"Группа восьми"
«Группа восьми» - неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Комиссии Европейских Сообществ (КЕС), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
История «восьмерки» (ранее - «семерки») ведется с 1975 года, когда по инициативе президента Франции В.Жискар д'Эстена в Рамбуйе была организована первая встреча руководителей шести стран, к которым годом позже присоединилась Канада. С 1977 года практикуется приглашение на саммиты председателя КЕС (в последние годы также председателя Евросоюза). Первоначально в «семерке» обсуждались в основном макроэкономические темы и глобальные направления развития мировой экономики, затем в тематику дискуссий стали включаться актуальные политические вопросы. Этот порядок окончательно закрепился в период оформления «восьмерки» с 1994 года.
«Группа восьми» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмерки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
В «восьмерке» сложился устойчивый порядок работы. Страна, проводящая очередной ежегодный саммит, выступает в течение всего года в качестве председателя «Группы восьми». Она организует проведение саммита, министерских и рабочих встреч, обеспечивает координацию всей текущей деятельности «восьмерки». По истечении года председательство передается следующей стране в порядке ротации.
Ротационный цикл начинается с Франции, далее до сих пор следовали США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Канада. На саммите 2002 года в Кананаскисе принято решение о председательстве России в «восьмерке» в 2006 году (после Великобритании) с проведением очередного регулярного саммита «Группы восьми» в нашей стране.
Ежегодный алгоритм «восьмерки» сориентирован прежде всего на подготовку и проведение саммита - главного мероприятия «Группы восьми». В 2004 году его провели США на острове Си-Айленд, последний состоялся 6-8 июня 2005 года в Глениглсе в Великобритании.
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу, в неформальной и доверительной атмосфере, их содержание не предается огласке. В таком же ключе выдерживаются министерские встречи, заседания рабочих органов. Вместе с тем, «восьмерка» стремится обеспечить транспарентность в своей работе, укреплять диалог с общественностью и международными неправительственными организациями.
В «восьмерке» действует принцип консенсуса. Совместные документы принимаются, как правило, по итогам саммитов или встреч на министерском уровне и распространяются через СМИ. В связи с особо важными международными событиями практикуется также принятие отдельных заявлений лидеров или министров без проведения личных встреч.
Взаимодействие в «восьмерке» осуществляется с помощью гибкой многоуровневой организационной структуры, обеспечивающей достаточно эффективное функционирование этого механизма.
Важную политическую роль в процессе подготовки саммитов играют регулярные встречи министров иностранных дел (проводятся в преддверии саммитов и в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН; при необходимости организуются внеочередные встречи) и финансов (проводятся накануне саммитов и в привязке к сессиям руководящих органов МВФ-МБРР). В русле подготовки саммитов по договоренности проводятся встречи и других министров: окружающей среды, энергетики, труда и социального развития, здравоохранения, образования, внутренних дел и юстиции, науки и технологий и др.
Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы (личные представители глав государств и правительств). Этот канал используется также для доверительного обмена информацией и консультаций.
Шерпы возглавляют «национальные команды» в составе политических директоров (занимаются находящейся в ведении МИД стержневой внешнеполитической проблематикой - разоружением и нераспространением, международным терроризмом, региональными вопросами и др.), внешнеполитических су-шерп (ведут международные вопросы, в основном социально-экономического и гуманитарного характера, не входящие в компетенцию политдиректоров, на практике помогают шерпам в проработке этой тематики и согласовании позиций), финансовых су-шерп (ведут финансово-экономический блок вопросов и также ассистируют шерпам в работе на данном направлении).
В рамках подготовки очередного саммита по линии шерп и су-шерп, как правило, проводится несколько совещаний. Подготовительная работа завершается пленарным заседанием, на котором окончательно «сверяются часы» по повестке дня встречи лидеров, «доводятся» проекты совместных итоговых документов, согласуются остающиеся организационные и другие практические вопросы проведения саммита.
Совещания политдиректоров служат подготовке как непосредственно саммитов, так и встреч мининдел «восьмерки», на которых отрабатываются основные вопросы политической повестки дня лидеров.
Текущий обмен мнениями и согласование позиций сторон на всех уровнях осуществляется по телефонной связи и по переписке.
На ряде направлений созданы целевые, рабочие и экспертные группы. Как правило, они учреждаются для практической работы по вопросам долгосрочного характера на основе решений лидеров или министров либо для выполнения конкретных поручений к очередному саммиту. В зависимости от тематики их курируют политдиректора, су-шерпы или шерпы.
Практикуется также - в том числе в целях подготовки министерских встреч и скоординированного участия в международных мероприятиях - проведение отдельных встреч и семинаров экспертов по конкретным аспектам деятельности «восьмерки» (проблематика развития, здравоохранения, охраны окружающей среды, экологических аспектов экспортного кредитования, безопасности продуктов питания и др.).