Образование для всех: Контрольная по “восьмерке”
Россия объявила образование одной из трех ключевых инициатив на время своего председательства в “группе восьми” в 2006 г. Актуальность такого решения подтверждается тем, что страны, стремящиеся стать основными участниками процессов глобализации и цифровой революции, активно развивают и обновляют свои системы образования. Но развитие образования идет с огромным разрывом в более богатой и более бедной частях мира. Разрыв между ними будет продолжать расти, если только более богатые не предпримут решительные действия для того, чтобы приобщить беднейшую часть населения мира к экономике, основанной на знаниях. Образование может стать тем попутным ветром, который ускорит их движение к экономическому успеху. Поэтому развивающиеся страны с надеждой смотрят на предстоящий саммит “группы восьми” в июле этого года в Санкт-Петербурге, ожидая, что главы экономически развитых государств уделят вопросам образования должное внимание.
Чтобы оправдать эти надежды, лидеры “восьмерки” должны сдержать свое обещание, данное в 2000 г. на “саммите тысячелетия”, помочь всем странам выполнить программу “Образование для всех”. Из восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ) “Образование для всех” (ОДВ) не только имеет наибольший шанс на успех и наибольшее воздействие на достижение других целей. Программа ОДВ предполагает, что к 2015 г. все дети будут учиться в начальной школе (сейчас 100 млн мальчиков и девочек не имеют такой возможности).
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в этой области, по крайней мере 44 страны не смогут самостоятельно достичь Целей развития тысячелетия к 2015 г. Особенно сложное положение в Африке, где более чем в 20 странах свыше половины взрослого населения полностью безграмотны. Многие члены “восьмерки” предприняли активные действия для реализации задач программы ОДВ, однако суммарный результат пока далек от ожидаемого. Поэтому саммит в Петербурге — возможность мобилизовать дополнительную поддержку целям ОДВ силами лидеров “группы восьми” и международных организаций, занимающихся вопросами развития.
Образование — это самый результативный способ изменить жизнь бедных людей во всем мире. Образованные мужчины и женщины повсеместно имеют более высокие заработки и привносят больший вклад в развитие сообществ, чем те, кто не имеет образования. Образование приносит пользу тем, кто его получает, — женщинам, бедным, маргинализованным группам, но оно также способствует укреплению равноправия и справедливости в обществе. Сейчас пятилетнего ребенка, подрастающего в Австралии, Финляндии или Великобритании, ожидает более 19 лет обучения, в то время как его сверстники из Мозамбика, Мали или Камбоджи могут рассчитывать от силы на пять лет учебы.
Образование — это эффективный канал для передачи культуры и ценностей, это возможность разорвать замкнутый круг бедности. Он должен начать работать, имея в виду, что в следующие 30 лет население планеты увеличится с 6 млрд человек до 8 млрд, при этом большая часть этих новых людей родится в беднейших странах мира. Вопрос в том, станут ли они активными членами глобального сообщества или будут отставать от всего остального мира?
Не забудем и о молодых людях, которые составляют половину населения развивающегося мира. Подкрепите их энергию и таланты соответствующим качественным образованием сегодня — завтра они будут лидерами и новаторами, а у их стран будет больше возможностей для глобального экономического развития. Но если они не получат должного внимания и образования, то в будущем станут не только источником риска для самих себя и для окружающих, но и начнут олицетворять собой упущенные экономические и социальные возможности. Образование — это лучшая “социальная вакцина” против ВИЧ/СПИДа, это способ обеспечить снижение подростковой беременности среди девушек. Качественное образование — это будущее для молодых людей во всем мире, которые завтра станут бесценными членами единой мировой семьи.
Жизненно важно, чтобы до 2015 г. все страны выполнили программу “Образование для всех” и обеспечили начальным образованием всех детей. Чтобы решить эту насущную задачу, необходимы воля и стремление улучшить ситуацию со стороны руководства в самой стране, а также полновесная, предсказуемая и долгосрочная помощь развитию. На таком взаимном договоре о финансовой ответственности в 2002 г. в Кананаскисе на заседании “группы восьми” была одобрена Инициатива по ускорению реализации программы “Образование для всех”.
Эта инициатива восполняет финансовые и организационные пробелы в реализации программы “Образование для всех” за счет объединения усилий правительств развивающихся стран, доноров и гражданского общества вокруг задачи повышения доступности и качества начального образования. Инициатива помогает разработать национальные образовательные стратегии в развивающихся странах, расставляет приоритеты, обеспечивает более строгую бюджетную отчетность и объединяет усилия по развитию образования. В результате закладывается основа для оказания скоординированной, более эффективной и предсказуемой финансовой помощи для развития образования. Хотя инициатива — это многостороннее мероприятие, ее координация поручена Всемирному банку как организации с длительным опытом оказания содействия различным странам в области развития их образовательных систем.
Но в целом и Инициатива по ускорению реализации, и программа “Образование для всех” испытывают недофинансирование. По предварительной оценке, для того чтобы страны с низким уровнем доходов достигли всеобщего начального образования к 2015 г., понадобится внешнее финансирование образования в размере самое меньшее $3,7 млрд.
Полная реализация программы “Образование для всех” — не самоцель, а необходимая основа для содействия динамичному развитию и обучению сообществ. Людям, выходящим на рынок труда, уже недостаточно иметь лишь базовые знания, полученные в начальной школе. В XXI в. среднее образование играет важную роль в ускорении развития. Около 80% рабочих мест, на которые быстро вырастет спрос, требуют наличия среднего образования. Страны, которые хотят стать активными участниками современного общества, основанного на знаниях, должны обеспечить развитие всех уровней обучения и подготовки — от раннего развития детей и начального образования до среднего и высшего, включая возможности получения образования в течение всей жизни. Такое образование должно быть включено в более широкий макроэкономический и социальный контекст и опираться на солидную исследовательскую и инновационную базу.
С первых дней своего председательства в “восьмерке” Россия продемонстрировала немалую энергию и энтузиазм в области образования. Растущая роль России как нового донора в этой области вызывает всеобщее одобрение. Ее активная поддержка имеет особое значение сейчас, когда министры финансов и образования стран “группы восьми” проводят встречи и готовят повестку для саммита глав “восьмерки” в Санкт-Петербурге. Бедные страны надеются, что дополнительная и весомая поддержка всеобщего и качественного образования — вероятно, самый выгодный “глобальный контракт” в современном мире — станет важным результатом этого форума.
Автор — директор департамента по образованию Всемирного банка