Зачем бизнес и НКО нужны друг другу?
Некоммерческие организации долго шли к диалогу с бизнесом, добиться внимания последнего удалось далеко не сразу. По словам директора Агентства социальной информации Елены Тополевой, шесть лет назад агентство уже пыталось пригласить бизнес и НКО к обсуждению путей взаимодействия и совместного решения социальных проблем. На круглый стол пришли только гражданские организации, а бизнес не услышал призыва. Однако Е. Тополева отметила, что сегодня ситуация изменилась. На конференции "Бизнес и некоммерческие организации: взаимовыгодное сотрудничество в управлении рисками", которая прошла 15-16 июня, представители компаний составляли почти половину участников. Вместе с тем прозвучало мнение, что, не смотря на наличие отдельных примеров эффективного взаимодействия бизнеса и НКО, сотрудничество двух секторов пока не получило широкого распространения и не носит системного характера. По мнению многих выступавших, для того, чтобы сделать взаимодействие компаний и общественных организаций налаженным, стабильным процессом, обеим сторонам прежде всего необходимо определиться: какого результата они ждут от совместных действий? Тополева считает, что партнерство с НКО позволяет бизнесу расширить свое понимание социальной ответственности. Кроме того, компании получают профессиональную помощь в реализации социальных программ. Другие эксперты отмечали также, что два сектора обогащают друг друга инновационными технологиями и подходами к решению поставленных задач. Как рассказали зарубежные гости конференции, в развитых странах влияние НКО на бизнес очень высоко. По словам исполнительного директора Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) Ходжеса Адриана, под давлением гражданских организаций компания может поменять свою политику в какой-либо сфере и стать более социально ответственной. Вместе с тем партнерские отношения с НКО могут приносить экономическую выгоду, так как потребитель зачастую готов платить более высокую цену за товар компании, которая поддерживает социально значимые проекты. По мнению многих экспертов, в России, где государственное управление в социальной сфере остается не слишком эффективным, альянс бизнеса и НКО поможет решить многие проблемы с меньшими затратами. Президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан считает также, что НКО способны помочь бизнесу справится с проблемой нелегитимности собственности в глазах населения. Кроме того, объединившись, два сектора могут успешно бороться против административных барьеров и коррупции, которые сегодня являются основными препятствиями на пути развития экономики. В регионах уже есть успешные примеры, когда власть разжимала "бюрократические тиски" благодаря информационным компаниям или судебным процессам, организованным НКО. Участники конференции отмечали также, что в деле построения партнерских отношений между бизнесом и НКО есть немало проблемных моментов. Исполнительный директор Форума Доноров Наталья Каминарская в своем докладе показала, что многие из них связаны с этикой отношений. Ценности, которые исповедуют два сектора, и основные принципы их работы существенно отличаются, и это нужно учитывать в ходе взаимодействия. Главное, чтобы стороны выступали в качестве партнеров, каждый их которых вносит в общее дело свои ресурсы и берет на себя часть ответственности. Н. Каминарская считает, что основу успешного сотрудничества составляет ряд условий: учет ценностей обеих сторон, прозрачность и подотчетность стейкхолдерам, понимание взаимной выгоды и доверие, эффективные коммуникации с общественностью.
Одна из серьезных проблем заключается в том, что компании зачастую просто хотят улучшить свой имидж за счет имени НКО, которая пользуется авторитетом. Если это становится самоцелью, результат может быть обратным, причем не только компания, но и ее партнер рискует потерять репутацию. Заместитель руководителя Департамента социальной политики Елена Феоктистова отмечала, что компаниям очень трудно выбирать партнеров для своих социальных проектов, поскольку нет четких критериев профессионализма НКО. Она считает, что необходимо также выработать этические стандарты их деятельности. Каминарская возразила, что некоммерческий сектор слишком разнообразен по видам своей деятельности и структуре организаций, поэтому единый этический кодекс разработать очень трудно. Однако определенные документы для внутреннего регулирования институтов гражданского общества уже существуют, например, Кодекс этики бухгалтера и аудитора третьего сектора и Этический кодекс Форума Доноров. Выступающие много говорили о том, что для успеха своих и совместных программ третьему сектору необходимо стать прозрачнее. Е. Тополева сообщила, что недавно сделан серьезный шаг к повышению транспарентности гражданских организаций и выработке этических норм сектора: 11 крупнейших международных неправительственных организаций подписали документ "Хартия ответственности НПО". Хочется верить, что Россия будет двигаться вслед за мировыми тенденциями.