Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Публикации

Эрнест Кочетов. Российский энергетический ход: энергетика в глобальном геоэкономическом измерении


(основополагающие акценты энергетической безопасности)

Краткие тезисы выступления на Круглом столе экспертов НПО по вопросам энергетической безопасности, образования и здравоохранения – приоритетам российского председательства. (Москва,
16 февраля 2006 года).

Одной из центральных приоритетных тем при реализации проекта «Гражданская восьмерка – 2006» в период российского представительства в «Группе восьми», саммит который состоится в июле 2006 года в Санкт-Петербурге, выступает энергетическая составляющая глобальной безопасности. То, что эта проблема попала в поле зрения лидеров «восьмерки» – явление знаковое: мировое сообщество реально выходит на геоэкономическую парадигму мирового развития, оттесняя геополитические и геостратегические способы развития и решения проблем на вторые (второстепенные) роли. Ярчайшим примером этой всеобщей тенденции выступает энергетическая сфера.

***

1. Мир вступил в эпоху глобальных трансформаций. Реальность перехода на глобальную модель мирового развития провозглашена Организацией Объединенных Наций призывом отказаться от геополитических (международных) взглядов на современный мир. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе на «Саммите тысячелетия» (6–8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) провозгласил: «Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг – основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами» . Такая постановка вопроса своевременна и актуальна, ибо отображает реальный переход мирового сообщества на геоэкономическую модель развития как центральный вектор и доминанту участия народов в совместном формировании и перераспределении мирового дохода, преодолении геополитических и геостратегических способов решения локальных и глобальных кризисных ситуаций и вызовов . В этой связи мировому сообществу предстоит приступить к преодолению традиционно устоявшихся воззрений на перспективы мирового развития. Ярчайшее проявление глобальности – формирование сетевых систем и, прежде всего, в сфере мирохозяйственного общения. Одна из важнейших доминант функционирования глобализирующегося мира – энергетическая. Это накладывает особые требования к формированию единой мировой энергетической системы - ЭНЕРГОНЕТа.
Вывод: Энергетика реально определит безопасность и экономическое развитие мира при условии, если мировые лидеры реально провозгласят переход на геоэкономическую модель мирового развития и отринут геополитические (международные) воззрения на мирохозяйственную систему. В противном случае мировая энергетика станет ареной схватки государств за обладание энергетическими ресурсами, что неминуемо приведет к глобальному взрыву.

2. Неустойчивость современного мира в настоящее время предопределена отсутствием единого понимания глобальной роли и места энергетической составляющей в поддержании минимально необходимого энергетического баланса в мире. Формирование глобальной системы функционирования мировой энергетической сети «ЭНЕРГОНЕТ» снимает эту проблему. Как и ИНТЕРНЕТ мировая энергетическая сеть (ЭНЕРГОНЕТ) выступает фундаментальным стабилизирующим фактором, обеспечивающим право и возможность доступа в любой точке мира к единой мировой энергетической сети и на этой основе –гармонизация мировых воспроизводственных процессов.
Вывод: ЭНЕРГОНЕТ выступает в форме мирового бизнес-проекта высокого инновационного плана, в разработке которого должны принять участие правительства заинтересованных стран мира. Техническое задание на разработку этого бизнес-проекта должно попасть под контроль мировых лидеров и независимых неправительственных структур (НПО).

