Доклад о глобальном партнерстве "Группы восьми"
Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года
Мы подтверждаем наши обязательства по Глобальному партнерству против распространения оружия и материалов массового уничтожения, обозначенные в документах саммита "Группы восьми" в Кананаскисе в 2002 году.
С 2002 года Глобальное партнерство превратилось в крупномасштабную международную инициативу, которая способствовала укреплению международной безопасности и стабильности. К Глобальному партнерству уже присоединились 14 государств. Мы вновь подтверждаем, нашу готовность к дальнейшему расширению Партнерства на страны-получатели содействия, включая государства СНГ, а также на страны-доноры, которые поддерживают документы Кананаскиса.
Прошедший год стал подтверждением того, что обязательства, принятые изначально, поступательно претворяются в проекты и действия. В то же время мы признаем, что всем участникам еще многое предстоит сделать для повышения эффективности сотрудничества с целью достижения задач Партнерства.
Уничтожение химического оружия, утилизация списанных атомных подводных лодок, трудоустройство бывших ученых-оружейников и утилизация расщепляющихся материалов были обозначены в Кананаскисе в качестве приоритетов. Российская Федерация рассматривает первые две области сотрудничества как имеющие первостепенное значение для выполнения проектов Глобального партнерства в России.
Мы вновь подтверждаем наше обязательство выделить до 20 млрд. долларов до 2012 года для поддержки, первоначально в России, приоритетных проектов в рамках этой инициативы.
I. Практические достижения в выполнении Глобального партнерства.
Уничтожение химического оружия
В Кананаскисе было признано, что международное содействие по сооружению объектов по уничтожению химического оружия является ключевым условием помощи России в уничтожении запасов химического оружия в соответствии с ее обязательствами по Конвенции о запрещении химического оружия. Россия со своей стороны также значительно увеличила объем финансирования, Программы по уничтожению химического оружия в России, подчеркивая при этом важность иностранного содействия для ускорения реализации этой Программы.
Построены два объекта по уничтожению химического оружия. На объекте, действовавшем в 2002-2005 годах в п. Горный, было уничтожено все хранившееся там химическое оружие. Содействие было оказано Германией, ЕС, Нидерландами, Финляндией и Польшей. Объект в г. Камбарка введен в эксплуатацию в конце декабря 2005 года. Он был построен при содействии Германии, ЕС, Нидерландов, Швейцарии, Швеции и Финляндии.
Продвинулись также работы по сооружению объекта в г. Щучье при участии США, Канады, Великобритании, Италии, Швейцарии, Чехии, ЕС, Норвегии, Нидерландов, Швеции, Новой Зеландии, Ирландии и Бельгии. Этот объект планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году. Франция планирует предоставить финансовые средства для работ по уничтожению химического оружия в России, первоначально на проекты в г. Щучье, после ратификации двустороннего соглашения с Россией, подписанного 14 февраля 2006 года.
Италия будет предоставлять содействие в строительстве объекта по уничтожению химического оружия в г. Почеп. Германия готова оказать содействие в сооружении объекта в пос. Леонидовка: в настоящее время осуществляется обмен вербальными нотами на этот счет. Великобритания и Канада рассматривают вопрос об оказании содействия в сооружении объекта в г. Кизнер.
Канада, Нидерланды, Великобритания, Финляндия и Швейцария финансируют деятельность центров по работе с общественностью, расположенных вблизи некоторых объектов.
Комплексная утилизация атомных подводных лодок
Другой приоритетной областью Глобального партнерства, обозначенной в Кананаскисе, является утилизация атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации Военно-Морского Флота России. Это - комплексная работа, включающая транспортировку атомных подводных лодок, выгрузку отработавшего топлива, демонтаж и безопасное хранение реакторных отсеков.
С 2002 года были достигнуты значительные результаты: утилизирована 61 атомная подводная лодка. Из них 17 - при содействии США, Канады, Великобритании, Японии, Норвегии. Работы в основном осуществлялись главным образом на Северо-Западе России, некоторые из них также были реализованы на Дальнем Востоке.
В дополнение к утилизации атомных подводных лодок, проекты Глобального партнерства были направлены на совершенствование инфраструктуры безопасного и надежного хранения ядерных материалов, полученных в результате процесса утилизации. В настоящее время реализуются следующие основные проекты: строительство в Губе Сайда пункта долговременного хранения 150 реакторных отсеков (первая очередь объекта будет введена в эксплуатацию 18 июля 2006 года), проект финансируется Германией; реабилитация временного хранилища для отработавшего ядерного топлива в Губе Андреева, проект финансируется Великобританией, Норвегией и Швецией; работы по модернизации установки по сжиганию радиоактивных отходов на судоремонтном заводе "Звездочка", проект финансируется Францией; создание многоцелевого контейнеровоза для перевозки ядерных (и связанных с ними) материалов, проект финансируется Италией; создание хранилища для отработавшего ядерного топлива на территории предприятия "Атомфлот" в Мурманске, проект финансируется Великобританией. Канада профинансировала мероприятия по улучшению экологической обстановки на заводе "Звездочка".
Страны-участницы продолжают успешно использовать Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации, которое заложило основу для реализации «Ядерного окна» природоохранного партнерства "Северное измерение" (ППСИ), в которое включен ряд многосторонних и двусторонних проектов в ядерной сфере, таких как работы по реабилитации бывшей береговой базы в Гремихе, которые финансируются Францией, ППСИ и ЕС.
По состоянию на 1 декабря 2005 года в «Ядерном окне» ППСИ страны-участницы аккумулировали 70,114 млн. евро. Уже заключено три контракта на 19,1 млн. евро. К концу 2008 года стороны планируют предоставить до 150 млн. евро для этой Программы.
Утилизация расщепляющихся материалов
В 2000 году США и Российская Федерация достигли договоренности о том, что каждая сторона переведет 34 тонны оружейного плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, в формы, не пригодные для изготовления ядерного оружия. Поскольку ряд стран зарезервировал финансовые средства для этой цели, можно рассчитывать, что нерешённые вопросы будут урегулированы с тем, чтобы эта важная работа была начата.
США и Россия выработали общий подход к решению проблемы гражданской ответственности за ущерб, что поможет создать прочную долгосрочную основу для этой и других программ.
Трудоустройство бывших ученых-оружейников
С 2002 года США, ЕС, Великобритания, Канада, Япония и другие страны профинансировали через Международный научно-технический центр в России (МНТЦ) и Научно-технический центр на Украине более 1400 научно-исследовательских проектов, в которые было привлечено свыше 17 000 бывших ученых-оружейников. В предстоящем году стороны, финансирующие центры, проанализируют деятельность и рассмотрят пути дальнейшего повышения эффективности деятельности этих двух Центров.
Другие сферы сотрудничества
- Физическая защита расщепляющихся материалов
В заявлении "Группы восьми" по нераспространению в Глениглсе и в Плане действий "Группы восьми" в области нераспространения, принятом на Си-Айленде, подчеркивается важность решения вопросов физической безопасности ядерных материалов, оборудования и технологий, а также радиоактивных источников.
Ряд доноров начали программы с Россией и Украиной по совершенствованию систем физической защиты, учета и контроля ядерных материалов. К числу этих стран относятся США, Великобритания, Германия, Канада, Норвегия, Швеция и ЕС.
Расширяется также сотрудничество среди стран, которые взаимодействуют в рамках обеспечения безопасности радиоактивных источников. Ряд доноров, среди которых США, Норвегия, Дания, Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО), Германия, Канада и Франция, поддерживают проекты по утилизации, хранению и замене около 700 высокорадиоактивных радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), которые использовались для снабжения электроэнергией российских маяков. При содействии Канады разрабатывается российский "Мастер-план по РИТЭГам" и предпринимаются усилия, чтобы повысить координацию среди стран, участвующих в этой работе.
Страны Глобального партнерства взаимодействуют и в других важных сферах. США сотрудничают с Россией и Украиной в области демонтажа систем стратегического оружия и повышения безопасности транспортировки и хранения такого оружия.
Несколько участников Глобального партнерства реализуют отдельные проекты по биобезопасности.
США и Россия при дополнительной финансовой поддержке со стороны ряда других стран сотрудничают в строительстве электростанций, работающих на ископаемом топливе, что позволит по завершении их строительства закрыть три оставшихся российских реактора, нарабатывающих оружейный плутоний. Канада, Финляндия, Нидерланды, Великобритания и Новая Зеландия также внесли средства для поддержки этих проектов.
Пополнение Чернобыльского фонда "Укрытие", предоставляющего необходимые финансовые ресурсы для завершения работы над новым саркофагом, стало очередным шагом в направлении обеспечения ядерной безопасности на Украине. Ряд доноров осуществляют на Украине проекты по совершенствованию систем экспортного контроля и безопасности границ в целях предотвращения незаконного оборота ОМУ через национальные границы.
II. Страны, участвующие в Глобальном партнерстве, отмечают следующие успехи в реализации проектов:
Координация, транспарентность: Нарастающий темп взаимодействия, увеличение количества проектов и других видов деятельности требуют тесного сотрудничества, координации и транспарентности. Это привело к созданию различных неофициальных структур между Россией и отдельными странами-донорами или рядом стран-доноров, работающих в одной и той же области. Например, созданы группы для содействия координации в осуществлении проектов: по комплексной утилизации атомных подводных лодок в Губе Андреева и Гремихе, ликвидации РИТЭГов, строительству объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье. Эту практику можно было бы применять и в других видах деятельности.
Тесные консультации, координация и обмен информацией по текущей и планируемой деятельности способствуют тому, что эффективность проектов повышается, сокращается дублирование в работах и пробелы. Эта деятельность также позволяет максимально эффективно использовать ресурсы каждой страны.
Правовые вопросы: Правовая база Глобального партнерства продолжает расширяться. За последний год заключено одно межправительственное соглашение о сотрудничестве в ликвидации химического оружия между Россией и Францией. С Францией, Японией и ЕБРР подписаны соглашения по утилизации атомных подводных лодок. Эффективным инструментом является трехсторонний механизм, когда третья страна-донор или организация используют имеющееся двустороннее соглашение, заключенное между другим донором и Россией.
Вопросы доступа: Партнеры прилагают все возможные усилия, чтобы в кратчайшие сроки в соответствии с российским законодательством и имеющимися двусторонними соглашениями решать любые вопросы, связанные с доступом на объекты сотрудничества. Многие проблемы были решены в сотрудничестве с российскими властями и персоналом объектов. Страны-участницы согласились с тем, что и впредь будут решать любые возникающие вопросы, связанные с доступом, в духе сотрудничества и партнерства, учитывая общие цели Глобального партнерства.
Налогообложение: В 2006 году Правительство Российской Федерации внесло поправку в национальное законодательство для совершенствования системы предоставления налоговых льгот организациям, получающим иностранное содействие для уничтожения ОМУ.
III. Страны-участницы Глобального партнерства будут добиваться достижения следующих целей:
Финансирование
Основным условием достижения успеха Партнерства является продолжение усилий всеми участниками по переводу своих финансовых обязательств в конкретные действия. Партнеры приветствуют то, что с момента учреждения Глобального партнерства Россия существенно увеличила объем собственных средств, выделяемых на финансирование проектов в рамках Партнерства. Россия уже израсходовала свыше 1 млрд. долл. США на уничтожение химического оружия и около 220 млн. долл. США - на утилизацию атомных подводных лодок. Партнеры признают, что одним из существенных факторов успешной реализации проектов является предсказуемость, согласованность, адресность и эффективность оказываемого содействия.
Приоритеты
Предстоит еще многое сделать для того, чтобы к 2012 году успешно завершить текущие программы и выполнить все приоритеты Кананаскиса. Страны-участницы Глобального партнерства осознают необходимость учитывать все приоритеты этой инициативы, которые были обозначены в Кананаскисе. Страны-участницы Партнерства признают, что финансовая помощь на уничтожение химического оружия в Российской Федерации в основном будет необходима в 2006‑2009 годах. Они отмечают заинтересованность некоторых партнеров в расширении сотрудничества в сфере утилизации атомных подводных лодок в Дальневосточном регионе Российской Федерации.
Расширение Глобального партнерства
Глобальное партнерство открыто для дальнейшего расширения в соответствии с документами Кананаскиса. Принимая во внимание, что основной задачей остается осуществление проектов в России, мы продолжаем рассматривать правомочность присоединения к Партнерству других стран, в том числе входящих в СНГ. Для этого требуется официальное подтверждение ими готовности принять цели и принципы, изложенные в документах саммита в Кананаскисе, а также представить детальную информацию по проектам, которые они предполагают осуществлять в рамках Глобального партнерства. Работа в данной области будет продолжена.
Рабочая группа по Глобальному партнерству
Осознавая необходимость уделять постоянное внимание конкретным вопросам, влияющим на реализацию Партнерства, а также важность регулярного обмена информацией между всеми участниками, Рабочая группа по Глобальному партнерству продолжит выполнять функции форума для определения и решения любых возникающих проблем. Рабочая группа, объединяющая всех стран-участниц Глобального партнерства, как входящих, так и не входящих в «Группу восьми», будет и впредь являться форумом для обмена информацией и передовым опытом.
В связи с приближением половины срока действия Глобального партнерства признано необходимым провести его объективную качественную и количественную оценку,. Такая оценка важна, чтобы составить четкое представление о том, что еще предстоит сделать. Это поможет прояснить, каким образом каждая страна могла бы оптимально определить свое участие и как каждый может извлечь преимущества из накопленного опыта. Рабочая группа по Глобальному партнерству намерена провести такой анализ в течение предстоящего года. Получатели содействия и страны-доноры приветствуют такой обзор, который будет проведен с учетом основных задач в рамках обязательств Кананаскиса.
Приложение А. Ежегодный доклад Рабочей группы по Глобальному партнерству "Группы восьми", 2006 год