Интервью президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силва агентству "Интерфакс"
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва примет участие в мероприятиях в рамках саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге.
В последние годы на подобные встречи приглашают лидеров ряда крупнейших стран мира, которые не входят в этот клуб, но вносят весомый вклад в подготовку этих форумов, а также в решение важнейших экономических и политических проблем, стоящих перед человечеством.
Накануне приезда в Россию президент Бразилии дал эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс".
Г-н Президент, на саммиты "группы восьми" приглашают лидеров ряда стран, не входящих в это объединение. В чем проявляется интерес для Вашей страны, на какие результаты встречи Вы надеетесь в Санкт-Петербурге? Есть ли смысл пересмотреть формат "восьмерки"?
Прежде всего, я хочу поблагодарить президента Владимира Путина за приглашение участвовать в этой встрече руководителей "группы восьми", теперь уже в третий раз. Речь идет о возможности привнести новые идеи, и углубить диалог с важными партнерами среди промышленно развитых стран. Я выражаю видение южноамериканской страны, вставшей на путь демократии и экономического развития с учетом социальной справедливости. Повестка дня саммита в Санкт-Петербурге вращается, в частности, вокруг тем, в которые Бразилия своим опытом может внести вклад: энергетическая безопасность, просвещение и борьба с инфекционными заболеваниями.
В сфере энергетики Бразилия развивает альтернативные источники. Этанол, который уже более 30 лет приводит в движение автомобили в Бразилии, готов стать крупным энергетическим "предметом потребления" в мировом масштабе. Полагаю, что скоро и биодизель последует этим же путем. H-BIO - это крупное технологическое достижение, которое принесет миру благо. Речь идет о производимом дизельном топливе с содержанием 18% растительного масла (например, соевое или касторовое). В конечном итоге получается горючее с почти такими же характеристиками, как и обычное.
В области здравоохранения мы хотим поделиться нашим опытом Национальной программы борьбы со СПИДом. В то же время, нам необходимо определить формы получения дополнительных ресурсов в поддержку борьбы со СПИДом. Именно это мы пытаемся сделать в координации с такими партнерами, как Франция и Чили, за счет введения особого налога на авиабилеты. А предложение "обмен задолженности на развитие просвещения" может изменить жизнь миллионов людей в наиболее бедных странах.
Позволяя участие других стран, выслушивая их озабоченности и точки зрения, Г-8 приобретает больше легитимности, становится сильнее и способнее помогать в поиске инновационных и сбалансированных ответов на великие глобальные вызовы. Я верю в диалог и сотрудничество как средство решения проблем, которые, в конце концов, касаются всех.
Что Бразилия ожидает от реформирования ООН? Надеются ли в Бразилии получить постоянное место в Совете Безопасности?
Реформирование ООН - широко признанная необходимость - позволит этой организации лучше противостоять вызовам социально-экономического развития, укрепления мира и международной безопасности, защиты окружающей среды, прав человека в мире, который становится все более взаимозависимым.
Поэтому мы поддерживаем широкую реформу ООН, предложенную генеральным секретарем Кофи Аннаном. Участвуем в переговорах о создании Комиссии по строительству мира и Совета по правам человека, а также в ведущихся дискуссиях о расширении Совета Безопасности, укреплении Экономического и социального совета ООН, активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, административной реформе и реформе Секретариата ООН.
Существует консенсус, что Совет Безопасности должен быть расширен и иметь большую представительность развивающихся стран. Его структура не изменилась с момента создания ООН 60 лет назад. Бразилия полагает, что структурные изменения не имеют смысла без включения в этот орган новых государств, в первую очередь крупных развивающихся стран, в качестве постоянных членов, чтобы придать большую легитимность и эффективность деятельности Совета Безопасности. Напомню: в Совет не входит в качестве постоянного члена ни одна страна Латинской Америки.
У Бразилии имеются все основания занять постоянное место в Совете Безопасности ООН и таким образом оказывать влияние на процесс принятия решений, затрагивающих все международное сообщество, ибо у нас есть длительная традиция в деле мирного урегулирования конфликтов и соблюдения международного права, в продвижении интересов развивающихся стран, которые образуют большинство мирового сообщества.
Могли бы Вы, господин Президент, прокомментировать позицию Бразилии относительно атомной энергетики и ядерного оружия в связи с кризисом вокруг атомной программы Ирана?
Недавнее распространение ядерных технологий и расширение использования атомной энергии в мирных целях отражают признание того, что ядерная энергия служит альтернативой для удовлетворения в безопасной, надежной и чистой форме растущих потребностей в энергии на нашей планете. Поэтому мы не можем обойтись без использования этих технологий, хотя и в разной мере.
По истечении 50 лет с начала выполнения Национальной программы ядерной деятельности Бразилия в мае смогла ввести в строй первый коммерческий объект по обогащению урана. Теперь мы имеем ядерную программу полного цикла - от обучения и подготовки кадров до производства уранового топлива. Это позволит нам увеличить долю электроэнергии, вырабатываемой термоядерным методом, в общем ее производстве с нынешних 2% до минимум 4%.
Создание и применение ядерных технологий влечет за собой риск распространения, тем более что существует возможность того, что негосударственные действующие лица могут получить доступ к расщепляющимся материалам. Соблюдение баланса между целями "развитие" и "безопасность" служит основой Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), краеугольным камнем режима разоружения и нераспространения. Тем не менее, это не должно предусматривать ограничение прав участников Договора развивать соответствующие технологии и использовать ядерную энергию в мирных целях.
Бразилия всегда поддерживала инициативы в области разоружения и нераспространения. Мы входим в Договор Тлателолко, который объявил первую в мире населенную зону свободной от ядерного оружия, в ДНЯО и Всеобъемлющий договор о запрещении ядерных испытаний. Помимо заключения широкого соглашения о гарантиях с МАГАТЭ, мы создали с Аргентиной Бразильско-Аргентинское агентство учета и контроля ядерных материалов, которое способствовало увеличению прозрачности ядерных программ обеих стран.
Бразилия является участницей "Группы ядерных поставщиков", к тому же возглавившей ее на период 2006-2007 годов. Деятельность этой группы направлена на усиление системы контроля транзакций ядерных и радиоактивных материалов. Бразилия создала эффективную систему экспортного контроля.
Необходимы коллективные систематические усилия для введения режима разоружения и нераспространения перед лицом новых вызовов XXI века. Обе эти темы взаимосвязаны: стратегия устойчивого и долгосрочного нераспространения зависит от конкретных мер в сфере разоружения.
Нельзя проводить параллель между бразильской и иранской ядерными программами. Конституция Бразилии запрещает развитие атомной энергии в немирных целях. Наша программа всегда имела гарантии в отношении МАГАТЭ.
С другой стороны, Бразилия признает право Ирана проводить исследования в ядерной области в мирных целях, в соответствии со статьей IV ДНЯО. Однако Иран должен проявить больше сотрудничества и прозрачности в отношениях с МАГАТЭ, предоставляя конкретные гарантии нераспространения в форме соглашений о контроле с этим агентством. Только так он сможет восстановить доверие международного сообщества в мирной направленности своей ядерной программы.
Мы выступаем за поиск долговременного решения иранского ядерного вопроса путем переговоров в рамках МАГАТЭ. Надеемся, что Тегеран конструктивно отреагирует на новый процесс, продвигаемый группой шести стран для начала переговоров с Ираном.
Как Вы оцениваете нынешнюю обстановку в Латинской Америке, где последнее время к власти все чаще приходят правительства левых сил?
Латиноамериканские правительства, избираемые в этом регионе, в целом разделяют озабоченность в отношении внедрения проектов, оказывающих социальное влияние и касающихся перераспределения доходов, независимо от своей политической ориентации и того, как их именуют. Существует совместное признание, что в определении общественной политики стратегическая роль принадлежит государству. Мы знаем, что долговременный рост экономики, необходимый для обращения вспять социального отторжения, присущего нашим странам, невозможно обеспечить без распределения доходов в пользу самых уязвимых и маргинализированных слоев населения. Иными словами, к распределению доходов страны необходимо подходить как к важному двигателю развития, а не только как к последствиям процесса роста. Разумеется, все это не исключает обязательств в отношении макроэкономической стабильности, осмотрительности в налоговой сфере и микроэкономических реформах, которые постепенно проводятся в регионе.
