Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Борьба против торговли людьми

Трафик как форма оргпреступности


Сегодня все большую тревогу вызывает рост объемов незаконного вывоза женщин и детей из родных стран за границу для использования в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда. По некоторым данным, общее количество женщин и детей, увозимых из дома и продаваемых в рабство, ежегодно во всем мире достигает 1.000.000 человек. На рост этого явления оказывают влияние следующие факторы: глобализация экономики и повышение трудовой мобильности (миграции), рост спроса на так называемые "услуги частного характера" в развитых странах, растущий уровень безработицы среди женщин, а также увеличение количества людей, пользующихся Интернет, который практически не контролируется с точки зрения закона и нередко используется в преступных целях. К сожалению, особенностью глобальной экономики конца XX века является торговля женщинами и детьми как товаром, животными или бонами. Это - результат отсутствия соответствующей правовой и социальной защиты. Такое явление можно назвать "товаризацией личности".


Российская Федерация является одной из многих постсоциалистических стран, пытающихся справится с утечкой человеческих капиталов через организованные преступные группы и различные противозаконные мероприятия, в которые вовлекаются женщины и дети. С тех пор как распался Советский Союз, окончился 70-летний период централизованного экономического и политического контроля и по крайней мере 50-летний период социальной стабильности, гарантирующей занятость и социальную защищенность для всех, безработица ударила по населению России. По некоторым данным, половина всех граждан РФ не работает и только четверть работающих постоянно получает зарплату. Самыми незащищенными от безработицы и бедности являются женщины и находящиеся на их иждивении дети. Эта ситуация в сфере занятости поддерживается криминальными организациями, стремящимися использовать нестабильность и хаос ситуации для привлечения отчаявшихся женщин и их детей - во многих случаях опосредованно - к занятию проституцией, тяжелому труду и домашнему рабству. Воспользовавшись ослаблением государства, расширением международных связей России, криминальные организации взяли на себя его функции и, по мнению д-ра Луиз Шелли, сами породили некую форму авторитаризма. Между тем, преступники не только используют хаос и высокий уровень безработицы в России, но и активно занимаются запугиванием населения по примеру КГБ советской эпохи . Криминальные организации проникли в финансовые структуры и политические круги, и это позволяет им противодействовать развитию гражданского общества в России. В настоящее время страна не просто наводнена преступными элементами, она управляется коррумпированными чиновниками и финансовыми олигархами; все слои общества затронуты преступностью и коррупцией. Коррупция в сочетании с нарождающимся правосознанием и высоким уровнем безработицы является благоприятной средой для криминальных организаций, позволяя им править страной, блокируя все попытки создать экономические и политические институты, способные служить российскому населению.


Большинство оценивает торговлю людьми как самый привлекательный бизнес для криминальных групп в силу низкого риска и высоких доходов. Согласно аналитическим исследованиям Федерального бюро расследований США, примерно 3000 русскоязычных бандитов контролируют преступные группы в американских городах, деятельность которых включает принуждение к проституции около 8000 женщин, многие из которых - славянки. По мнению ФБР, эти российские организованные преступные группы - Измайловская, Дагестанская, Казанская и Солнцевская - действуют на всей территории Соединенных Штатов. В прошлом году федеральный прокурор Южного округа штата Флорида - на этой территории проводится расследование деятельности русскоязычной организованной преступности (операция "Одесса") - поддерживал обвинение против российского преступника Людвига Файнберга по многочисленным случаям планирования и перевозки наркотиков. Кроме дел по разработке планов перевозки кокаина из Южной Америки во Флориду с использованием российских подводных лодок, Файнберг занимался нелегальным вывозом женщин из Москвы в Майами для работы танцовщицами и проститутками, обслуживающими клиентов в его стрип-клубе "Porky's".


Немецкий исследователь Лео Кайдел описал торговлю людьми как один из основных видов деятельности преступных групп, который занимает 5 место в иерархии криминальной активности в Германии . По сообщению Landeskriminalamt в 1995 г. в Баден- Вюртембурге раскрыто 21 уголовное дело по фактам торговли людьми, которые напрямую связаны с криминальными группировками. По оценкам ООН, только на торговле людьми организованные преступные группы зарабатывают 3,5 миллиардов долларов ежегодно. В Соединенных Штатах доходы от торговли людьми оцениваются в сумму от одного до восьми миллионов долларов за период от одного года до шести лет. Этидоходы - результат непомерной цены, назначаемой перевозчиками, которые похищают женщин, за возвращение паспортов и виз, например, $900для женщин из бывшего Советского Союза. В последнем федеральном судебном процессе - Соединенные Штаты против Алекса Мишуловича - женщинам, вывезенным из Латвии и находившимся в сексуальном рабстве в Чикаго, за возвращение документов была назначена цена в $4,000.


Глава Центра ООН по борьбе с преступностью резко отозвался относительно незаконного вывоза женщин из бывшего Советского Союза: "Доходы невероятны . Накладные расходы низки - вам нет необходимости покупать машины или оружие . Наркотики вы продаете лишь один раз, потом они используются . Женщины же могут зарабатывать деньги в течение долгого времени ".


