», я призываю всех вас к сотрудничеству. Мы в этом сотрудничестве будем основываться на тех принципах, которые заявили в декабре: прозрачность, открытость, последовательность и преемственность.
Для нас очень важно, чтобы все, что было наработано нашими коллегами из национальных организаций других стран, в частности, во время председательства Великобритании, было сохранено.
Нам очень важно приумножить достигнутое во время председательства России (я имею в виду вклад НПО-сообщества России), передать это неправительственным организациям следующей страны-председателя, коллегам по НПО-сообществу Германии - и более органично встроиться в этот процесс.
Одна из основных задач процесса «Гражданская восьмерка-2006» - вывести российское НПО-сообщество на новый качественный уровень взаимодействия, открыть шлюзы международного сотрудничества на возможно более высоком уровне. Пока у нас в России, скажем честно, не так много организаций, которые тесно взаимодействуют с международными организациями. А хотелось бы, чтобы большое число организаций, которые есть или формируются в России, в том числе и в регионах, более полноценно участвовали в международных процессах, могли влиять на то, что происходит в мире.
Помимо сайта (а в осуществлении этого проекта нам помогает наш партнер, Институт развития прессы), мы хотели бы представить вам сегодня костяк Консультативного совета. Мы предполагаем, что численность его составит не более пятидесяти человек. Предварительная работа проведена, мы разослали приглашения коллегам. С удовлетворением хочу сказать, что уже дали согласие войти в Консультативный совет наши партнеры из Лондона, у нас есть согласие очень мощной организации – это Форум германских НПО по окружающей среде и развитию, которые будут координировать этот процесс в Германии. Мы очень дорожим той помощью, которую нам оказывают сейчас Монреальский Форум и Исследовательская группа по «Большой восьмерке» Университета Торонто. Эти организации порекомендовали нам лидеров ведущих сетей НПО в разных частях мира. Мы намерены, расширяя диалог, пригласить их к сотрудничеству. Также дали «добро» на участие в Консультативном совете Международная организация ОКСФАМ, Международная сеть действий по климату) и другие известные, авторитетные люди и сообщества. Мы им благодарны за готовность помочь в привлечении национальных и международных организаций, всех, кто сможет приехать на «круглые столы» и форумы «Гражданской восьмерки».
Нам крайне важно не погрязнуть в чисто российских проблемах, избежать домашнего «междусобойчика». Мы – площадка для решения международных проблем на уровне НПО-сообществ, наша задача – создать все условия для этого и органично встроиться в общий процесс, соблюсти баланс российских интересов, часто специфичных, и интересов общих.
Вам раздали план мероприятий - это то, что мы хотели бы сделать, что мы можем предложить. Это не монолит, это план именно предполагаемых мероприятий, который мы предполагаем корректировать по ходу консультаций с нашими коллегами: как внутри России, так и за рубежом. Для нас очень важна информационная открытость, мы нуждаемся в том, чтобы как можно большее число НПО в России и за рубежом узнали о начавшемся процессе и обозначили готовность участвовать в нем, взаимодействовать с другими организациями.
Первое мероприятие, которое мы проводим 16 февраля, - это «круглый стол» экспертов, российских и международных. Это, собственно, три «круглых стола» по основным вопросам повестки дня - энергетическая безопасность, образование, проблемы инфекционных заболеваний. Надеюсь, что это первое мероприятие «Гражданской восьмерки», по которому работают эксперты, окажется содержательным.
У нас установились хорошие контакты с Министерством иностранных дел России и с российским помощником Президента на саммите Игорем Шуваловым. По нашему предложению Шувалов уже переговорил со своими коллегами. Есть согласие встретиться в ходе одной из встреч (скорее всего, мартовской) с представителями НПО – если мы к этому времени успеем подготовить некие рекомендации по трем основным направлениям повестки дня.
Мы надеемся уже к февральскому «круглому столу» получить наработки того, что делается в рабочих группах официальной «Восьмерки» - с тем чтобы попытаться включить эти наработки в свое обсуждение. Обсудив официальные предложения на экспертном уровне, мы сможем более предметно подготовиться к мартовскому форуму «Гражданской восьмерки»: возможно, проведя еще ряд «круглых столов» и запустив несколько дополнительных переговорных площадок, чтобы точнее выявить существующие в НПО-сообществах мнения.
Нужно обязательно уточнить, что мы ни в коем случае не собираемся монополизировать сферу, на которую выходим. Мы не собираемся сводить дело к выработке одной, пусть даже преобладающей в общественном мнении или в каком-то из сообществ, точки зрения. Наша задача – предоставить площадку для выявления всех точек зрения, которые существуют по обсуждаемым вопросам, и попытаться найти общий язык по ключевым проблемам. Мы не замыкаем на себя общественный переговорный процесс, не перекрываем никому выход на «Восьмерку» собственными силами и по своим каналам. Мы не вместо кого-то, мы не против кого-то, мы - сами по себе, и готовы сотрудничать со всеми, кто к этому готов.
Президент России предложил Совету по правам человека оказать помощь НПО в организации переговорного процесса. С учетом того, что наша власть согласилась вести диалог с НПО-сообществом в стране и за рубежом, у нас есть возможность организовать этот диалог в тех формах, которые предложит наше НПО-сообщество совместно с зарубежными партнерами.