3. Вестфальская система жесткого расчленения нашего мира становиться тормозом мирового развития. Прокладка глобальных энергетических сетей постоянно наталкивается на бесконечную сетку административных (государственных) границ, геополитических амбиций, военно-стратегических приоритетов и т.д. «Непроницаемость» границ (или в лучшем случае «глухая» их проницаемость) ведет к экономическому изматыванию и изнурению, заставляя энергетические системы бесконечно «петлять» в сетке государственных границ, обходя те или иные государства, регионы, нырять в море, уходить в горы, труднопроходимые тоннели и т.д. Такая же ситуация с выбором места строительства энергетических объектов, вокруг которых разгорается ожесточенная борьба амбиций, приоритетов, административного перетягивания и т.п. Зачастую строительство объектов вытесняется в зоны опасные для эксплуатации этих объектов (неблагоприятные сейсмические, геологические, инженерные и др. условия эксплуатации и т.д.). Такая ситуация в геоэкономическом плане не оправдана, к тому же частая смена геополитических ориентиров ведет к прямой угрозе уничтожения с гигантским трудом реализованных энергетических систем.
Вывод: Представляется необходимым глобальную энергетическую сеть (ЭНЕРГОНЕТ) особо выделить в рамках всемирного мирового достояния с соответствующим институциональным оформлением функционирования, регулирования и ответственности за бесперебойную работу мировой энергетики.

4. Успешное формирование и функционирование глобальной энергетической системы предполагает необходимость отображения ее на геоэкономическом атласе мира (ГАМ) в форме энергетической «страницы» (в электронной версии). При этом энергетическая «страница» ГАМ включает в себя (послойно) все необходимые элементы энергетического воспроизводственного цикла (источники сырья, объекты переработки, коммуникации, источники потребления и др.). Это даст возможность постоянно держать в поле зрения всю мировую энергетическую сеть, своевременно реагировать на различные ситуации как локального, так и общего плана (в сфере потребления энергии, ее перераспределения, реагирования на те или иные угрозы). При этом энергетическая «страница» должна постоянно соизмеряться (сверяется) путем наложения (совмещения) с другими страницами геоэкономического атласа мира. Это предопределит тесную корреляцию функционирования мировой энергетической сети с другими глобальными системами и прежде всего с мировыми интернационализированными воспроизводственными ядрами (ИВЯ).
Вывод: Разработка электронной версии энергетической «страницы» геоэкономического атласа мира – первостепенная задача создания единой мировой энергетической системы.

5. Согласование энергосистемы с ИВЯ открывает путь к отходу от застарелого представления роли сырьевых и энергетических ресурсов в мировом воспроизводственном балансе. Признание де-факто и де-юре сырьевой и энергетической составляющей в качестве участницы мирового воспроизводственного цикла (а следовательно полноправного участника в формировании мирового дохода в рамках ИВЯ), не только опрокидывает устоявшийся статус стран-поставщиков энергии как «сырьевых придатков» (или «хозяйственного двора»), но и обеспечивает участие этих стран в перераспределении мирового дохода, формируемого в рамках ИВЯ.
Вывод: Мировое сообщество должно расстаться с воззрениями на энергетические сырьевые источники и на страны ими обладающими как на «сырьевые придатки» мировых воспроизводственных циклов, осознать роль энергетический ресурсов в качестве одного из главннейших участников формирования мирового дохода, претендующих на его долю .

6. Формирование глобальной энергетической сети предполагает внесение серьезных корректив в процесс ценообразования на энергетическом рынке (Так, например, в рамках глобальной энергетической сети поставка газа должна осуществляться не только по ценовым мировым котировкам на газ, но и с учетом косвенных (сопутствующих) рынков: фармацевтического, косметического, продуктов тонкой химии и т.д.; огромную роль при этом играет экологическая составляющая, иными словами, речь идет о газовой ренте в широком плане). Это должно найти отражение в договорах при заключении экспортно-импортных сделок.
Вывод: Доходы по сделкам, связанные с поставками энергоресурсов (как и других сырьевых статей) должны включать в себя доходы, связанные с функционированием всего спектра сопутствующей отраслей, производящих и реализующих товары на базе данного энергетического сырья.

7. В настоящий момент мир, вступивший после окончания холодной войны в эпоху геоэкономической парадигмы развития, в эпоху когда постиндустриализм как техногенная цивилизационная фаза предъявила невиданно гигантский спрос на сырьевые и энергетические ресурсы с целью бесперебойного поддержания бешенного темпа и ритма мировых воспроизводственных циклов (с гигантской долей военно-промышленного производства), мировое стратегическое равновесие во многом предопределено энергетической и сырьевой составляющей: мы являемся свидетелями разворачивающейся опасной схватки за мировые ресурсы. Во многом этот процесс развертывается на евразийской платформе. После исчезновения СССР мир двинулся к поиску новой точки стратегического равновесия. Можно смело предположить, что энергетическая составляющая в Евразии предопределит стратегический баланс в современном глобальном мире. И Каспийский бассейн может сыграть определяющую роль. Именно сюда устремлены стратегические векторы основных игроков на мирохозяйственной арене.
Вывод: Энергетическая составляющая в формировании стратегических точек безопасного равновесия в глобальном мире выступает на евразийской платформе мирового развития в качестве первостепенной. Необходима разработка и принятие геоэкономической доктрины развития Прикаспийского региона, с наделением его «статусом ареала мирового роста».

8. Спонтанный, неуправляемый геоэкономический передел мира и, прежде всего, ресурсной и энергетической составляющей, создает взрывоопасную ситуацию – налицо «схватка за ресурсы». Процесс создания ЭНЕРГОНЕТа во многом снивелирует эту ситуацию. «Схватку за ресурсы» следует направить в договорной процесс: вычленение на энергетической странице ГАМ особых зон энергетической стабильности (ОЗЭС), от которых во многом зависит устойчивое функционирования мировой воспроизводственной системы.
Вывод: Выделение зон энергетической ответственности – магистральный путь гармоничного создания мировой энергетической системы.

9. По своей структуре глобальная энергетическая система распадается на замкнутые широтные геоэкономические пояса. Россия непосредственно примыкает к Южному широтному энергетическому поясу (ЮШЭП), который закольцовывает в едином мировом энергетическом пространстве ареалы источников сырья, их переработки и транспортировки. ЮШЭП следует особо выделить, придать ему статус мирового.
Вывод: Мировые широтные энергетические пояса должны получить теснейшую увязку с индустриальными широтными поясами (в частности с северным широтным индустриальным поясом) посредствам системы меридиальных внешнеэкономических связей. Это во многом сбалансирует выход на мирохозяйственное равновесие системы «Север – ЮГ».

10. Для энергообеспечения депрессивных районов мира необходимо создать «Всемирный фонд энергетической безопасности». Источник его комплектования – сверхдоходы на рынке энергетического сырья. Помимо этого на повестке дня – создание мирового стратегического резерва энергоресурсов.
Вывод: Создание «Всемирного фонда энергетической безопасности» и «Мирового стратегического резерва энергоресурсов» - залог гармонизации энергообеспечения и развития, а так же демпфера неритмичности и непредвиденных ситуаций (природных и техногенных катастроф, локальных обострений и т.п. ).

11. После мировой трансформации 90-х годов прошлого столетия мир вступил в однородную фазу своего развития: практически все государства идут по рыночному пути развития. Этим предопределяются общие правила игры на мирохозяйственной арене – цены на энергоносители формирует мировой рынок. Различные отклонения от этого принципа могут приводить к серьезнейшим коллизиям и неустойчивому функционированию энергетических сетей.
Стремление народов к устойчивому энергообеспечению требует кардинального пересмотра подходов к ответственности за сбои в ритме энергообеспечении. С переходом на геоэкономическую модель мирового развития мощно заявила о себе новейшая геоэкономическая категория – система всемирных обязанностей (СВО), которая во многом снивелировала понятие «международного разделения труда». Включенность национальных экономик в глобальную систему открывает не только доступ к мировому доходу, но и обязывает участников мировых воспроизводственных циклов поддерживать бесперебойную их работу. Отклонения от этой заботы должны классифицироваться как геоэкономические преступления. Мир на пороге формирования геоэкономического трибунала, в поле зрения которого должны находиться не только симптомы развязывания геоэкономических войн, разработка мер по их предотвращению, но меры воздействия на геоэкономических агрессоров (возмещение ущерба жертвам геоэкономического нападения, геоэкономическая контрибуция и т.д.).
Вывод: Учреждение геоэкономического трибунала как противоядия геоэкономическим войнам во многом обезопасит учеников энергетического сообщества от геоэкономического нападения и повысить ответственность за развязывание геоэкономических войн.

