Россия держит слово. "Газпром" начал поставки сжиженного газа в Великобританию
Первую поставку сжиженного природного газа в Великобританию осуществил во вторник "Газпром". Со стороны нашего газового концерна оператором выступила его дочерняя компания Gazprom Marketing & Trading. Она приобрела сжиженный газ у компании Gaz de France и поставила компании BP, владеющей мощностями на приемном терминале Айл оф Грейн. Таким образом, Россия начала выполнять обещание создать мировой рынок сжиженного газа, на котором она хочет выступить таким же регулятором, каким ОПЕК является на рынке нефти.
Всего в Великобританию было поставлено около 140 тыс. кубометров газа, что в пересчете составляет около 85 млн кубометров природного газа. В феврале этого года министр финансов России Алексей Кудрин на встрече глав финансовых ведомств "большой восьмерки" заявлял, что Россия хотела бы создать рынок сжиженного газа, на котором она могла бы регулировать цены и поставки "голубого топлива" в страны мира. "Только Россия может взять на себя такую ответственность, - подчеркнул он. - Сегодня рынок газа очень локален, поскольку он есть только там, где есть трубопроводы". Таким образом, переход на сжиженный газ означает не только создание нового узкого сегмента рынка, но отмечает трансформацию рынка "голубого топлива" из ряда локальных, "местечковых", в мировой.
При этом Россия поставила себе задачей сначала сформировать этот рынок, а затем выполнять на нем функцию центрального регулятора, который будет брать обязательства по долгосрочным поставкам, контролировать их объемы, а в конечном итоге, и цены на газ. Кроме того, создание рынка сжиженного газа может потеснить ценность нефти как топлива, поскольку газ более экологичен и удобен, его намного легче перерабатывать. Удобства и выгоды создания единого мирового рынка газа были очевидны еще 30 лет назад, однако сжиженный газ обходится потребителю на 30% дороже трубопроводного, и как раз дороговизна останавливала развитие рынка. Теперь дефицит топлива и связанный с этим беспрецедентный рост цен делают переход к новым технологиям транспортировки экономически оправданным.
Нынче Россия строит трубопровод в Китай. Кроме КНР, объявившего политику замещения нефти в своей экономике газом, крупнейшими потребителями "голубого топлива" в мире являются США, а также другие страны "большой восьмерки". В страны Евросоюза газ будет поставляться по строящемуся Североевропейскому газопроводу. А вот поставки по трубопроводу в США, Великобританию и Японию невозможны.
В Америке эксперты прогнозируют рост дефицита газа к 2008 году до таких объемов, что под угрозой может оказаться благополучие всей экономики страны. Прогнозируется, что поставки из Саудовской Аравии будут сокращаться в связи с истощением существующих месторождений, а Канада не сможет наращивать добычу столь же быстро, как растут потребности американских потребителей. Кроме того, американские власти хотят освободиться от монопольного положения стран Ближнего Востока на своем энергетическом рынке. Поэтому США заинтересованы в налаживании поставок из России. Как заявил министр финансов США Джон Сноу в феврале 2006 года на приеме в Кремле президенту Владимиру Путину, Америка готова отдать России не менее 15% своего рынка газа. В свою очередь, российский президент заверил, что Россия намерена к 2012 году стать третьим по величине поставщиком энергоносителей в США.
Однако американский рынок может быть доступен только с использованием технологии транспортировки сжиженного газа. США готовы переплачивать дополнительные средства на сжижение газа, поскольку дефицит топлива может означать для экономики куда большие потери. Дефицит означает рост цен на энергоносители, которые чреваты раскручиванием инфляции, которой так боятся монетарные власти Америки, и стагнацией экономики. Чтобы избежать подобных проблем, США готовы покупать более дорогой сжиженный газ. Впрочем, цены на "голубое топливо" в Америке в последние годы и так были самыми высокими - намного выше, чем в Европе.
Чтобы наладить сотрудничество с Gaz de France, глава "Газпрома" Алексей Миллер встречался с главой французской компании Жаном-Франсуа Сирелли. Стороны отметили, что они успешно работают вместе, применяя модель обмена сжиженного газа на трубопроводный. В конце ноября 2005 года "Газпром" и Gaz de France заключили первую сделку на поставку сжиженного газа. Танкер с топливом был продан компании Shell Western LNG на регазификационном терминале в Ков-Пойнте (штат Мэриленд, США) в начале декабря 2005 года.
Возможно, в будущем часть сжиженного газа на рынок США пойдет через Канаду. Ранее "Газпром" заключил соглашение с канадской компанией Petro-Canada о строительстве завода по производству сжиженного газа в Ленинградской области стоимостью 1,5 млрд долларов. Российский газ с этого комбината планируется поставлять на терминал в Грос-Какуна на восточном побережье Канады в провинции Квебек. Газ, который будет поставляться на терминал, планируют реализовывать на рынках Квебека, Онтарио, а также США. Маршрут в Канаду существенно короче, чем до любого порта Соединенных Штатов. Как заявил вице-президент компании Petro-Canada Грэм Лайон, "это на шесть тысяч километров ближе, чем до Нью-Йорка и Мексиканского залива".
Кроме того, "Газпром" рассматривает возможности поставки газа в Тихоокеанский регион. В стадии утверждения находится проект, который Shell и Mitsubishi намерены осуществить в рамках программы "Сахалин-2" по строительству крупнейшего завода по переработке сжиженного газа. Проект позволит России поставлять СПГ на регазификацию в Нижнюю Калифорнию для последующей переправки по трубам на Западное побережье США. Это позволит обходить экологические ограничения, пока запрещающие строительство в США портов для приема газа. Сегодня "Газпром" ведет переговоры с Китаем, Израилем и США. Таким образом, российский концерн серьезно намерен выйти за рамки традиционного для себя европейского рынка и стать глобальным поставщиком газа.