А.А. АУЗАН: Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на два момента, о которых упомянула Элла Александровна.
На прошлой неделе у нас была встреча с министром иностранных дел России господином Лавровым, - в ней принимали участие и Элла Александровна, и Юрий Джибладзе, и Валентин Гефтер. На встрече я сказал г-ну министру, что если у правительства есть две точки зрения по одному внешнеполитическому вопросу, то тут что-то ненормально. Если у гражданского общества одна точка зрения по внешнеполитическому вопросу - это тоже ненормально, такого быть не может.
Первый опорный для нас пункт: не может быть монопольного представительства голоса российского гражданского общества в диалоге с «Большой восьмеркой». Наша задача состоит в том, чтобы способствовать параллельному выражению различных точек зрения по повестке дня «Восьмерки», а также по ряду других вопросов, которые волнуют и гражданские общества стран «Группы восьми», и глобальные гражданские организации. Такой наш подход отражается и в том, что мы стараемся наладить диалог с альтерглобалистами, например, которые готовят свой Социальный форум. Это нормально, мы совсем не считаем свой образ действий единственно возможным. Нормально и то, что различные подходы существуют и внутри нашего Консультативного совета. Элла Александровна говорила о его иностранных членах, а я обращаю Ваше внимание на разнообразие российских членов Консультативного совета, в числе которых, например, и ректор МГУ Виктор Садовничий, возглавляющий Союз ректоров России, и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, и ректор Петербургского университета Людмила Вербицкая. Три этих человека – это три разных взгляда на то, что происходит в мире и как именно гражданское общество должно транслировать свою позицию власти своей страны и властям других стран.
Понимая, что процессы такой трансляции будут идти параллельно, через различные гражданские группы, мы намерены предоставить канал, возможность транспорта позиции к шерпам, министрам, главам государств.
Второй существенный момент. Мы хотим продемонстрировать государствам не эмоцию, а позицию. Это означает, что процесс взаимодействия настраивается на конструктивную отработку позиций и требований по повестке дня нынешней «Восьмерки» и по последующей повестке дня. Я лично вошел в Национальную рабочую группу во многом ради этого. С октября прошлого года я возглавляю Ассоциацию независимых центров экономического анализа, в которую входят 53 некоммерческие исследовательские организации – от Института Гайдара до леонтьевского Центра, Института экономики города и так далее. Многие мои коллеги будут участвовать в экспертных «круглых столах» 16 февраля и готовить первоначальную позицию. Это эксперты, известные российскому правительству, но при этом имеющие точку зрения, которая далеко не всегда совпадает с правительственной. Их особый взгляд – и как граждан, и как исследователей – мы попробуем включить в дело, чтобы точнее выявить позицию сообществ и точнее сформировать наши предложения к «Большой восьмерке».
Итак, для меня самые важные черты того процесса, который мы начинаем, - это, во-первых, отсутствие любой монополии при существовании реальных каналов трансляции обязательно разных взглядов (не пятисот, конечно, но трех-четырех, которые могли бы учитываться как варианты решения в обсуждениях глав государств.) Во-вторых, это конструктивная направленность: процесс должен выходить на содержательные предложения, а не просто служить выражению протестов и возмущений. Третье обстоятельство: процесс должен иметь абсолютно открытый характер. Мы продолжаем дискутировать и внутри Национальной рабочей группы по многим вопросам, - например, по поводу того, что нужно делать и как это делать.

Игорь ЧЕСТИН: Мои коллеги по рабочей группе уже многое сказали. Я бы уточнил только, что Консультативный совет представляет различные части гражданского общества. В нем и правозащитники, и экологи, и ученые, и люди из бизнеса (российская часть списка Консультативного совета, например, включает и Александра Шохина, руководителя Российского союза промышленников и предпринимателей, и Татьяну Монэген, которая представляет Международную торговую палату в Российской Федерации, Татьяна входит также и в нашу Национальную рабочую группу), и представители здравоохранения.
Самая главная задача, которая перед нами стоит, - донести до «Группы восьми» более или менее скоординированную позицию разных слоев гражданского общества по тем вопросам, которые в этом году находятся в сфере приоритетного внимания стран «Восьмерки».
Сама по себе задача выработки какой-то общей позиции по этим вопросам достаточно сложна, у нас на сегодняшний день нет уверенности, что по каждому из пунктов повестки дня удастся выработать одно общее заявление.
Но гражданское общество не построено по принципу «демократического централизма», голосованием вопрос между организациями у нас, как правило, не решается, должен быть найден консенсус. Как добиться консенсуса, когда в одной комнате сидят сторонники развития атомной энергетики, а в другой – экологи, которые говорят, что это слишком опасно, если не решены проблемы безопасности обращения с отходами, с топливом, и так далее… Перед нами стоит задача очевидно сложная, но и интересная. Как сказала Элла Александровна, первый раунд начнется 16 февраля, когда на «круглых столах» соберутся специально приглашаемые нами эксперты. Предполагается, что по трем направлениям эксперты выработают проекты деклараций общественных организаций, обращенных к министрам стран «Восьмерки». Основное обсуждение этих проектов (если они не будут сразу отвергнуты) состоится в марте параллельно встрече шерп. Если у нас хватит гражданского мужества и, я бы сказал, гражданской мудрости прийти к неким общим позициям, согласованным декларациям, то нам будет чем поделиться с представителями глав государств.
Эти декларации будут направлены министрам, которые также соберутся в марте. Это будет основная техническая (не политическая) встреча министров в рамках российского председательства в «Восьмерке». Нам известно, что перед этой встречей во всех министерствах и ведомствах России, которые вовлечены в этот процесс, ведется большая работа, идут обширные консультативные процессы (как со странами «Восьмерки», так и с другими партнерами). Этим сейчас заняты и Ростехнадзор, и Министерство промышленности и энергетики, и Министерство чрезвычайных ситуаций - в той его части, которая связана с энергетической безопасностью, и Министерство социального развития и здравоохранения, и т.д.
В прошлом году мне довелось участвовать в форуме неправительственных организаций в Великобритании. Тогда тоже было три темы, приоритетных для внимания глав государств: сохранение и рациональное использование лесов, проблема изменения климата и проблема развития африканских государств. Нас было около ста пятидесяти человек, представителей нескольких десятков стран. Выработанные нами совместные декларации были затем представлены министрам «Восьмерки». В силу профессионального интереса меня более всего интересовало, что же выйдет из министерской встречи по вопросу сохранения и использования лесных ресурсов. Могу сказать, что примерно на 80 процентов текст, который мы подготовили (а текст этот не был заготовкой, мы его активно формировали), вошел в заявление министров. Конечно, нас порадовало, когда оказалось, что те проблемы, которые интересуют общественные организации и научное сообщество, представляются важными и «Восьмерке». Скажу еще, что с того момента произошло довольно много положительных изменений - в том числе и в Российской Федерации (в частности, в связи с Лесным кодексом).
Возвращаясь к «Гражданской восьмерке», я думаю, что впереди у нас непростое испытание. Задача практическая – суметь организовать процесс таким образом, чтобы все наши коллеги из стран «Восьмерки» (и не только «Восьмерки») смогли прийти к согласованным позициям, выступить с согласованными декларациями. Далее нам останется надеяться на то, что декларации эти не останутся без внимания. Пока же, как справедливо сказал Александр Аузан, процесс должен быть направлен на то, чтобы из пятисот, шестисот или тысячи различных мнений были отобраны те ведущие, с которыми могли бы работать министры. Хорошо, когда есть одна декларация, допустимо, чтобы деклараций было две или три, но никак не тысяча, с которой работать просто невозможно.