12. Геоэкономический вектор национальных интересов требует своей защиты, особо это актуально для энергетической составляющей: формирование и реализация глобальных энергетических проектов предопределяет не только их совместное осуществление, но и их совместную защиту. Речь идет о новой роли силовой компоненты, которая в условиях выхода мирового развития на геоэкономическую модель сращивается с экономической составляющей в рамках военно-экономического симбиоза. Отсюда важно уже на стадии начала деловых переговоров по реализации масштабных бизнес-проектов подключать и силовые структуры (т.е. садиться за общий стол переговоров). Расходы по защите энергетических проектов должны включаться в общую смету по их реализации. Сейчас же наблюдается опасный разрыв между экономической и силовой компонентами при выходе в мировую экономическую систему.
Вывод: Защита мировой энергетической системы (ЭНЕРГОНЕТа) принимает первостепенное значение в условиях постоянных рецидивов геополитического мышления, когда экономика и финансы превращаются в мощное наступательное оружие, способное поставить на колени любую страну.

13. Специфика мировых энергетических сетей (их протяженность, смена климатических условий, сложность и разнообразие рельефа, открытость доступа и др.) накладывает особый отпечаток на стиль, методы и формирование защиты мировых энергетических сетей. Особо это относиться к защите узловых энергетических точек, где удар по одной из них вызывает мгновенное распространение деформации на гигантские участки сетей (принцип «падающего домино»). Вот почему актуальна проблема формирования Совместных сил быстрого геоэкономического реагирования, способных держать под контролем наиболее критические, узловые объекты мировой энергетической системы.
Вывод: На повестке дня – Создание совместных сил быстрого геоэкономического реагирования, которые выстраиваются в новом формате военно-экономического симбиоза.

14. Энергетические компании мира сейчас во многом предопределяют стратегическую повестку дня. По своей экономической мощи и политическому влиянию они уже на много превосходят многие страны мира в т.ч. и некоторые развитые. Следует закрепить за этими структурами стратегический статус мировых жизнеобеспечивающих корпораций, наделить их представительством в ООН, а в самих структурах открыть представительства заинтересованных стран. Назрела необходимость провести инвентаризацию основных игроков на мировом энергетическом поле, а также проинвентаризировать всю систему энергетических объектов и субъектов, способных эффективно поддерживать мировой энергетический баланс и внести его в мировой энергореестр.
Вывод: Мировые энергетические корпорации, которые предопределяют вектор мирового устойчивого развития и энергетическую безопасность мира должны быть наделены не только высокой мерой ответственностью за свою деятельность, но и выведены на более высокий уровень своей значимости в мировых делах, с наделением широких полномочий и представительства в международных институтах.

15. Формирование единой глобальной энергетической системы ЭНЕРГОНЕТ предопределяет новый подход к формированию мирохозяйственной конъюнктурой: 1) формируется мировой рынок энергетических объектов (товар-предприятий, товар-программ); 2) развитие внешнеэкономических связей в сфере энергетики предполагает основной акцент не на экспортно-импортных операциях энергетических статей, а на расширении хозяйственного ареала вне национальных рамок, что закладывает основу постоянного инновационного преобразования энергетической инфраструктуры на основе здоровой рыночной конкуренции.
Вывод: Постоянное расширение на инновационной основе ареалов хозяйствования энергетических структур за национальными рамками ведер к постоянному обновлению мировой энергоструктуры, а широкое включение объектов энергосистемы в мировой товарооборот выступает в качестве базового в создании высококонкурентной рыночной среды в сфере энергетики.

16. Следует готовиться к возможному коллапсу в области мировых цен и прежде всего на мировом рынке энергетического сырья. Сейчас эта проблема кажется гипотетической. Но схватка за ресурсы может обнажить проблему гигантской разницы между издержками и ценами на сырьевые ресурсы. Тогда речь может пойти о возможном выведении из юрисдикции суверенных государств тех энергетических, сырьевых, природных и др. ресурсов, которые предопределяют не локальную или региональную, а глобальную, геоэкономическую стабильность. Не исключено, что к таким ресурсам могут быть отнесены: газ, нефть, алюминий, никель, каучук, титан, молибден, магний, хром, бентонит, ртуть, золото, уран, лантаниды и др. Объявление этих ресурсов интернациональными (т.е. всемирным достоянием) может привести к совершенно новой стратегической конъюнктуре и как следствие – новой расстановке сил на мировой арене.
Вывод: Мировое сообщество должно быть готово к возможному радикальному пересмотру взглядов на источники энергетических и других ресурсов: речь может пойти о ситуации выведения из юрисдикции суверенных государств тех энергетических, сырьевых, природных и др. ресурсов, которые предопределяют не локальную или региональную, а глобальную, геоэкономическую стабильность.

17. Действия основных игроков на энергетическом поле не должны выходить за рамки международного права. Предстоит устранить огромную «пробельность» международных правовых норм, связанную с регулированием деятельности наднациональных (транснационализированных) хозяйствующих структур. Речь идет о формировании основ геоэкономического права.
Вывод: Формирование и юридическое закрепление статуса всемирной энергетической системы должно проходить в рамках правового обеспечения функционирования глобальной геоэкономической системы. На повестке дня – формирование основ геоэкономического права.

18. Мир вступил в фазу экономизации политики. Это дает совершенно новую окраску роли внешнеполитическим и военно-стратегическим структурам. Неизмерима ответственность этих структур за формирование равновесной мировой геоэкономической системы. Формирование глобальной энергетической системы (ЭНЕРГОНЕТ) выводит внешнеполитические ведомства на качественно новый уровень ответственности: они должны нарастить свои ведомства адекватными структурами.
Вывод: Мировая дипломатия должна кардинальным образом поменять свои приоритеты: с неудержимым процессом экономизации политики должно уйти в прошлое геополитическое мышление дипломатического корпуса, в рамках которого энергоресурсы мыслятся как милитаризированный ресурс для реализации геополитических имперских амбиций. Принятие геоэкономической доктрины национального развития кардинальным образом снимает эту проблему – мир вступает в эпоху геоэкономических договоренностей при решении любых проблем и дипломатические службы несут прямую ответственность в этом процессе.

* * *

Российский глобальный проект «Геоэкономика: российский энергетический ход» формируется как многовекторная энергетическая стратегия России, в основе которой поиск равновесной энергетической платформы, направленной на гармонизацию в трех плоскостях: 1) предать энергетическим ресурсам статус признанного участника мировых воспроизводственных циклов; 2) сформировать гибкую систему перелива энергии в любую точку планеты; 3) приглушить вселенские геополитические игры, где разыгрывание энергетических карт может дорого обойтись мировому сообществу.

Эксперт по энергетической безопасности
НПО «Гражданская восьмерка - 2006», Э.Г. Кочетов



Кочетов Эрнест Георгиевич – Президент Региональной общественной организации «Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики», председатель Совета по глобальным проблемам XXI века, директор Центра стратегических исследований геоэкономики ВНИИВС при Министерстве экономического развития и торговли РФ, заместитель главного редактора журнала «Безопасность Евразии», действительный член Российской академии естественных наук, доктор экономических наук.


Контактные телефоны: (495) 200-41-18
(495) 200-45-46
(495) 369-73-60
8-903-753-25-12
Факс: 200-37-73

E-mail: kochetov-geo@iseer.ru

Адрес: Российская Федерация, 107996, г. Москва,
К-31, ГСП-6, ул. Петровка дом 12



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина