В.Евсеев, А.Гусев. Большая восьмерка" и российский бизнес: каковы перспективы взаимодействия
Дебют России в качестве председателя Большой восьмерки в 2006 г. является серьезным вызовом для страны и ее делового сообщества. Используя механизмы Большой восьмерки российский бизнес способен сделать качественный рывок в улучшении своего имиджа за рубежом и усилении своих позиций на мировых рынках.
Однако малое количество крупных российских ТНК мирового уровня, слабо развитые гражданские институты, нехватка профессиональных
экспертов «восьмерочников», узкие интересы большинства российских компаний, а также отсутствие опыта взаимодействия с властью по вопросам определения глобальных экономических интересов являются основными препятствиями к более активному вовлечению российского бизнеса в формат деятельности Большой восьмерки.
Специализация национального бизнеса в мировом разделении труда обуславливает направленность и степень его заинтересованности в рассмотрении вопросов в рамках Большой восьмерки
Большая восьмерка – одиниз наиболее влиятельных и закрытых политических клубов в мире. Рассматриваемые вопросы покрывают чрезвычайно широкий спектр международных проблем в сфере экономического развития, безопасности, экологии, борьбы с бедностью, развития демократии и других не менее важных проблем
современности.
Многие из рассматриваемых вопросов прямо или косвенно затрагивают экономические интересы странучастниц этого клуба. Принимая за основу экономическую базу переговоров «Большой восьмерки», неизбежно встает вопрос о носителях этих экономических интересов. При этом степень заинтересованности бизнеса в участии в выработке и реализации политики в рамках Большой восьмерки зависит от степени его интеграции в мировую
экономику, в то время как направленность интересов зависит от специализации государства в мировом разделении труда.
Очевидно, что при таком подходе для России, исходя из структуры ее экспортных потоков, ключевыми сферами интересов на внешнеэкономической арене являются топливно-сырьевой сектор, рынок вооружений и рядавысоких технологий.
В национальной экономике есть два крупных собственника, мнения которых по ключевым вопросам нужно приводить к общему знаменателю: государство и частный сектор. Консенсус государства и делового сообщества по глобальной проблематике, обсуждаемой на
«Большой восьмерке», представляется очень важным, поскольку от степени непротиворечивости позиций сторон зависит успешность отстаивания национальных интересов и их реализация. Очевидно, что в современных условиях на первое место выходит переговорный процесс, плодотворный иконструктивный диалог.
Принимая во внимание масштаб частного капитала в российской экономике, представляется важным привлечение представителей бизнеса к формированию повестки переговоров «Большой восьмерки», а также реализации принимаемых решений. Это является залогом
продуктивного участия России в элитном политическом клубе, и тем более председательства.
В чем интерес российского бизнеса от участия в Большой восьмерке?
Неоспоримым является постулат, что основная задача деятельности любой компании заключается в получении прибыли. Однако Большая восьмерка – это, прежде всего, неформальный политический клуб, работа в котором ведется на государственном уровне. Таким
образом, механизм Большой восьмерки и сам формат ее работы не предназначен для лоббирования интересов отдельных компаний и секторов экономики, хотя и способен оказывать на существенноевлияние на их развитие.
Для решения специфических вопросов мировой торговли существует ВТО, а также альтернативные площадки, которые по своей важности для бизнессообщества близки к «Большой восьмерке», и в этом смысле она не является для делового сообщества «камнем
преткновения». К примеру, исследования, проведенные Ассоциацией Менеджеров среди российского бизнеса, показывают сколь высокое значение они уделяют Давосскому и Лондонскому экономическому форуму. Для государства же формат «Большой восьмерки» является
безусловным приоритетом.
В то же время, экспертные опросы, проведенные Ассоциацией Менеджеров, показывают, что деловое сообщество страны имеет явное желание прямо или косвенно включиться в работу «Большой восьмерки», и ждет от государства приглашения к совместной
деятельности. Однако на сегодня отсутствует четкое понимание, в каких формах и в каком направлении это может быть сделано.
Председательство в Большой восьмерке является, прежде всего, сильным имиджевым событием для России и ее национального бизнеса. Российские компании имеют хорошую возможность улучшить свой образ за рубежом, проявить себя в качестве лидеров в своих секторах, осуществить проникновение в закрытые зарубежные бизнесэлиты.
Используя механизмы Восьмерки российские компании способны укрепить свое влияние в интересующих их странах и регионах мира, придать новый акцент своей деятельностии усилить свою репутацию.
Однако для того, чтобы использовать эти преимущества российский бизнес должен обладать существенными экономическими интересами в мире. В то же время, объем экспортно-импортных сделок России
несравним с аналогичными показателями других стран Большой восьмерки, товарная и региональная структура российского экспорта крайне ограничены, а компаний, реально заинтересованных в наращивании глобального влияния, практически нет.
Несмотря на отсутствие непосредственных возможностей решения экономических проблем, Большая восьмерка играет существенную роль в определении стратегических приоритетов развития и создания глобального и регионального делового климата. И в этой
связи еероль сложно переоценить.
Большинство решений, принимаемых Восьмеркой, содержат в себе косвенные экономические интересы. К примеру, вопросы борьбы с терроризмом создают основу для производителей спецсредств и военного оборудования, интересы фармацевтических компаний затрагиваются решениями в сфере здравоохранения и борьбы с
инфекционными заболеваниями, многие сектора экономики затрагивают решения, принимаемые в рамках работы над борьбой с изменением климата на планете и проч.
Российский бизнес слабо активен в подготовке председательства России в Большой восьмерке
Несмотря на наличие различных возможностей основная часть российского бизнеса пока остается мало активной в подготовке председательства России в Большой восьмерки. В чем же кроются основные причины такого поведения?
Прежде всего, низкая активность российского бизнеса обусловлена слабостью большинства российских компаний и отсутствием у них реальных стратегических интересов на глобальном уровне, за исключением топливносырьевого сектора. Многие отечественные компании склонны решать свои внутренние проблемы, связанные с
необходимостью модернизации основных фондов, решением финансовых и кадровых проблем, или просто бороться за выживание.
Мировая же практика показывает, что активными игроками на мировой арене являются, прежде всего, крупные ТНК. В России таких глобальных компаний крайне мало, а те, что есть, сконцентрированы в топливноэнергетическом комплексе. Не удивительно, что тема энергетической безопасности фигурирует в числе озвученных приоритетов российского председательства.
Фактически, такое положение лишь закрепляет топливносырьевую
специализацию России в мировом разделении труда.
Сама повестка переговоров Большой восьмерки и ее традиционно рассматриваемые вопросы также в большинстве своем далеки от проблем и повседневных потребностей российских компаний и воспринимаются ими как нечто, лишь чрезвычайно слабо влияющие на их бизнес.
Не менее важная проблема -это слабо развитые гражданские институты в России, из которых лишь очень немногие начинают принимать участие в дискуссиях на международном уровне по рассматриваемым вопросам.
Отсутствие эффективных посредников, способных представлять коллективные интересы делового сообщества, также тормозит участие компаний.
Слабость гражданских институтов дополняется и углубляется слабостью их экспертного потенциала в рассматриваемых в рамках Большой восьмерки вопросах.
Недостаток экспертов «восьмерочников» в бизнесе и НГО и их разрозненность не позволяют государственным структурам эффективно использовать этот ресурс в рамках председательства России, что неизбежно скажется на эффективности проводимой работы. Фактически, в настоящее время государство не может опереться на институты гражданского общества и вынуждено
самостоятельно решать задачу разработки и реализации повестки председательства страны.
Однако такая ситуация обусловлена не только слабостью гражданских институтов и делового сообщества, их низкой заинтересованностью в теме Большой восьмерки, но также и особенностью деятельности самих государственных органов. Тема Большой восьмерки до недавнего времени оставалась чрезвычайно закрытой, МИД России и Администрация Президента РФ чрезвычайно
неохотно шли на контакт с деловыми кругами и НГО. До сих пор не выработаны формы диалога государства, бизнеса и НГО, которые позволили бы привлекать и эффективно использоватьимеющиеся ресурсы гражданского общества.
Указанные проблемы, недостаток понимания непосредственных выгод от участия в этом политическом клубе, наличие у него сильных конкурентов в виде Давосского и Лондонского экономического форумов, целого ряда специализированных секторальных и
региональных мероприятий в совокупности с крайне низким информационном покрытием деятельности Большой восьмерки ведут к недостаточной мотивации российских компаний принимать участие в ее работе.
Российский бизнес и Большая восьмерка - шаги навстречу друг другу
Перечисленные выше объективные сложности делают правомерным вопрос о том, а нужно ли вообще участие российского бизнеса в разработке политики и реализации принимаемых Россией обязательств в рамках Большойвосьмерки? Нашответ – однозначно да.
Участие России в Большой восьмерке – это привилегия, доступная лишь чрезвычайно ограниченному кругу стран. Российскому государству и бизнесу необходимо научиться использовать это элитарное положение не только для отстаивания своих политических, но и экономических интересов. Эта цель требует
планомерной работы по многим направлениям.
К тому же принимаемые Россией в рамках Большой восьмерки обязательства во многом реализуются за счет российских компаний, выплачивающих налоги в федеральный бюджет. В связи с этим вполне правомерна постановка вопроса, при котором компании смогут
принимать участие в разработке политики России в рамках
Большой восьмерки, а следовательно, и брать на себя обязательства наряду с государственными структурами.
Вовлечение российского бизнеса и его объединений в деятельность Большой восьмерки позволит «приблизить» Большую восьмерку к российским компаниям, сделать ее работу более понятной, а значит и привлекательной для компаний. В свою очередь интеллектуальный и ресурсный потенциал, который привнесет отечественный бизнес,
окажет благоприятное воздействие для повышения влияния этого престижного мирового объединения и усилит российскую переговорную позицию.
Совершенно очевидно также, что усиление активности отечественного бизнеса в определении и последовательном отстаивании своих глобальных интересов, в том числе используя механизмы Большой восьмерки, возможно только постепенно по мере
оздоровления российской экономики и усиления присутствия отечественных компаний на мировых рынках, товарной диверсификации их поставок, а также развития глобальной социальной ответственности российского бизнеса. Однако это, скорее, долгосрочная перспектива.
В связи с этим представляется целесообразным использовать опыт первого российского председательства, прежде всего, в целях наращивания экспертных возможностей российского гражданского общества и делового мира, вовлечения их в существующую дискуссию
на глобальном уровне. Важным также является определение и отработка оптимальных форм взаимодействия государственных, гражданских и деловых структур в процессе выработки российской
внешнеполитической позиции и последующей реализации взятых на себя обязательств. И здесь особое внимание следует уделить передовому опыту других стран-участниц Большой восьмерки.
к.э.н., Евсеев В.А.
к.э.н., Гусев А.
Все права принадлежат Ассоциации Менеджеров. В случае публикации этого документа или его частей, ссылка на Ассоциацию Менеджеров обязательна.
© 2005 Copyright
Ассоциация Менеджеров
E-mail:
info@amr.ru