Интервью премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми агентству "Интерфакс"
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми дал интервью агентству "Интерфакс" накануне саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге
Господин Премьер-министр, какие из тем повестки дня петербургской встречи G8 в верхах представляются Вам наиболее значимыми?
В качестве главных тем саммита этого года президент Путин назвал вопросы энергетической безопасности, инфекционных заболеваний и образования. Все они являются своевременными насущными вопросами, и Япония намерена принять активное участие в их обсуждении.
Кроме того, я хотел бы провести откровенный обмен мнениями по таким важным проблемам, как проблемы нераспространения ОМУ, в том числе по Северной Корее и Ирану, вопросы торговли, защиты прав на интеллектуальную собственность, ближневосточный и другие региональные вопросы.
Что касается Северной Кореи, то, помимо ядерной проблемы, я намерен подчеркнуть необходимость международного взаимодействия по урегулированию проблемы похищения Пхеньяном мирных граждан за рубежом. Я также намерен подчеркнуть важность скоординированной реакции всего международного сообщества против недавних пусков баллистических ракет из Северной Кореи и привлечь понимание и содействие со стороны всех других стран.
В качестве одной из приоритетных тем саммита в Санкт-Петербурге Россия обозначила энергетическую безопасность. Рассматривает ли Япония Москву в качестве надежного поставщика энергоресурсов? Каково отношение в Токио к проекту нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"? В каких крупных энергопроектах, реализуемых в России, заинтересована участвовать Япония?
Япония стремится к укреплению сотрудничества с Россией в широком круге областей на основе японо-российского плана действий. В частности, особое внимание обращается на сотрудничество в сфере энергетики, поскольку это одна из сфер, имеющих взаимовыгодное и стратегическое значение для обеих стран. С этой точки зрения я приветствую продвижение к полномасштабному пуску производства в рамках проектов Сахалин-1 и Сахалин-2, которые в настоящее время осуществляются с участием японских компаний. Надеюсь, что в условиях взаимодействия двух стран эти проекты будут успешно реализованы.
Кроме того, что касается проекта строительства нефтепровода до Тихого океана, то во время визита президента Путина в Японию в ноябре прошлого года мы подтвердили, что реализация этого проекта отвечает стратегическим интересам обеих стран. Я считаю, что если сибирская нефть по этому нефтепроводу будет поставляться в страны АТР, это послужит стабилизации энергетического рынка всего региона в целом.
Надеюсь, что Россия будет отвечать своей важной роли в качестве основного поставщика энергоресурсов.
Японские компании, в частности "Тойота" и "Ниссан", расширяют свое присутствие в РФ. Поддерживает ли правительство Японии такие шаги? Можно ли, на Ваш взгляд, ожидать роста японских инвестиций в РФ в ближайшей перспективе?
Сумма товарооборота между Японией и Россией в прошлом году впервые превысила отметку в $10 млрд. Эта сумма постоянно увеличивается, отражая интерес компаний двух стран. Японские компании в различных областях делают инвестиции в России. Так, вслед за автомобильным концерном "Тойота", который уже приступил к строительству сборочного завода в Санкт-Петербурге, автомобильная компания "Ниссан" также приняла решение об открытии в этом городе своего завода. Кроме того, развивается активное сотрудничество в сфере энергетики, в первую очередь в рамках проектов Сахалин-l и Сахалин-2.
Правительство Японии прикладывает усилия к расширению торгово-экономических отношений между двумя странами по линии японо-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам и других межправительственных консультаций, а также осуществляет максимальную поддержку в целях успешного функционирования японских компаний в России.
Мне известно, что в настоящее время в России ведется активная работа по улучшению торгово-инвестиционного климата, включая борьбу с коррупцией. Надеюсь, что в дальнейшем это даст свои плоды и приведет к созданию необходимого климата внутри России, что послужит дальнейшему росту двусторонней торговли и инвестиций японских компаний в России.
Зависит ли расширение торгово-экономического сотрудничества Японии и России от решения территориальной проблемы?
Хотя в последние годы торгово-экономические отношения между Японией и Россией последовательно развиваются, они далеко не находятся на достаточном уровне по сравнению с их потенциалом. Это обусловлено, в частности, тем, что между нашими странами не заключен мирный договор и не построены подлинные, доверительные отношения. На совместной пресс-конференции после японско-российской встречи на высшем уровне, состоявшейся в ходе визита президента Путина в Японию в ноябре прошлого года, президент Путин четко заявил о том, что отсутствие мирного договора мешает развитию экономических отношений между Японией и Россией. Следовательно, я абсолютно уверен в необходимости заключения мирного договора путем решения территориальной проблемы и полной нормализации двусторонних отношений.
Наши страны неоднократно подтверждали общий курс на "заключение мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и достижения таким образом полной нормализации двусторонних отношений". Он был подтвержден и в Японско-российском плане действий, который мы с президентом Путиным приняли в январе 2003 года. Я намерен серьезно обсудить территориальную проблему в соответствии с таким общим курсом и в ходе предстоящей встречи на высшем уровне с президентом Путиным.
Чем, по Вашему мнению, вызвана пауза в переговорном процессе по ядерной проблеме КНДР? Как Вы оцениваете вклад России в решение этой проблемы, в том числе и возможность поставок Пхеньяну российских легководных реакторов?
На мой взгляд, шестисторонняя встреча остается наилучшим форматом международных консультаций для поиска конкретного решения северокорейской ядерной проблемы. Однако Северная Корея отказывается от участия в этих встречах, выдвигая в качестве предлога финансовые меры США, никак не связанные с шестисторонними встречами.
Кроме того, тот факт, что Северная Корея, несмотря на неоднократные предварительные предупреждения со стороны Японии и других заинтересованных стран, совершила пуски баллистических ракет, не вписывается в рамки совместного заявления, принятого на шестисторонних встречах, и вызывает глубокое сожаление.
Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что безоговорочное и незамедлительное возвращение Северной Кореи за стол шестисторонней встречи и скорейшее выполнение ей положений совместного заявления, принятого в ходе 4-го раунда встречи, не только послужат укреплению мира и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии, но и будут отвечать интересам самой Северной Кореи.
Япония и в дальнейшем будет прикладывать усилия для урегулирования северокорейской ядерной проблемы в сотрудничестве с заинтересованными странами, включая Россию. Я надеюсь, что Россия продолжит свою активную роль в процессе шестисторонних встреч.
Рассчитывает ли Токио на поддержку Россией стремления Японии стать постоянным членом СБ ООН?
Мы считаем, что вклад, внесенный Японией в широком круге областей по линии ООН, в том числе в сферах разоружения и нераспространения ОМУ, безопасности человека, укрепления мира, наряду с кадровым и финансовым вкладами в ООН уже создал фундаментальные обстоятельства, позволяющие Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. И до сих пор Россия поддерживала инициативу Японии стать его постоянным членом.
С момента учреждения ООН 60 лет назад кардинально изменилась структура международного сообщества. СБ ООН тоже должен быть реформирован в соответствии с современными реалиями международного сообщества. Реформа Совета Безопасности - вызов существующему порядку и далеко не легкое дело. Однако это не должно мешать ООН справляться с проблемами мирового сообщества. Япония, рассматривая возможность составления наилучшего проекта, поддерживаемого наибольшим количеством стран, будет продолжать усилия, направленные на скорейшую реализацию реформы Совета Безопасности.