Доклад о торговле людьми в странах бывшего Советского Союза
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США, ИА "МиК"
Уважаемый читатель, четвертый ежегодный доклад о торговле людьми отражает растущую озабоченность Президента, членов Конгресса и общественности по поводу серьезных проблем, связанных с правами человека, здоровьем и безопасностью, порождаемых торговлей людьми по всему миру. Одним из выражений подобной озабоченности стало принятие в 2003 году Закона о предоставлении дополнительных полномочий по защите жертв торговли людьми, которым были внесены изменения и дополнения в Закон о защите жертв торговли людьми, принятый в 2000 году. Наряду с другими улучшениями, новый закон дает правоохранительным ведомствам США новые инструменты для преследования торговцев людьми и усиливает помощь жертвам такой торговли. Он также требует от Госдепартамента более пристального изучения усилий, предпринимаемых правительствами для преследования торговцев людьми, и оценки того, насколько наши зарубежные партнеры достигли значительного прогресса за прошедший год в предотвращении торговли людьми.
Данный доклад представляет собой коллективный труд наших посольств, зарубежных правительств и неправительственных организаций по всему миру, проявивших твердое намерение положить конец такому бедствию, как рабство. Мы намерены использовать его в качестве руководства для наших усилий в предстоящем году в целях борьбы с торговлей людьми по всему миру через совершенствование законодательства, регулирования, мониторинга, правоприменения и защиты жертв торговли людьми.
В нынешнем году доклад уделяет больше внимания секс-туризму и требованиям к детям, подвергающимся эксплуатации в рамках коммерческих сексуальных услуг. Соединенные Штаты играют ведущую роль в борьбе с секс-туризмом путем выявления и преследования наших собственных граждан, путешествующих за рубеж для участия в коммерческом сексе с участием детей. После принятия в 2003 году Закона о защите жертв торговли людьми американские педофилы, которые охотятся за детьми по всему миру в целях получения коммерческих сексуальных услуг, больше не находятся вне досягаемости американской правоохранительной системы. Я призываю правительства, разделяющие наши взгляды, присоединиться к усилиям по преследованию этих педофилов путем применения подобных законов.
Как заявил Президент Буш на открытии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2003 года, торговля людьми является "особым видом порока, при котором эксплуатации подвергаются самые невинные и незащищенные".
Чтением данного доклада вы вносите свой вклад в глобальное осознание феномена современного рабства. Совместными усилиями мы сможем положить конец деятельности, которая пагубно влияет на жизни слишком большого числа людей.
С уважением, Колин Пауэлл
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США опубликовало текст Доклада:
I. Введение
Закон обязует Государственный департамент США ежегодно представлять Конгрессу доклад об усилиях правительств стран мира по ликвидации тяжких форм торговли людьми. В июне 2004 года выпущен четвертый годовой доклад о торговле людьми
(ТЛ)... Используемый в докладе термин "торговля людьми" применяется в законодательстве США и во всем мире и охватывает работорговлю и современное рабство во всех его формах. ...
Доклад о ТЛ - самый полный в мире доклад об усилиях правительств по борьбе с тяжкими формами торговли людьми и охватывает период с апреля 2003 по март 2004 года. ...
Категории
Категория 1: страны, чьи правительства полностью соблюдают установленные в Законе минимальные стандарты.
Категория 2: страны, чьи правительства не полностью соблюдают установленные в Законе минимальные стандарты, но прилагают значительные усилия, чтобы обеспечить их выполнение.
Контрольный список стран категории 2 - страны, чьи правительства не полностью соблюдают установленные в Законе минимальные стандарты, но прилагают значительные усилия, чтобы обеспечить их выполнение, при следующих условиях:
a. Абсолютное число жертв тяжких форм торговли людьми весьма значительно или значительно растет; или
b. Не удалось представить доказательства возросших усилий по борьбе с тяжкими формами торговли людьми по сравнению с прошлым годом; или
c. Мнение о том, что страна прилагает значительные усилия по выполнению минимальных стандартов, основано на обязательствах страны предпринять дополнительные шаги в следующем году.
Категория 3: страны, чьи правительства не полностью соблюдают минимальные стандарты и не прилагают значительных усилий в этом направлении.
IV. Сведения по странам: Европа и Евразия
АРМЕНИЯ (КАТЕГОРИЯ 2)
Армения является, в основном, источником и страной транзита женщин и девочек, продаваемых для сексуальной эксплуатации, главным образом, в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Турцию, а также в Россию, Грецию и другие европейские страны.
Все более значимой проблемой становилась продажа людей в Россию, Турцию и ОАЭ в целях трудовой эксплуатации. Было несколько случаев продажи женщин из Узбекистана в Армению для сексуальной эксплуатации. Правозащитники выражали
озабоченность в связи с внутренней торговлей людьми и продажей детей-сирот, но подтвержденных фактов подобного
рода не выявлено.
Правительство Армении не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, однако прилагает значительные усилия в этом направлении. Сотрудничество между полицией и неправительственными организациями (НПО)
увеличило число расследований и позволило полиции лучше понять международные и внутренние источники торговли людьми. Правительству следует улучшить правовые
инструменты, создать более действенные правоохранительные рычаги и сделать свои антикоррупционные программы более прозрачными.
АЗЕРБАЙДЖАН (ВКЛЮЧЕН В КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК СТРАН КАТЕГОРИИ 2)
Азербайджан является, в основном, страной происхождения и транзита мужчин, женщин и детей, продаваемых в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда.
Азербайджанские, русские и центральноазиатские женщины и девочки продавались из страны или через нее в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турцию и Пакистан в целях сексуальной эксплуатации. Мужчины продавались в Турцию и Россию для принудительного труда, а мальчики продавались внутри страны для попрошайничества. Женщины и девочки, в том числе из приютов, продавались из сельской местности в
столицу для сексуальной эксплуатации.
Правительство Азербайджана не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, однако прилагает к этому значительные усилия. Более полная картина торговли людьми в Азербайджане позволяет впервые включить его в этот доклад. При отсутствии государственной идентификации, местные и международные эксперты составили перечень значительного числа потерпевших, проданных из
Азербайджана или через него за отчетный период. Правительство заслуживает включения в контрольный список категории 2, поскольку его усилия находятся на начальной
стадии и в ближайшем будущем ожидается прогресс.
Сотрудники правоохранительных органов не прошли ни подготовки, ни инструктажа по идентификации потерпевших и недостаточно активно расследуют торговлю людьми и то, в какой степени ей способствует государственная коррупция. Правительству следует в кратчайшие сроки принять и полностью реализовать свой национальный план действий, начать и довести до конца необходимую правовую реформу.
Судебное преследование
В уголовном кодексе Азербайджана нет четкого определения торговли людьми как уголовного преступления. Для судебного преследования за преступления, связанные с торговлей людьми, использовались статьи о рабстве, изнасиловании, принуждении
заниматься проституцией и вовлечении несовершеннолетних в проституцию. При отсутствии уголовной квалификации торговли людьми правительство сообщило о 23 арестах в связи с торговлей людьми, причем в 20 случаях были вынесены приговоры, предусматривающие тюремное заключение или штраф. Правительство не предоставило сведений о наказаниях, но большинство преступлений, связанных с торговлей людьми,
наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет, за исключением изнасилования, максимальный срок за которое составляет 15 лет. За отчетный период проблемой оставалась коррупция, и правительство уволило начальника одного из
региональных паспортных столов и двух инспекторов за выдачу незаконных гражданских удостоверений личности нескольким лицам.
Защита
Правительство не принимало мер по защите потерпевших или их направлению в НПО, но обеспечивало обязательные медицинские осмотры и лечение проституток, многие из которых вписываются в систему торговли людьми. Правительство не предоставляло этим лицам информацию о торговле людьми, отсутствовала и методика систематического направления такой информации в правоохранительные органы.
Профилактика
Хотя деятельность правительства по борьбе с торговлей людьми координировалась Министерством внутренних дел, профилактической деятельностью занимались, в основном, международные организации и НПО. Правительственная рабочая группа под руководством международных организаций подготовила элементы комплексного национального плана действий. К марту 2004 года работа над этим планом не была
завершена. Министерство внутренних дел укрепило свою способность обнаруживать потенциальных торговцев людьми и потерпевших при транзите через аэропорт. Правительство регулярно взаимодействовало с властями соседних стран по
вопросам транснациональной преступности, включая торговлю людьми.
БЕЛАРУСЬ (КАТЕГОРИЯ 2)
Беларусь является страной происхождения женщин и девочек, продаваемых в Западную, Центральную и Южную Европу, Россию, балтийские государства, Японию, Израиль, Сирию, Ливан и Объединенные Арабские Эмираты в целях сексуальной эксплуатации. Должностные лица и эксперты считают, что каждый год продаются тысячи белорусских женщин.
Правительство Беларуси не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, однако прилагает значительные усилия в этом направлении. Правительство признало, что торговля людьми представляет собой серьезную проблему в Беларуси, и усилило следственные действия и общую информированность, несмотря на нехватку ресурсов. Хотя сделать предстоит больше, особенно в области защиты и помощи потерпевшим, правительство Беларуси продемонстрировало свою политическую волю бороться с торговлей людьми.
ЭСТОНИЯ (ВКЛЮЧЕНА В КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК СТРАН
КАТЕГОРИИ 2)
Эстония является источником женщин и девочек, продаваемых в целях сексуальной эксплуатации как внутри страны, так и за рубеж. Жертвы обычно продаются в Финляндию, Швецию и другие скандинавские страны, а также в Германию. Есть также
признаки внутренней торговли людьми - как правило, из северо-восточного пограничного района в столицу для проституции. Эстония является страной назначения для иностранных секс- туристов, особенно из соседних стран.
Правительство Эстонии не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, однако прилагает значительные усилия в этом направлении. Эстония включена в контрольный список стран категории 2 из-за отсутствия доказательств прогресса. В течение прошлого года высокопоставленные должностные лица осуждали торговлю людьми, но медленно подкрепляли такие заявления организационной поддержкой или приоритетными мерами. Правительству следует определить соответствующие опорные точки в каждом министерстве и быстро создать систему помощи, защиты и более активного взаимодействия с потерпевшими.
Судебное преследование
Результаты деятельности правительства в области судебного преследования не изменились по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Торговля людьми в Эстонии запрещена по родственным уголовным статьям о порабощении и похищении
людей, предусматривающим наказания в виде лишения свободы на срок от одного до пяти лет и более строгие наказания - до 12 лет - при отягчающих обстоятельствах. За отчетный период прокуратура подготовила к передаче в суд первое возбужденное
властями дело о торговле людьми, но по состоянию на апрель 2004 года судебный процесс не начался. Власти провели четыре расследования по фактам похищения и порабощения людей и осудили восемь членов организованной преступной группы за организованную проституцию. Новая полицейская оперативная группа по борьбе с торговлей людьми расследовала организованные сети проституции с элементами торговли людьми. Правительство сотрудничало с соседними странами по вопросам транснациональной и организованной преступности и, по меньшей мере, с одной страной назначения, преследующей эстонского торговца людьми на территории, находящейся под ее
юрисдикцией.
Защита
Правительство увеличило финансирование программ помощи потерпевшим, в том числе и жертвам торговли людьми, но, по имеющимся данным, пока никто из таких жертв не
воспользовался такой защитой. Принятый в 2003 году новый государственный Закон о компенсациях жертвам преступлений расширил систему поддержки потерпевших и увеличил суммы компенсаций, которые власти могут им выплачивать. Три балтийских государства заключили совместное соглашение о защите свидетелей, а 10 государств Балтийского моря договорились о региональной программе по защите свидетелей,
которая может распространяться и на свидетелей потерпевших от торговли людьми. Правительство не учредило систему направления потерпевших в НПО для оказания помощи, предоставления временного жилья или репатриации, хотя потерпевшие имеют право на поддержку по общим (не относящимся конкретно к торговле людьми) программам помощи.
Профилактика
Усилия Эстонии были медлительными, и правительство за отчетный период не завершило работу над централизованной стратегией по профилактике или правоохранительной
деятельности. Правительство провело публичную дискуссию о связи между торговлей людьми и проституцией, чтобы определить стратегию будущих действий, но за отчетный период не оформило ни политики, ни плана. Был организован национальный "круглый стол" по борьбе с торговлей людьми как информационно-аналитический центр и центральный координирующий орган, обязанный подготовить национальный
план действий. Конкретные действия тормозило отсутствие межведомственной координации и четко определенных опорных точек в каждом министерстве. На средства, выделенные Скандинавско-балтийской кампанией против торговли женщинами, Министерство социального обеспечения провело подготовку и обучение социальных работников и учителей по всей стране. Министерство социального обеспечения назначило
двух сотрудников ответственными за координацию учебных занятий и поддержку национального "круглого стола".
Министерство иностранных дел участвовало в различных международных мероприятиях по борьбе с торговлей людьми, включая Совет Европы и региональные форумы.
ГРУЗИЯ (ВКЛЮЧЕНА В КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК СТРАН КАТЕГОРИИ 2)
Грузия является страной происхождения и транзита женщин и мужчин, продаваемых в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда в такие страны, как Россия, Греция, Израиль, Турция и страны Западной Европы. Есть доказательства того, что некоторые женщины из России и Украины было проданы в Турцию через Грузию. Отсутствуют сведения о полном масштабе проблемы торговли людьми, и появилась дополнительная информация о торговле мужчинами. По данным Комитета ООН по правам ребенка, растет число случаев коммерческой сексуальной эксплуатации детей, в
частности, для проституции и порнографии, особенно среди девочек.
Правительство Грузии не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, однако прилагает к этому значительные усилия. Грузия включена в контрольный список стран категории 2, поскольку она не смогла представить доказательства расширения усилий по борьбе с тяжкими формами торговли людьми по сравнению с предыдущим годом и своего намерения предпринять будущие шаги в следующем году. Усилия Грузии были признаны при ее отнесении к категории 2 в сентябре 2003 года после целенаправленных правоохранительных мер и активизации просветительской работы. Во второй половине отчетного периода к власти пришло
новое правительство. Смена правительства потребовала заново создать большинство государственных механизмов. Ожидается, что новое правительство будет эффективнее реагировать на организационные слабости и коррупцию, которые тормозили усилия прежнего правительства по борьбе с торговлей людьми. Правительству следует создать официальную систему направления потерпевших в НПО, обеспечить выделение
необходимых ресурсов полиции и усилить защиту личности потерпевших в государственных структурах.
Судебное преследование
Статья 143 уголовного кодекса запрещает торговлю людьми, а статья 172 запрещает торговлю несовершеннолетними в целях сексуальной, трудовой и других форм эксплуатации. Обе статьи предусматривают базовое наказание в виде лишения свободы
сроком на 5-12 лет, а при отягчающих обстоятельствах максимальный срок увеличивается до 20 лет. В отчетный период эксперты пересматривали эти статьи, чтобы усилить их
положения и обеспечить защиту потерпевших, но принятие поправок, как ожидается, потребует дополнительного времени. Районные прокуроры расследовали два дела о продаже женщин в Турцию для сексуальной эксплуатации, и двое обвиняемых были помещены в места предварительного заключения. В течение значительной части отчетного периода подразделение Министерства внутренних дел по борьбе с торговлей людьми ориентировалось на незаконные усыновления, а не на торговлю людьми в ее международном понимании. Созданному два года назад подразделению не хватает государственных ресурсов для достаточно эффективного функционирования.
Защита
Правительство не имело официального механизма направления потерпевших в НПО и не обеспечивало им ни защиты, ни помощи. Из-за крайней ограниченности ресурсов оно полагалось на опыт международных организаций и НПО, но было выявлено мало потерпевших, которым необходима помощь. Хотя потерпевшие теоретически могли воспользоваться правами потерпевшей стороны при уголовном судопроизводстве, обычно
эти права не использовались.
Профилактика
Правительство участвовало в нескольких профилактических программах, включая трансляцию документального фильма о торговле людьми, но во второй половине отчетного периода целенаправленность его работы ослабла. Совет национальной
безопасности при новом правительстве сохранил ответственность за политику по борьбе с торговлей людьми и сформировал новую рабочую группу высокого уровня, которая
провела свое заседание в феврале 2004 года. Рабочая группа учредила Координационный совет, которые должен проводить заседания два раза в неделю в Отделе государственного
защитника. Ранее Отдел государственного защитника координировал работу "горячей линии" по торговле людьми, но работа этой "горячей линии" была прекращена из-за отсутствия средств. Пограничники следили за миграционными процессами, но не отслеживали конкретно торговлю людьми и не распространяли профилактической информации среди потенциальных жертв. Полиция, прокуратура, операторы "горячей линии" и представители Совета национальной безопасности сотрудничали с НПО в проведении региональных учебных занятий по профилактике и выявлению торговли
людьми. Отдел государственного защитника провел на средства иностранного спонсора учебное занятие для работников аэропортов.
