"Круглый стол" "Интеллектуальная собственность и гражданское общество" 9-10 марта 2006г. Репортаж с места событий.
Обсуждение проблемы интеллектуальной собственности на секции «Бизнес и международная торговля» форума Гражданской восьмерки сразу же сосредоточилось на конкретных вопросах отношения к ИС со стороны государственных институтов и общества в целом. Выступавшие подчеркивали: без активной поддержки со стороны политиков и правительства невозможно развивать эффективные инфраструктуры для использования прав ИС.
Ввиду того, что права ИС неотделимы от сферы прав человека, борьба против нарушений прав интеллектуальной собственности неизбежно должна включать в себя предъявление оптимальных требований и рекомендаций, при ясном понимании целей и задач правозащитных мер и с учетом значительных разночтений в законодательствах стран СНГ и Запада, относящихся к данной области.
Интеллектуальная собственность каждой страны работает, прежде всего, на свое общество. А потому государство должно быть заинтересовано в том, чтобы в достаточном объеме обеспечить финансирование институтам ИС и разрабатывать действенные санкции против хищения ИС, особенно против интеллектуального пиратства и подделок.
В каталоге правоохранительных мер важное место занимает четкое распределение ответственности за соблюдение прав ИС. Сюда относится и обучение персонала полиции, таможни и юридических структур с учетом аспектов национального и международного права, а также международное сотрудничество и кооперация в области сбора информации, обмена данными и подготовки совместных акций по защите прав ИС.
Одним из условий нормальной работы системы ИС считается ее доступность, которая обеспечивается комплексом совместных усилий НПО и государства, в частности: поддержанием ни низком уровне затрат на получение, поддержание и защиту ИС, облегчением процедуры получения и закрепления юридических прав на ИС и гармонизацией самой системы ИС в целях снижения затрат на получение прав в различных странах.
Во многих странах, в том числе в странах СНГ, чересчур много времени уходит на регистрацию патентов. Наблюдается даже ужесточение бюрократических процедур, направленных не против нарушений права интеллектуальной собственность, а против тех, кто этим правом пользуется. Большинство корпораций, владеющих патентами, вынуждены платить за доступ к своим же собственным продуктам. Гражданское общество должно помогать разработчикам новых товарных знаков в получении патентов.
Другая проблема – распространенная подделка товарных знаков и самих товаров, в том числе лекарств, что создает значительную угрозу здоровью граждан той или иной страны. Одних инструментов лицензирования в борьбе с этим злом недостаточно. Подделке товарных знаков, нарушениям в процедуре лицензирования и приобретения патентов, пиратству на рынке и в Интернете необходимо противопоставить эффективно действующий правовой механизм и конкретную правоприменительную практику, включая строгий таможенный контроль, а также контроль со стороны общественных организаций и профессиональных ассоциаций.
Помочь изобретателям и творцам распространять свои инновации и создавать продукты интеллектуальной собственности можно также путем гармонизации систем ИС и международной кооперации, совершенствуя инвестиционное регулирование, технологии производства и стимулы конкуренции в торговле.
НПО должны шире информировать широкие слои общества о преимуществах охраны прав ИС и об огромном вреде, наносимом интеллектуальным пиратством и производством контрафактной продукции. Необходимо, однако, чтобы правоохранительные меры и санкции были адекватными и эффективными и в полной мере соответствовали международным соглашениям в этой области.