Растущий спрос на славянских женщин и детей на рынке торговли людьми


В настоящее время рынок славянских женщин и детей в развитых странах Северной Америки, Европы и Северной Азии является одним из самых больших и оживленных, что влечет за собой огромные объемы "поставок" обедневших и беззащитных граждан бывшего Советского Союза. Международная миграционная организация называет рост спроса на славянских женщин "четвертой волной" жертв торговли, включающей женщин и детей из Центральной и Восточной Европы, в т.ч. России и Украины, которая началась в 90-х годах и продолжается до настоящего времени. Предыдущие "волны" включали: первую (тайские и филиппинские женщины), вторую (доминиканские и колумбийские) и третью (ганские и нигерийские) . "Четвертая волна" жертв из Центральной и Восточной Европы превысила прежние в 2 раза в Бельгии и в три раза в Нидерландах в период с 1992 по 1995 гг. Немецкая уголовная статистика свидетельствует, что большинство жертв, привезенных в Германию - из стран бывшего Советского Союза. Польша - на втором месте, а Таиланд спустился на седьмое. Исследования, проведенные ММО и другими неправительственными организациями, такими, как Всемирная организация за Выживание (the Global Survival Network) и Фонд против торговли людьми (the Foundation against Trafficking), исследования выявили источники и пути перемещения женщин из европейской части России в Западную Европу.


Согласно одному из отчетов, количество славянских женщин, перевозимых в Бельгию, Нидерланды, Польшу и Швейцарию, превысило традиционные "поставки" африканских, южноамериканских и азиатских женщин. Например, в 1994 году 17% "артистических" виз, выданных Швейцарией танцовщицам, получили россиянки. Преступный мир привлекает большое количество славянских и балтийских женщин из России, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии, а также женщин из стран бывшего Восточного блока: Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. Эти женщины кажутся экзотичными и желанными в развитых промышленных странах Европы, Северной Америки, Азии и Среднего Востока.


По некоторым данным, более 5000 российских проституток в Таиланде завербовались на российском Дальнем Востоке с целью трудоустройства. Славянские женщины пользуются огромным спросом у азиатских бизнесменов из Японии и Китая, работающих в Таиланде, и у состоятельных тайских мужчин. Они рассматриваются в Юго-Восточной Азии как символ "социального престижа".


Социальная цена экономических реформ


Рост незаконного вывоза людей за границу вызывает обеспокоенность, т.к. РФ теряет значительную часть своего генофонда. Многие россиянки, вывозимые из страны и порабощаемые, хорошо образованны и квалифицированы, хотя и соглашаются на предложенную работу в сфере обслуживания. Это противоестественно, поскольку образование, исходя из прогрессивных представлений, установившихся в мировой литературе, всегда рассматривалось как фактор освобождения женщины от рабства и дискриминации, содействующий повышению ее статуса в обществе . Например, общий портрет женщин, вывезенных из стран Южной Азии или Африки, составляют такие низменные черты, как бедность, необразованность, дискриминированность по этническим или гендерным причинам. Для женщин обедневших народов, таких как таманги, проживающих в Непале, стать проституткой - социально приемлемо, так как условия жизни не предоставляют им иных возможностей для получения заработка. Более того, семья часто поощряет такую работу.


В России же необходимость обеспечить семью, по-видимому, заставляет женщин взяться за работу в другой стране в качестве танцовщицы, клерка или повара. Оказывают свое влияние и другие факторы . Один из них - разрушение традиционных моральных устоев и норм, нравственная распущенность. Сказывается и "синдром Золушки", основанный на вере в то, что жизнь в другой стране, предпочтительно индустриальной и развитой, откроет им сказочные возможности к процветанию и богатству. Таким образом, несмотря на разницу в образовании у женщин из России и слаборазвитых стран Африки и Азии, существует сходство в их взглядах на проституцию через призму дочернего долга и экономических перспектив.


Определенно существует сходство социальной цены современных политических и экономических преобразований, проводимых в России с начала 90-х г.г., и Россией послереволюционной. В 20-30 гг. три фактора повлекли за собой губительные последствия для семьи и социальной стабильности: революция, гражданская война и голод, новая экономическая политика (НЭП). Эти факторы привели к увеличению количества брошенных детей, безработных, вдов и матерей-одиночек. Уэнди Голдмен, американский историк, пишет: "Множество женщин было вынуждено оставить свои рабочие места после гражданской войны и закрытия целых отраслей промышленности в связи с нерентабельностью в условиях НЭПа. Больше всего пострадала сфера социального обслуживания и государственных предприятий - секторов, где преимущественно работают женщины. Тысячи медицинских работников, государственных служащих, работников сферы питания и связи потеряли свои места ". Так , Петроградское бюро по трудоустройству сообщило, что в 1922 году 67% зарегистрированных в городе безработных (27000 человек) были женщины.


Приведенная цитата абсолютно верно отражает состояние дел в РФ сегодня, когда значительная часть женского городского населения является безработной, особенно в возрасте от 30 до 50 лет. Сейчас работодатели предпочитают мужчин освобожденных от семейных обязанностей, свойственных женщинам, особенно матерям, которые имеют маленьких и часто болеющих детей. Важно также учитывать, что женщины занимают доминирующее положение в некоторых отраслях промышленности, таких как текстильные фабрики и другие предприятия легкой промышленности, которые наиболее сильно пострадали от экономической децентрализации и процесса приватизации.


Если в постреволюционной России возникал конкурс на замещение рабочего места, то женщины проигрывали мужчинам. Положение разведенной, неработающей женщины было особенно тяжелым и многие из них, отчаявшись, выходили на панель , предлагая услуги сексуального характера везде: от общественных туалетов, переулков, бань до пассажиров машин и поездов . Беспризорность сделала бессчетное количество детей подверженными трудовой и сексуальной эксплуатации и их самих превращала в преступников. Беспризорность называют матерью преступности, и, действительно, детская преступность и проституция были распространены повсеместно. Голодающие девочки были вынуждены совершать половые акты в обмен на кусок хлеба. Глава ВЧК Феликс Дзержинский был так поражен бедственным положением детей, что начал борьбу с беспризорностью практически единолично. В 1921 он создал Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИК. Эта комиссия, включавшая представителей других учреждений, заботящихся о детском благосостоянии, Народного комиссариата образования, Комиссариатов продовольствия и здравоохранения, просуществовала два десятилетия. Основная обязанность по реабилитации детей улицы лежала на СПОН (Отделе социальной и правовой защиты несовершеннолетних) . СПОН был ответственен за борьбу с детской беспризорностью, преступностью и установление опеки. Но несмотря на создание этих и многих других комиссий, занимающихся беспризорностью и реабилитацией, число беспризорных детей росло неослабевающими темпами, и эти органы оказались в затруднительном положении: как заботиться о детях, которые все больше склонялись к преступности как способу выжить.


По данным советских аналитиков, после революции на улицах России скиталось от 5 до 7 миллионов бездомных детей, что составляло 5-7% населения. Учитывая разницу в населении (146.000.000 в 1999 году против 100.000.000 в 1926) примерно 2% россиян сегодня - бездомные и беспризорные дети. Более того, способность позаботиться о них и предложить медицинские и психологические услуги, пищу так же низка, как и десятилетия назад. Следующая статистическая информация, представленная исследователями под руководством проф. Азалии Долговой, одного из ведущих российских криминологов, показывает серьезность и сложность этих проблем, а также трудности в получении достоверных данных о беспризорности и детской преступности:


Каждый год около 500.000 детей и подростков теряют родителя. Почти 40% всех детских преступлений совершается выходцами из таких семей. Более 1 60.000 детей воспитываются в государственных учреждениях (включая сирот при живых родителях, лишенных прав) . Ежегодно, для того, чтобы избежать жестокого обращения, 2000 детей и подростков совершают самоубийство, 30.000 сбегают из дома, около 6000 - из детских домов и интернатов. Более 24.000 детей и подростков пропали без вести и разыскиваются милицией. 27.000 становятся жертвами преступлений.


Беспризорность и подростковая преступность - явление, которое достигло в России критических пределов. В открытом письме Президенту Путину губернатор Кемеровской области назвал проблему беспризорности "гуманитарной катастрофой" и отметил, что количество бездомных несовершеннолетних колеблется от 2 до 5 миллионов . Эти беззащитные "дети улиц" становятся жертвами преступлений или сами вовлекаются в преступную деятельность - сегодня в России более 45 тысяч несовершеннолетних находятся в местах лишения свободы.


Современные беспризорные дети сегодня больше подвержены криминальной эксплуатации, чем беспризорники первой половины века, когда Советский Союз был закрытым обществом и девиантное поведение пресекалось. Сегодняшние дети улиц являются приманкой, привлекающей иностранных педофилов, преступные группировки, занимающиеся наркотиками и проституцией, продюсеров и распространителей порнофильмов, стремящихся использовать детей для получения преступных доходов .


Примером могут служить появляющиеся в российской прессе репортажи об использовании детей для перевозки наркотиков в качестве "мулов". В одном из случаев одиннадцатилетний мальчик был нанят за 300 долларов перевезти в своем желудке 75 капсул с героином из Душанбе (Таджикистан) в Москву . Беспризорные дети в Сибири были наняты позировать и/или совершать действия сексуального характера для порновидео за довольно приличную сумму денег.


Если в 20-30-х гг. война, голод, индустриализация и коллективизация стали причиной огромных социальных и семейных катаклизмов, то сегодняшняя беспризорность и безнадзорность детей в основном является результатом проблем, связанных с резким снижением социальных гарантий и социальной защищенности. Множество обедневших матерей-одиночек испытывают недостаток в государственной поддержке - декретных отпусках, отпусках по уходу за ребенком и детских пособиях, столь распространенных в советское время. Их неспособность уделять своим детям необходимое внимание обострило проблему детской преступности. Алкоголизм и наркомания распространены повсеместно, особенно в сельских районах России, и дети уходят из дома, чтобы избежать насилия и пренебрежения со стороны родителей и опекунов - алкоголиков или наркоманов.


Большинство российских городов страдает от высокого уровня беспризорности. В прошлом году глава администрации Владивостока Юрий Копылов заявил, что уровень беспризорности в городе очень высок, 3000 брошенных детей живут на улице, а ресурсы и средства для заботы о них очень ограниченны . Элементарно не хватает приютов и интернатов для того, чтобы разместить эту постоянно растущую часть населения. Как считают, в Иркутске 1500 бездомных детей и точно такая же нехватка средств, приютов, в которые их можно было бы селить.


Закон о безнадзорности и детской преступности


Новый федеральный закон, посвященный борьбе с проблемой роста бездомных и безнадзорных детей, был принят Федеральным Собранием РФ в июле 1999 года . Основываясь на гарантиях прав человека, определенных в Конвенции ООН по правам ребенка и Конституции РФ, новый закон определил своей главной целью защиту законных прав бездомных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Кроме этого, он перечислил административные и правоохранительные органы, ответственные за заботу о детях и обеспечение им законного статуса, и потребовал от них переориентации от "карательных" мер к "перевоспитательным" и индивидуализации детской педагогики.


Ранее Отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, существующие в рамках системы МВД, проводили регулярные рейды на закрепленной за ним территории, забирали всех бездомных детей и отправляли в учреждения, курируемые МВД. Теперь эти дети должны быть изолированы . В соответствие с положениями нового закона, МВД формально ответственно только за несовершеннолетних правонарушителей (а не за всех бездомных в целом). К тому же теперь они могут отправлять таких правонарушителей в Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) при наличии определенных условий и определенных документов из суда. Несовершеннолетние правонарушители могут быть помещены в центры, если, например, в отношении них уже вынесен приговор или если они ожидают суда.