В то же время, независимо от специфического пути, который проложит себе каждая страна, мы убеждены, что, только совместными усилиями наши государства смогут лучше продвигать необходимые преобразования, чтобы они в условиях конкуренции смогли интегрироваться в глобализованную экономику. Для этого все мы взяли обязательство в отношении процесса региональной интеграции, самым широким проявлением которого стало формирующееся Южноамериканское сообщество наций.
Бразильско-российское взаимодействие недавно поднялось на космические высоты. Как будет продолжаться это сотрудничество?
С 2003 года, когда произошла авария при запуске бразильской ракеты-носителя, Россия консультирует Бразилию в проверке этой ракеты и ее модернизации. Сейчас мы ведем переговоры о заключении Соглашения о взаимной защите ассоциированных технологий, которое дополнит юридические рамки сотрудничества в космосе и будет способствовать еще более тесному космическому партнерству с Российской Федерацией.
Успешный полет в апреле бразильского космонавта Маркуса Сезара Понтиса на Международную космическую станцию на борту российского корабля "Союз", представляет собой шаг большого научного и символического значения в сотрудничестве в космосе между двумя странами.
Для Российской Федерации Бразилия представляет собой рынок, способный поглощать экспорт ее услуг в этой сфере. В свою очередь, Бразилия может извлечь пользу из российских опыта и технологий в исследовании и мирном использовании космического пространства для развития своей космической промышленности, создавая доходы, рабочие места и обеспечивая подготовку квалифицированной рабочей силы.
В международных финансовых кругах утвердился термин - БРИК, объединяющий наиболее перспективные с точки зрения экономического развития страны: Бразилию, Россию, Индию, Китай. Как, по Вашему мнению, в этом контексте должны взаимодействовать Бразилия и Россия? Какие совместные торгово-экономические проекты Вы считали бы приоритетными?
Обмен визитами глав государств - президент Путин посетил Бразилию в ноябре 2004 года, а я побывал в Москве в октябре 2005-го- поднял на привилегированную ступень двустороннее торгово-экономическое сотрудничество.
Для придания динамики этому партнерству, мы создали Комиссию высокого уровня по экономическому сотрудничеству, которую возглавляют с бразильской стороны вице-президент республики, а с российской - премьер-министр РФ. На ее заседании в этом году в городе Бразилиа мы обсудили сотрудничество по целой гамме тем, которые отражают широту нашего партнерства: космическое пространство, энергетика, оборона, наука и образование, промышленность и технологии, сельское хозяйство и животноводство, туризм, спорт, здравоохранение и культура.
Потенциал этих взаимоотношений подчеркивается ростом двусторонней торговли на 20% в 2004 году, и на 47% - в 2005-м, что намного выше темпов роста мировой торговли. Но мы полны решимости придать динамичность нашей торговле и разнообразить перечень товаров в соответствии с потенциалом наших экономик.
Для этого необходимо сблизить российские и бразильские банки, что облегчается Меморандумом о сотрудничестве, подписанным в мае президентами Центральных банков Бразилии и России.
Мы хотим также расширять сотрудничество в энергетической области. Россия проявляет интерес к проектам в Южной Америке, таким, как строительство газопровода Аргентина - Бразилия - Венесуэла, и крупного нефтехранилища. Российские предприятия уже участвуют в реализации проектов в Бразилии, в том числе компании "Лукойл" и "Сургутнефтегаз". В сфере промышленности российские и бразильские компании обсуждают проекты в таких отраслях, как аэронавтика, автомобилестроение, телекоммуникации и дистанционное зондирование земли.
Мы можем продвинуться и в агропромышленной торговле, которая обеспечивает 4/5 нашего экспорта в Россию (с 2000 года рост достиг 559%). Мне известно, что могу рассчитывать на личное содействие президента Путина в отмене эмбарго на импорт бразильской говядины, которое было введено из-за вспышки ящура, которая уже ликвидирована.
Имеются также возможности развивать двусторонний туризм, как для отдыха, так и деловой. Необходимая инфраструктура в обеих странах имеется, и достаточно лишь приложить больше усилий правительствам и турфирмам в распространении информации о привлекательных местах. Налаживание прямых авиарейсов между двумя странами помогло бы нашим народам еще лучше узнать друг друга.
В последнее время Россия все более активно выходит на латиноамериканский рынок, в том числе, в области военно-технического сотрудничества, о чем свидетельствуют развивающиеся связи с такими разными странами, как Венесуэла, Мексика и Чили. Не собирается ли и Бразилия диверсифицировать свои отношения в этой сфере за счет более масштабного сотрудничества с Россией?
Недавние инициативы превращают науку и технику в одну из наиболее многообещающих областей для конкретизации "технологического альянса", которые предложили президент Путин и я.
Успешная миссия нашего космонавта подполковника Маркуса Понтиса на российском сегменте МКС продемонстрировала прочность взаимодействия наших космических программ. Как я уже упоминал, мы работаем с российской стороной в совершенствовании ракеты-носителя бразильского искусственного спутника Земли.
Другие сферы, в которых мы продвинулись, это метрология, биотехнология, физика Земли, астрономия и пищевая промышленность. Мы определили новые области сотрудничества, такие как нанотехнология, микроэлектроника и информатика. Выделю также передовой характер предложения о создании Центра научно-технического сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки, который может рассчитывать на участие бразильских учреждений.
Мы положительно относимся к интересу России участвовать в строительстве газопровода Бразилия - Аргентина - Венесуэла, исходя из большого опыта ее предприятий в этой области. Таким же стратегическим стало бы возможное партнерство в производстве самолетов марки ЭМБРАЭР, в реализации проектов в автомобилестроении, возобновляемых энергоносителей (этанол и биодизель), телекоммуникаций, зондировании земли и военно-техническое. В здравоохранении мы можем укрепить Сеть технологической информации в области ВИЧ/СПИД. Россия могла бы воспользоваться богатым опытом Бразилии в фармакологических исследованиях и создании медикаментов, вакцин и защитных средств.
Как видим, сотрудничество это разнообразно, и продолжает расти. Признавая стратегический смысл овладения технологиями, Бразилия желает укреплять свое партнерство с Россией в отраслях, где мы значительно дополняем друг друга.
Ваша страна отождествляется у большинства россиян, прежде всего, с ее знаменитыми футболом, карнавалом и книгами писателя Пауло Коэльо. А с чем ассоциируется сейчас у бразильцев Россия? Что, по Вашему мнению, нужно сделать для дальнейшего сближения наших народов?
Отождествление Бразилии с такими символами, как футбол и карнавал, так же, как России - с ее сибирскими морозами или миссией Юрия Гагарина в космосе - это естественный этап взаимного познания нашими народами друг друга.
Обычно Бразилия и Россия видятся как очень разные страны, однако, в действительности они обладают выраженным сходством. Мы - гиганты с точки зрения занимаемых территорий, с серьезным влиянием в соответствующих континентальных контекстах, помимо того, что обладаем крупным этнически разнообразным населением.
Россия - весомая страна на мировой арене, она играет значительную роль в политическом и экономическом курсе своего региона. Бразилия, не оставляя без внимания важный проект региональной интеграции Южной Америке, углубляет связи с другими континентами, благодаря динамизму своей экономики, прочным и давним связям в области политики и торговли.
Успех выставки "Наследие царей - произведения из музеев Московского Кремля", проведенной в 2005 году в городе Сан-Паулу, подтвердил взаимный интерес к расширению наших культурных связей. Такова же цель и проекта музыкальной школы в городе Форталезе, штат Сеара, под патронажем российской Консерватории имени Чайковского, а также уникального филиала Балетной школы Большого театра в городе Жоинвилле, штат Санта-Катарина.
Наш великолепный политический диалог, зрелость дипломатических контактов и постоянное расширение торгового обмена демонстрируют, насколько мы уже продвинулись. Контакты на высоком уровне становятся все более частыми: я имел удовольствие посетить Москву в октябре 2005 года и убедился в значении, которое придает Россия отношениям с Бразилией.
Ну а футбол - крупный фактор сближения Бразилии с другими народами. 1 сентября в Краснодаре начнет действовать первая из двух Школ бразильского футбола. Она позволит детям из семей с низкими доходами из всех регионов России развивать физические и умственные способности. Они получат полное среднее образование с подготовкой для поступления в университеты, а также спортивную и атлетическую подготовку под руководством бразильских профессионалов. Были отобраны 36 юношей среди тысяч участников ежегодных соревнований по футболу по всей России, для поездки в Бразилию, начиная с 5 июля, что включает двухмесячные тренировки в команде футбольного клуба "Фигейренси" в Санта-Катарине. Вторая Школа бразильского футбола скоро откроется в Москве.