Новая долговая политика России смещается на внутренний рынок
20 апреля правительство собирается рассмотреть трехлетний финансовый план России на 2007-2009 годы. Будет объявлено о новой долговой политике страны.
Не отказываясь от заимствований, правительство собирается брать деньги не у международных кредиторов, а у собственных предпринимателей. Если сейчас внутренний долг не превышает 40 процентов от общего объема долга, то в 2009 году он увеличится до 57,4 процента.
За эти три года долг страны увеличится на 145,1 миллиарда рублей (5,2 миллиарда долларов). Одновременно с этим Россия собирается принять активное участие в списании долгов беднейшим странам мира. Напомним, что решение о "прощении" 38 странам долга на 55 миллиардов долларов было одобрено на саммите "большой восьмерки" в 2005 году. На долю России приходится 11,6 миллиарда долларов. И уже на этот год в федеральном бюджете запланировано списание долгов 16 африканским странам на сумму около одного миллиарда долларов.
Списание не ограничится государствами Африки и Азии. Наши ближайшие соседи из стран СНГ задолжали России свыше трех миллиардов долларов. Их "большая восьмерка" тоже предлагает аннулировать, поскольку эти государства тоже, мол, относятся к беднейшим. Речь, например, идет о Грузии, которая задолжала России 156 миллионов долларов, и о Молдове - почти 122 миллиона (данные на 1 января 2005 года. - Прим. авт.). Словом, кто нам должен - всем прощать? Но если Грузию и Молдову "продвигают" международные доброжелатели, то Украина сама пытается решить проблему долгов, но отнюдь не досрочным их погашением. Она пытается оспорить договоренности, достигнутые на момент распада СССР, претендуя на активы, доставшиеся России вместе с огромными долгами. На этот счет официальный представитель МИДа России Михаил Камынин с недоумением заявил: "Вот уже пятнадцать лет Россия, как государство - продолжатель СССР, расплачивается по внешнему государственному долгу СССР, включая долю Украины. Но об этом почему-то в Киеве скромно умалчивают". Все это, похоже, делается в расчете на то, считают эксперты, чтобы Россия в итоге если не списала, то хотя бы скостила Украине в значительной мере газовый долг размером почти в 1,5 миллиарда долларов, который образовался за последние 15 лет.
Но помимо списания долгов Россия как член "восьмерки" решила принять участие в финансировании программ, инициированных МВФ, в оказании помощи беднейшим странам, пострадавшим от "внешних шоков". На эти цели до 2010 года будет направлен добровольный взнос в размере 30 миллионов специальных прав заимствования, что эквивалентно сумме порядка 43,5 миллиарда долларов США. Фактически речь идет об инвестициях, обучении студентов, медицинской помощи.
В это же время сама Россия к 2009 году увеличит свой долг до 1,6 триллиона рублей в основном за счет внутренних заимствований. Они, конечно, не так политизированы, как внешние, но для граждан страны - более чувствительны, так как в эту сумму входят и замороженные вклады Сбербанка в 1992 году, и огромные проценты по гособлигациям, "сгоревшие" после кризиса 1998 года, и так далее. Под этой рухнувшей пирамидой были погребены все накопления советских времен, а затем и российских. Будут ли возвращены эти долги и в каком объеме, пока не понятно.
А вот новые займы на внутреннем рынке минфину нужны в первую очередь для развития рынка ценных бумаг и, во-вторых, для замещения дефицита нефтяного бюджета страны и Пенсионного фонда.
"Можно было бы использовать для этого средства Стабфонда, но тогда увеличится инфляция, а заимствования даже на внутреннем рынке на нее не повлияют, правда, придется платить проценты", - объяснили "РГ" в минфине. Впрочем, пока в соответствии с законодательством, ограничивающим допуск иностранцев на этот сегмент рынка, рывок можно будет сделать лишь за счет средств накопительной части пенсионной системы. И для начала минфин должен выпустить длинные бумаги на 10-15-20 и более лет.
Впрочем, все это не означает, что Россия совсем перестанет занимать за границей. Никто не намерен отказываться, к примеру, от кредитов Всемирного банка, потому что они интересны не столько деньгами, сколько технологиями и привлекаемыми к работе специалистами. Тем более что внешний долг все-таки будет снижаться. На 1 октября 2005 года он составлял 86,8 миллиарда долларов. Ощутимое снижение произойдет за счет второго досрочного погашения долгов Парижскому клубу кредиторов на 12 миллиардов долларов (тогда долг СССР уменьшится до 9-10 миллиардов). Окончательно этот вопрос будет обсуждаться в мае на очередной сессии клуба. Большинство кредиторов приветствуют такое желание России. Другое дело, что скидок выторговать не удастся. Скорее всего придется платить по номиналу, правда, без учета будущих процентов. Большинство кредиторов считают, что при таком потоке нефтедолларов России просто неприлично просить для себя какие-либо поблажки. Тем более что при досрочном погашении кредиторы и так теряют на процентах.
В принципе стремления минфина понятны. Внешний долг - более дорогой по сравнению с внутренним. Избавиться от него досрочно - значит сэкономить деньги. Ради этого можно рискнуть. И риск будет оправдан. Но при одном условии: если внешний госдолг действительно не будет расти. Но в этом-то и будет главная загвоздка. Если считать госдолгом не только заимствования минфина, но и кредиты госкомпаний, то тогда госдолг будет увеличиваться, заявляют многие экономисты. Минфин тут же парирует: долги компаний нельзя считать госдолгом. По формальному признаку - да, а по сути очень даже можно. Компании-то государственные. Не справятся они со своими обязательствами - платить придется государству. И получится, что, погашая 12 миллиардов долгов Парижскому клубу, Россия должна записать в свои активы как минимум 6 миллиардов долларов, которые "Роснефть" заняла на внешнем рынке для покупки "Юганскнефтегаза", и 13 миллиардов "Газпрома", купившего "Сибнефть". В минфине, однако, считают, что никаких обязательств по этим долгам государство не несет. Однако на Западе кредит тому же "Газпрому" олицетворяют с внешним долгом Российской Федерации. Именно поэтому экономисты предлагают изменить методику оценки внешнего госдолга, включив в него и обязательства госкомпаний. Тогда картина была бы иной - более приближенной к реальной ситуации. Но предложение так и не поддержали. Правда, в минфине заговорили о том, что неплохо бы ввести запрет на выход госкомпаний на внешний рынок заимствований. Но и это не выход. Дело в том, что госкомпаниям нужны большие и длинные кредиты - к примеру, 10 миллиардов долларов на 10 лет. И ни один российский банк не в состоянии дать таких денег. Так что поход компаний через границу за деньгами продолжится и дальше. И в этой ситуации резкий скачок внутреннего долга уже не кажется таким безобидным.