Бездомные дети, которые не совершили правонарушения, могут быть помещены в приюты или реабилитационные центры, курируемые Министерством социальной защиты. Сложности возникают, когда несовершеннолетний занимается бродяжничеством или попрошайничеством. Формально эти деяния входят в сферу действия административного, а не уголовного законодательства, однако во многих случаях детей, совершивших такие правонарушения, все еще помещают в ЦВИНП наряду с несовершеннолетними, виновными в тяжких преступлениях, таких, как убийство или изнасилование. Кроме того, отысканием детей и помещением их в приюты в основном занимается ОППН, и немного - социальные организации и органы.


На бумаге закон представляется как важное изменение в сфере защиты детских прав . Однако пока он не полностью реализован и органы, призванные работать с малолетними, обучены и подготовлены в рамках прежних обязанностей, а поэтому проблемы и прежняя практика сохранятся еще какое-то время . Оформление судебных постановлений и документов, необходимых для помещения малолетних правонарушителей в ЦВИНП, занимает много времени и очень запутанно, причем эти приюты полностью не используются, в то время как приюты, находящиеся в ведении городской или областной администрации, переполнены, их не хватает и они не могут удовлетворить спрос бездомных. Эта проблема обостряется летом, когда дети массово приезжают в города из деревень, но в соответствии с законом не могут быть помещены в приюты, предназначенные для городских.


По мнению владивостокских исследователей проблемы беспризорности, новый закон существенно сократил возможности по оказанию помощи беспризорным детям - только одно учреждение принимает бездомных, и сейчас этот региональный центр социальной реабилитации несовершеннолетних переполнен. В результате дети, как правило, возвращаются домой к родителям-алкоголикам. Автор статьи полагает, что новый закон следует изменить для того, чтобы можно было создать учреждения для растущего числа бездомных, поскольку "изменение этого неудовлетворительного закона снизит количество преступлений, которые в настоящее время совершаются против детей в г.Владивостоке". Другие исследователи призывают к возбуждению уголовных дел против нерадивых, "социально опасных" родителей, которые не заботятся должным образом о своих детях. УК РФ содержит статью, направленную на защиту несовершеннолетних от безответственных родителей, но она, по-видимому, используется очень редко.


Постоянно растущее количество бездомных и беспризорных детей и подростков создало благоприятные условия для криминалитета. Исследователи Дальневосточного центра TraCCC считают, что многие дети вовлекаются в преступную деятельность через наркоманию. Они становятся зависимыми от своих поставщиков, а затем совершают преступления для удовлетворения своей потребности или становятся легкой мишенью для трудовой и сексуальной эксплуатации. По данным российского криминолога Л. Романовой, в Приморском крае самый большой удельный вес наркоманов в РФ. Официальные цифры говорят о 10 тысячах потребителей наркотиков, однако Романова полагает, что эта цифра составляет приблизительно 100.000 человек.


Частично это объясняется географическим положением. Гранича с Японским и Китайским морями, имея легкий доступ в Корею, Японию и Китай, Приморский край представляет собой прекрасное место для преступной деятельности, т.к. с учетом обширности его границ и больших объемов перевозимых морем грузов невозможно обеспечить должный контроль. Специалисты Интерпола полагают, что вскоре российский Дальний Восток станет главным транзитным коридором для наркотиков , переправляемых в Азию и Европу.


Южноманьчжурская конопля, из которой изготавливаются марихуана и гашиш, растет в крае в больших количествах. Край также является главным местом назначения для партий эфедрина (более известного в России как "лед") из Китая и Кореи и опиума из Центральной Азии, особенно Таджикистана. Китайские курьеры, как полагают, везут наркотики контрабандой через границу, тем самым избегая пограничного контроля. Эти курьеры сопровождаются и охраняются российскими криминальными организациями. Однако наибольшее беспокойство вызывает снижение возраста, в котором дети и подростки пробуют наркотики, не только "золотая молодежь", обучающаяся в ВУЗах, но и 7-13-летние.


Эта тенденция в совокупности с большим количеством бездомных и беспризорных детей только во Владивостоке обостряет проблему детской преступности. Условия для торговли в ПК пугающе благоприятны, т.к. неблагополучные дети легко могут быть доставлены в порты отправления, будь то в Азии или Северной Америке. Причем, если криминологи признали серьезность проблемы незаконной транспортировки людей на Дальнем Востоке, то представители правоохранительных органов отказываются это сделать.


Обманный найм на работу за рубежом - звено в преступной цепи торговли людьми


Если вербовка детей довольно элементарна (предложение пищи, крова или игрушек), то схема вовлечения молодых женщин в криминальную деятельность более сложна. Самый распространенный способ - предложение работы в качестве официантки, няни, офисного клерка и танцовщицы в Европе, Азии и Среднем Востоке. Проблема наиболее остро стоит в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Женщины и девушки, незаконно вывозимые из Иркутска в Китай и Японию, становятся обычным явлением и правоохранительные органы Иркутской области признали это криминальной проблемой. В качестве примера методов, используемых в Сибири, можно привести недавнюю газетную статью.


Женщина из Иркутска по имени Лена поехала на Дальний Восток навестить родственников. Там увидела объявление об обучающей программе для поваров в Китае. Она связалась с фирмой и получила контракт, который, казалось, предоставлял все: медицинскую страховку, жилье и питание. Она ответила согласием и отправилась с небольшой группой женщин в маленький китайский городок, где они провели месяц, обучаясь приготовлению блюд национальной китайской кухни. Затем, как рассказывают, паспорта стажерок были конфискованы и им сообщили, что вернуть их будет стоить $15.000. Вскоре стало ясно, что никакого ресторана не было, а их просто обманули. Одна из девушек была продана группе перевозчиков из Макао и отправилась работать проституткой, другие остались в маленьком китайском городке и были принуждены обслуживать клиентов в барах и ресторанах. Они подвергались насилию со стороны "боссов" и содержались как рабыни в запирающихся помещениях с небольшим количеством еды. В конце концов девушки сбежали и добрались до Иркутска, часто по пути обслуживая клиентов, чтобы заработать денег на дорогу. Нет надобности говорить, что этот опыт нанес им глубокую психологическую травму и сделал необходимым интенсивное психологическое консультирование и реабилитацию.


Работникам правоохранительных органов известно примерное распределение ролей в организованных преступных группах по завлечению и последующей продаже людей. Первые - те, кто предлагает рабочие места за границей и кто, как правило, той же национальности, что и их жертвы. Эти криминальные "антерпренеры" тесно сотрудничают с владельцами борделей, финансируют и организуют проезд из родной страны за границу. Второй круг составляют посредники, большинство которых из тех же стран, что и жертвы, и которые работают курьерами, контрабандистами и фальсификаторами паспортов и брачных документов. Посредники обычно работают в среде наркоманов, которые видят в этом финансовую выгоду и средство удовлетворения своей потребности в наркотиках. Кроме этого, существуют люди, которые обеспечивают приглашения для восточноевропейских граждан, подкупая чиновников местных органов, иностранных ведомств и др. денежными или сексуальными услугами, продлевая сроки пребывания в стране и трудоустройства. Эта обширная сеть помощников и чиновников, берущих взятки и пропускающих людей, делает сложной задачу отследить путь незаконной транспортировки.


Анализ сети - полезная процедура, в рамках которой можно изучить участников нелегального вывоза за рубеж. Организации, занимающиеся нелегальным вывозом людей за рубеж, могут быть либо "предпринимательскими" (небольшими, жестко ориентированными), либо "криминальными" (большими, более структурированными, занимающимися и иными видами криминальной деятельности). Участников можно разделить на тех, которые относятся к "ядру" (руководители / вербовщики / перевозчики / непосредственные владельцы) и "периферию" (помощники: охранники / обеспечивающие легитимный "фасад" / исполнители / информаторы / обеспечивающие необходимые документы / отмывающие деньги)


Судебные дела, проведенные на территории США и касавшиеся торговли людьми, демонстрировали наличие как "предпринимательской" системы (Соединенные Штаты против Александра Мишуловича, Соединенные Штаты против Роджерио Кадена), так и "криминальной" (Соединенные Штаты против Людвига Файнберга)


Транзитные маршруты через границы


Скорость передвижения людей столь высока, что невозможно обеспечить должную охрану границ и это буквально провоцирует торговлю людьми. Перемещение мигрантов стало большим и доходным бизнесом для криминальных организаций, использующих спрос на незаконную миграцию. Это является результатом необдуманных политических решений в развитых странах. Распад Советского Союза и создание 15 отдельных государств (бывших республик), потеря централизованного контроля вместе с безвизовой политикой въезда, проводимой совместно с сопредельными странами, усилили и без того острую проблему пограничного контроля. РФ находится в сложной ситуации, т.к. состоит из 89 субъектов. Многие из субъектов подписали собственные соглашения о разграничении полномочий с Москвой, которые дают им право на значительную автономию, собственные законы и, например, правила миграции, которые в некоторых случаях противоречат федеральному законодательству. Как отметил один из специалистов по вопросам миграции в Иркутской области, новый закон о временном пребывании иностранцев и лиц без гражданства на территории области, принятый в 1998 году, практически не имел никакого эффекта. Он повысил стоимость и усложнил процедуру приглашения иностранных гостей в профессиональных целях и в то же время мало сделал для уменьшения потока туристов, которые составляют самый большой процент нарушителей правил. Получить визы или даже вообще приехать по безвизовому режиму для них не представляет серьезной проблемы .


Пока что попытки уменьшить поток незаконных мигрантов посредством ужесточения санкций, штрафов и других наказаний создают только видимость соответствующих контрмер. Фактически же служат усилению привлекательности этого дела для криминальных группировок, которым незаконное перемещение мигрантов представляется делом высокодоходным и минимально рискованным.


Исследования, проведенные ММО и другими международными организациями, установили несколько ключевых маршрутов, используемых перевозчиками при вывозе людей из РФ.


Балтийский маршрут через Литву назван самым легким. Он причисляется к числу стран, наиболее просто пересекаемых незаконными мигрантами, направляющимися в Германию, Скандинавию и США из Белоруссии и Украины. Перевозчики полагают, что польско-литовскую границу особенно легко пересечь. Около 9.787 незаконных эмигрантов из Южной Азии было задержано в 1995 году при попытке въехать в Польшу из Украины.


Грузинский транзитный маршрут расширен политикой открытых границ с Турцией. Множество женщин и детей были перевезены через Грузию в Турцию, Грецию и в средиземноморские страны. Дети, в частности, находятся в опасности из-за махинаций с использованием паспортов. Эти паспорта содержат имена детей, путешествующих вместе с их предполагаемыми родителями, которые затем "теряют" паспорта, а с ним и идентификацию детей, которые остаются без документов и которых можно безнаказанно продать.


Расширение Китайско-Сибирского маршрута произошло вследствие реализации политики открытых границ, начатой в 1992 году для увеличения туристического потока и налаживания отношений добрососедства. Китайские чернорабочие, готовые выполнять работу, неприемлемую для россиян, увеличивают число китайских граждан, прибывающих на российскую землю. Как правило, они входят в контакт с преступными группами и становятся большой проблемой для правоохранительных органов. Существует также большой путь из Китая через Москву и Прагу в Германию, который, по сведениям источников Интерпола, занимающихся поимкой иностранцев - контрабандистов, растет.


Растет значение китайско-приморского маршрута: по сообщениям, в 1999 году 162 женщины, побывавшие в рабстве на территории Китая, вернулись в Приморский край .


Проблема пограничного контроля отнюдь не ограничивается бывшим Советским Союзом. Более того, в целом понятие "граница" становится устаревшим в эру глобализации торговли, роста туризма и трудовой мобильности. Как предполагает Стефан Флинн, административные требования и физическая инспекция груза очень устарели. То, что нужно - это совершенствование транспортных и навигационных технологий, способных контролировать перемещения рабочей силы и капитала. Кроме того, частный и государственный сектор должны сотрудничать в поисках путей, которые учтут быстрое передвижение рабочей силы и капитала и обеспечат адекватный контроль и инспектирование.


Американское законодательство: настоящее и будущее


Необходимо отметить, что почти все страны мира имеют законодательство, предусматривающее уголовное преследование нелегального вывоза людей за границу в целях сексуальной эксплуатации. Оно, как правило, включает наказание за сводничество; за сводничество, сопряженное с насилием, и торговлю людьми. Статьи, посвященные сводничеству, направлены против "сводников" - тех, кто поставляет женщин и детей или приобретает их в "непристойных целях". В некоторых странах эти статьи применяются к перемещению или передвижению людей через границы государства. "Сводничество, сопряженное с насилием" подразумевает угрозы, насилие, изнасилование и другие формы насилия, применяемые в течение акта сводничества.


"Общим" федеральным законом по торговле людьми в Соединенных Штатах является Закон о белом рабстве ( "Mann Act/White Slave Act" 19 U.S. Code 2421), хотя могут применяться и другие (2422, 2423, и 1328). Закон о белом рабстве применяется к любому (совершеннолетнему или несовершеннолетнему), кто сознательно перемещает другое лицо через границу штата или государства с целью вовлечения в проституцию или совершение иных правонарушений сексуального характера. Проститутка в данном случае является жертвой, и ее согласие не смягчает вину. Наказывается такое деяние лишением свободы на срок до 10 лет.


Признавая наличие в Америке огромного рынка славянских женщин, было приложено значительное усилие для представления в Конгрессе США законодательства против торговли людьми, которое бы позволило преследовать перевозчиков и посредников, ввозящих женщин и детей в страну в целях эксплуатации, а также защитить и проводить реабилитационные процедуры в отношении жертв таких преступлений. Закон о защите жертв торговли ( "Trafficking Victims Protection Act of 2000"), впервые представленный членом нижней Палаты Конгресса Кристофером Смитом (республиканец - Нью-Джерси) в ноябре 1999 г., был принят Палатой представителей и Сенатом 11 октября 2000 г. Первоначальный вариант закона ( HR 3244) был принят в мае 2000 г. и передан в Сенат. Сенат принял его в июле с двумя поправками, отражающими вариант законопроекта, разработанного сенаторами Уеллстоуном (демократ - Миннесота) и Браунбэком (республиканец - Канзас). Обе версии затем были отправлены на обсуждение согласительной комиссией для урегулирования разногласий. Комиссия закончила свою работу 5 октября и ее результат - новый законопроект - теперь именуемый "Закон о защите жертв торговли и насилия 2000 г.", принятый Палатой представителей 6 октября 371 голосом (против 1), после - Сенатом 11 октября 90 (против 5). 28 октября 2000 г. Президент Клинтон подписал данный Закон .


В первоначальный вариант законопроекта было внесено 4 дополнительных части. Наиболее существенная - глава против насилия над женщинами, которая предусматривает выдачу пособий и порядок оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия в США. Это в своем роде реанимация старого закона, принятого в 1994 г., чей срок действия истек 1 октября с.г. Новый закон продляет действие отдельных программ грантов для оказания содействия работникам правоохранительных органов, социальным работникам и прочим, работающим с преступлениями сексуального характера и домашним насилием.


Ключевые положения "Закона о защите жертв торговли и насилия" предусматривают следующее :



  • Внести изменения в УК США, которые бы позволили фонды, формируемые из средств, полученных от реализации арестованного и конфискованного имущества, тратить на нужды жертв.


  • Внести в УК США изменения, увеличивающие максимальный срок лишения свободы до 20 лет с возможностью назначения пожизненного заключения для случаев торговли, закончившихся смертью жертвы, или усугубленных похищением, сопряженным с сексуальным насилием или покушением на убийство.


  • Внести в УК США изменения, запрещающие и преследующие ввоз для передачи в рабство, кабалу или рабоподобные условия; секс-торговлю детьми, сопряженную с насилием, обманом или принуждением; незаконное владение или уничтожение идентификационных или иммиграционных документов другого лица в процессе совершения преступления.


  • Внести изменения в Закон о лоббировании и коррупции ( the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act (RICO)), добавив в предусматриваемый им список преступлений те, что связаны с торговлей людьми.


  • Обязать осужденных перевозчиков обеспечить полную реституцию своим жертвам.


