Эрик Белфрадж. Как бизнес делает мир лучше
Комиссия по бизнесу и обществу определяет роль бизнеса в контексте глобализации и меняющихся общественных ожиданий и выпускает обращения, касающиеся бизнеса и общества. Интересной особенностью корпоративной социальной ответственности является то, как долго мы в деловом сообществе вели разговоры о ней. По крайней мере, десятилетие, а то и дольше.
Сегодня все большее число компаний определяет корпоративную ответственность как набор ценностей и принципов, которые интегрируются в деловые операции через политику, практику и процесс принятия решений, выбранный менеджментом. Многие из этих компаний постоянно составляют отчетность по тому, какое некоммерческое влияние оказывает их деятельность. Первое, что я предложил после вступления в должность главы Комиссии по бизнесу и обществу, это найти правильное равновесие. Я считаю программное заявление комиссии МТП, опубликованное в марте, особенно ценным в этом смысле. На протяжении двух лет комиссия двигалась по пути к лучшему пониманию того, как компании справляются с необходимостью предоставления не только финансовой информации, касающейся таких вопросов, как экономические, экологические и социальные аспекты их деятельности. Комиссия отметила, что подобная отчетность может не только улучшить репутацию компании, но и повысить моральный настрой работников и – что важно – может положительно сказаться на практических результатах деятельности компаний.
Деловым кругам известно о продолжающихся дебатах о корпоративной ответственности и о различных взглядах на этот вопрос. Не все одобряют то, как компании относятся к корпоративной социальной ответственности. Различные неправительственные организации требуют от компаний больших усилий в этом направлении.
Это в свою очередь привело к действиям ряда правительств, которые поручают компаниям своих стран дополнять свои обычные финансовые отчеты нефинансовой информацией. Но подобное отношение со стороны правительств, по мнению МТП, может привести к механическому общепринятому подходу к отчетности, которая будет малоинтересна акционерам. Вместо этого правительства должны поддерживать существующие мировые инициативы добровольной отчетности. Если кратко описать наш подход, то МТП приветствует добровольный и гибкий подход к тому, что регулируется предписаниями и стандартами. Это позволяет компании составлять отчеты с максимальной ценностью как для компании, так и для ключевых акционеров, что в свою очередь способствеют тому, что остальные компании тоже начинают заниматься подобной отчетностью. Дорогие отчеты, приносящие мало результатов, оттягивают на себя ресурсы, которые могут быть использованы более эффективно.
Расходы на корпоративную социальную политику – щекотливый вопрос. В 2000 г., словно опьяненные наступлением нового тысячелетия, европейские лидеры, встречаясь в Лиссабоне, поставили перед Европейским союзом цель стать «самой динамичной и конкурентоспособной основанной на знаниях экономикой в мире» к 2010 г. Прошла уже половина этого срока, а Европу вряд ли можно назвать образцом экономического роста и процветания, который предсказывали главы европейских стран. Во многих странах экономическая ситуация изменилась с 2000 г. в худшую сторону. Во Франции и Германии уровень безработицы достигает 10%. Прогноз ВВП для Еврозоны в 2005 – всего лишь 1,6%. Бизнесу приходится жить в условиях провала решений, принятых в Лиссабоне. Мы продолжаем надеяться, что будет принята политика, ведущая к будущему экономическому росту и повышению уровня занятости населения, что повлечет за собой развитие частного сектора и рост его вложений в общество. Ни один другой род человеческой деятельности не может сравниться с частной предпринимательской деятельность в способности привлекать людей, капитал и инновации для того, чтобы с выгодой производить товары и услуги и создавать рабочие места. Но должен ли бизнес использовать провал решений Лиссабона в качестве оправдания своего бездействия в отношении корпоративной ответственности? Конечно же, нет. Приверженность бизнеса развитию общества и охране окружающей среды естественна. Тем не менее, главной ответственностью бизнеса является выживание и процветание. Если бизнес не процветает, он не может улучшить этот мир, какими бы благими ни были его намерения.
Эрик Белфрадж – новый глава Комиссии по бизнесу и обществу, подразделения Международной торговой палаты, ответственного за корпоративную ответственность. Он занимает пост вице-президента Skandinaviska Enskilda Banken.
Опубликовано в European Voice №4, май 2005
www.europeanvoice.com
The Economist Newspaper Limited.