Предложения Российско-американского форума по энергетической безопасности (к Саммиту Большой восьмерки) Вашингтон, округ Колумбия, 12 мая 2005 г.
В ходе подготовки к саммиту Большой восьмерки (G8) в С. Петербурге в рамках процесса Гражданское общество/НПО группа ведущих российских экспертов в области охраны окружающей среды встретилась 12 мая 2006 г. с американскими природоохранными представителями в Вашингтоне, округ Колумбия. Основной задачей этой однодневной встречи, координируемой Общественной палатой РФ, Центром экологической политики России и рядом известных экологических групп США, было внести вклад в проект рекомендаций по энергетической безопасности по результатам форума «Гражданская восьмерка», который проходил в Москве в марте этого года. В более широком смысле, организаторы встречи 12 мая стремились обсудить подход России и других стран G8 с целью выработать повестку дня по энергетической безопасности для предстоящего саммита.
Если говорить кратко, предложение России сделать «глобальную энергетическую безопасность» главным вопросом на саммите G8 нашло горячую поддержку. Было достигнуто широкое признание того факта, что надежное энергоснабжение имеет важное значение для мирового технического прогресса, снижения уровня бедности и обеспечения общего улучшения качества жизни. Однако, на встрече были высказаны серьезные опасения о том, что текущая стратегия России и других стран G8 не отвечает долгосрочным интересам граждан ни с экономической, ни с экологической точки зрения и идет вразрез с планом устойчивого развития, в котором достижению истинной энергетической безопасности уделяется важнейшее внимание. В связи с этим, участники встречи предложили, чтобы в окончательном варианте рекомендаций по энергетической безопасности, выработанных по инициативе Гражданской восьмерки, были более четко обозначены следующие три темы:
1. Борьба с глобальным потеплением должна стать главной целью обеспечения энергетической безопасности
Глобальное потепление является самой серьезной экологической проблемой, стоящей перед планетой. Соответственно, в любом комплексном проекте по энергетической безопасности главный приоритет должен принадлежать решению проблемы глобального потепления. Сегодня актуальность этой деятельности становится особенно очевидной. Даже национальные академии наук стран Большой восьмерки, а также Китая, Индии и Бразилии указали в совместном заявлении в июне 2005 г., что «в настоящее время имеются неопровержимые доказательства того, что происходит значительное глобальное потепление». Они добавили, что «двуокись углерода может оставаться в атмосфере в течение многих десятилетий. Даже при возможном снижении объемов выбросов, мы будем испытывать влияние изменения климата на протяжении всего XXI века и далее. Если не обеспечить значительных сокращений суммарных выбросов парниковых газов сейчас, задача существенно усложнится в будущем».
Мы уже страдаем от опасных воздействий климата вследствие накопления вызывающих глобальное потепление загрязняющих веществ, которые происходят в последнее время: сильные ураганы, таяние арктических льдов, убийственная жара, наводнения и суровые засухи. Недавно учение обнаружили, что Гренландский и Западно-антарктический ледовые щиты тают ускоренными темпами – намного быстрее, чем кто-нибудь мог ожидать. Если хотя бы один из этих ледовых щитов растает, уровни моря поднимутся более чем на 5 метров, что приведет к катастрофическим последствиям в прибрежных районах всех стран G8.
Если страны G8 признавали важность этой проблемы в своем коммюнике 2005 года, то повестка дня предстоящего Саммита не отражает актуальности борьбы с угрозой, стоящей перед всеми народами. Данные говорят о том, что во многих странах, в том числе в России, меры по снижению выбросов углекислого газа приведут к использованию более эффективной и экономичной энергии, что внесет вклад в модернизацию промышленности и развитие экономики и, в то же время, позволит населению сэкономить деньги. Хорошо отлаженная система торговли углеродными выбросами также сможет мобилизовать миллиарды долларов нового капитала, который можно было бы разместить в одном или более «Зеленых инвестиционных фондов», направленных на поддержку модернизации энергетической инфраструктуры.
2. Требуется усиление деятельности, связанной с разработкой решений по чистой энергии
Основой стратегии обеспечения энергетической безопасности стран G8, которая будет обсуждаться на предстоящем Саммите, оказывается просто надежное обеспечение постоянного потока нефти и газа – особенно из России – в целях устойчивого экономического роста. Действительно, невозможно обеспечить энергетическую безопасность стран Большой восьмерки, а также других стран, без обеспечения надежности поставщиков в долгосрочной перспективе. Верно и то, что в глобализованной экономике понятие «независимость национальной энергетики» иллюзорно, и страны будут по-прежнему зависеть друга от друга с точки зрения энергоснабжения.
Развитие экономики практически исключительно на основе постоянной добычи ископаемого топлива в долгосрочной перспективе приведет к экологической и экономической неустойчивости. В России, например, преобладающая часть огромных энергетических ресурсов находится в районах, где новые разработки неизбежно окажут негативный глобальный эффект на окружающую среду (например, нарушение девственных экосистем, увеличение выбросов парниковых газов). Такой подход не принимает во внимание экономическую стоимость загрязнения и истощения природных ресурсов. Далее, современная энергетическая система на основе углерода приводит к значительному ухудшению здоровья местного населения, включая большое число преждевременных смертей, в России и других странах.
По вышеназванным причинам важно, чтобы страны G8 обязались на встрече в Санкт Петербурге значительно увеличить усилия по разработке и использованию энергоэкономичных технологий и технологий на основе возобновляемой энергии. В ряде стран G8 (в частности, России) продолжается значительная потеря энергии, которую можно было бы снизить путем использования испытанных рентабельных технологий. Кроме того, следует повысить приоритетность и финансирование таких видов энергии как биотопливо, энергия ветра, солнечная энергия, энергия приливов, геотермальная, гидроэлектрическая и водородная энергия. Использование этих альтернативных источников энергии внесло бы вклад в повышение энергетической безопасности, уменьшение загрязнения воздуха и воды и снижение выбросов парниковых газов. В то время как усилия стран Большой восьмерки по поощрению Всемирного банка в деле разработки “Инвестиционная структура для чистой энергии” приветствуются, многое предстоит сделать для содействия развивающимся странам мира в разработке эффективного использования энергии и возобновляемых источников энергии.
Наконец, страны Большой восьмерки должны также решить вопросы, связанные с перспективой продолжения и усиления использования угля как основного источника энергии в течение нескольких последующих десятилетий. Странам G8 следует принять новую крупномасштабную программу по поглощению углерода и потребовать, чтобы все новые электростанции, работающие на угле, имели приспособления для улавливания и хранения углекислого газа.
3. Ядерная энергия – не путь решения проблемы
В связи с возрастающими потребностями в энергии и насущной необходимостью снижения выбросов парниковых газов, странам G8 следует дать оценку всем источникам энергии. Однако участники встречи не приняли позицию G8 относительно того, что ядерная энергия является важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности. В самом деле, история ядерной энергетики говорит об обратном. Ядерная энергия представляет много серьезных рисков, связанных со здоровьем, безопасностью, нанесением вреда окружающей среде, включая: (a) повышенную опасность аварий, например, таких как произошедшие на острове Три-Майл и в Чернобыле; (б) дальнейшее накопление радиоактивных отходов, в отношении размещения которых до сих пор не найдено безопасного решения; (в) риск, что другие страны (и террористы) завладеют ядерным оружием. Конечно, Большая восьмерка поддержала создание международных центров по предоставлению услуг в области ядерного топливного цикла для решения проблемы распространения ядерного оружия. Но этот подход уже был однажды предпринят США в Азии в 60-х годах прошлого века и потерпел неудачу.
Кроме того, важно опровергнуть утверждение о том, что расширение ядерной энергетики является решением проблемы глобального потепления. Даже если претворить в жизнь программу строительства сотен новых атомных электростанций по всему миру в минимальные сроки, это оказало бы малое влияние на глобальное потепление в грядущие десятилетия. А такой план отвлек бы внимание и драгоценные ресурсы от инвестиций в развитие других видов энергии, которые дали бы более быстрые и менее дорогостоящие результаты по снижению выбросов парниковых газов.
* * * * * *
В заключение хотелось бы отметить, что на встрече 12 мая представители НПО аплодировали России за концентрирование внимания на энергетической безопасности на Саммите G8, а также за запуск процесса Гражданская восьмерка с целью разработки новых рекомендаций по этому вопросу. Однако была выражена серьезная озабоченность тем, что в соответствии с запланированной повесткой дня, Саммит упустит драгоценную возможность для непосредственного решения всемирной проблемы глобального потепления и продвижения экономичных решений, которые могут помочь странам Большой восьмерки достичь реальной энергетический безопасности. Участники встречи выразили готовность оказать содействие Председателю Памфиловой и процессу Гражданская восьмерка в окончательном оформлении рекомендаций по энергетической безопасности на встрече НПО в Москве 3-4 июля и совместно призвать представителей G8 в Санкт Петербурге принять план действий по обеспечению устойчивой энергетической безопасности.