Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Публикации

Глобальное партнерство в области экономического развития Африки


Хорст Келлер,
директор-распорядитель Международного валютного фонда

"Нет сомнений в том, что МВФ, Всемирному банку и другим донорам придется предоставлять большую по объему и лучше скоординированную техническую помощь на поддержку стратегий сокращения масштабов бедности в Африке", – считает директор-распорядитель Международного валютного фонда Хорст Келлер.

Одна из перспективных инициатив, по мнению Келлера, – это Документы стратегий сокращения масштабов бедности, позволяющие развивающимся странам самим разрабатывать стратегии под руководством международных финансовых институтов. Для того, чтобы подобные стратегии стали успешными, они должны основываться на содействии налаживанию добросовестного государственного управления, развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства и инфраструктуры, росту масштабов региональной и глобальной экономической интеграции и созданию партнерств между Африкой и ее двусторонними, многосторонними и частными институтами развития.

Приводимые ниже положения были высказаны автором в выступлении на заседании Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций, состоявшемся 16 июля 2001 года в Женеве, Швейцария.


Сегодняшнее заседание проходит в то время, когда везде в мире экономика переживает трудности. Ее рост замедляется в глобальном масштабе. Это приводит к определенным неудобствам в промышленно развитых странах и становится источником лишений во многих развивающихся странах, рынки которых находятся в стадии формирования. Создавшееся положение приводит к серьезным проблемам в борьбе с бедностью в мире. Разумеется, цикл деловой активности не прекратился, и определенные коррективы были даже необходимы для его балансирования. Однако в настоящее время прежде всего страны с хорошо развитой экономикой обязаны активно работать в направлении перспектив устойчивого роста, что придаст новый импульс развитию глобальной экономики. Со своей стороны, нарождающимся рынкам и развивающимся странам следует продолжать курс проведения структурных реформ и разумной макроэкономической политики.

Снижение мировой экономической активности как никогда ясно показало наличие взаимосвязи между странами, и это служит предупреждением о том, что нельзя поддерживать процветание в странах с хорошо развитой экономикой в условиях широкого распространения бедности. Интеграция в международную экономику принесла небывалые выгоды в виде роста доходов и повышения благосостояния большей части мира. Однако эта нарастающая волна процветания слишком многих оставила за бортом, например, почти все страны, расположенные к югу от Сахары. Сейчас разговоры об экономической стабильности и сокращении масштабов бедности остаются просто разговорами, когда нет стратегии борьбы с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, как отмечалось на проходившей в прошлом месяце специальной сессии ООН в Нью-Йорке. Все эти события подчеркивают необходимость выработки более широкой концепции, в рамках которой можно было бы ответить на важные вопросы, связанные с глобализацией. Эта концепция должна исходить из того, что все человечество живет в едином мире, и закладывать основу процветания для всех. Прежде всего, достижение успеха в борьбе с бедностью послужит ключом к стабильности и миру в двадцать первом веке, и нигде линия фронта этой борьбы не обозначена четче, чем в Африке. В течение своего первого года работы в МВФ я дважды побывал в Африке, где беседовал с главами государств, а также с представителями частного сектора и гражданского общества. Кроме того, я часто встречался с руководителями африканских стран в Вашингтоне. У меня не осталось никаких сомнений в том, что африканский континент отличается необыкновенным разнообразием. Там существуют проблемы небывалых масштабов, но и потенциал этой части мира огромен. Меня, например, поразила решимость африканцев, прежде всего африканских женщин, упорно работать над преодолением многочисленных препятствий и не отступать перед трудностями. Мы не должны обмануть их надежды. Я решительно выступаю против проявления цинизма и пессимизма в отношении Африки и знаю, что у этого континента есть будущее.

Новая африканская инициатива

В настоящее время перед нами открылись новые возможности для работы. Африканские лидеры работают сообща над разработкой стратегий ускоренного роста экономики и развития, а также стратегий, направленных на резкое сокращение масштабов бедности, которая получила широкое распространение на африканском континенте. Мне доставляет большое удовлетворение то обстоятельство, что эти подходы – ПТПВА (Партнерство тысячелетия по программе возрождения Африки) и план ОМЕГА – были объединены в одну Новую африканскую инициативу. Эта инициатива тесно связана с основополагающими принципами собственности, руководства и ответственности за устранение внутренних препятствий на пути устойчивого роста в африканских странах, и я считаю, что подобная связь – самый важный фактор данной инициативы.

Основное внимание в Новой африканской инициативе уделяется четырем важнейшим элементам.


Первое и главное – ясное осознание того факта, что мир, демократия и добросовестное управление – необходимые предпосылки для инвестиций, роста и сокращения масштабов бедности.

Во-вторых, в этой инициативе содержится призыв к разработке планов действий по созданию и развитию систем здравоохранения и образования, а также инфраструктуры и сельского хозяйства.

В-третьих, в ней справедливо присутствует опора на частный сектор и экономическую интеграцию на региональном и глобальном уровнях.

И, в-четвертых, в ней определяются конкретные шаги по созданию более производительных партнерств между Африкой и ее двусторонними и многосторонними партнерами, а также партнерами по развитию из частного сектора.

Я рассматриваю эти элементы в их совокупности в качестве основы комплексного подхода к борьбе с бедностью в Африке. Я считаю особенно важным то, что в Новой африканской инициативе приводится характеристика конкретной организационной структуры, направленной на содействие претворению в жизнь этой инициативы. Мой совет состоит в том, чтобы смелее и целеустремленнее продвигаться вперед в ходе практического выполнения этой инициативы, но при этом не допускать борьбы между отдельными бюрократическими и институциональными структурами, поскольку, в конечном счете, эта инициатива предназначена для народа, а не для организаций и учреждений. Хочу заверить вас в том, что Международный валютный фонд (МВФ) готов предоставить свой опыт и ресурсы для активного участия в осуществлении этого процесса, а также оказания мощной поддержки африканской концепции видения будущего и рабочей программы.

Отрадно отметить, что Новая африканская инициатива признает Документы стратегий сокращения масштабов бедности (ДССМБ) в качестве основного средства включения в национальные программы приоритетов, имеющих значение для всего континента, и координации международной поддержки этих программ. Такое признание позволяет нам развивать опыт, который мы уже приобрели в рамках совместной работы. С моей точки зрения, следует продолжать практику составления Документов стратегий сокращения масштабов бедности, в которых делается акцент на собственность в стране, ее широкое участие в упомянутой инициативе и решение основных проблем экономического и социального развития с тем, чтобы подобная практика стала руководящей основой нашего партнерства с африканскими странами. Процесс ДССМБ представляет собой работу, которая еще не закончена – лишь несколько месяцев назад мы получили первые пять "полных документов ДССМБ" – но есть основания полагать, что он принесет свои плоды. Удается поддерживать экономический рост, и в ряде стран его показатели даже повышаются, несмотря на трудную обстановку в мире. В нынешнем году ожидается рост затрат на здравоохранение и образование на 1 процент валового национального продукта. Кроме того, в ответ на призывы африканских стран и донорского сообщества МВФ и Всемирный банк приступили к разработке тщательного анализа социального воздействия ДССМБ для того, чтобы позже включить его результаты в национальные стратегии сокращения масштабов бедности. Мы с (президентом Всемирного банка) Джимом Вулфенсоном будем продолжать работать с нашими партнерами в Африке и донорским сообществом в целях реализации потенциала ДССМБ в полном объеме.

Потенциальные возможности ДССМБ

Африканские лидеры безусловно подчеркивают, что этот процесс предъявляет жесткие требования к их ограниченным административным возможностям. Нет также никакого сомнения в том, что МВФ, Всемирному банку и другим донорским организациям придется предоставлять повышенную и лучше скоординированную техническую помощь в поддержку стратегий сокращения масштабов бедности в Африке. МВФ планирует расширить целенаправленную работу по основным направлениям деятельности фонда и в ближайшие недели обсудит с ведущими донорами пути их участия в этой работе. Я считаю, что большое значение в этом плане имеет концентрация усилий на тех областях, где у фонда накоплен значительный опыт, и меня радует, что Всемирный банк, Программа развития Организации Объединенных Наций и Африканский банк развития работают в том же направлении. Так что наши усилия будут дополнять друг друга. По мере реализации Новой африканской инициативы МВФ сможет предоставлять содействие и помощь тем органам, которые будут созданы для наблюдения за ее выполнением.

К концу нынешнего года МВФ и Всемирный банк проведут тщательный анализ процесса ДССМБ, опираясь на позиции своих членов и других международных институтов, доноров и гражданского общества. Я уверен в том, что это позволит выявить дополнительные области для улучшения процесса. Не последнюю роль играет здесь то обстоятельство, что процесс ДССМБ представляет собой естественный путь более четкого согласования усилий доноров, и мы высоко ценим уже проделанную рядом из них работу. Доноры, действительно серьезно относящиеся к вопросам собственности стран и эффективности предоставляемой помощи, должны быть готовы сделать больше для того, чтобы их помощь действительно служила интересам Африки, в том числе путем освобождения этой помощи от налагаемых на нее ограничений, и не поддаваться соблазну управления этой помощью на микроуровне в соответствии с представлениями, характерными для их стран.

Уважение к собственности и приоритетам той или иной страны также лежит в основе упрощения структуры условий, на которых предоставляется помощь МВФ. Условия предоставления помощи сохраняют свое критически важное значение не в последнюю очередь вследствие необходимости обеспечивать возобновляемость ресурсов фонда. Однако при установлении условий помощи нам нужно уделять основное внимание мерам, действительно играющим решающую роль в выполнении макроэкономических целей программы и давать самим странам возможность определения конкретных объемов работы в соответствии с их политическими и культурными традициями. Меня радует, что африканские руководители решили сделать добросовестное управление центральным элементом Новой африканской инициативы, поскольку оно имеет огромное значение для привлечения частных инвестиций и обеспечения эффективного использования скудных государственных ресурсов. Фонд готов обсуждать издержки и выгоды государственного вмешательства и контроля, а также работать с государственными властями для определения методов сокращения рисков, связанных с недобросовестным распоряжением средствами и коррупцией. Мы также будем продолжать оказание африканским странам помощи в повышении прозрачности и подотчетности в области макроэкономической и финансовой политики, а также в сфере экономической статистики – проводя обширную работу по общепризнанным международным стандартам и кодексам правил добросовестного ведения дел.

МВФ и Всемирный банк используют процесс ДССМБ, а также предоставляют финансовую и техническую помощь для того, чтобы помочь африканским странам в установлении необходимых условий для динамичного частного сектора – создании устойчивых институтов, обеспечении предсказуемой правовой и экономической среды и предоставлении равных условий деятельности. Кроме того, мы оказываем значительную поддержку советам инвесторов, которые служат средством налаживания конструктивного диалога между африканскими руководителями и руководством местных и международных компаний. Это придаст больший вес точке зрения бизнесменов и поможет им выявлять инвестиционные возможности, а также основные препятствия на пути частных инвестиций и варианты их устранения.

Создание условий для роста торговли

Больше всего Африка нуждается в расширении торговых возможностей. Это то, как Африка может сама себе помочь лучше всего. Пора, наконец, предоставить африканским странам свободный доступ на рынки промышленно развитых стран, в частности, в наиболее важных для бедных стран областях, таких как сельскохозяйственная продукция, текстильные изделия и одежда. Эти области также должны стать предметом особого внимания на новом раунде многосторонних торговых переговоров в контексте Всемирной торговой организации. Я согласен с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в том, что протекционизм мешает борьбе с бедностью, и нужно как можно скорее начать этот новый раунд международных торговых переговоров.

Не меньшее значение имеет и устранение развивающимися странами их собственных препятствий в торговле. В Африке это также должно стать частью концепции регионального экономического сотрудничества и интеграции в качестве средства улучшения условий конкуренции и повышения привлекательности африканского континента для инвесторов. МВФ всегда был и остается одним из основных сторонников региональной торговой и финансовой интеграции, например, в Западноафриканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС) и в Таможенном союзе Восточной и Южной Африки (ТСВЮА). Наш фонд стимулирует гармонизацию и упрощение сложных и частично дублирующих друг друга субрегиональных торговых механизмов. Мы и впредь будем предоставлять консультации и техническую помощь в проведении практических мероприятий, связанных со сбором налогов, взиманием таможенных пошлин и ведением торговли. Кроме того, мы будем предоставлять помощь в развитии регионального наблюдения за макроэкономической политикой, а также за гармонизацией и сближением этой политики для содействия углублению региональной интеграции – конечной цели нового Африканского союза.

Практическое достижение установленного для промышленно развитых стран задания выделять 0,7 процента своего валового национального продукта (ВНП) на официальную помощь развитию (ОПР) следует рассматривать как вложение капитала в обеспечение мира и процветания на всем земном шаре. Если сохранится стремление достичь этого уровня в течение нынешнего десятилетия (при сегодняшнем среднем уровне в 0,24 процента ВНП), то только за первый год прирост составит свыше 10 миллиардов долларов, – величина, которую Коффи Аннан определил как необходимую для начала реализации всеобъемлющей программы предотвращения и лечения ВИЧ-инфекции/СПИДа. Более того, следует создать возможности для направления новой более масштабной помощи беднейшим странам. Вызывает тревогу тот факт, что в настоящее время только одна пятая общего объема ОПР поступает в наименее развитые страны.

Уменьшение долга

Предоставление помощи в погашении долга также образует составную часть всеобъемлющей концепции сокращения масштабов бедности. В рамках усовершенствованной Инициативы в отношении бедных стран с наибольшей задолженностью (БСНЗ) МВФ и Всемирный банк приложили усилия, уже сейчас позволившие предоставить 25 миллиардов долларов на оказание помощи в погашении долга 19 странам Африки, тем самым сократив для них соотношение обслуживания долга к экспорту приблизительно вдвое (с 18 процентов в 1998-2000 годах до около 9 процентов в 2001-2005 годах). Оказание помощи по инициативе БСНЗ в погашении долга приводит к ежегодной экономии бюджетных средств этих стран в пределах от 1 до 2,5 процента ВНП, позволяя им значительно увеличивать затраты на бедных.

Я безусловно считаю, что сами эти страны с наибольшей задолженностью должны быть заинтересованы в осуществлении эффективного надзора за использованием ресурсов, высвободившихся в результате этой инициативы с тем, чтобы продемонстрировать своим гражданам, а также донорам, что эти ресурсы достойно используются для сокращения масштабов бедности. Мы делаем все возможное для того, чтобы распространить выгоды упомянутой инициативы на оставшиеся страны, которые имеют на это право. В ходе осуществления этого процесса мы расширим усилия, направленные на удовлетворение особых потребностей стран, недавно вышедших из конфликта, включая предоставление субсидий по погашению процентов в рамках оказываемой МВФ чрезвычайной помощи странам, пострадавшим от конфликтов. Я также приветствую решения "Большой семерки" и других стран-доноров о дальнейшем предоставлении помощи путем полного отказа от своих двусторонних претензий в контексте Инициативы БСНЗ.

Однако мы также должны понимать, что оказание помощи в погашении долга не будет панацеей. Предоставление кредита по-прежнему остается и останется незаменимым элементом экономического развития, и поэтому, в конечном счете, очень большое значение для бедных стран будет иметь завоевание ими доверия у инвесторов путем обретения этими странами способности и желания возвращать взятые взаймы средства. Вот почему МВФ будет в тесном контакте со Всемирным банком и другими партнерами проводить работу по оказанию помощи африканским странам в создании крепких финансовых секторов и, в конечном счете, в интеграции этих стран в международные финансовые рынки.

МВФ активно сотрудничает в подготовке к проведению Конференции по вопросам финансирования в целях развития (КВФЦР, которая должна состояться в марте 2002 года в Мехико), и мы рассчитываем на ее успех. Доклад генерального секретаря подготовительному комитету, а также доклад Эрнесто Седильо (по финансированию для развития) стали хорошим вкладом в ожидаемый успех конференции. Я уверен, что Конференция ВФЦР может действительно оказать большое воздействие на сокращение масштабов бедности в Африке и во всем мире, уделив основное внимание решению двух задач. Первая – это определить недостатки в институциональной структуре по борьбе с бедностью, при этом продолжая максимально использовать существующие механизмы. Вторая задача заключается в оказании помощи по созданию более многочисленных общественных групп, выступающих в поддержку необходимых действий в области торговли и предоставления помощи.

Я также по-прежнему убежден в том, что необходимо создать конкретную, конструктивную и прозрачную систему осуществления контроля за достигнутыми результатами и координации нашей деятельности с целью достижения Целей международного развития. Мы с Джимом Вулфенсоном уже обсуждаем вместе с Коффи Аннаном вопрос о том, как найти общий подход в этом направлении. Однако время идет, и нужно быстрее продвигаться вперед. Процесс ДССМБ набирает обороты, и это очень важно. Следует использовать данный процесс в качестве основы мониторинга усилий отдельных бедных стран по сокращению масштабов бедности. Организация экономического сотрудничества и развития ведет работу по созданию процесса мониторинга поддержки со стороны основных промышленно развитых стран в таких областях, как доступ на рынок, предоставление помощи, сокращение долга и создание потенциальных возможностей. Помимо этого по-прежнему существует необходимость в наличии общей структуры и распределении ответственности, а также осуществлении контроля за торговлей оружием и наркотиками. Кроме того, Организация Объединенных Наций, разумеется, остается естественным форумом для вынесения общей оценки.

Я не хочу приуменьшать масштабы трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться в оказании содействия устойчивому развитию и сокращению масштабов бедности в Африке. Однако нарождающееся африканское видение проблемы и рабочая программа по ее решению открывают возможности для весьма убедительного шага вперед. Мы не должны упускать эту возможность. Деятельность МВФ неотъемлемая часть деятельности ООН, и, пользуясь своим опытом и предоставленными нам полномочиями, мы твердо намерены работать в тесном контакте со всеми вами, чтобы эта перспектива стала реальностью.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина