Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Борьба против торговли людьми

Взаимодействие НПО с правоохранительными органами


Масштабы торговли людьми в самой России и из России приняли такой размах, что, все чаще представители силовых структур вынуждены признавать не только факт его существования, но и наличие организованной преступности в данной сфере. Еще в 1997 году на закрытом заседании круглого стола по проблемам торговли людьми было отмечено, что "Россия постсоветского периода впервые столкнулась с таким позорным явлением, как массовый незаконный вывоз детей и женщин за рубеж и использование их в сексуальных, иных низменных целях для получения прибылей. Мы столкнулись с завуалированными фактами скупки и перепродажи людей, их эксплуатации, то есть дикими явлениями рабовладельческого строя. Мы также констатируем, что внутри страны сформировался устойчивый преступный бизнес на содержании притонов и сводничестве, откровенной проституции и вовлечении в нее несовершеннолетних" [1].


Эффективность борьбы с торговлей женщинами во всех ее формах, может быть достигнута только тогда, когда к этой борьбе присоединится гражданское общество. Чувство неудовлетворенности работой правоохранительных органов и государственных структур привело к созданию добровольных организаций, стремящихся использовать доступные им методы и формы для оказания противодействия торговли людьми. В ряде случаев эти неправительственные организации играют основную роль в предупреждении торговли людьми. Они всегда более остро, чем представители государственных структур, воспринимают необходимость соблюдения прав человека, скорее реагируют на нарушение этих прав. В современных международных документах по проблемам противодействия торговле людьми они находятся в центре внимания как организации, которые защищают права человека, предоставляют социальную и психологическую помощь, а также вынуждают государственные органы к принятию решений, законов и разработки механизмов предупреждения правонарушений.


Вклад российских неправительственных организаций в противодействие торговли людьми неоценим. Именно они первыми, ранее официальных властей заявили на своих конференциях, в СМИ, в многочисленных обращениях к правительству о наличии проблемы. Данное обстоятельство было отмечено Президентом Российской Федерации в приветственном послании участникам первой Всероссийской Ассамблее неправительственных организаций по противодействию торговле людьми (Москва, январь 2004). В послании отмечалось: "Торговля людьми становится одной из опаснейших угроз цивилизации, наряду с организованной преступностью, терроризмом, наркоманией и наркоторговлей. Россия последовательно выполняет свои обязательства по борьбе с этими преступлениями, приняты поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие ответственность за торговлю людьми, исключают безнаказанность подобных деяний. Рассчитываю, что работа форума привлечет общественное внимание к проблеме торговле людьми, объединит усилия государственных органов и неправительственных организаций в решении этой проблемы" [2].


Работа российских неправительственных организаций, особенно женских, по противоборству торговле людьми и оказанию помощи ее жертвам началась в конце 90-х гг. ХХ века. Высокий профессиональный и научный потенциал активисток женского движения, глубокое знание социальных, политических, экономических проблем, опыта международного общения, методов и принципов внедрения гендерной политики в демократических странах мира побуждают их к изучению проблемы торговли людьми и защиты ее жертв от всех видов дискриминации.


Главными особенностями неправительственных организаций, деятельность которых связана с проблемами торговли людьми, можно назвать следующие: 1) соблюдение принципов защиты прав человека; 2) приоритетность интересов женщин, 3) независимость от государственных организаций, правоохранительных органов и других ведомств в деле защиты пострадавших от торговли людьми; 5) анонимность и конфиденциальность в работе с потерпевшими.


Во многих развитых странах неправительственные организации работают при поддержке собственных правительств или органов местного самоуправления. Государства видят в неправительственных организациях силу, способную решать многие острые социальные проблемы более эффективно, чем это делают государственные структуры. К сожалению, в постсоветских странах такая практика еще не сложилась, но положительные тенденции, во взаимодействии государственных структур и неправительственных организаций, благодаря настойчивости и инициативности последних, есть. Именно неправительственные организации первыми открыто заявили о существовании явления торговли людьми, собрали многочисленные свидетельские показания жертв трэффика, подготовили общественное мнение к изменению отношения к ним.


