Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по актуальным международным вопросам телекомпании “Ren TV”
Вопрос: Господин министр, добрый день.
С.В.Лавров: Добрый день.
Вопрос: Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, какова повестка дня встречи глав министерств иностранных дел — стран членов большой восьмерки?
С.В.Лавров: Министры иностранных дел будут рассматривать политическую повестку дня. Это, прежде всего международные проблемы, включая конфликты, и кризисы.
Цель, помимо того чтобы продвинуть, по возможности, решение той или иной проблемы — разгрузить повестку дня для лидеров. И безусловно, когда президенты и премьер-министры соберутся пятнадцатого-семнадцатого июля в Санкт–Петербурге, будут делать широкий внешнеполитический обзор и обзор положений дел в мире.
Министры — это фактически последний подготовительный этап перед встречей лидеров. Мы уже договорились рассмотреть, к сожалению, традиционные для восьмерки вопросы, потому что конфликты не решаются, такие темы, как ближневосточное урегулирование, иранские ядерные программы, ядерные проблемы корейского полуострова. В этом же ряду Ирак и ситуация вокруг него, Афганистан, ну и думаю, что в ряд новых ситуаций придется обсудить, учитывая обострение обстановки, в частности, в некоторых районах Африки, на Гаити. Все не очень ладно, так что повестка дня весьма насыщенная.
Наши партнеры не раз говорили, что хотели бы обсудить конфликты на пространстве содружества независимых государств. У нас есть такая возможность, каждый участник в праве поставить любую тему, в рамках специального раздела “разное”. Так что, думаю, что повестка дня по конфликтам и главное по направлениям действий мирового сообщества с целью их урегулирования будет весьма плотной.
Помимо региональных аспектов ситуаций в мире, в центре внимания министров иностранных дел будут, конечно же, принципиальные вопросы, касающиеся универсальных задач. Это и нераспространение ядерного оружия и всех видов оружия массового уничтожения, это и продолжение борьбы с терроризмом, и повышение эффективности этих усилий. Пока, к сожалению не все удается сделать из того, что было задумано, и мы буквально накануне встречи министров иностранных дел восьмерки проводим крупную конференцию тоже на уровне министров по проблемам доставки наркотиков из Афганистана. Тема не новая, наркоторговля самым тесным образом переплетается с террористической угрозой, поскольку финансируются террористические организации во многом за счет доходов от незаконной торговли наркотиками. Так что надеемся, что эта конференция тоже поможет нам укрепить антитеррористическую коалицию.
Вопрос: Сергей Викторович, скажите, вот в последние дни звучит критика в адрес России относительно ее председательства в большой восьмерке.
С.В.Лавров: Вы сказали “в последние дни”?
Вопрос: Это происходит регулярно, конечно но, тем не менее, чем ближе саммит тем естественно сильнее вал критики. С вашей точки зрения стоит ли ждать какого-то прорыва от председательства России на нынешнем саммите G8? Если учесть главную тему энергетическую безопасность, то, безусловно, Россия здесь один из лидеров, может ли нынешний саммит как-то закрепить упрочить наше положение на мировой арене?
С.В.Лавров: Наше положение на мировой арене достаточно прочное, могу сказать, что без нас, и это не преувеличение, едва ли можно рассчитывать надежно решить какую-либо серьезную проблему, которая сегодня в мире существует и имеет глобальный характер и энергетика, о которой вы упомянули. Это, конечно, один из наиболее острых вопросов, который сегодня волнует всех, потому что энергетика, энергоресурсы — это залог прогресса в современном мире. Это стало очевидно, если у кого-то были какие-то сомнения.
И в то же время происходит истощение традиционных легкодоступных источников углеводородов. Происходит снижение инвестиций в сферу разработки месторождений, в создание перерабатывающих мощностей. Определенный дефицит средств в мире наблюдается в этой области, ну и, конечно же, растет спрос, особенно в азиатско-тихоокеанском регионе, где экономика, прежде всего, таких стран, как Китай и Индия начинает очень бурно развиваться и все это требует выхода на сбалансированные решения, которые учитывали бы интересы производителей транзитных стран. Стран потребителей, которые одновременно с повышением эффективности традиционной углеводородной энергетики уделяли бы повышенное внимание альтернативным источникам энергии, новым источникам энергии и не забывали бы об экологической составляющей всей этой проблематики.
Нет нужды добавлять, что ограничение доступа к энергетике является одним из бичей и многих бедных развивающихся стран, что усугубляет их положение и создает такое явление, которое получило название энергетическая бедность. Все эти аспекты энергетической проблематики проработаны в рамках нашего председательства со всеми нашими партнерами по восьмерке и не только с ними. Потому что в подготовке соответствующих документов участвуют и другие страны — это Китай, Индия, ЮАР, Мексика, Бразилия. Африканские страны привлекались и привлекаются через механизм африканского союза стран Ближнего востока через наши консультации с ОПЕК. Имеем мы и постоянные контакты с международным энергетическим агентством, которое изначально создавалось как клуб потребителей энергии. Так что выход на выверенные решения надеюсь, состоится, потому что документы по этой и по другим приоритетным темам практически готовы. Они проработаны досконально и после их принятия лидерами в Санкт-Петербурге послужат хорошим ориентиром для всего мирового сообщества, я в этом уверен.
Вопрос: У России уникальное геополитическое положение она между востоком и западом. Очень часто звучат разговоры о том, что надо бы определиться либо вы с западом, либо вы с востоком. Может ли Россия сохранить статус КВО и играть на всем пространстве земного шара или все-таки придется определяться?
С.В.Лавров: Знаете, я никогда не любил во внешней политике подходов типа “либо – либо”, “кто не с нами тот против нас”. Мы это все уже в нашей истории проходили, да и ряд других стран переживал подобные этапы, которые далеко не украшали их развитие как демократических государств.
Думаю, что то, что не годится внутри страны, а гражданских войн сегодня никто, наверное, не хочет, едва ли применимо как принцип для ведения дел на мировой арене. Если демократия, а это включает уважение меньшинства, приемлема на национальном уровне, не только приемлемо провозглашается в качестве чуть ли не единственной модели развития, то мы в праве ожидать такого же подхода и к ведению дел на международной арене.
Поэтому то, что звучало порой где-то года полтора назад из западной Европы, а именно призывы к Украине определиться с кем она с Россией или с Европой, я считаю — это ложный выбор, похожий на провокацию и адресовать подобные же призывы к нам, я считаю, бессмысленно и бесполезно. Мы не можем определяться, и даже если бы кто-то сильно этого хотел, мы просто находимся там, где мы находимся и обязаны развивать добрососедские взаимовыгодные отношения.
Отношения, которые будут гарантировать нашу стабильность, безопасность, оптимальные условия для решения социально-экономических задач для подъема уровня жизни населения, со всеми партнерами и нашими ближайшими соседями, с другими странами, которые расположены в обширном евразийском регионе, будь то на западе, на востоке, на юге. На севере у нас соседей нет, есть соседи на северо-западе, так что я убежден, что то, что мы называем многовекторностью внешней политики, должно сохранять свое значение. Это не искусственно придуманные формулы, оно идет от жизни, от экономических условий и от географических и геополитических условий, и от чисто геостратегических. Потому что, сегодня важно понимать, что взаимозависимость существует реально. Она имеет свои плюсы и свои минусы, и только сотрудничая со всеми странами, в том числе и по преодолению угроз, которые не имеют никаких границ и никаких конкретных привязок к той или иной географической точке, только сотрудничая со всеми странами, мы можем наращивать то позитивное, что есть во взаимозависимости, в глобализации, и стараться минимизировать те риски, которые, неизбежно, с этим же явлениям сопряжены.
Вопрос: Сергей Викторович, последние сутки приходят тревожные вести из Ирака о казни некими, пока еще не слишком понятными исламистами, наших дипломатов. Есть ли у МИДа какие-то сведения относительно их судьбы?
С.В.Лавров: Мы видели эти кадры, которые были размещены на сайте организации, взявшей на себя ответственность за похищение наших людей. Кадры не свежие, они датированы где-то серединой июня, там демонстрировали наших сотрудников посольства, которые сообщали о себе, называли себя и это они. Там же показана сцена казни нескольких людей, но стопроцентной уверенности, что это наши сотрудники у нас нет. Сейчас эксперты профессионалы, обладающие соответствующей техникой и соответствующим опытом, самым тщательным образом эти кадры изучают. Мы в постоянном контакте с соответствующими службами других стран, которые имеют свои представительства в Ираке и обладают соответствующей технологией для определения аутентичности подобных кадров. Пока мы не можем подтвердить, что это наши люди. Мы не раз обращали внимание на то, что россияне пришли в Ирак помогать иракскому народу, преодолеть ту ситуацию, в которой он оказался, не то что не по нашей вине, а вопреки нашей позиции. И мы рассчитываем, что если наши люди живы, то они будут освобождены и смогут вернуться на родину.
Вопрос: Что ж, будем, надеется на лучшее, не станем опережать события. Спасибо господин Министр.
Пресс-служба МИД РФ