КАЗАХСТАН (ВКЛЮЧЕН В КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК СТРАН КАТЕГОРИИ 2)
Казахстан является страной-источником, страной транзита и страной назначения для лиц, продаваемых из Кыргызской Республики, Узбекистана и Таджикистана с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Жертвами являются объекты торговли, осуществляемой через Казахстан и из Казахстана в Россию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Израиль, Грецию, Южную Корею, Чешскую Республику,
Румынию, Сирию, Германию, Испанию, Италию, Кипр, Нидерланды, Португалию и Ирландию. Имеет место также и внутренняя торговля между сельскими районами и городами.
Правительство Казахстана не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов ликвидации торговли людьми; однако оно предпринимает существенные усилия в этом направлении. Казахстан был оценен как страна, удовлетворяющая стандарту "Категория 2", в сентябре 2003 года после того, как правительство предприняло существенные шаги
по борьбе с торговлей людьми, включающие принятие законодательства против торговли и установление принципов правоохранительной деятельности. Казахстан продолжает
находиться в контрольном списке стран категории 2 вследствие непрерывного прогресса, достигаемого в отчетный период. Он был включен в этот список для отслеживания действий в соответствии с национальным планом борьбы с торговлей людьми от февраля 2004 года. В соответствии с новым законодательством по борьбе с торговлей людьми, принятым в середине 2003 года, были вынесены приговоры торговцам людьми. Правительство не сталкивается с острой нехваткой ресурсов, что характерно для его соседей и, таким образом, должно увеличить финансирование для деятельности по
предупреждению и защите. Оно должно также стремиться к осуждению торговцев людьми на более длительные сроки и принять Закон о государственной социальной помощи, чтобы финансировать мероприятия по защите и предупреждению.
План обязывает министров, учреждения и региональные власти использовать различные фонды для предоставления информации по борьбе с торговлей в обязательных школьных
учебных программах и заключать официальные соглашения с центрами жертв кризисов.
Судебное преследование
Правительство Казахстана относит к разряду уголовных преступлений торговлю людьми, которая наказуема тюремным заключением сроком от 1 до 10 лет. Казахстанские власти
провели 9 расследований по торговле людьми. Четыре из этих расследований были закрыты или прекращены. Два расследования проводятся в настоящее время и три – временно прекращены. Правительство также провело за отчетный период одно судебное разбирательство, осудило четырех человек и потребовало вынесения приговора по пятому судебному делу. Один человек был осужден в соответствии с новым законодательством и приговорен к трем годам условно. Второй был осужден за организацию незаконной иммиграции и был приговорен к одному году тюрьмы условно. Еще два лица были
осуждены по целому ряду пунктов обвинения и приговорены к четырем и трем годам лишения свободы соответственно. Хотя складывающаяся картина демонстрирует существенный прогресс, достигнутый за отчетный период, число осуждений остается небольшим, а сами приговоры часто не отражают серьезности преступлений. Официальная коррупция по-прежнему широко распространена, однако не было сообщений о каких-либо примерах соучастия правительства в преступлениях, связанных с торговлей людьми. Министерства внутренних дел и юстиции создали национальные "телефоны доверия" для граждан, которые могут сообщать о коррупции со стороны официальных лиц и о других случаях противоправного поведения. В течение прошлого года правительство сотрудничало в рамках расследований по торговле людьми с
Объединенными Арабскими Эмиратами, Турцией, Узбекистаном и Таджикистаном.
Защита
Во время переоценки осуществляемых мер в сентябре 2003 года правительство объявило о создании системы поиска жертв, хотя она использовалась за отчетный период лишь в отношении 15 жертв. Правительство официально назвало базирующуюся в
Алматы НПО в качестве официальной организации, в которую жертвы могут обращаться за помощью. Примерно в одной трети региональных округов страны полицейские департаменты и НПО создали и официально закрепили отношения сотрудничества с тем, чтобы помогать жертвам, заниматься подготовкой и расследовать конкретные случаи. Неофициальные рабочие отношения поддерживаются почти во всех 16 округах. В трех
округах отсутствие эффективно работающих местных НПО ограничивает степень этого сотрудничества, хотя местные власти в одном округе работали с НПО соседнего округа в
решении этой проблемы. Правоохранительные учреждения участвовали в занятиях по повышению уровня осведомленности о торговле людьми, финансируемых неправительственными организациями, однако официальные лица часто оказывались
неспособными проводить различие между незаконными иммигрантами и жертвами из других стран, попавшими в страну незаконно вследствие их продажи. В отличие от этого, в отношении казахстанских жертв обращение было, как правило, более гуманным, и их часто направляли в НПО. Правительство опирается на 33 центра помощи, которые работают под управлением НПО и международных организаций и шесть из которых полностью финансируются правительством. Некоторые другие центры помощи получали правительственные средства.
Эти центры сообщали о том, что помогли за отчетный период 26 жертвам торговли людьми. Кроме того, правительство предоставило жилища и ограниченные средства для четырех иностранных жертв торговли людьми, которые дали свидетельские показания, приведшие к осуждению указанных ими организаторов торговли людьми. Защита жертв
осуществляется полицией на нерегулярной основе. Министерство иностранных дел сообщило о том, что содействовало репатриации 24 казахстанских граждан из других
стран.
