О рабочем визите в ФРГ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
О рабочем визите в ФРГ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
5-6 апреля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил Федеративную Республику Германия с рабочим визитом. Состоялись беседы С.В.Лаврова с Федеральным канцлером ФРГ А.Меркель, переговоры с Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайером и Министром обороны ФРГ Ф. Й. Юнгом.
Выражено удовлетворение высоким уровнем и поступательной динамикой развития российско-германских отношений, подтверждено обоюдное стремление к их дальнейшему наращиванию в духе стратегического партнерства. Особый акцент был сделан на совместных и параллельных действиях на международной арене, усилиях по продвижению взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, включая диалог гражданских обществ.
Основное внимание было уделено практическим вопросам подготовки 8-го раунда Межгосударственных консультаций Президента России и Канцлера ФРГ с участием членов правительств, которые состоятся в Томске в конце апреля 2006 года. Предстоящий саммит станет центральным событием года в двусторонних отношениях, призванным придать важный дополнительный импульс реализации проектов сотрудничества, прежде всего в высокотехнологичных областях, инвестиционной и производственной кооперации, включая энергетику, транспорт, инфраструктуру, коммуникации и связь, а также в сфере науки, образования, культуры, молодежных обменов.
Состоялся заинтересованный обмен мнениями по актуальной международной повестке дня с упором на расширение взаимодействия двух стран в «Группе восьми» и Совете Европы по продвижению приоритетов российского председательства в этих форматах, а также в ООН, ОБСЕ, на уровне отношений Россия - Евросоюз, в Совете Россия - НАТО, других многосторонних структурах с выходом на совместные инициативы и согласованные шаги. В числе общих приоритетов - координация усилий в борьбе с международным терроризмом, другими глобальными и региональными вызовами и угрозами, а также содействие урегулированию в кризисных и «горячих» точках.
Проведена обстоятельная сверка подходов применительно к иранскому ядерному досье, задаче укрепления режима ДНЯО на фоне усиления рисков распространения, перспективам ближневосточного урегулирования в свете итогов выборов в ПНА и Израиле, а также по проблематике международного миротворчества, включая стабилизационные усилия в Афганистане, Ираке, на Балканах и в Африке.
По поручению Президента Российской Федерации С.В.Лавров вручил высокие российские государственные награды видным представителям германской политической и деловой элиты – бывшему Первому Бургомистру Гамбурга Х.Фошерау и Председателю Восточного комитета германской экономики, почетному консулу России в Штутгарте К.Мангольду, внесшим весомый вклад в развитие российско-германского партнерства.
С.В.Лавров также возложил венки к мемориалу советским воинам в Панкове.
6 апреля 2006 года
Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел ФРГ Ф.-М.Штайнмайером, Берлин, 5 апреля 2006 года
С.В.Лавров (выступает после Ф.-М.Штайнмайера): Cегодня мы начали переговоры с моим немецким коллегой. Ф.-М.Штайнмайер уже рассказал о темах, которые мы обсуждали. Завтра предстоят встречи с Федеральным канцлером Германии А.Меркель и Министром обороны ФРГ Й.Юнгом. Мы продолжим обсуждение вопросов, которые касаются развития российско-германских отношений. Эти отношения имеют стратегическую направленность, их характеризуют интенсивность, доверительность политического диалога, высокая динамика развития взаимовыгодных связей во всех областях и нацеленность на конкретные результаты.
Сегодня мы подробно обсудили подготовку к восьмому раунду межгосударственных консультаций, которые состоятся в конце апреля в Томске. Рассмотрели также график политических контактов на текущий год – он поражает своей насыщенностью. Нет практически ни одной сферы, в которой у России и Германии не было бы конкретных планов развития сотрудничества. Это экономика, безопасность, наука, образование, культура, молодежные обмены. Трудно переоценить ту роль, которую играет Германия в развитии партнерства между ЕС и Россией, в деятельности Совета Россия – НАТО. Конечно, мы активно взаимодействуем в рамках «восьмерки». Мы ценим конструктивный вклад Германии в подготовку основных тем Санкт-Петербургского саммита. Это особенно важно, учитывая, что в будущем году председательство в «восьмерке» переходит к Германии.
Между нами поддерживаются тесный диалог и взаимодействие по всем основным международным проблемам. Мы высоко оценили инициативу Германии по проведению встречи по Ирану в Берлине на прошлой неделе. Рассчитываем, что итоги этой встречи, которые нацелены на необходимость решения проблемы иранской ядерной программы через МАГАТЭ при поддержке СБ ООН, дадут результат, и Иран ответит соответствующим образом.
