Научить проигрывать. Министр образования объяснил как правильно готовить педагогов
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко общался в Петербурге с теми, кто учит учителей и повышает их квалификацию. Он объяснил ректорам педуниверситетов и руководителям профильных учреждений постдипломного образования – какие педагоги сейчас нужны стране.
- Главное в педагогическом образовании – профессионализм и социальная составляющая. То есть подготовка порядочных людей, которые могут добиваться успехов в жизни не только благодаря знаниям, но и благодаря тому, как они воспитаны. Блестящие выпускники классических университетов не всегда оказываются блестящими педагогами. Но есть люди, которые хотят преподавать. Надо им для этого дать дополнительные знания, особенно психологии, - заявил министр участникам всероссийского совещания руководителей региональных учреждений дополнительного педагогического образования и ректоров педагогических университетов страны.
Хотя тезис о том, что не каждый физик или математик с университетским дипломом может стать хорошим учителем, с энтузиазмом повторяли многие докладчики, на галерке самокритично шептались, что и блестящий выпускник педвуза не всегда оказывается блестящим учителем. С другим тезисом Фурсенко – о том, что мы живем в конкурентоспособном мире - аудитория не могла не согласиться. Так что педагоги должны учить детей не бояться проигрывать и объяснять, что каждый проигрыш – начало новой игры.
Ректоров педвузов министр тоже призвал не бояться конкуренции и проигрышей. Ни один педагогический вуз страны не назван инновационным по итогам конкурса национального проекта "Образование" (хотя герценовский университет попал в число финалистов). Андрей Фурсенко успокоил коллег тем, что в октябре будет объявлен следующий конкурс – с общим грантом 20 млрд рублей. А то, что 8 из 17 победивших вузов находятся за пределами обеих российских столиц, он считает справедливым.
Свой монолог министр произносил в атмосфере полного взаимопонимания, но в части вопросов-ответов мира и согласия с аудиторией было меньше. Во-первых, ректоров тревожит предстоящая тотальная переаккредитация, которая выявит "плохие" вузы. Министр был непреклонен и сказал, что "инвентаризацию" высшей школы нужно проводить полностью, а не по кусочкам. Еще меньше понимания вызывает у ректоров идея выплачивать социальные стипендии (малоимущим студентам) за счет государства, а академические – за счет вуза. "У вас внебюджетных денег немало – практически столько, сколько бюджетных. Нам надо бороться за то, чтобы они не ушли налево, - заявил министр под негромкий ропот в зале. – Нужно повысить социальные стипендии. А академические не обязательно выплачивать людям, которые достаточно обеспечены материально да и учатся не блестяще".
Про предстоящий саммит "Большой восьмерки" и его образовательный "акцент" ректоры министра не спрашивали. Но видно было, что о саммите Андрею Фурсенко говорить гораздо приятнее, чем о новых правилах защиты диссертаций или об отмене отсрочек призыва в армию. Эту тему министр считает сегодня "самой проработанной" в G 8. "Весь мир сталкивается с тем, что образование не успевает за развитием жизни. Вот мы и предложили обсудить проблему его качества. Многое зависит от учителя: что он может дать, то в школе и существует". Об этих проблемах министры образования стран "Большой восьмерки" будут беседовать два июльских дня за круглым столом, без помощников и переводчиков. Министр надеется, что после этого как минимум они станут друг другу больше доверять.