Взаимодействие неправительственных организаций и государственных организаций осуществляется на трех уровнях: региональном, национальном (правительственном) и международном, что дает возможность видеть проблему торговли людьми во всех ее аспектах и соответственно разрабатывать адекватные программы и мероприятия.


Главная роль в международном сотрудничестве по противодействию торговле людьми принадлежит специальным международным организациям. (ООН, Всемирная сеть за выживание, Международная организация по миграции, Международная организация труда, Коалиция против незаконного вывоза женщин, Всемирный альянс против незаконного вывоза женщин и другие). Неправительственным организациям уже в силу характера их деятельности присущи свобода выражения мыслей, гибкость действий и свобода выбора направлений работы, что дает им возможность решать задачи, которые не могут, а иногда даже и не хотят решать правительства и межправительственные организации. С этой целью неправительственные организации используют существующие международные документы и механизмы их применения. Исходя из своих целей, международные организации выполняют следующую стратегическую задачу - привлечение широких кругов общественности, в том числе представителей органов государственной власти, специалистов правоохранительных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных объединений, движений, деловых и финансовых кругов, средств массовой информации и других сил для создания системы противодействия торговле людьми. Основные пути использования международных механизмов неправительственными организациями включают: обсуждение на международных конференциях и встречах конкретных случаев нарушения прав человека для давления на государственные структуры; внедрение международных норм в национальное законодательство, - то есть использование международных норм и прецедентного права для деятельности на национальном уровне.


Российские неправительственные (в основном женские) организации активно сотрудничают с международными союзами. В рамках сотрудничества развиваются научные исследования, общие программы по предотвращению незаконного вывоза людей; социальной поддержки и практической помощи жертвам (предоставление убежища, правовая помощь, деньги на решение насущных проблем пострадавших, медицинское обслуживание, психологическое консультирование), разработка долгосрочных стратегий по борьбе с торговлей людьми. Партнерами российских женских организаций являются Global Survival Network, МОМ, МОТ, Coalition Against Trafficking in Women и другие. Включение в международные сети позволяет российским организациям не только оказывать эффективную помощь жертвам торговли людьми и их родственникам, но и привлекать к решению сложных вопросов государственные структуры.


Многостороннее международное сотрудничество побудило российские неправительственные организации к созданию национальных сетевых объединений, работающих гораздо эффективнее, чем разрозненные ячейки. К числу таких сетевых неправительственных организаций относится, например, коалиция против торговли женщин "Ангел", объединяющая не только женские организации России от Кольского полуострова до Сахалина, но и организации Грузии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Армении, США. Московский кризисный центр для женщин переживших сексуальное насилие "Сестры" в настоящее время также расширяет географию своих связей.


На национальном уровне сетевые неправительственные организации ставят своей целью и задачами 1) способствовать повышению уровня информированности российского общества об опасности и масштабах торговли людьми, а также о необходимости адекватного реагирования на глобальные угрозы данного явления; 2) способствовать совершенствованию национальной правовой базы, направленной на повышение эффективности противодействия торговле людьми на национальном и региональном уровнях; 3) способствовать информационной, научной и организационной поддержке всех субъектов, участвующих в программах и проектах по борьбе с торговлей людьми; 4) содействовать всемирному развитию сотрудничества всех слоев общества в борьбе с торговлей людьми.


Большая часть неправительственных организаций работает на региональном уровне, меньшая ? строит свою деятельность с представителями всех уровней власти и влияния. Объясняется такого рода различие во взаимодействии и географической отдаленностью от центральных органов власти, и степенью активности самих неправительственных организаций, знанием проблемы и умением решать ее. Весьма эффективно работают на национальном уровне Ассоциация женских неправительственных организаций "Ангара" (Иркутск), Пермский Центр против насилия и торговли людьми, женский кризисный Центр "Сестры" и международная коалиция против торговли женщинами "Ангел" (Москва), кризисные центры помощи для женщин и детей Санкт-Петербурга, Владивостока и ряд других. На свой страх и риск они проводят целый ряд мероприятий, целью которых является информация населения о сетях торговцев людьми, оказание психологической и физической помощи жертвам торговли людьми и их родственникам.


Приоритетное направление взаимодействия неправительственных организаций с государственными органами власти заключается в расширении сферы участия в разработке и внедрении в жизнь программных и концептуальных документов, помогающих противостоять торговле людьми.


Наиболее значимым показателем взаимодействия неправительственных организаций и государства стала инициированная российскими и международными общественными группами разработка федерального законопроекта "О противодействии торговле людьми". Первая встреча неправительственных организаций и представителей региональных правоохранительных институттов, организованная пермским Центром против насилия и торговли людьми, прошла в августе 2002 года в Нижнем Новгороде. Представители неправительственных организаций из России, Болгарии, Польши, Молдавии, Украины делились опытом оказания психологической и юридической и информационной помощи жертвам торговли людьми, сотрудничества с государственными силовыми и правоохранительными структурами в выработке законодательства и политики по противодействию торговле людьми. На этой встрече была принята первая совместная рекомендация НПО правительству России по созданию соответствующего законодательства в стране.


Вторая встреча российских неправительственных организаций и академических ученых при финансовой и юридической поддержке Американской Ассоциации юристов состоялась в октябре 2002 года в Москве. Участники встречи представили в рекомендациях свое видение нового закона, в котором были бы учтены меры информационного предупреждения торговли людьми, наказания торговцев людьми, защиты жертв торговли людьми и меры по образованию сотрудников правоохранительных органов в области противодействия торговли людьми.


Третья встреча с участием неправительственных организаций, депутатов государственной Думы, представителей заинтересованных министерств (МИД, МВД, Министерства труда и др.) с целью определения будущей концепции нового законодательства и выработки рекомендаций для законодателей состоялась в ноябре 2002 года. Встреча была поддержана посольством США в Москве. На встрече были обсуждены рекомендации участников первых двух встреч, выслушаны сообщения представителей государственных структур по различным аспектам торговли людьми и принято решение о создании рабочей группы по выработке концепции нового закона по противодействию торговле людьми.


В результате, в ноябре 2002 г. при Законодательном собрании Государственной Думы Российской Федерации была сформирована рабочая группа по разработке законопроекта "О противодействии торговле людьми". закона против торговли людьми, возглавляемая депутатом Госдумы Е.Б. Мизулиной. Разработка закона осуществлялась при активном содействии наблюдателей ОБСЕ, Американской Ассоциации юристов, Посольства США в Москве. В марте 2003 года этот нормативный акт прошел предварительные слушания в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.


Новый законопроект отмечен принципиальной новизной. Прежде всего, его отличает комплексность. Комплексный подход в российском законодательстве будет означать, что решение проблемы торговли людьми не может, с момента введения закона, осуществляться только одним институтом - милицией или силовыми организациями. Закон предусматривает, что в правовое поле будут включены многие ведомства, такие как МИД, МВД, Министерство труда и другие организации, имеющие отношение к регулированию миграционных потоков, поддержанию политических и межгосударственных отношений, созданию рабочих мест, формированию общественного мнения и т.д. В законе сформулированы обязанности указанных ведомств в противодействии торговле людьми.


Благодаря упорной научной работе и настойчивости НПО в проект федерального закона заложена концепция сотрудничества государства и гражданского общества. Закон обязывает правоохранительные органы и государственную власть "привлекать к сотрудничеству неправительственные организации, работающие в сфере противодействия торговле людьми" и "оказывать организационное, материальное и иное содействие в реализации деятельности неправительственных организаций, направленной на предотвращение торговли людьми и оказание помощи жертвам торговли людьми" (ст.26).


Неправительственные организации играют также важную роль в лоббировании институциализации противодействия торговли людьми. Благодаря их усилиям в ряде регионов Российской Федерации создаются межведомственные комиссии или отделы, целью которых является борьба с торговлей людьми (Москва, Иркутск, Пермь).


Важнейший вклад в разработку концептуальных подходов к разработке программных документов в борьбе с торговлей людьми вносят независимые научно-исследовательские центры, активисты которых входят в различные общественные движения и организации или тесно сотрудничают с ними (Владивостокский Центр по изучению организованной преступности, Иркутский Центр по изучению организованной преступности и коррупции, Московский центр гендерных исследований). Результаты их совместных исследований, затрагивают различные аспекты торговли людьми, в частности, социально-экономические причины, способы вербовки, недочеты российского уголовного и административного права и другие [3].


Материалы исследований являются доказательной базой, подкрепляющей работу НПО по предупреждению торговли людьми. Но эти же исследования используются и государственными структурами при разработке федерального закона по противодействию торговли людьми, введении дополнений к уголовному кодексу, созданию межведомственных комиссий по противодействию торговле людьми [4]. Исследовательские материалы независимых центров о состоянии дел в сфере торговли людьми стали частью ежегодных докладов силовых структур Дальневосточного региона, Иркутской и Омской областей Президенту страны. Таким образом данная информация становится основой развития национального плана действий по борьбе с угрозами национальной безопасности.


Участие независимых научно-исследовательских центров в выстраивании стратегии взаимодействия неправительственных организаций и государства имеет чрезвычайно важное значение. Неправительственные организации испытывают определенные трудности при взаимодействии с правоохранительными органами при организации информационных кампаний и образовательных программ для сотрудников этих ведомств. Консервативность силовых и правоохранительных структур, некоторая узость и корпоративность мышления их сотрудников, отсутствие закона о торговле людьми являются факторами, мешающими чиновникам и рядовым исполнителям этих институтов признать наличие проблемы торговли людьми. Научно-исследовательские центры имеют более широкие возможности для организации и проведения семинаров, тренингов, конференций и других информационных программ в силу авторитетности своей деятельности, профессиональной подготовки, наличия контактов с руководителями силовых и административных ведомств. Они выступают как бы посредниками между официальными и неофициальными структурами, связывая воедино интересы гражданского общества и государства.


Опыт последних лет демонстрирует развитие форм и методов взаимодействия неправительственных организаций с органами государственной власти и представителями правоохранительных структур, миграционных служб, пограничного контроля и др. Это общие семинары, тренинги, "круглые столы", консультации, издание справочников и бюллетеней по проблеме, проведение научно-практических конференций по проблеме, издание учебно-методической и научной литературы, сбор данных о фирмах и брачных агентствах, занимающихся трудоустройством за рубежом, сотрудничество с работниками государственных структур с целью формирования национальной программы действий по предотвращению торговли женщинами в России; сотрудничество с посольствами зарубежных государств в России и российскими посольствами за рубежом, с правительственными и неправительственными организациями в России и за рубежом с целью предотвращения торговли людьми и помощи ее жертвам и т.п.


Однако неотработанным остается механизм такого сотрудничества, хотя в этом направлении сделано довольно много практических шагов. В качестве эксперимента можно предложить заключение договоров о сотрудничестве между неправительственными организациями и государственными органами о сотрудничестве в реализации программы. Административные договоры играют важную вспомогательную роль в процессе реализации государственной исполнительной власти, являясь механизмом согласования интересов всех сторон, принимающих участие в договоре, что способствует добровольному выполнению его условий. При этом договор производит организующее влияние на эту работу. Некоторый опыт заключения и подтверждения таких договоров с правоохранительными органами на проведение тренингов и совместных действий имеет московская организация "Сестры". Например, в 2004 году подписано соглашение о сотрудничестве с ГУВД Пермской области в рамках реализуемого "Сестрами" проекта "Реализация норм Протокола ООН против торговли людьми". Успешно работает в рамках договоров о сотрудничестве с административными и силовыми структурами неправительственная общественный инновационный фонд Республики Татарстан (Казань). По запросам и представлениям данной организации сотрудники офиса Российского Бюро Интерпол Республики Татарстан совместно с ФМС проводит проверку деятельности фирм по трудоустройству за рубеж, в результате чего были возбуждены административные дела по незаконной предпринимательской деятельности в отношении вербовщиков. В свою очередь, административные и силовые структуры предоставляют указанной неправительственной организации справочную информацию о фирмах по трудоустройству по просьбе граждан позвонивших на горячую линию.


Такие договоры подтверждают (а) готовность к сотрудничеству, (6) взаимовыгодный обмен услугами (например, интеллектуальными со стороны неправительственной организации и организационно-административными со стороны государственной структуры), (в) по возможности, распределение обязанностей в реализации конкретных государственных или национальных программ. Даже в ситуации отсутствия финансирования неправительственной организации из бюджета и соответствующего органа государственного управления, такие договоры оказываются необходимыми для поиска финансирования со стороны благотворительных фондов и доноров, которые в большинстве случаев настаивают на партнерстве с государственными органами на национальном или местном уровне. Для государственного органа такой договор - подтверждение и оформление социального заказа, возможность расширения собственных ресурсов (не только финансовых, но и интеллектуальных, кадровых, информационных) и т. п. Однако, такая практика не стала повсеместной, требует своего изучения.


В своей работе неправительственные организации возлагают большие надежды на будущих юристов и практиков ? студентов вузов системы МВД и в целом юридического профиля. Занятия и тренинги с курсантами позволяют донести до будущих специалистов информацию о состоянии проблемы торговли людьми на сегодняшний день и ее актуальности для государства. Подобные тренинги проводятся общественными организациями и для специалистов отделов организации борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми, линейных отделов МВД, пограничников, работающих в пунктах пропуска государственной границы Российской Федерации. Особую активность в этой сфере деятельности проявляют Пермский Центр против насилия и торговли людьми, женский кризисный Центр "Сестры". Эти организации вырабатывают эффективные меры взаимодействия с правоохранительными органами и миграционными службами в предупреждении


Так, довольно эффективной мерой в предупреждении торговли людьми являются информационные кампании, основная цель которых ? повышение уровня информированности граждан, прежде всего женщин из групп риска, а также соответствующих властных структур об опасности стать жертвами торговли людьми, путях и возможностях противодействия этому преступлению. Деятельность в рамках информационных кампаний включает выпуск специальных радиопрограмм, роликов социальной рекламы, предусматривает налаживание постоянных контактов со СМИ, активную общественную деятельность, создание и трансляцию по телевизионным каналам документальных фильмов по проблеме. Кроме того, разрабатываются плакаты, листовки, брошюры с информацией о торговле людьми, которые распространяются с помощью волонтеров. В качестве мест распространения обозначаются отделы гражданства, паспортной и миграционной работы, где граждане получают загранпаспорта. Буклет с информацией о возможности получить консультацию по "горячей линии" при выезде за границу может подтолкнуть человека поинтересоваться своими правами, например, при трудоустройстве за границей. Прихваченная "на всякий случай" листовка с общей информацией о разных странах и телефонами организаций, которые могут оказать помощь в сложной ситуации, может пригодиться после выезда за пределы России.


Все неправительственные организации, включающиеся в превентивную работу, обращают особое внимание на группы риска, к которым относятся женщины и молодые девушки, стремящиеся получить работу за рубежом. Они ставят перед собою задачу предупредить выезжающих российских гражданок об опасностях трудоустройства. Девушкам и женщинам, устраивающимся на работу за рубежом, выдаются рекомендации всегда иметь при себе паспорт и визу, четко знать имя и адрес работодателя, размер оплаты труда, условия проживания, срок контракта, оставлять копии паспорта и других документов родителям и друзьям. Перед отправлением в другую страну НПО мигрантам советуют обратиться в посольство и получить информацию об условиях иммиграции, трудовом законодательстве.


Некоторые неправительственные организации в Москве, Петербурге, Челябинске, Нижнем Новгороде, Иркутске, Барнауле, Владивостоке создают "горячие телефонные линии". Это не только эффективный способ адресного ведения превентивной работы, но и возможность предоставления консультаций и помощи тем гражданам, которые за ними обращаются. Примером работы в этом направлении может служить "горячая линия", созданная общественным инновационным фондом (Казань). За два года работы горячей линии на нее поступило 300 звонков от граждан, СМИ, различных российских и зарубежных неправительственных организаций, МВД, ФСБ. География телефонных консультаций различна: Казань, города Татарстана, Чувашия, Мари Эл, Удмуртия, Кировская область, Москва. Больше всего граждан интересуют вопросы трудоустройства за рубеж, но помимо этого специалисты консультируют по юридическим вопросам, и также оказывают по телефону консультационную помощь женщинам, оказавшимся в ситуации рабства. По фактам обращений женщин на "горячую линию" с заявлениями о том, что они проданы в рабство сотрудниками соответствующих силовых и правоохранительных структур были проведены розыскные мероприятия в Южной Корее, Турции и Испании. Жертвам была оказана помощь в возвращении в Россию.


Но ограничиваться информированием потенциальных жертв о возможных преступлениях недостаточно. Опыт работы международных и российских общественных организаций свидетельствует о серьезных проблемах, возникающих у тех, кому удалось вырваться из рабства: ? медицинских, психологических, правовых и других. Поэтому еще одно направление работы неправительственных организаций обязательно включает в себя помощь жертвам торговли людьми. Социальная помощь потерпевшим, включает в себя все действия, направленные на реабилитацию и реинтеграцию потерпевших. Среди них: организация помощи за границей, содействие в возвращении в Россию или в страну происхождения, предоставление медицинской, психологической, правовой, юридической помощи организация получения новых профессиональных знаний, судоустройство и т. п. Так, например, Коалиция "Ангел", чьи организации размещаются в различных городах России, оказывает самую различную помощь жертвам торговли: размещает в приюты (шелтеры), оказывает финансовую помощь (восстановление документов, оплата медицинских услуг, приобретение билетов на дорогу домой, текущие расходы) и т.д.


Эффективная помощь возможна лишь при условии всестороннего сотрудничества неправительственных, международных организаций, правоохранительных органов, консульских учреждений и т.п.


Особое внимание уделяют НПО организации медицинской помощи женщинам, пострадавшим от сексуальной эксплуатации. Это не только личная, но и общественная проблема, решать которую необходимо как неправительственным организациям, так и государству. Но пока что только неправительственные организации создают консультационные центры и шелтеры, где женщины, пережившие насилие могут получить первую помощь и направление на лечение. Подобного рода помощь оказывают на пространстве СНГ успешно действующие отделения международной организации "La Strada", женский кризисный Центр "Сестры", международная коалиция против торговли женщинами "Ангел" (Москва), Санкт-Петербургский женский кризисный центр. Ссылка на опыт работы международных и некоторых российских шелтеров показывает, что уже утвердилась стандартная процедура реабилитации. Убежища предоставляются лицу, осознающему себя жертвой торговли людьми, по ее личной просьбе сроком от десяти дней до одного месяца, независимо от гражданства, поведения данного лица и готовности давать показания против торговцев людьми. Данный срок может быть продлен. Дальнейшую реабилитацию жертва торговли людьми проходит на родине.


Не менее важна психологическая поддержка жертв торговли людьми, осуществляемая неправительственными организациями. От того, как пострадавших воспримет общество в первые дни по возвращении, часто зависит их дальнейшая судьба. Нередко неприятие семьей, отчуждение окружающих толкают жертвы на поиски новых рискованных возможностей устройства собственной жизни, и они снова оказывается в руках торговцев "живым товаром". Поэтому опытные психологи стремятся снять с жертвы чувство вины за случившееся, преодолеть стыд и страх преследования.


И, наконец, особая часть работы НПО ? преследование торговцев. Это не означает, что сами неправительственные организации занимаются расследованием конкретных случаев торговли людьми и сбором доказательной базы. Речь идет о социальной адвокации. Реальные меры в этом направлении предложены Всемирным альянсом против торговли женщинами (GAATW). В сотрудничестве с международной юридической группой были разработаны Стандарты по оказанию гуманитарной помощи лицам, ставшим объектами торговли. В этом документе ставятся акценты на том, что жертвы торговли не являются преступниками. А это значит, что они не могут подлежать судебному и иным формам преследования со стороны государства и государственных органов. Каждое государство и общественность должны встать на их защиту. Законодательно необходимо закрепить гуманное обращение с ними. А правительства должны гарантировать им безопасное возвращение на родину или право на легальное убежище в той стране, куда их вывезли.


