Точки зрения
|
16.03.07
Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто |
|
03.12.06
Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России |
|
03.12.06
Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию |
|
03.12.06
Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум |
|
02.12.06
Питер И. Хайнал
Университет Торонто
Исследовательская группа «большой восьмерки» |
|
|
Механизм взаимодействия НПО с правоохранительными органами по организации помощи жертвам торговли людьми
Отчет о работе международной научно-практической конференции "Механизмы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций по организации помощи жертвам торговли людьми: проблемы и возможности решения" 1 ноября -2 ноября 2005 г.
В работе конференции приняли участие представители Посольства США в Москве, правоохранительных, силовых, краевых и муниципальных административных органов и общественных организаций (62 чел.).
Цель конференции заключалась в выработке действенных, реальных механизмов взаимодействия между правоохранительными и общественными организациями. Этой цели были подчинены и выступления участников конференции: "Рабский труд: практика применения статьи 1272 УК РФ в Дальневосточном округе" (Буряк М.Ю.), "Опыт работы общественных организаций с жертвами торговли людьми" (Ерохина Л.Д.), "Опыт работы взаимодействия российских и американских НКО в противодействии торговле людьми (Белоцерковец И.В.)" и др. Выступающие отмечали назревшую необходимость сотрудничества государственного и общественного секторов в противодействии торговле людьми. Учитывая, что статья 127УК РФ, предусматривающая наказание за данный вид преступления, была введена в действие только в 2003 г., то треть всех раскрываемых преступлений приходится на Дальневосточный регион. За 2004-2005 гг. в Дальневосточном округе было возбуждено 5 уголовных дел по фактам торговли людьми и рабскому труду. Сотрудники правоохранительных органов заметили, что практика расследования подобных дел привела их к осознанию реальной необходимости перенаправления жертв торговли людьми в неправительственные организации для оказания реабилитационной помощи потерпевшим и выработки у них понимания сотрудничества со следственными органами. В связи с этим они высказались в поддержку создания шелтера для потерпевших.
Участники обсудили в малых группах необходимые мероприятия, способствующие встречным инициативам НПО и правоохранительных органов. Итогом встречи стали рекомендации, выработанные участниками конференции.
Рекомендации конференции "Механизмы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций по организации помощи жертвам торговли людьми: проблемы и возможности решения", 1-2 ноября 2005 г. Владивосток
Проблема торговли людьми, а также тесно связанная с ней проблема нелегальной миграции стали актуальны для России с 1993 года, когда был разрешен свободный въезд и выезд из страны, и этим смогли воспользоваться криминальные структуры. Однако властью и обществом проблема торговли людьми стала осознаваться в последние два-три года. Сегодня торговля людьми становится серьезным и доходным бизнесом. По мнению экспертов, главным фактором, способствующим дальнейшему распространению торговли людьми, является существование организованной сети преступников, не зависящей от их национальности и гражданства.
Участники конференции - представители органов государственной власти, краевой прокуратуры и краевого суда, УВД Приморского края, Уполномоченного по правам человека в Приморском крае, Управления Федеральной и городской службы занятости населения, а также неправительственных организаций и научной общественности, обсудив практику работы правоохранительных и общественных организаций по противодействию торговле людьми применения нового уголовного отмечают:
1. Отсутствие базового закона о противодействии торговле людьми, который бы содержал ее комплексное решение.
2. Отсутствие должного контроля за законностью деятельности организаций, занимающихся трудоустройством граждан Российской Федерации за рубежом без лицензии (возвратная трудовая миграция).
5. Усиление в последнее время в средствах массовой информации агрессивной циничной неконтролируемой пропаганды деятельности организаций, занимающихся предоставлением сексуальных услуг.
6. Недостаточную осведомленность российских граждан о проблеме торговли людьми и способах противодействия торговле людьми.
В целях решения указанных проблем участники конференции рекомендуют:
1. Создать Общественный Совет (ассоциацию), предусматривающий создание системы мер по профилактике и выявлению преступлений, связанных с торговлей людьми, форм взаимодействия правоохранительных органов и НПО, системы мер по социальной защите жертвы.
2. Членам Общественного Совета обратиться в Комитет по региональной политике и законности Законодательного Собрания Приморского края, краевую Администрацию и муниципальные образования с просьбой рассмотреть вопрос о возможности возложения функции координации взаимодействия правоохранительных органов, иных органов государственной власти и НПО в сфере борьбы с торговлей людьми на соответствующие структурные подразделения, существующие при Губернаторе Приморского края.
3. Поручить организаторам конференции, представителям общественных организаций и представителям адвокатской палаты определить формы взаимодействия правоохранительных органов и НПО, в том числе по обмену информацией, использованию опыта НПО по работе с жертвами торговли людьми и сексуального насилия, организации социально-психологической помощи жертве преступления, связанного с торговлей людьми и подготовить соглашение о сотрудничестве между правоохранительными органами и неправительственными организациями, закрепляющее права и обязанности сторон.
4. Поручить созданному Общественному Совету ввести своих представителей в создаваемую Общественную палату Приморского края с целью включения в программы социальной и информационной политики мер по противодействию торговле людьми.
5. Поручить инициативному Комитету разработку ключевых позиций по созданию комплексной программы мер по противодействию торговле людьми, которая включала бы меры по профилактике этого вида преступлений, меры социальной реабилитации жертв торговли людьми.
6. Общественным организациям разработать программу создания телефона доверия, шелтера и реабилитационного центра и выйти с ходатайством в Администрацию Приморского края и муниципальные образования г. Владивостока с просьбой оказать материальное и финансовое содействие. Сотрудникам правоохранительных органов обеспечить правовое освещение проблемы противодействия торговле людьми.
7. Образовательным учреждениям, занимающимся обучением, подготовкой и повышением квалификации специалистов правоохранительных органов, органов пограничной службы, обратить внимание на необходимость включения в образовательные программы, программы повышения квалификации специальных разделов (спецкурсов), связанных с выявлением, расследованием, пресечением преступлений в сфере торговли людьми.
8. Определить в правоохранительных органах круг лиц, толерантных проблеме торговле людьми с целью перенаправления потерпевших от торговли людьми от общественных организаций в правоохранительные органы для проведения следственных мероприятий.
9. Предоставить в правоохранительные органы телефоны организаций, способствующих психологической и социальной адаптации пострадавших от торгов
|
|
|