МИД: «Россия исключает двойные стандарты»
МИД России считает, что Газпром без труда договорится с партнерами из стран Евросоюза
Накануне саммита Россия – ЕС в Сочи директор Департамента экономического сотрудничества МИД Андрей Кондаков рассказал газете ВЗГЛЯД о концепции глобальной энергетической безопасности, которую Россия предлагает партнерам по G8. ЕС не всегда следует принципам либерализации энергетического рынка, считают в МИД.
- Андрей Львович, на каком этапе находится разработка российского варианта концепции глобальной энергетической безопасности?
- Проработка концепции началась еще в середине прошлого года, после того как эта тема была определена Владимиром Путиным в качестве приоритетного вопроса для обсуждения во время председательства России в «восьмерке».
На саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге предполагается принять декларацию по энергобезопасности, где будут сформулированы основополагающие цели и задачи, которые предстоит решить в ближайшем будущем, а также конкретный план действий по их реализации.
В настоящее время ведется активное обсуждение проектов этих документов с нашими партнерами. В Москве уже состоялись несколько встреч политических шерпов и су-шерпов, на которых был предпринят «мозговой штурм» с целью согласования основных элементов совместного заявления по энергобезопасности.
«Россия – единственная страна в «Группе восьми», имеющая высокий потенциал поставок на мировой рынок энергоресурсов» Предложенные нами общая идеология, структура и тематика большинства разделов декларации и плана действий к ней уже получили одобрение у партнеров по «восьмерке». Работа ведется в режиме редакционной правки. Рассчитываем, что на оставшихся до саммита подготовительных встречах нам удастся довести эту работу до логического завершения.
- Какие предложения выносятся на обсуждение лидеров G8?
- В документах «восьмерки» глобальная энергетическая безопасность рассматривается как долгосрочное надежное и экономически приемлемое обеспечение оптимальным сочетанием различных видов энергии устойчивого экономического и социального развития мира с минимальным ущербом окружающей среде.
Обсуждение проблемы энергетической безопасности, по моему мнению, особенно актуально в связи с нынешним отсутствием стабильности на энергорынке. Среди причин этой неопределенности: истощение традиционных легкодоступных источников энергии; дефицит инвестиций в различные сектора энергетики, главным образом в разведку месторождений, а также в перерабатывающие мощности; рост спроса на энергоресурсы, в особенности за счет новых стран-потребителей; политическая нестабильность в ряде основных регионов добычи; уязвимость энергоинфраструктуры перед угрозой природных катаклизмов и террористических актов.
В 2006 году «восьмерка» под председательством России ищет выходы из сложившейся ситуации. В этой связи предполагается действовать по следующим направлениям.
Добиться снижения волатильности цен на мировом энергетическом рынке путем повышения его прозрачности. Чем больше транспарентность, тем выше доверие между игроками на рынке энергоресурсов, а следовательно, меньше спекуляций.
Способствовать привлечению инвестиций во все сектора по всей энергетической цепочке. Это поможет расширению ресурсной базы, увеличению надежности поставок, а также снятию некоторых узких мест в мировом ТЭК.
Повышать энергоэффективность экономик и поощрять внедрение энергосберегающих технологий. Как известно, сэкономленная энергия – это произведенная энергии.
Способствовать диверсификации источников энергии, включая развитие новых и возобновляемых ее видов. Это будет помогать стабилизации мирового энергетического рынка, решению экологических проблем, а также помогать повышать уровень энергообеспеченности развивающихся стран.
Искоренять энергетическую бедность в развивающихся странах, где имеется значительный дефицит в современных энергетических услугах. В этих странах в основном используются первичные источники, которые сильно загрязняют окружающую среду, и традиционные источники используются весьма неэффективно.
И продолжить реализацию плана действий, принятого на прошлогоднем саммите «восьмерки» в Глениглсе, нацеленного на предотвращение климатических изменений, вызванных деятельностью человека, прежде всего в сфере энергетики.
- В чем заключаются главные противоречия с партнерами по G8 при согласовании концепции энергетической безопасности и как удается преодолевать разногласия?
- Безусловно, в ходе дискуссии при подготовке документов часто выявляется столкновение интересов. Причем не только между Россией и ее партнерами по «восьмерке», но и между остальными членами клуба. По мере приближения к саммиту интенсивность обмена мнениями по энергетической проблематике нарастает. Это связано с необходимостью учета интересов как участников диалога, так и всего мирового сообщества при формулировании тех или иных обязательств. Но нерешаемых проблем не бывает. Уверен, что многосторонний диалог в рамках «восьмерки» позволит, тем не менее, снять все остающиеся вопросы.
- Есть ли у России и партнеров по G8 принципиальные отличия в видении основ глобальной энергетической безопасности?
- Обсуждение итогового документа саммита в Санкт-Петербурге действительно выявило определенные расхождения в видении концепции глобальной энергетической безопасности. Россия – единственная страна в «Группе восьми», имеющая высокий потенциал поставок на мировой рынок энергоресурсов. Поэтому, в частности, для нас большое значение имеет концепция «безопасности спроса», в то время как наших партнеров в большей степени волнует «безопасность поставок».
Вместе с тем, как я уже говорил, структура итогового документа по энергетике уже в принципиальном плане согласована, и на нынешнем этапе практически не осталось разногласий концептуального характера в отношении путей обеспечения энергетической безопасности.
- Чем объясняется обострение критики рыночной стратегии Газпрома со стороны представителей европейских политических и деловых кругов накануне саммита?
- По моему мнению, подобное поведение со стороны европейцев вызвано прежде всего краткосрочным падением давления в начале нынешнего года в экспортной газовой трубе, идущей в западном направлении. Газ – важная составляющая энергосистем большинства европейских стран, в том числе их отопительных систем в сфере ЖКХ. С учетом необычайно холодной зимы 2005/06 года малейшие перебои в поставках вызывали бурную реакцию со стороны общественности и СМИ. Кому приятно жить в плохо отапливаемой квартире?
Но проблемы оказались легкорешаемыми, и Газпром, как показывает опыт 40 лет работы на западном направлении, есть и будет оставаться надежным поставщиком природного газа на энергорынки европейских стран. Лучшим ответом критикам стал рост котировок акций Газпрома. Примером дальновидности политики Газпрома может служить начатое недавно строительство Северо-Европейского газопровода.
- Правомерно ли утверждение о применении двойных стандартов в процессе регулирования энергетического рынка, как в ЕС, так и в России?
- Регулирование энергетического рынка в России подчинено логике защиты национальных интересов на базе использования рыночных механизмов и исключает применение каких бы то ни было двойных стандартов в этой области. Вместе с тем не секрет, что некоторые особенности правоприменительной практики вызывают нарекания у иностранных инвесторов, оперирующих на российском рынке. В то же время даже они не могут отрицать, что у нас проводится постоянная работа по совершенствованию законодательной базы с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами.
В том, что касается Евросоюза, к сожалению, приходится констатировать, что действия ряда европейских стран не всегда соответствуют провозглашенным принципам либерализации энергетических рынков. Самыми свежими примерами в этом отношении являются ситуация вокруг предложения о приобретении германской компанией E.ON испанской Indesa и разворачивающаяся коллизия по поводу поглощения компании Arcelor металлургическим гигантом Mittal. В свете этого можно говорить о практике применения двойных стандартов, причем не только в отношении третьих стран, но и между самими странами – членами ЕС.
Обратили на себя внимание и сообщения о противодействии потенциальным планам Газпрома по приобретению газораспределительных активов в Великобритании.
Часто, когда речь заходит о допуске наших компаний на внутренний рынок энергетических услуг ЕС, перед нами возникают непреодолимые защитные барьеры. Это касается и углеводородного сектора ТЭК, где действует негласная система квот на закупки из России, и атомной энергетики, где существуют неблагоприятные условия по доступу российских товаров ядерного топливного цикла на западноевропейский рынок.
- Как вы оцениваете политику Газпрома по обмену добывающих активов в России на транспортную инфраструктуру за рубежом? Открывает ли она перспективы перед российской экономической дипломатией?
- Считаю, что процесс взаимной интеграции необычайно полезен для достижения целей энергетической безопасности, поскольку он способствует развитию здоровой конкуренции. Это касается не только России и европейских стран, но и применимо ко всем игрокам международного энергетического рынка. Снятие барьеров на пути взаимного инвестирования как производителей, так и потребителей энергоресурсов повышает стабильности энергетических рынков, поскольку способствует росту взаимного доверия.
Отвечая на вторую часть вопроса, подчеркну, что доверительные отношения также чрезвычайно важны в экономической дипломатии, поскольку всегда проще вести переговоры с доброжелательным собеседником, чем с отрицательно настроенным.
- Отвечает ли государственным интересам России выход зарубежных энергетических концернов на отечественный рынок?
- Бытующая в широких кругах боязнь перед приходом иностранных энергетических компаний связана, по моему мнению, с несовершенством российского законодательства в этой области. Если будут созданы четкие правовые рамки, дающие возможность получать прибыль государству, российским компаниям и их зарубежным партнерам, то это будет играть лишь на руку государственным интересам России. Часто иностранные компании имеют опыт и технологии, ноу-хау, позволяющие им более эффективно использовать энергетические ресурсы. Обмен опытом в этой связи был бы чрезвычайно полезен для России.
У нас нет оснований опасаться того, что иностранные партнеры будут работать на нашем внутреннем рынке, и мы продолжаем формировать необходимое для этого понятное и прозрачное правовое поле.