В нашем политическом диалоге присутствуют все другие острые проблемы, включая Ирак, Косово, ближневосточное урегулирование. Как уже сказал Министр иностранных дел ФРГ Ф.-М.Штайнмайер мы обменялись мнениями об итогах выборов в Белоруссии. Полностью согласен с ним в том, что касается необходимости искать решения любых проблем не на путях конфронтации, а посредством диалога. Думаю, что результаты волеизъявления народа Белоруссии, так же как и результаты волеизъявления народа Украины, должны восприниматься в качестве главного ориентира для развития отношений с этими суверенными государствами на основе принципов невмешательства и добрососедства.
Мы особо ценим наше партнерство с Германией, потому что в нем нет никаких закрытых тем. Любые вопросы мы обсуждаем откровенно и доверительно. По вопросам, где у нас существуют расхождения, мы стремимся эти расхождения устранить. Ожидаю продолжения нашей интересной беседы за ужином.
Вопрос: Что Вы думаете о перспективах возобновления ближневосточного процесса, учитывая те события, которые происходят в регионе?
С.В.Лавров: Готов опять процитировать Министра иностранных дел ФРГ Ф.-М.Штайнмайера и сказать, что такие проблемы должны решаться на путях вовлечения в диалог, а не изоляции. Ситуация, которая сложилась после проведения выборов в Палестине, после состоявшихся затем выборов в Израиле, конечно, непростая. Но мы обнадежены тем, что с обеих сторон прозвучали заявления, которые в разных формулировках, но посылают сигналы о готовности к диалогу. Думаю, что основная задача перед «квартетом» международных посредников, в который входят Россия, ЕС, США и ООН, заключается в том, чтобы воспользоваться этими сигналами и помочь возобновить переговорный процесс. «Квартет» сформулировал условия возобновления такого диалога. У «квартета» есть «дорожная карта», одобренная СБ ООН. Теперь мы имеем результаты демократического волеизъявления и палестинцев, и израильтян. Надеюсь, что оба правительства проявят ответственный подход, который будет подтверждать имеющиеся договоренности. На этой основе «квартет» сможет помочь сторонам продвинуться в урегулировании этого сложнейшего конфликта в мире.
Вопрос: Хотел бы вернуться к различиям между Россией и Германией, а именно к Белоруссии. После выборов в этой стране ЕС открыто размышляет о введении санкций против Белоруссии. Как Вы считаете, правильный ли это подход? В чем конкретно различия в ваших мнениях?
С.В.Лавров: Я уже сказал, как мы оцениваем ситуацию в Белоруссии. Подтвержу еще раз, что решать те вопросы, которые возникают в европейских столицах с итогами выборов в Белоруссии, нужно не через изоляцию, а, по нашему глубокому убеждению, через диалог и взаимодействие.
С.В.Лавров (добавляет после ответа Ф.-М.Штайнмайера): У нас, действительно, различные взгляды на эту ситуацию. Мы уважаем позицию Германии, Германия уважает нашу позицию. Уверен, что у нас общая заинтересованность в том, чтобы Европа была едина, чтобы все европейцы были членами одной семьи. Уверен, что мы, как и Германия, заинтересованы в том, чтобы двигаться к этой цели, используя универсальные, общеевропейские институты, включая ОБСЕ.
Ф.-М.Штайнмайер упомянул о нормах, которые существуют в ОБСЕ для проведения выборов. Беда в том, что таких норм не существует. Мы уже два с лишним года пытаемся сформулировать такие нормы. В Любляне на Совете министров иностранных дел ОБСЕ было принято решение о реформе, включая реформу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Эти решения нужно выполнять. Надеюсь, что в итоге всей этой работы появятся транспарентные, справедливые, универсальные для всех нормы наблюдения за выборами. Мы заинтересованы в сотрудничестве с Германией и со всеми другими членами ОБСЕ для того, чтобы достичь консенсуса по этому вопросу.
Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром обороны ФРГ Ф.Й.Юнгом, Берлин, 6 апреля 2006 года
С.В.Лавров (выступает после Ф.Й.Юнга): Хотел бы также сказать, что мы весьма заинтересованы в развитии сотрудничества и стратегического партнерства с Германией по всем направлениям, включая сотрудничество между военными ведомствами, которое характеризуется весьма интенсивными контактами и доверительностью. Современные вызовы безопасности требуют тесной координации действий военных и внешнеполитических ведомств. Так что я очень признателен г-ну Ф.Й.Юнгу за сегодняшнюю встречу.
Мы обсудили состояние и перспективы усилий России, Германии совместно с другими странами по стабилизации обстановки в Афганистане, по нахождению политического решения иранской ядерной проблемы, по развитию отношений в рамках Совета Россия – НАТО. У нас есть, по-моему, общее мнение о необходимости решать все вопросы, связанные с урегулированием тех или иных проблем, при взаимном уважении интересов безопасности в регионе. Именно в таком контексте мы изложили наши оценки происходящей сейчас трансформации НАТО и реконфигурации внешнего военного присутствия в Европе.
Еще раз благодарю Министра обороны ФРГ Ф.Й.Юнга за встречу и интересную беседу.