Документ, по сути, предлагает всем странам гарантировать: свободу жертвам от преследований; конфиденциальную медицинскую и психологическую помощь; квалифицированный перевод при рассмотрении дела в полиции; бесплатную правовую помощь; конфиденциальное тестирование на СПИД только по согласию особы согласно с положениями Всемирной организации здравоохранения.


Российский неправительственный сектор принимает на себя роль связующего звена между пострадавшими и правоохранительными органами в случаях, когда находящаяся на реабилитации в НПО жертва желает дать показания против преступников.


Практика свидетельствует, что многие потерпевшие имеют отрицательный опыт столкновения с полицией за рубежом и с правоохранительными органами в России. Обращение в эти структуры несет значительный риск для мигрантов ? через использование их как свидетелей в интересах борьбы с организованной преступностью без предоставления определенной защиты или поддержки. Пострадавшие редко соглашаются. Одна из причин ? чувство страха. Жертвы не рассказывают, что были запуганы работорговцами, посажены на наркотики или к ним применяли насилие. Они предпочитают быть депортированными или отсидеть некоторый срок в тюрьме. Дать показания ? значит, во-первых, предать огласке свое прошлое, а, во-вторых, подвергнуться преследованиям как со стороны бывших хозяев, так и со стороны торговцев у себя дома. Часто пострадавшие боятся не только за свою жизнь, но и за жизнь близких, которые могут стать объектами запугивания. И преступлений.


Сама процедура суда является большим испытанием для пострадавших от торговли людьми. Преследование преступников не включает защиту и соблюдения прав жертв, а, наоборот, в большинстве случаев, интересы женщин полностью подчиняются интересам расследования. Адвокаты торговцев и сутенеров делают все возможное для того, чтобы доказать добровольность действий со стороны жертвы торговли людьми, ее моральную несостоятельность, акцентируют внимание на ее безволии и бесхарактерности. Этим пострадавшие превращаются в соучастников, хотя к нем было применено насилие со стороны клиентов. НПО служат источником физической и эмоциональной поддержки пострадавшему во время следственных действий. Правоохранительным органам следует предоставить психологам из НПО возможность консультировать пострадавших в ходе расследования. Это поможет жертве осознанно подойти к даче показаний, правдивость которых зависит от эмоционального, физического и психологического состояния пострадавшего.


Выводы. По мере активизации неправительственных организаций, инициировавшей разработку законодательных инициатив, стал понемногу усиливаться интерес общества к проблеме торговли людьми. Но это - только начало пути. Решение проблемы будет зависеть и от общего политического контекста, вектор которого все еще остается достаточно неопределенным.


Литература:


1. Из выступления Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Илюхина В.И. на заседании круглого стола "Международное сотрудничество по борьбе с незаконным экспортом и эксплуатацией за границей женщин и детей". Стенографический отчет. Государственное собрание, Парламент РФ, государственная Дума. Москва, 9-10 октября, 1997 // Trends in Organized Crime. - 1998. - No. 4. - P. 40.


2. Приветственное послание В.В. Путина участникам первой Всероссийской Ассамблее неправительственных организаций по противодействию торговле людьми // Признание. - 2004. - № 29. - С. 80.


3. См напр.: Торговля людьми. Социокриминологический анализ. - М.: Изд-во "Академия", 2002; Организованная преступность, терроризм и коррупция. Криминологический ежеквартальный журнал. - 2003. - № 3; Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001.


4. См.: Материалы Международной Правоохранительной Академии. Будапешт, 14-21 февраля 2001. - Будапешт, 2001; Материалы 1-й Всероссийской Ассамблее неправительственных организаций по противодействию торговле людьми. - Москва, 27 января, 2004; Материалы выездного заседания рабочей группы Законодательного Собрания РФ "Правовые основы предупреждения и пресечения торговли людьми: первое слушание законопроекта". - Ярославль, 10 декабря 2002; Материалы международной конференции для сотрудников правоохранительных органов и силовых структур "Проблемы борьбы с торговлей людьми и перспективы современного развития России". - Голицино, Московская обл., 27-29 октября 2002 и др.





 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина