О работе с Африкой. Итоговый документ саммита "группы восьми" (Санкт-Петербург, 2006)
Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года
Наши обязательства
С конца 1990-х годов на саммитах «Группы восьми» Африке уделялось повышенное внимание. В прошлом году в Глениглсе «восьмерка» договорилась принять ряд дальнейших мер, направленных на сокращение бедности и содействие устойчивому развитию континента. Мы продолжаем работать в партнерстве с Африкой в поддержку Афросоюза и НЕПАД, уделяя в текущем году приоритетное внимание инфекционным заболеваниям, образованию и энергетической безопасности. В данном докладе рассмотрен прогресс, достигнутый в реализации обязательств по Африке, принятых «Группой восьми» на последнем саммите в Глениглсе, - с учетом того, что главную ответственность за осуществление реформ несут сами африканцы.
Достигнутый прогресс
Мир и стабильность: Мы расширили поддержку усилий африканского сообщества по укреплению мира и стабильности в Африке, включая помощь в создании Африканских сил постоянной готовности, оказание материально-технического и финансового содействия в выработке стратегии по укреплению общего потенциала африканских организаций по урегулированию конфликтов на континенте. Мы предоставили финансирование, материально-технические ресурсы и специалистов Миссии Африканского союза в Дарфуре и готовы поддержать замену миротворцев АС контингентом ООН. Мы содействовали развитию ряда международных центров подготовки миротворцев в Африке, а также в других регионах мира. Отмечаем подготовленный к встрече министров иностранных дел «Группы восьми» доклад представителей «восьмерки» и других стран-доноров об укреплении африканского миротворческого потенциала, включая создание в г.Виченца Центра подготовки полицейских подразделений для обеспечения стабильности. Мы предпринимаем необходимые шаги по выполнению взятого на Си-Айленде обязательства подготовить 75 тыс. миротворцев в различных регионах к 2010 году, уделяя первоочередное внимание Африке.
В Глениглсе мы отмечали важность мира как условия для развития и договорились оказывать содействие нестабильным африканским государствам в посткризисном и постконфликтном восстановлении. В этом плане Африка добилась существенного прогресса. Мы предприняли шаги, чтобы помочь странам, пережившим конфликты, и решительно поддержали успешное создание в декабре 2005 года Комиссии ООН по миростроительству. Мы способствовали быстрому и более эффективному реагированию на вызываемые конфликтами гуманитарные кризисы посредством создания в марте с.г. Центрального фонда чрезвычайного реагирования ООН, в который страны-члены «восьмерки» и другие доноры обязались внести 264 млн. долл.; 92 млн. долл. уже выделено на урегулирование чрезвычайных ситуаций на Африканском Роге, в Дарфуре, Демократической Республике Конго, Чаде, Нигере, Кот-д'Ивуаре и Бурунди. Усилия доноров за последний год во взаимодействии с региональными лидерами и международным сообществом способствовали предотвращению голода в странах Восточной и Южной Африки, где он угрожал более чем 26 миллионам человек.
Содействие становлению надлежащего и эффективного управления: Совместно с нашими международными партнерами мы обеспечили вступление в силу в декабре 2005 года Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которую уже ратифицировали 22 африканских государства и 3 члена «восьмерки». 25 африканских стран стали участниками Африканского механизма равноправного взаимного контроля, и 3 уже выполнили соответствующие процедуры. Существенный прогресс достигнут в обеспечении транспарентности и подотчетности, в т.ч. в газовой и нефтяной промышленности - в рамках реализации Инициативы по транспарентности в добывающей промышленности, в которой участвуют 15 африканских стран и 22 компании. Мы успешно завершили работу в ОЭСР по значительному ужесточению требований в вопросах борьбы со взяточничеством для тех, кто обращается за экспортными кредитами и гарантиями по кредитам.
Инвестиции в развитие человеческого потенциала: Основываясь на обязательствах, принятых нами в прошлом году в Глениглсе, страны «восьмерки» и другие международные партнеры одобрили политическую декларацию на встрече высокого уровня ООН по ВИЧ/СПИД в июне с.г., в которой содержится обязательство предпринимать все необходимые усилия по обеспечению всеобщего доступа к комплексным программам профилактики, лечения, ухода за ВИЧ-инфицированными и их поддержки к 2010 г.; осуществить меры по выделению дополнительных ресурсов на борьбу с ВИЧ/СПИД с учетом того, что, по оценке ЮНЭЙДС, в период до 2010 г. на эти цели будет ежегодно требоваться порядка 20-23 млрд. долл. Глобальный фонд является важным инструментом в борьбе с ВИЧ/СПИД. Совместно с другими донорами мы продолжим работу в целях обеспечения финансирования, необходимого для пополнения Фонда в 2006-2007 гг., и призываем все заинтересованные стороны принять активное участие в разработке 4-летней стратегии, направленной на создание прочной основы для деятельности Фонда в предстоящие годы. Мы предпринимаем усилия по реализации Глобального плана по борьбе с туберкулезом, принятого в январе 2006 г., и Глобального стратегического плана по ликвидации малярии, принятого в ноябре 2005 г. Мы приняли обязательства направить на цели борьбы с полиомиелитом 210 млн. долл. в 2006 г. Если удастся ликвидировать дефицит финансирования, полиомиелит в Африке будет искоренен.
Мы содействуем нашим африканским партнерам в выполнении их обязательств по обеспечению бесплатного начального образования для всех детей в Африке к 2015 г. Мы поддерживаем эффективную реализацию Инициативы ускоренного финансирования программы «Образование для всех», что детализируется в итоговом документе по образованию Санкт-Петербургского саммита. Мы приветствуем План действий в области науки и технологий, принятый африканскими министрами в сентябре 2005 г. и направленный на обеспечение квалифицированными кадрами частного и государственного секторов в африканских странах.
В сфере водных ресурсов мы выступаем за укрепление сотрудничества между африканскими организациями бассейнов рек, оказываем поддержку Африканскому совету министров по воде и Африканскому банку развития, играющему ведущую роль в этой ключевой области. Мы вносим вклад в усилия по повышению эффективности помощи, направляемой на развитие водных ресурсов в Африке.
Поощрение роста: Мы не ослабляли усилий по содействию Африке в том, чтобы она могла через торговлю решать вопросы достижения устойчивого развития. Мы договорились в ходе министерской встречи ВТО в декабре 2005 г. ликвидировать все формы субсидирования экспорта хлопка в 2006 году, покончить со всеми формами сельскохозяйственных экспортных субсидий и навести порядок со всеми подобными экспортными мерами к концу 2013 г.; отменить все пошлины и квоты для по меньшей мере 97% продукции из наименее развитых стран при условии успешного завершения Дохийского раунда; обеспечить поддержку усилий развивающихся стран по укреплению их торгового потенциала. Мы подтверждаем, что принцип дифференцированного подхода является неотъемлемой частью договоренностей в рамках ВТО.
Мы оказываем Африке содействие в строительстве автомобильных и железных дорог, энергетических и других систем, необходимых для экономического роста, в т.ч. через нашу поддержку Консорциума по развитию инфраструктуры в Африке, созданного в октябре 2005 г., который уже определил источники финансирования для реализации 11 региональных проектов из числа вошедших в краткосрочный План действий программы НЕПАД стоимостью 740 млн. долл. Мы содействуем Африке в привлечении частного финансирования и внутренних инвестиций, которые будут способствовать экономическому росту, в т.ч. через Африканскую инвестиционную инициативу НЕПАД-ОЭСР, Инициативу расширенного содействия Африке по линии частного сектора, а также Фонд инвестиционного климата, решение о создании которого было принято на Всемирном экономическом саммите в июне с.г. Мы продолжаем оказывать существенное содействие развитию сельского хозяйства в Африке. Основой для совместной работы в этой области является Всеобъемлющая программа развития сельского хозяйства в Африке АС/НЕПАД.
Финансирование развития: Мы напряженно работаем в целях выполнения наших крупных обязательств по предоставлению помощи, что по сравнению с 2004 г. с учетом вклада других доноров приведет к увеличению к 2010 г. официальной помощи развитию (ОПР) Африке на 25 млрд.долл. в год при общей планируемой ОЭСР сумме прироста ОПР в 50 млрд. долл. в год. По подсчетам ОЭСР, ОПР, предоставленная странами-членами Комитета по содействию развитию, возросла на 31% в 2005 г. и составила 107 млрд. долл., из которых 75% было выделено членами «восьмерки». Учитывая, что объемы частных финансовых ресурсов значительно превышают соответствующие операции госсектора и могут весьма позитивно воздействовать на реализацию программ развития, мы предпринимаем шаги по оказанию содействия африканским государствам в мобилизации всех видов финансирования на цели развития в соответствии с Монтеррейским консенсусом.
Мы достигли существенного прогресса в облегчении долгового бремени беднейших стран. МВФ и МАР реализовали предложение «Группы восьми» о списании 100% долгов государств, подпадающих под действие Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью. Ожидается, что в скором времени его реализует Африканский фонд развития. Задолженность 15 африканских стран уже аннулирована по линии МВФ и МАР. Еще порядка 24 стран будут охвачены Многосторонней инициативой по облегчению задолженности по достижении ими момента завершения Инициативы БСБЗ/HIPC. Было согласовано и осуществлено списание 100% долга Нигерии Парижскому клубу в размере 30 млрд. долл.
Мы работаем над выполнением принятой в марте 2005 г. Парижской декларации об обеспечении эффективности помощи в целях выделения действенной помощи Африке и другим развивающимся странам и приступили к проведению мониторинга реализации Парижской декларации.
Взаимная ответственность и отчетность: Мы привержены принципу взаимной ответственности и отчетности. Правительства африканских стран приняли важные обязательства по обеспечению мира и безопасности, надлежащего управления и транспарентности, которые должны выполняться. Мы продолжим обеспечивать мониторинг прогресса, а также продолжение диалога высокого уровня по этим вопросам между донорами и африканскими государствами в рамках Форума по партнерству с Африкой, Секретариат которого подготовит свой первый мониторинговый доклад к октябрю 2006 г.
Дальнейшая работа
Мы достигли значительного прогресса за период после саммита в Глениглсе. Наши основные шаги в следующем году:
- борьба с инфекционными заболеваниями, укрепление образования и обеспечение энергетической безопасности в Африке и во всем мире. Соответствующие моменты детально зафиксированы в наших отдельных заявлениях;
- продолжение совместно с Евросоюзом, ООН и другими партнерами оказания помощи Африканскому союзу, африканским субрегиональным организациям в формировании Африканских сил постоянной готовности, включая транспортное и материально-техническое обеспечение;
- борьба с нежелательным незаконным распространением обычных вооружений, в т.ч. путем укрепления существующих механизмов;
- меры по скорейшей ратификации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, включая дискуссию о мониторинговом и имплементационном механизмах на Конференции государств-участников Конвенции, которая состоится позднее в текущем году;
- продолжение поддержки Африканского механизма равноправного взаимного контроля с учетом того, что ответственность за судьбы континента несут прежде всего сами африканцы;
- поощрение более широкой реализации Инициативы по транспарентности в добывающей промышленности и других программ по обеспечению транспарентности в богатых ресурсами африканских странах;
- незамедлительная активизация усилий по достижению амбициозных и сбалансированных результатов на Дохийском раунде переговоров ВТО, которые обеспечат развивающимся странам - особенно наименее развитым - более широкий доступ на мировые рынки, укрепят их торговый потенциал, а также позволят развивающимся странам планировать и последовательно осуществлять свои собственные экономические стратегии;
- поддержка развития сельского хозяйства, в частности, в рамках реализации Всеобъемлющей программы развития сельского хозяйства в Африке АС/НЕПАД;
- дальнейшая работа по оказанию «помощи для торговли» с тем, чтобы африканские страны могли более эффективно участвовать в системе международной торговли и получать от этого выгоду;
- выполнение наших обязательств по предоставлению помощи и продолжение мониторинга их реализации, в частности, в рамках Форума по партнерству с Африкой;
- обеспечение в полном объеме реализации и финансирования Многосторонней инициативы по облегчению задолженности в соответствии с обязательствами, взятыми нами в Глениглсе, на основе справедливого разделения финансовой нагрузки и поддержания долгосрочной долговой устойчивости путем реализации программы мер МВФ/ВБ по обеспечению долговой устойчивости для стран с низкими доходами;
- выполнение обязательств по повышению эффективности помощи в соответствии с нашей Парижской повесткой и мониторинг их выполнения.
Мы рассмотрим прогресс и определим дальнейшие шаги по содействию успешному развитию Африки на саммите «Группы восьми» в Германии в 2007 г. Нашей целью остается демократическая, процветающая и мирная Африка. Мы продолжим оказывать полную поддержку направленным на достижение этого усилиям африканских стран.
Приложение
Канада
Канада выделит 450 млн.кан.долл. в течение 2006-2016 годов для поддержки национальных программ африканских стран, направленных на укрепление систем здравоохранения и улучшения показателей здоровья населения.
Канада готова выделить 100 млн.кан.долл. для поддержки пилотного проекта по разработке пневмококковой вакцины в рамках Механизма предварительных обязательств по закупкам вакцин.
Канада выделит 250 млн.кан.долл. в 2006 году на финансирование деятельности Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией (Глобальный фонд) в 2006-2007 годах. Начиная с 2000 года, совокупные обязательства Канады по финансированию деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИД составили 800 млн.кан.долл. Другие канадские инициативы включают финансирование Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (ГАВИ) в размере 160 млн.кан.долл., вклад в Международную инициативу по вакцине против СПИДа в размере 62 млн.кан.долл. и 5 млн.кан.долл. на Африканскую программу по вакцине против СПИДа. Канада также обязалась выделить 15 млн.кан.долл. Международному партнерству по микробицидам.
Канадский вклад в международные усилия по борьбе с гриппом птиц и подготовке к возможной пандемии гриппа составит 57 млн.кан.долл.
В 2006 году Канада выделит 45 млн.кан.долл. на нужды Глобальной инициативы по искоренению полиомиелита.
Европейская Комиссия
С момента создания Глобального фонда в 2001 году и до конца 2006 года вклад Еврокомиссии в Фонд составил ? 522 млн., из которых ? 90 миллионов только в 2006 году.
За период 2002-2006 годов вклад Еврокомиссии в исследования в области ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии составит ? 420 миллионов, что в четыре раза превышает расходы за предыдущий четырехлетний период.
В ходе конференции в Пекине в январе 2006 г. Еврокомиссия обязалась выделить на борьбу с гриппом птиц и подготовку к пандемии гриппа ?100 миллионов, в дополнение к ?111 миллионам выделенным странами-членами Европейского союза. Из них ? 20 миллионов Европейская Комиссия выделяет на поддержку научно-исследовательских проектов и 80 млн.евро на проекты содействия.
В рамках инициативы по искоренению полиомиелита Еврокомиссия выделила ? 61 на дополнительные программы по иммунизации в странах с эндемической передачей вируса: Нигерия, Нигер и Сомали. В Нигерии средства были выделены в дополнение к уже предоставляемой помощи на иммунизацию и ликвидацию полиомиелита в размере ? 118 миллионов. Еще ? 15 миллионов выделено на поддержку мероприятий по ликвидации полиомиелита в Эфиопии.
Франция
В 2006-2008 годах затраты Франция на противодействие инфекционным болезням составят ? 1,4 миллиарда.
В контексте инновационного финансирования Франция ввела в действие механизм солидарных сборов на авиабилеты, который на сегодня поддерживается 17 странами. Не менее 90% средств от Солидарных сборов с авиабилетов во Франции (по оценкам общая сумма сборов составит ? 200 млн.), которые вступили в действие с 1 июля, будут направляться на нужды Международного механизма закупки лекарств - ЮНИТЭЙД, целью которого является обеспечение бесперебойных поставок по сниженным ценам преквалифицированных ВОЗ лекарственных препаратов в страны-получатели донорской помощи.
О запуске Международного механизма закупок лекарств - ЮНИТЭЙД будет объявлено на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2006 года. Франция также вносит вклад в реализацию пилотного проекта Международного финансового механизма для иммунизации, в рамках которого в 2006 г. будут выпущены первые облигации для финансирования ГАВИ. Работа по данному направлению будет начата уже в 2006 году. Принимая во внимание совокупные обязательства по реализации данной инициативы, составляющие $2 млрд. в течение 20 лет, Франция станет вторым по значимости донором данной инициативы. Франция увеличивает свой взнос в Глобальный фонд (? 225 миллиона в 2006 году и ? 300 миллиона in 2007) и занимает второе место среди доноров данного Фонда.
В 2006-2007 годах ? 290 миллионов будет потрачено Францией в рамках двусторонней официальной помощи развитию для достижения Целей развития тысячелетия в области здравоохранения и для укрепления систем здравоохранения в развивающихся странах.
Германия
Германия активно занимается вопросами профилактики и контроля инфекционных болезней в развивающихся странах.
Ежегодно правительство Германии расходует ? 300 миллионов на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией и развитие систем здравоохранения. Германия находится на пятом месте по размеру вклада в мероприятия по борьбе с полиомиелитом и обязалась выделить в двустороннем порядке еще ? 39 млн. на эти цели.
Вклад Германии в усилия по борьбе с гриппом птиц составит около ? 40 миллионов на реализацию двусторонних программ в Азии и Африке, разработку вакцины и поддержку глобального механизма реагирования на кризисную ситуацию.
Выделив в общей сложности ? 800 млн., Германия является крупнейшим донором двусторонних проектов по безопасности воды, что имеет очень важное значение в борьбе с инфекционными болезнями.
Германия также поддерживает исследования в области лекарственных препаратов, представляющих особый интерес для развивающихся стран.
Италия
Италия предложила рыночный механизм по наращиванию исследований и разработок новых вакцин против болезней поражающих в основном развивающиеся страны: Механизм предварительных обязательств по закупкам. Совместно с ГАВИ и Всемирном банке, был разработано предложение по пилотному проекту в данной области, который может быть начат в 2006 году.
Италия активно участвует в финансировании ряда двусторонних и многосторонних инициатив по борьбе с малярией, полиомиелитом, туберкулезом, гриппом птиц и другими инфекционными болезнями.
Италия выделит $600 млн. в течение 20 лет на реализацию Международного финансового механизма по иммунизации, а совокупный взнос Италии в Глобальный фонд в 2004-2007 годах составит ? 460 млн.
Данные обязательства по конкретным программам стали идут вслед за оказанием существенной помощи по укреплению национальных систем здравоохранения и потенциала развивающихся стран по мониторингу и профилактике инфекционных болезней.
Япония
Япония запустила программу «Здоровье и развитие» в июне 2005 года, в рамках которой будет выделено $5 миллиардов долларов в 2005-2009 годах на борьбу с инфекционными болезнями и другими угрозами здоровью в развивающихся странах. Из данной суммы 620 миллионов было выделено в течение 2005 года.
В июне 2005, Япония дала обязательство выделить $ 500 миллионов в качестве вклада в Глобальный фонд в ближайшие несколько лет и выделила $ 130 миллионов по состоянию на март 2006 года в качестве первого шага по выполнению данного обязательства.
На конференции в Пекине Япония обязалась выплатить $155 миллионов в качестве вклада в борьбу с гриппом птиц и пандемическим гриппом и на сегодня уже выделила полную сумму.
Россия
Россия и Всемирный банк согласились совместно разрабатывать программу освобождения от долгового бремени с целью направления $250 миллионов долларов на приоритетные программы развития в странах Африки к югу от Сахары. В некоторых из этих стран Всемирный банк разрабатывает проекты и программы, направленные на поддержку национальных стратегий по борьбе с инфекционными болезнями. Россия объединит усилия со Всемирным банком для борьбы с малярией в странах Африки к югу от Сахары, а также поддержит программу Всемирного банка по развитию программ по борьбе с малярией, целью которой является достижение значимых результатов к 2010 году. Кроме этого, Россия и Всемирный банк договорились расширить взаимодействие для содействия странам Центральной Азии в борьбе с инфекционными болезнями.
В 2005 году Россия удвоила до $ 40 млн.долл. свой вклад в Глобальный фонд. Россия также намерена компенсировать Глобальному фонду до 2010 года сумму около $ 270 млн., которые направлялись Глобальным фондом на проекты в Российской Федерации.
Россия обязалась выделить $ 18 млн. на нужды Глобальной инициативы по искоренению полиомиелита.
Российский вклад в международные усилия по подготовке, выявлению и реагированию на вспышки гриппа птиц составит около $ 45 миллионов.
Россия приветствует прогресс в подготовке Механизма предварительных обязательств по закупкам вакцин и ожидает успешного запуска пилотного проекта.
Великобритания
Великобритания остается приверженной достижению целей, заявленных в Глениглсе, включая обеспечение всеобщего доступа к лечению ВИЧ/СПИДа к 2010. Великобритания обязалась выделить на борьбе с ВИЧ/СПИД 1,5 миллиарда фунтов в период с 2005/2006 до 2007/2008 годов, а общий вклад Великобритании в Глобальный фонд с 2002 по 2008 год составит 360 миллионов фунтов. Великобритания поддерживает инновационные финансовые механизмы, в частности: 1,4 миллиарда фунтов будет выделено в течение 20 лет на реализацию Международного финансового механизма по иммунизации; Великобритания готовиться осуществить значительный взнос на реализацию Международного механизма по закупкам лекарств - ЮНИТЭЙД. Великобритания намерена выделить финансирование на долгосрочной основе для запуска пилотного проекта по разработке пневмококковой вакцины в рамках Механизма предварительных обязательств по закупкам вакцин. Великобритания поддерживает запуск данного проекта до конца 2006 года, и уверена, что необходимо изучить возможность запуска подобного проекта по противомалярийной вакцине. Великобритания также финансирует семь частно-государственных партнерств, занимающихся исследованиями в области новых лекарств, вакцин и микробицидов для борьбы с инфекционными болезнями. Великобритания выделяет 60 млн.фунтов в период 2006-2008 гг. на цели искоренения полиомиелита.
США
США предоставят финансирование в размере $15 млрд. в течение 5 лет для международных программ по борьбе с ВИЧ/СПИД; выделят $90 миллионов в 2006 году на реализацию двусторонних программ по борьбе с туберкулезом в 35 странах; увеличат более чем на $1,2 миллиарда финансирование программ по борьбе с малярией в течение ближайших 5 лет; США обеспечили около 25% общего бюджета Глобальной инициативы по искоренению полиомиелита; обязались выделить $362 миллиона для помощи странам в подготовке, выявлении и реагировании на вспышки гриппа птиц; выделили более 1,% миллиардов в течение последних пяти лет на спасение жизней детей в возрасте до 5 лет, путем поддержки программ вакцинации и лечения пневмонии и кишечных инфекций; выделила более $1 миллиарда научным учреждениям в США, осуществляющим совместную деятельность с организациями в других странах по изучению новых подходов в профилактике, контроле и лечении инфекционных болезней; США принимают во внимание проделанную Всемирным банком и ГАВИ техническую работу по изучению Механизма предварительных обязательств по закупкам вакцин и поддерживают проведение дополнительной экспертизы с целью успешного запуска пилотного проекта в рамках данного механизма к концу текущего года.