Профилактика
Правительство поддерживает усилия международных организаций - хотя редко в финансовом отношении – которые проводят информационные кампании и создают "телефоны доверия" для жертв торговли людьми. Министерство юстиции подготовило ролик под названием "Торговля людьми как противоправное явление", транслировавшийся в ноябре 2003 года. Оно подготовило также учебный материал по торговле людьми. Министерство показало 10-минутный документальный фильм о предотвращении торговли людьми во время заседания Межведомственной комиссии в феврале 2004 года с участием средств массовой информации. Согласно Министерству
юстиции, его официальные лица дали 45 теле- и радиоинтервью, опубликовали 50 статей и приняли участие в 120 семинарах и дискуссиях за круглым столом по торговле
людьми начиная с сентября 2003 года. Местные округа обеспечивают НПО доступ в школы для проведения семинаров и лекций по повышению осведомленности о торговле людьми в каждом регионе страны. За отчетный период Комитет по национальной безопасности отозвал лицензии у пяти туристических агентств, подготовивших незаконные документы для жителей Казахстана, стремящихся получить гражданство в
России, что часто представляет собой практику, связанную с торговлей людьми.
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА (КАТЕГОРИЯ 2)
Кыргызская Республика является страной-источником и страной транзита для женщин, мужчин и детей, которые продаются в Казахстан и Россию для принудительного труда и в
Объединенные Арабские Эмираты, Южную Корею, Турцию и Китай для сексуальной эксплуатации. Женщины, которые едут в Кыргызстан или проезжают через него транзитом, направляются из Узбекистана и Таджикистана. Люди продаются также и внутри страны из бедных сельских районов на юге в северные города, такие как Бишкек и Ош. Похищение невест представляет собой проблему, несмотря на существование закона, запрещающего этот обычай. Однако степень распространения этого обычая является неясной. В одном исследовании говорилось о том, что примерно треть этнических кыргызских женщин, проживающих в северном Кыргызстане, возможно, вышли замуж против собственной воли в результате упомянутой практики, которая представляет собой форму рабства по договору.
Правительство Кыргызской Республики не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов по ликвидации торговли людьми; однако оно предпринимает значительные усилия в этом направлении. Несмотря на скудные ресурсы, правительство
укрепило усилия правоохранительного характера и продолжало сотрудничать с НПО и международными организациями в усилиях по профилактике и защите. Правительство должно уделить больше внимания борьбе с официальной коррупцией, которая мешает прогрессу в решении проблемы торговли людьми. Оно также должно предпринять более широкие усилия по защите жертв торговли путем направления их в безопасные места, оперативно заполняя протоколы для этих целей и учреждая программы защиты свидетелей.
Судебное преследование
Правительство Кыргызской Республики внесло поправки в свой Уголовный кодекс в августе 2003 года с тем, чтобы установить за преступления, связанные с торговлей людьми, сроки от 3 до 20 лет. В июне 2003 года было создано подразделение по борьбе с
торговлей людьми. За отчетный период полиция выдвинула против 96 лиц обвинения в преступлениях, связанных с торговлей людьми, включая торговлю для целей сексуальной
эксплуатации и принудительного труда, организацией незаконной миграции и выдачей замуж несовершеннолетних. Правительство давало ограниченную информацию относительно судебных преследований и осуждений. Поэтому затруднительно
оценить, сколь эффективно реализуются законы. Независимые источники подтвердили, что кыргызские власти осудили и вынесли приговоры, по крайней мере, одному человеку - 5 лет лишения свободы в соответствии с новым законодательством о торговле людьми. Еще 6 человек были осуждены в соответствии с обвинениями, связанными с торговлей людьми. Свойственная данной местности официальная коррупция мешает прогрессу в
решении проблемы. Жертвы сообщали о хорошо организованных операциях по торговле людьми, в которых часто имело место сотрудничество со стороны местной полиции и
официальных лиц, ответственных за иммиграционные вопросы и безопасность аэропортов. В начале 2004 года кыргызская полиция арестовала трех человек, участвовавших в торговле людьми, включая одно официальное лицо из иммиграционного
управления и бывшего работника государственного паспортного отдела. В отношении двух из трех были выдвинуты обвинения в соответствии с новым законом о торговле людьми; дело третьего лица по-прежнему расследуется. Правительственные
расследования экспорта рабочей силы и работы туристических компаний вынудили пять компаний изменить свою политику.
Правительство также приостановило деятельность трех компаний и представителя четвертой компании. Кыргызские власти наладили сотрудничество в борьбе с торговлей людьми с коллегами в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Украине, Китае, Южной Корее и Объединенных Арабских Эмиратах.
Защита
Прогресс Кыргызской Республики в защите жертв оставался незначительным. Правительство не предоставляет иностранным жертвам торговли людьми временный резидентский статус или же иммунитет от уголовного преследования по поводу
нарушений, совершенных вследствие их положения объекта торговли. Однако пограничные власти сообщают о том, что они не наказывают кыргызских жертв, которые сознаются в использовании поддельных документов или же незаконном въезде в страну. Хотя полиция начала отправлять жертвы в приют НПО, открытый в октябре 2003 года, официальные протоколы о направлении жертв находятся в стадии разработки.
Правительство создало рабочую группу для определения мер по защите свидетелей. Кыргызским посольствам и консульствам были даны распоряжения сотрудничать с НПО и правоохранительными учреждениями, чтобы находить и оказывать помощь своим гражданам, желающим вернуться, однако персонал указанных учреждений не получил какой-либо подготовки в области проблем, с которыми сталкиваются жертвы торговли. Число лиц, проданных в Казахстан и Россию для принудительного труда, в значительной мере сократилось благодаря подписанию двусторонних соглашений с Россией и
Казахстаном по миграции рабочей силы.
Профилактика
Кыргызское правительство в течение последнего года выражало готовность сотрудничать с НПО и донорами по совместным программам предотвращения торговли людьми. Свыше 900 чиновников Министерства юстиции и полиции получили подготовку по вопросам торговли людьми в неправительственных организациях и международных организациях в 2003 году. Министерство иностранных дел выпустило брошюру с информацией для кыргызских граждан, желающих работать за рубежом, в странах бывшего Советского
Союза, чтобы лучше информировать трудовых мигрантов об их правах. Правительство опубликовало информацию об арестах и наказании торговцев людьми, которая освещалась государственными и независимыми средствами массовой информации. Пограничная полиция продолжала совершенствовать свой потенциал контроля границы с помощью внешних источников. В 2003 году Пограничная служба создала базу данных для отслеживания случаев, связанных с торговлей людьми, и внедрила в начале 2004 года новую систему въезда/выезда, чтобы лучше контролировать тенденции в области миграции. В марте 2004 года правительство разработало планы финансирования состоящего из двух человек секретариата Национального совета по борьбе с торговлей людьми, который раньше финансировался Международной организацией по миграции.
ЛАТВИЯ (КАТЕГОРИЯ 2)
Латвия является страной-источником в отношении женщин и детей, продаваемых в Англию, Польшу, Ирландию, Израиль, Испанию, Германию и Италию для целей сексуальной эксплуатации. Согласно имеющимся сообщениям, организованные преступные группы из Польши, Украины и Израиля контролируют основные сети торговли людьми в сотрудничестве с латвийскими преступными группами, которые "осуществляют набор" жертв. Жертвами также являются лица, продаваемые из сельских районов с высокой безработицей в Ригу и другие городские центры.
Правительство Латвии не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов ликвидации торговли людьми; тем не менее, оно предпринимает существенные усилия в этом направлении. Хотя многое предстоит сделать, Латвия добилась заметного повышения эффективности ее усилий по реализации законов против торговли людьми. 2 марта 2004 года Латвийский кабинет министров одобрил национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, в котором распределены роли и предусмотрена координация между ведомствами, НПО и международными организациями. Национальный план действий также требует, чтобы правительство представляло ежегодный доклад по борьбе с торговлей людьми и финансировало программы борьбы с торговлей людьми, начиная с 2005 финансового года. ...
ЛИТВА (КАТЕГОРИЯ 1)
Литва является страной-источником и страной транзита для женщин и детей, продаваемых для сексуальной эксплуатации в Германии, Испании, Дании, Норвегии, Нидерландов, Соединенного Королевства, Франции и Польши. Женщины являются объектом торговли для сексуальной эксплуатации в Литве и направляются через Литву из таких стран, как Украина, Россия (Калининград) и Беларусь, а также продаются внутри Литвы. Школы-пансионаты, которые часто выступают в качестве детских домов, являются новой целью для торговцев, ищущих жертв.
Правительство Литвы полностью выполняет минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми. На протяжении отчетного периода правительство продемонстрировало прочную приверженность повышению финансирования усилий по борьбе с торговлей людьми и настойчивых усилий правоохранительного характера. Для дальнейшего укрепления мер по борьбе с торговлей людьми правительство должно ввести в действие формальные механизмы проверки и обращения с жертвами, для того чтобы они пользовались адекватными услугами в получении помощи, и обеспечить, чтобы полиция и социальные работники сохраняли бдительность в выявлении и удовлетворении потребностей лиц, ставших жертвами торговли. ...
МОЛДОВА (КАТЕГОРИЯ 2)
Молдова в первую очередь является страной-источником в отношении женщин и детей, продающихся для сексуальной эксплуатации на Балканы (Босния и Герцеговина, Македония, Албания, Сербия-Черногория и Косово), в другие европейские страны (Италия, Франция, Португалия, Германия, Румыния, Болгария, Венгрия, Словакия, Чешская Республика, Польша, Греция, Кипр и Турция) и на Ближний Восток (Ливан, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сирия, Пакистан и Афганистан). Продажа женщин и детей из Молдовы в Россию, Турцию и ОАЭ значительно увеличилась в течение 2003 года, а направление их в Израиль через Москву и в Египет продолжается, не ослабевая. Мужчины и дети Молдовы были объектом продажи в Россию и соседние страны для принудительного труда и попрошайничества. Молдова также является страной транзита для жертв торговли людьми из Украины в Румынию. Пограничная область Приднестровья, которая не находится под контролем центрального правительства, также служит и источником, и пунктом транзита для жертв торговли людьми.
Правительство Молдовы не полностью выполняет минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, однако оно предпринимает значительные усилия в этом направлении. Проблема торговли людьми продолжает оставаться непропорционально серьезной, и правительство сделало упор в своей деятельности на этот вопрос в ходе отчетного периода. Усилия правоохранительного характера и региональное
сотрудничество также улучшились, но деятельность правительства в области профилактики и защиты продолжала отставать. Правительство должно использовать финансовые средства, получаемые им в порядке иностранной помощи, для адресных экономических инициатив с тем, чтобы создать для потенциальных жертв альтернативу работе за рубежом, создать защиту для жертв, дающих показания против торговцев, и оперативно наладить давно обещанные механизмы поиска жертв торговли. ...
РОССИЯ (ВКЛЮЧЕНА В КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК СТРАН КАТЕГОРИИ 2)
Россия представляет собой крупную страну-источник в отношении женщин, являющихся объектом глобальной торговли для целей сексуальной эксплуатации. Россия также является страной транзита и страной назначения для объектов сексуальной эксплуатации (включая сексуальный туризм) и принудительного труда из соседних регионов и стран в Россию и далее в государства Персидского залива, Европу и Северную Америку. В докладе МОТ от 2004 года приводилась оценка, согласно которой 20 процентов из 5 миллионов незаконных иммигрантов в России - это жертвы принудительного труда.
Торговля людьми внутри страны, продаваемыми из сельских районов в города, особенно в Москву, вызывает озабоченность.
Правительство России не обеспечивает выполнения минимальных стандартов по ликвидации торговли людьми; однако оно предпринимает значительные усилия в этом направлении. Россия помещена в контрольный список стран второй категории в связи с отсутствием прогресса в мерах по защите жертв и вследствие того, что новый координационный механизм еще не имел времени для демонстрации результатов.
Сообщения о причастности к торговле людьми российских официальных лиц по-прежнему вызывают озабоченность; не было времени для того, чтобы реализация поправок к Уголовному кодексу, направленных против торговли людьми, показала какие-то результаты. Следует отметить, что центральное правительство явно активизировало свои усилия и участие в решении проблемы торговли людьми. Правительство должно продолжить такие действия путем незамедлительной реализации защиты жертв торговли, включая иностранные жертвы в России, и сосредоточив профилактику на уязвимых группах. Правительство также должно заметно активизировать свои усилия по искоренению официального пособничества торговцам людьми.
Судебное преследование
В декабре 2003 года Президент Путин подписал законодательные поправки к Уголовному кодексу, объявляющие вне закона торговлю людьми и принудительное использование рабочей силы и расширяющие пределы ответственности за правонарушения, связанные с проституцией, когда злоупотребление официальной должностью выступает в качестве отягчающего обстоятельства. В течение отчетного периода были начаты расследования и судебное преследование торговцев людьми по этому новому законодательству, но не поступило каких-либо сообщений о вынесении приговоров. Большее число судебных разбирательств было проведено при ранее существовавшем законодательстве по торговле людьми. Семь членов преступной банды были осуждены за акты, включающие рекрутирование и сексуальную эксплуатацию детей; прошли 20 судебных разбирательств по торговле несовершеннолетними; шестерым обвиняемым были предъявлены обвинения в похищениях для продажи внутри страны в целях сексуальной эксплуатации. Шесть организаторов преступного деяния были арестованы и помещены в СИЗО по обвинениям, связанным с торговлей людьми, когда 43 женщины были проданы в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Таиланд. Продолжали поступать сообщения о соучастии официальных лиц в торговле людьми для целей сексуальной эксплуатации. Правительство сообщало об одном антикоррупционном процессе против организованной преступной группы в Министерстве внутренних дел, которая, среди прочего, подозревалась в том, что охраняла предприятия, зарабатывающие на проституции. Подозреваемые были арестованы и помещены в СИЗО. В Иркутске специальное подразделение закрыло все туристические бюро, модельные и брачные агентства, занимавшиеся деятельностью, похожей на торговлю людьми, однако власти не подтвердили какие-либо аресты и случаи судебного преследования. Российское правительство явилось одним из организаторов региональной конференции, которая наладила сотрудничество на рабочем уровне по конкретным делам, приняла новую резолюцию о сотрудничестве и помогла правительствам других стран в расследовании фактов торговли людьми в России.
Защита
Дума не приняла законодательный пакет мер по защите жертв торговли людьми, однако принятие отдельного законодательства по защите свидетеля продвигалось вперед. Тем временем жертвы торговли людьми не имели какого-либо определенного статуса по российскому законодательству и никаких конкретных механизмов для помощи или защиты. Правительство не разработало процедуры проверки жертв или процедуры их поиска в России. Правительство разослало инструкции своим консульским учреждениям относительно помощи российским жертвам торговли и помогло в возвращении 33 жертв торговли из Объединенных Арабских Эмиратов.
Профилактика
Высокопоставленные правительственные служащие занялись вопросом о торговле людьми в средствах массовой информации. Однако правительство не выделило бюджетных ассигнований на программы предупреждения. Более того, оно не адресовало профилактическую деятельность уязвимым категориям, таким как образованные женщины в возрасте от 18 до 34 лет, сироты, уличные подростки и иностранные наемные
рабочие. Президент Путин привлек внимание общества к проблеме торговли людьми и ее связи с организованной преступностью во время своих обращений к стране. В апреле
2004 года правительство объявило об учреждении центрального правительственного органа для координации политики в борьбе с торговлей людьми. Правительство организовало национальную конференцию НПО, которая получила широкое освещение в средствах массовой информации. Сотрудничество местных органов власти с НПО продолжалось, и примерно 30 процентов НПО сообщали о получении финансовой или материальной поддержки со стороны местных органов власти для осуществления проектов по борьбе с торговлей людьми.
Одно из региональных правительств сотрудничало с неправительственной организацией по борьбе с торговлей людьми для разработки перечня руководящих принципов для сотрудников Министерства внутренних дел, работающих с детьми и жертвами торговли людьми.
ТАДЖИКИСТАН (ВКЛЮЧЕН В КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК СТРАН КАТЕГОРИИ 2)
Таджикистан является страной-источником по отношению к мужчинам, женщинам и детям, продающимся в Россию, другие центральноазиатские страны и государства Персидского залива для сексуальной эксплуатации и принудительного труда.
Правительство Таджикистана не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов относительно ликвидации торговли людьми; однако оно предпринимает значительные усилия в этом направлении. Таджикистан помещен в контрольный список стран категории 2 вследствие недостатка свидетельств более активных усилий по ликвидации тяжких форм торговли людьми в течение отчетного периода. Хотя таджикское правительство признает наличие проблемы и относит торговлю людьми к уголовно наказуемым деяниям, ему надлежит принимать более действенные меры по защите жертв торговли и судебному преследованию их эксплуататоров.
Таджикистан должен принять национальный план действий и направлять жертвы торговли людьми в соответствующие неправительственные организации.
Судебное преследование
Правительство Таджикистана причислило торговлю людьми к категории уголовно наказуемых деяний посредством принятия поправки к своему уголовному кодексу в августе 2003 года. Правительство также подготовило всеобъемлющий закон о торговле людьми, который оно надеется принять позднее в этом году. В 2003 году правительство провело судебные разбирательства по двум делам, связанным с торговлей людьми - по сравнению с четырьмя делами в 2002 году, - и осудило одного торговца людьми на 14 лет лишения свободы, что является похвальным шагом. Второе судебное преследование проводится в настоящий момент и касается целого круга лиц, подозреваемых в торговле людьми для целей сексуальной эксплуатации. В настоящее время ведется расследование деятельности по торговле людьми 16 других уголовных групп. По-прежнему отсутствует подготовка работников правоохранительных органов по вопросам, касающимся торговли людьми. В 2003 году правительство сформировало комитет должностных лиц из министерств труда, внутренних дел и безопасности, которым предстояло пройти подготовку по определению, расследованию и судебному преследованию в делах, связанных с торговлей людьми. Коррупция, включая коррупцию среди правительственных чиновников, сохраняет распространенный характер и может препятствовать усилиям правительства по ликвидации торговли людьми. Правительство завело уголовные дела против двух чиновников низкого уровня за выдачу поддельных документов, однако оба бежали из страны. Правительство принимает меры по контролю своих границ, но пограничный контроль остается слабым.
Защита
Таджикистан достиг незначительных успехов в вопросах оказания помощи жертвам торговли людьми. Правительство Таджикистана поощряет сотрудничество жертв торговли с представителями правоохранительных органов, однако не предлагает каких-либо программ защиты или реинтеграции для жертв и свидетелей. В 2003 году правительство сообщило, что оно не заключает в тюрьму, не штрафует, не задерживает и не наказывает жертв каким-либо иным путем, но у правоохранительных органов нет никакой системы для направления жертв в конкретные НПО. В 2003 году правительство не сообщало о каких-либо случаях сотрудничества с другими правительствами в делах, связанных с расследованиями торговли людьми. Ссылаясь на ограниченные ресурсы, правительство утверждает, что не способно обеспечить работников своих посольств и консульств инструментами по идентификации жертв и оказанию им помощи.
Профилактика
К сожалению, правительство не разработало национального плана действий по борьбе с торговлей людьми, хотя оно образовало рабочую группу по разработке такого плана.
Правительство сотрудничает с местными НПО и международными группами, занимающимися профилактической деятельностью. Оно поддерживает усилия Международной организации по миграции в распространении публикаций против торговли людьми и организации "ресурсного" центра по повышению осведомленности потенциальных мигрантов о миграции и торговле людьми.
УКРАИНА (КАТЕГОРИЯ 2)
Украина - это страна-источник в отношении женщин и девушек, продающихся в страны Европы и Ближнего Востока для целей сексуальной эксплуатации, и в отношении мужчин, являющихся объектом продажи в Европу и Северную Америку для использования их принудительного труда. Украина также является важной страной транзита для азиатских и молдавских жертв, являющихся объектом торговли в западных направлениях. В Украине отмечалось увеличение масштабов торговли детьми, особенно сиротами, за последний год.
Правительство Украины пока что не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов по ликвидации торговли людьми; однако оно предпринимает значительные усилия в этом направлении. Несмотря на нехватку ресурсов, Украина продолжает добиваться прогресса в борьбе с торговлей людьми, о чем свидетельствует постоянный рост числа судебных разбирательств и осуждений. Но при этом наблюдается
отставание в реализации комплексной программы по борьбе с торговлей людьми, в координации деятельности с сотрудниками правоохранительных органов в странах назначения и в борьбе с правительственной коррупцией. Украинский парламент должен
принять поправки к уголовному кодексу, которые укрепят законодательство по борьбе с торговлей людьми.
УЗБЕКИСТАН (КАТЕГОРИЯ 2)
Узбекистан в основном представляет собой страну-источник и в меньшей степени страну транзита для людей, продающихся в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Индию, Малайзию, Южную Корею, Японию, Таиланд, Турцию, Казахстан, Россию и Западную Европу для сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Жертвы из соседних стран проходят через Узбекистан, потому что он является транзитным узлом для Таиланда, Малайзии, Индонезии, Индии, Кореи и ОАЭ. Жертвами также являются объекты внутренней торговли из сельских районов в города для принудительного труда. Узбекские женщины продаются в другие страны для целей сексуальной эксплуатации и принудительного труда и часто транзитом пересекают Ташкент.
Правительство Узбекистана не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов относительно ликвидации торговли людьми; однако оно предпринимает значительные усилия в этом направлении. Узбекистан был оценен еще раз как соответствующий стандарту для причисления к Категории 2 в сентябре 2003 года вследствие значительных усилий правительства по борьбе с торговлей людьми, и указанные усилия продолжались на протяжении остальной части отчетного периода.
Правительство проявило больше откровенности и преданности делу в обсуждении своих проблем в борьбе с торговлей людьми и соответствующей стратегии. Хотя в 2003 году имели место более энергичные усилия в области судебного преследования, правительство должно теснее сотрудничать с правоохранительными органами стран назначения, готовить пограничников и таможенных сотрудников по вопросам выявления жертв и оказанию им помощи, а также готовить полицию в вопросах проведения расследований, связанных с торговлей людьми.