С.А. ЦЫПЛЕНКОВ: Я хотел бы сделать несколько дополнительных замечаний. Первое выглядит как техническое, хотя и к чисто техническим я бы его не относил. Упоминавшийся сайт проекта должен стать тем инструментом, через который различные организации, различные представители гражданского общества (как российские, так и зарубежные) смогут принимать участие в подготовке, проведении, анализе тех мероприятий, которые мы в рамках процесса «Гражданской восьмерки» хотели бы организовать. Через сайт организации могут заявляться на прямое участие в процессе, начиная с мартовского форума.
Второе замечание представляется более концептуальным по характеру. Мы, представители гражданского общества, считаем, что не только лидеры восьми стран определяют круг глобальных проблем. Начиная с майского или июньского форума, мы будем присматриваться также и к другим проблемам, которые являются глобальными, но которые официальная «Восьмерка» пока обошла вниманием. Мы будем предпринимать все усилия, чтобы проблемы из такого перечня попали в повестку дня следующего саммита.
И третье замечание. Возвращаясь к теме нашей пресс-конференции «Сотрудничество или конфликт?». Как минимум, часть гражданского общества готова к серьезному, эффективному сотрудничеству с официальной «Восьмеркой». Готова ли именно к такому сотрудничеству «Восьмерка», мы пока не знаем. Мы на это надеемся - и готовы сделать все, что от нас зависит, для конструктивного диалога.

А.А. АУЗАН: Можно заранее сказать, что это будет конфликтное сотрудничество.

Э.А. ПАМФИЛОВА: Я бы хотела добавить, что нам, по крайней мере, известна воля, выраженная к такому диалогу и сотрудничеству председателем «Восьмерки». И то, что шерпы уже дали «добро» на встречу с представителями гражданского общества, внушает определенный оптимизм. Большая и важная задача для нас - суметь организовать диалог внутри российского НПО-сообщества, диалог этого сообщества с международным НПО-сообществом - и внятно донести до «Восьмерки» согласованную позицию.
Возвращаясь к тому, что сказал Сергей Цыпленков. Для того, чтобы обозначить те процессы и проблемы, которые обнаруживаются гражданским обществом, но при этом не умещаются в заявленную повестку дня «Восьмерки», мы предполагаем на мартовском форуме создать своего рода «четвертое измерение». И в его рамках обсудить, какие именно проблемы из глобальных более всех других волнуют международную общественность.
Мы предполагаем, что одна из таких проблем, лежащих, что называется, на поверхности - это проблема межнационального и межконфессионального взаимодействия. Я буду говорить не о «конфликте цивилизаций», но именно о конкретных проблемах сотрудничества, совместного проживания, социальной интеграции.
Надеюсь, что у нас хватит сил и возможностей провести один из форумов (предположительно, в мае-июне, в Казани) таким образом, чтобы поделиться и нашим опытом, и опытом зарубежных коллег по проблеме социальной интеграции. В таком случае сам форум и его результаты могли бы помочь формированию одного из ключевых пунктов повестки дня следующего года «Большой восьмерки». Делая такой прогноз, мы исходим из того, что «наказы» НПО, предлагаемые лидерам «Группы восьми», могут касаться и повестки дня саммитов лидеров «Восьмерки», а также из того, что социальная интеграция очевидно представляет собой проблему, заслуживающую приоритетного внимания «Группы восьми».

С.А. ЦЫПЛЕНКОВ: К сказанному я бы еще добавил, что одной из задач гражданского общества является контроль за деятельностью власти. Мы хотим посмотреть, в какой мере декларации лидеров «Восьмерки», в том числе, красивые декларации предыдущего саммита, сходятся (или не сходятся) с реальностью. Посмотреть, что действительно делается, а где дело ограничивается замечательной встречей.

А.А. АУЗАН: Нас интересует, как реализуются решения «Большой восьмерки» на деле.

Э.А. ПАМФИЛОВА: В конце года мы предполагаем провести итоговую конференцию с нашими зарубежными коллегами. И пригласить на такую встречу шерп от России, Германии, может быть, еще кого-то от «Восьмерки», чтобы вместе с ними подвести итоги нашей работы, посмотреть, что же получилось, как нам жить дальше.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина