А.Антонов. Нераспространение ядерного оружия в политике "восьмёрки"
А.И. Антонов - директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России
Вопрос: Документы "восьмерки" по нераспространению, принятые в Си-Айленде (2004) и Глениглсе (2005), затрагивающие использование в мирных целях чувствительных ядерных технологий (ЧЯТ), порой воспринимаются третьим миром как намеренное отстранение его от достижений цивилизации. Как избежать обид?
А.И. Антонов: Необходимы политические и экономические условия, снимающие стимулы неядерных государств к обладанию ЧЯТ. Речь о выработке многосторонних подходов к ядерному топливному циклу, гарантировавших бы доступ к услугам в этой области неядерных стран, добровольно отказавшихся от создания собственного полного ядерного топливного цикла. Но принципиально важно предотвратить попадание ОМУ в руки террористов.
Вопрос: К этому призывает резолюция Совбеза ООН № 1540, принятая в апреле 2004 года. Как она реализуется?
А.И. Антонов: Наш приоритет - выполнение ее положений в полном объеме всеми государствами. В этих целях создан Комитет 1540. Пока он анализирует национальные доклады, представленные 124 странами, дополнительную информацию 40 государств. Многое предстоит еще сделать, и мы за продление Совбезом мандата Комитета 1540.
Вопрос: Актуален ли Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)? Ведь конференция 2005 года по этому договору так и не смогла принять консенсусный итоговый документ. При этом ядерные демарши Пхеньяна и Тегерана выступают как заметная всему миру "антиреклама" этого договора...
А.И. Антонов: ДНЯО - незаменимый компонент обеспечения международной безопасности и стабильности. Обзорная конференция это подтвердила, хотя и не смогла выйти на конкретные рекомендации по дальнейшему укреплению ДНЯО. Но подтверждено главное - новые вызовы и угрозы режиму нераспространения могут и должны быть устранены на основе ДНЯО. Урегулирование ситуации вокруг ядерных программ Ирана и КНДР остается в повестке дня "Группы восьми". Мы продолжим поиск общих подходов к их урегулированию политико-дипломатическими методами. Задействуем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) для выхода на такое взаимоприемлемое решение по Ирану, которое, с одной стороны, позволило бы Тегерану развивать ядерную энергетику, а с другой - обеспечило бы уверенность в исключительно мирной направленности его ядерной программы.
Решение корейской ядерной проблемы предполагает возврат КНДР в ДНЯО, возобновление там инспекций МАГАТЭ, вывод КНДР из международной изоляции, оказание ей масштабной экономической помощи. Эффективный механизм поиска такого решения - шестисторонние переговоры (в них участвуют Китай, США, Россия, Япония и обе Кореи. - Ред.).
Вопрос: Какова судьба Консультативного комитета по гарантиям и проверке, созданного советом управляющих МАГАТЭ по инициативе саммита "восьмерки" в Си-Айленде?
А.И. Антонов: Сейчас для комитета определяется круг вопросов: он не должен дублировать существующие контролирующие структуры агентства. Комитет мог бы содействовать выполнению резолюции Совбеза № 1540, совершенствованию механизма гарантий, универсализации применения Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Этот эффективный инструмент обеспечения прозрачности национальных ядерных программ пока действует в 71 стране. В 2005 году "Группа восьми" призвала неприсоединившиеся государства форсировать процесс. В этом году продолжится универсализация Дополнительного протокола.
Вопрос: Укрепляется ли контроль за ядерным экспортом?
А.И. Антонов: По инициативе "восьмерки" Группа ядерных поставщиков усиливает контроль передачи ЧЯТ (обогащение урана и химическая переработка отработавшего ядерного топлива. - Ред.), вырабатывает критерии их поставки. Ведь ЧЯТ могут использоваться и для создания ядерного оружия.
Мы продолжим в "Группе восьми" эту работу. На период согласования в многостороннем формате правил передачи ЧЯТ "восьмерка" проводит принятую на Си-Айленде и подтвержденную в Глениглсе "стратегию сдержанности". То есть члены "Группы восьми" не начнут новых инициатив по передаче ЧЯТ странам, их не имеющим.
Вопрос: А как же гарантированный доступ к "мирному атому" для неядерных стран, отказавшихся от ядерного топливного цикла?
А.И. Антонов: Год назад МАГАТЭ опубликовало доклад Группы экспертов по многосторонним подходам, предлагающий механизм помощи странам с "умеренными" энергетическими потребностями в развитии ядерной энергетики без дорогостоящего полного ядерного топливного цикла. Конкретное наполнение идей доклада прорабатывается. Учитывая энергетическую направленность председательства России в "Группе восьми", продолжим эту работу в рамках форума.
Вопрос: Как быть с Индией - она не участвует в ДНЯО и потому не имеет доступа к мирным атомным технологиям?
А.И. Антонов: Игнорировать энергетические потребности стремительно развивающейся Индии с хорошим "нераспространенческим послужным списком" нельзя. Здесь уместно исключение из правил - но не новые нормы, чреватые размыванием режима нераспространения.
Вопрос: Что мы планируем делать в рамках "восьмерки" для противодействия биологическим угрозам?
А.И. Антонов: Приоритет председательства России в "Группе восьми" - борьба с инфекционными заболеваниями. Из числа же нераспространенческих проблем в наших планах совместная инвентаризация международных форумов и механизмов, предпринимаемых в их рамках усилий по обеспечению биобезопасности. Готовим проведение в этом году обзорной конференции по Конвенции о запрещении биологического оружия.