  • Обязать Федеральную Комиссию по приговорам ( the U.S. Sentencing Commission) контролировать и изменять основные положения приговора для обеспечения соответствия наказания совершенному преступлению.


  • Внести изменения в Закон об иммиграции и натурализации ( the Immigration and Naturalization Act), учреждающие новый вид неиммиграционной визы - Т-визу - для жертв торговли и их семей.


  • Разрешить в определенных случаях Министру юстиции приравнивать статус владельца Т-визы к статусу резидента.


  • Обязать Министра юстиции оказывать в пределах США помощь жертвам торговли вне зависимости от их иммиграционного статуса.


  • Разрешить Министру юстиции выдавать штатам, территориям, владениям, индейским племенам и неправительственным организациям субсидии на развитие или на расширение и поддержку программ оказания помощи жертвам торговли людьми.


  • Разрешить Министру юстиции отказывать по основаниям недопустимости для жертв торговли.


  • Обязать Госсекретаря представлять Конгрессу ежегодные отчеты по проблеме торговли людьми.


  • Разрешить Президенту применение экономических санкций в соответствии с Международным актом о чрезвычайных экономических полномочиях ( the International Emergency Economic Powers Act), включая заморозку активов, расположенных на территории США.


  • Потребовать от Госсекретаря / AID Администратора учредить и обеспечить существование в зарубежных странах программ по безопасности интеграции, реинтеграции и переселения жертв торговли и их детей.


  • Создать в рамках Госдепартамента an interagency task force по контролю и борьбе с торговлей людьми.


  • Гарантировать, что представительства США за рубежом будут проводить исследования и информировать о торговле людьми, наладят контакты с местными неправительственным организациями, изучающими проблему. Тем странам, которые не в состоянии исследовать и/или предпринимать действия против перевозчиков на своей территории, будет отказано в предоставления правовой помощи по уголовным делам "на основании противоречия государственным интересам США".


  • Уполномочить Министра здравоохранения и социальной защиты обеспечить предоставление помощи жертвам торговли и их детям на территории США, а Президента - обеспечить программы помощи жертвам торговли и их детям за границей.


Законодательство РФ по проблеме торговли людьми


Новый УК РФ содержит несколько статей, связанных с торговлей людьми в целях сексуального характера. Нормы, которые применимы к этим преступлениям, включают ст. 132 "Насильственные действия сексуального характера ", ст. 133 "Понуждение к действиям сексуального характера " и ст. 240 "Вовлечение в занятие проституцией ", предусматривающие наказания за сексуальные преступления, связанные с торговлей. Как отмечают работники российских правоохранительных органов, ст.ст.240, 241 предназначены для наказания преступников, которые вовлекают в занятие проституцией, но они не могут быть обвинены, если не будет доказано применение угроз, шантажа или обмана для вовлечения женщин в занятия проституцией, которые практически всегда очень трудно определить. Женщины часто отвечают с энтузиазмом на предложение работы за границей, становясь жертвами обмана и лживой рекламы. Однажды будучи принуждены к занятию проституцией, во многих случая против их воли, они становятся жертвами физического злоупотребления, насилия, позора и неохотно идут на оказание содействия в расследовании, боясь расправы. Кроме того, эти статьи применяются к женщинам, пострадавшим от этих преступлений в РФ и не обязательно применимы к российским женщинам, проживающим за границей.


Для того, чтобы уменьшить объемы торговли, описанной выше, в УК следует скорректировать ст.ст.240-241 или ввести новую статью и криминализировать создание коммерческой организации, которая вовлекает людей в занятие проституцией и другие формы сексуального обслуживания. Она была бы направлена против множества учреждений, формально легальных, таких, как массажные кабинеты, сауны, ночные клубы и рестораны, которые фактически используются в криминальных целях.


Другие статьи, связанные с незаконной перевозкой людей, - это ст.126 "Похищение человека", ст.ст. 150, 152 (вовлечение несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность и торговля несовершеннолетними). Эти статьи должны быть изменены и направлены против российских граждан, находящихся за пределами РФ, которые могут выполнять функции посредников (рекламодатели, фальшивые агентства, журналисты, нотариусы, аудиторы, охранники, взяточники, укрыватели и соучастники).


Нет законодательства, разработанного для защиты и реабилитации жертв преступлений, таких как принуждение к занятию проституцией (ст.133 "Понуждение к действиям сексуального характера ").


Требуется изменение механизма требований к регистрации предпринимателей и коммерческих организаций, работающих за рубежом. Так же необходимы и дополнительные изменения в статьи ГК, КЗоТ, СК (Семейный кодекс) и иммиграционных законов .


Рекомендации


Прежде всего необходимо предпринять меры, которые бы позволили защитить женщин и детей в "поставляющих" странах и сократить рынок услуг в "принимающих" странах Северной Америки, Азии и Европы. Наряду с тем, что рыночная экономика имеет массу положительных аспектов , повышает мобильность и дает больше возможностей в наш век глобализации, она влечет за собой распространение организованной преступности, высокие человеческие и социальные затраты - все это слишком высокая цена для многих слаборазвитых стран, неспособных полноценно конкурировать на общемировом рынке.


Для эффективной борьбы с торговлей людьми необходимо создание всесторонней транснациональной стратегии. Она должна включать в себя способы защиты женщин и детей от криминалитета, эффективную систему расследования и привлечения к ответственности за эти преступления, и, в первую очередь, правовое обеспечение жертв этих преступлений, которые остаются за рубежом как нелегальные мигранты без всяких прав.


Торговля людьми - многогранное и развивающееся явление, растущее и меняющееся наряду с экономической глобализацией и трудовой мобильностью, технологическим прогрессом, бедностью и экономическими и политическими изменениями, культурным взаимодействием и социальным статусом, политической коррупцией. Среди действий, которые необходимо предпринять, можно выделить следующие:


Обеспечение защиты жертв и система реабилитации


Для обеспечения защиты жертв и работы системы реабилитации необходимо, с одной стороны, обеспечение личных прав человека, а с другой - уголовное преследование деяний, связанных с торговлей людьми. Как было подчеркнуто на прошедшей в 2000 г. международной конференции по торговле людьми, эффективное уголовное преследование затруднительно без согласия жертв выступать в качестве свидетелей на процессе. Следовательно, правоохранительным органам необходимо сотрудничать с социальными организациями, которые в состоянии защитить жертву и провести в отношении нее комплекс реабилитационных процедур.


Прекрасным примером высокой эффективности подобного рода организаций, помогающих в профилактике торговли людьми и защите жертв, является Кризисный центр "Ангара" в г.Иркутске. Вдобавок к освещению проблем торговли на образовательных симпозиумах и через СМИ, КЦ собирает информацию о фирмах и брачных агентствах, которые предлагают работу за границей, и распространяет практическую информацию о рисках принятия подобного предложения. Один из проспектов "Ангары" дает детальные советы тем, кто отвечает согласием на предложение работы в другой стране. Её рекомендации женщинам и девушкам, принимающим во внимание трудоустройство за границей, включают: держать паспорт и визу всегда при себе, знать имя и адрес работодателя, зарплату, условия проживания и положения контракта; оставить копии своих документов родителям или друзьям. Они также советуют договориться о сигнале предупреждения в случае прослушивания телефона. Перед поездкой в другие страны, КЦ советует позвонить в посольство этой страны и запросить подробную информацию об ее иммиграционных и трудовых законах. КЦ "Ангара" имеет "горячую линию" для женщин, которые пострадали от домашнего и сексуального насилия, и центр психологического консультирования реабилитационного характера.


Контроль Интернета как важная мера противодействия торговле людьми.


Позитивное действие по непрерывному контролю Интернета было предпринято кибер-центром Таможенной службы США (the Cybersmuggling Center of the US Customs Agency). Они полагают, что незаконная перевозка детей в /и из СНГ в порнографических целях растет и представляется одной из четырех главных проблем, с которыми им приходится иметь дело. Положительным опытом стали несколько случаев сотрудничества между МУРом и представительством Таможенной службы США в Москве в раскрытии преступлений сексуального характера, совершенных в отношении детей с использованием Интернет, и аресте виновных.


Таким образом, перемещение может происходить фактически и виртуально - посредством передачи фотографий, "картинок" через границы.


Общественные меры.


Примером подобных могут стать мероприятия, проводимые на территории России, Украины и других стран СНГ несколькими неправительственными организациями, такими как Miramed, Winrock International и ММО. Деятельность этих организаций направлена на оказание помощи одной из самых уязвимых частей населения - молодых и безработных женщин в сельских районах РФ и Украины. Miramed создала коалицию против торговли людьми, включающую неправительственные и квази-правительственные организации, координируемую волонтерами Miramed через обширные Интернет-контакты. Посредством этих Интернет-контактов, конференций, симпозиумов Miramed проводит обучение выпускников приютов, являющихся наиболее подверженными методам вербовщиков: обману и предложениями трудоустройства за границей.


Winrock International и Консорциум женщин США-СНГ, находящийся в Киеве, имеет программу профилактики торговли, которая помогает экономически поддерживать женщин и предупреждает домашнее насилие, проводит тренинги по предотвращению насилия в трех центрах в Днепропетровске, Донецке и Львове. Эти центры управляются украинскими женскими организациями и имеют связи с организациями здравоохранения и правовыми ресурсами в соответствующем регионе.


Miramed и Наблюдатель по правам человека провели исследования в России, которые показали, что граждане боятся и не доверяют правоохранительным органам. Их репутация коррумпированных, связанных с преступными элементами, потенциальное нежелание помогать жертвам и свидетелям преступления ведут к тому, что многие граждане неохотно обращаются к ним за помощью. Недавнее исследование Наблюдателя по правам человека действий милиции в обращении с подозреваемыми в совершении преступлений в РФ показало, что многие офицеры не несут ответственности в отношении к ним за факты насилия, оскорбительного поведения или пренебрежения к их правам. Проявляется склонность закрывать глаза на преступления сексуального характера .


Развитие специальных программ обучения в рамках ВУЗов и заведений по подготовки сотрудников правоохранительных органов.


Работа с молодыми женщинами и девушками в целях предупреждения преступлений, связанных с торговлей людьми, включая обман, вовлечение в преступную деятельность и другие нарушения прав человека (что относительно ново для России), должна включать в себя и другие формы профилактики таких правонарушений: юридические тренинги, специальные курсы обучения в юридических академиях, институтах, университетах. Недавно в Центре по изучению транснациональной преступности и коррупции Американского университета профинансирована работа с исследователями из РФ и других стран СНГ с целью изучения проблемы торговли людьми по многоотраслевому принципу, включая и разработку учебных материалов и курсов для милицейских и прокурорских академий и институтов. Эти учебные материалы должны быть сосредоточены на изучении проблем торговли людьми как одной из важных составляющих организованной преступной деятельности, а также на нарушениях трудовых и миграционных прав человека. С целью выработки и предложить стратегии расследования таких дел, привлечения к ответственности виновных, а также защиты жертв и свидетелей таких преступлений.





 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина