Доклад Президента МТЭА Г. Маргулова на VII Московском Международном Форуме "Энергетика и гражданское общество",
Президент МТЭА Маргулов Г.Д. VII Московский Международный Форум "Энергетика и гражданское общество", 14 декабря 2005г. Москва, Президент-Отель
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Участникам Форума роздан документ под названием "Новая Национальная Энергетическая Доктрина на XXI век". Это "видение" большой группы ученых, специалистов, общественных деятелей, предпринимателей и экспертов МТЭА. Отдельные ее части не раз обсуждались на конференциях и семинарах. Моя задача состоит в том, чтобы хотя бы кратко изложить идеологическую ее суть, основные положения и главные ее требования. Имея ввиду таким образом содействовать предметной дисскусии.
1. Осмысливая столетний путь мировой энергетики можно сделать краткое резюме - энергетика на всех этапах деятельности человека развивалась как опережающая отрасль промышленности, как ее базис и реальная материальная основа экономического прогресса и улучшения качества жизни людей. Вместе с тем надо признать, что она так и не смогла обеспечить потребности всех групп населения земли. Сейчас более 2 млрд. человек из 6 млрд. не имеют доступа к централизованной энергосистеме. По уровню энергопотребления мир разделился на отдельные группировки. В странах организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среднем почти в десять раз больше потребляют энергию, чем в других странах. Страны не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, составляют около 80% мирового населения, но потребляют меньше 40% общей производимой в мире энергии. С таким итогом мы вошли в XXI век.
2. Большинство демографических исследований оценивают прирост населения планеты к середине XXI века порядка 5 млрд. человек. Таким образом, почти 7 млрд. человек будут нуждаться в чистой энергии. И если ставить задачу хотя бы сохранить среднемировое энергопотребление на душу населения равное-2,5 т.у.т. то даже в этом случае потребуется к середине текущего столетия дополнительно прорастить энергоресурсов в объеме порядка 16-17 млрд. т. нефтяного эквивалента и довести его до 25-27 млрд.т. к 2050 году, рост по сравнению с текущим периодом почти в 3 раза. Половина указанного прироста должна быть обеспечена уже в ближайшие два-три десятилетия.
Ясно, что решить эту задачу при современной структуре энергетической базы и действующей системе управления энергоресурсами и традиционными технологиями невозможно. Сегодня это признается всеми. Уже даже официальные правительственные чиновники высшего уровня и главы ряда энергетических компаний открыто информируют население о снижении темпов развития Российской экономики и невозможности подавления инфляции из-за снижения производства и поставки нефти потребителям и дефицита электроэнергии. Ряд чиновников высшего ранга совершено открыто заявляют о скором наступлении некого "энергетического креста". Вероятно речь идет о слиянии кривых роста потребления и подготовленных мощностей о точке после которой начинается массовое разрушение энергетического хозяйства.
В такой непростой ситуации Россия продолжает подписывать ряд долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа многим странам Европы и Азии.
Какими ресурсами, методами и средствами можно решить эту сверхзадачу? Какой выход из тупика? Каким образом можно противостоять надвигающимся угрозам? Что могут и должны предпринять власти, наука, предприниматели, здоровые силы общества, чтобы предупредить и преодолеть эти угрозы, обеспечить энергетическую безопасность России.
Собственно на это и нацелена Новая национальная энергетическая доктрина.
3. Идеологическая суть новой доктрины базируется на столетнем опыте жизни и деятельности человека свидетельствующей о том, что каждая эпоха имеет свои проблемы. Механизм осуществления "рая" на земле неизвестен. Надо в каждую эпоху решать конкретные проблемы, которые ставит жизнь. В центре проблемы должен стоять человек - потребитель энергии. Только человек, его "энергетическое богатство", вооруженный новыми знаниями и правдивой информацией о последствиях его деятельности на природу, ресурсы и общественную жизнь, может найти пути гармонизации развития общества. И ему надо лишь подсказать самые общие стратегические направления для его устремления вперед к прогрессу. В этом смысле правдивая информация о действительном положении дели и широкая разъяснительная работа среди населения -это также мощная, производительная сила.
И, если коротко, правда номер один состоит в следующем.
4. Энергетическое развитие в бывшем СССР и в России много десятилетий шло и идет без учета исчерпаемости традиционных органических видов энергии и понимания того, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. Это привело к серьезной деформации структуры экономики, энергозатратному образу жизни, росту инфляции, дегуманизации отношений людей к природе и, как следствие, к нравственной и духовной деградации общества. В последние два десятилетия решение стратегических задач нравственного и научно-технического характера были отодвинуты на второй план. В результате отношение власти и общества обострилось до предела. Образовался своеобразный "технологический вакуум", что сегодня серьезно сдерживает процесс равновесного сбалансирования структуры производства и потребления энергии.
5. Из всего этого сказанного можно сделать краткое резюме.
Российская энергетика ныне переживает системный кризис. Наступил новый эволюционный этап развития. Безудержное, бесконтрольное и бессистемное стимулирование "спроса" на энергию приводит к энергозатратному образу жизни. В современном мире воля одной власти и прагматизм бизнеса уже далеко недостаточно для цивилизованного продвижения вперед. Общественное мнение становится важнейшим фактором устойчивого энергообеспечения, принятия важных решений на государственном уровне. Оно постепенно оттесняет на второй план технократические методы управления экономикой.
Перед Россией встала практическая задача смены парадигма развития. Нужен диалог власти, бизнеса, здоровых сил общества и координация действий. Нужны новые стратегические подходы и конкретные проекты "перемен". Нужна Новая Национальная Энергетическая доктрина на XXI век и политическая воля высшего руководства страны - поддержать общественное мнение и совместно инициировать "перемены". Эту историческую действительность надо признать всем.
Уважаемые коллеги! В материалах Форума подробно изложены основные положения и требования национальной энергетической доктрины. Я коротко остановлюсь лишь на некоторых базовых положениях.
6. Новая Национальная Энергетическая Доктрина - это система нравственно-психологических и ресурсно-технологических мер обеспечивающих поэтапный перевод Российской энергетики на путь устойчивого развития общими усилиями власти и общества. Стратегические цели Новой Национальной Энергетической Доктрины созвучны духу и идеям Декларации Рио и Повестки дня на XXI век, провозгласившими принципы устойчивого развития общества. За этим стоят:
- дальнейшая демократизация энергетики с целью объединения новых знаний и усилий мирового сообщества на ключевых направлениях экономического прогресса и повышения качества жизни людей;
- отказ от энергозатратного образа жизни, повышение роли, ответственности и обязанности самого человека, приостановить деградацию окружающей среды, обеспечить грядущий многократный рост энергопотребления по приемлемым ценам и изменить чудовищное социальное расслоение населения земли.
- сегодня по различным организационно-техническим причинам почти половина добываемой энергии теряется в системе скважина-шахта-электростанция-транспорт-потребитель. Это колоссальный неиспользуемый ресурс. Энергоэффективность сегодня уже не только чисто хозяйственный, но нравственный, духовный, центральный вопрос обеспечения устойчивого развития общества. Об этом мы говорим долго и много, однако дело с мертвой точки не сдвигается, Новая энергетическая доктрина рассматривает "Энергосбережение" как самостоятельную отрасль экономики. Ею надо предметно управлять также как другими отраслями ТЭК, а не ограничиваться отдельными разрозненными программами, которые кстати из года в год не выполняются.
В основу Доктрины положена концептуальная схема, построенная на принципах динамично сбалансированного развития системы энергетика-экономика-природа-общество. Доктрина по своей сути не приемлет узковедомственного подхода к решению проблем, и исходит из того, что экономический эффект развития энергетики определяется не столько количественным ростом ее отдельных отраслей, сколько воздействием слагаемых конечной энергии на технологическую структуру экономики в целом, научно-технический прогресс, рост производительности труда и качество жизни человека.
Доктрина концентрирует внимание не на количественных параметрах процесса развития энергетики, что является задачей технократического планирования и годовых бюджетов, а на формировании среды и основных условий, при которых можно добиться перевода энергетики на путь устойчивого развития.
Энергетическая безопасность и интеграционная политика в доктрине основывается на трех базовых положениях:
Первое. От интеграционной активности России, где сосредоточены основные мировые запасы ископаемого топлива, огромный научно-технический и интеллектуальный потенциал, а также в силу ее геополитического положения и опыта создания межконтинентальных энергопотоков, во многом будет зависеть перевод мировой и, прежде всего, российской энергетики в новое русло эколого-энергоэффективного развития.
Второе. Предполагается, что в ближайшие десятилетие, во-первых, российский газ станет мощным "защитным" фактором стабилизации мирового энергетического рынка и что этот период будет ознаменован формированием Единой Евразийско-Тихоокеанской системы газоснабжения и электроснабжения, в которой ЕСГ, равно как и ЕЭС России, должны занять ведущее положение, и, во-вторых, что уже сформировавшаяся в конце XX столетия в этих огромных регионах мира Единая энерго-эколого-экономическая система общественного воспроизводства примет качественно новый устойчивый характер. Во взаимосвязи этих подсистем и самого общества должны проходить интеграционные процессы.
Третье. Надо осознать, что при всех вариантах развития магистральный путь вхождения стран СНГ в мировой энергетический рынок проходит через формирование устойчивого энергетического пространства этих стран. В этом заинтересованы не только Россия, но и все страны.
7. Важнейшее требование Новой Национальной Энергетической Доктрины - это демократизация энергетики.
"Демократизация энергетики" - это главный инструмент перехода к устойчивым формам развития. Это система механизмов гуманизации развития связи "энергетика-экономика-природа-человек", способствующая формированию народной энергетической политики и открытого общества с устойчивым развитием на базе высокоэффективного использования энергоресурсов. Высшая цель - переход от технократической "закрытой" системы к демократической "открытой" энергетической политике - "Народной энергетике".
Переход к "народной энергетике" предполагает - предоставление человеку и обществу в целом, в лице общественных организаций, политических партий и движений, права высказывать свое мнение по вопросам развития энергетики, и принимать участие в процессе формирования государственной энергетической стратегии, согласовании принципов и норм управления энергоресурсами в рамках своих прав, обязанностей и ответственности и иметь право выбора форм энергообеспечения.
Составной и неотъемлемой частью процесса "демократизации энергетики" является реализация ряда нравственно-психологических глобальных проектов развития и среди них наиболее важные проекты -
"Рационализация энергопотребления и энергоэффективность" - с стратегической задачей - кардинально снизить энергоемкость Российской экономики;
"Курс на мирное сосуществование человека и природы" - как основа экологической политики, комплексного обеспечения и гуманизации четырех главных компонентов системы природопользования - природа, человек, технология, общество;
"Энергетическая интеграция" с стратегической целью: - формирование единого энергетического пространства, основанная на принципах общественно-приемлемой энергетики, отвечающей критериям - взаимовыгодность, высокая энергетическая, социально-экономическая и экологическая эффективность, а также расширение международных научно-технических связей с институтами и общественными организациями ООН в целях максимально эффективного использования возможностей международного разделения труда;
И наконец проект "Устойчивая энергетика и высшая школа", дающий молодым кадрам более углубленные познания взаимодействия в сложной системе связей энергетика-экономика-природа-общество.
8. Новая Национальная энергетическая Доктрина предполагает также реализацию ряда высших ресурсно-технологических приоритетных проектов. Стратегические цели и первоочередные задачи этих проектов изложены в материалах форума. Я их только назову - Проект "Природный газ-метан" - энергоноситель мирового масштаба и важнейший источник декарбонизации энергетической системы. "Нефть: защитные меры стабилизации". "Вторая угольная волна: высокие технологии преобразования". "Электрификация - новый этап: курс на устойчивое развитие и повышение качества жизни людей". "Новая ядерная эра: курс на безопасность" и, наконец "Солнечный путь" - включающий в себе все виды возобновляемой энергии - солнечная, гидравлическая, ветровая, геотермальная, кинетическая и тепловая энергия морей и океанов, биомасса и другие экологически чистые новые энергетические ресурсы.
Эти приоритетные проекты нужно рассматривать как этапы развития, которые во времени будут уточняться и во взаимосвязи с другими проектами обеспечивать непрерывный переход от одного состояния энергетики в другое, более эффективное. На каждом этапе новое поколение, вооруженное опытом предшественников, новейшими знаниями и идеями, будут решать конкретные задачи, которые ставит жизнь. В это смысле проблема устойчивого развития энергетики является проблемой отношения между поколениями.
9. Касаясь вопросов обеспечения энергобаланса будущего, расстановки приоритетов и этапов развития необходимо отметить следующее:
- нефть достигла своего максимума в 80-е годы, а уголь в 30-е годы. Новые источники энергии, включая и энергию атома, находятся в начальном этапе. Величайшим достижением науки и промышленности будет, если хотя бы половина ожидаемого прироста потребления энергии к середине столетия удастся обеспечить за счет этих источников энергии. Основную тяжесть должен взять на себя природный газ-метан.
Уважаемые коллеги! Выйти за рамки почти столетней "традиционной" модели развития и убеждать окружающих, что развитие энергетики может пойти по другой траектории - по пути преимущественного использования природного газа - метана дело чрезвычайно сложное. Возникает множество вопросов экономического и социально-политического характера и среди них главный вопрос - Насколько надежна ресурсная база газовой промышленности?
Специальные исследования различных аспектов надежности сырьевой базы мировой энергетики, проведенные институтами, независимыми экспертами и специалистами Международной топливно-энергетической ассоциации и Международным институтом прикладного системного анализа (Австрия), позволяют сделать вывод, что природный газ, в различных его модификациях, может стать основным источником энергии в XXI веке. Ресурсные возможности газа приведены в материалах форума. По существу, вопрос об обеспеченности мира ресурсами газа - метана - поднят на новый уровень - уровень практического отсутствия ресурсных ограничений. Исследователи единодушны в том, что в союзе с последними достижениями науки, техники и технологий в области разведки, производства, преобразования и использования энергии с помощью природного газа можно обеспечить глубинную структурную перестройку энергетического баланса России и многих европейских и евро-азиатских стран мира и удовлетворить большую часть растущего мирового спроса на экологически чистые и экономически доступные энергетические ресурсы в текущем столетии.
Конкурентоспособность природного газа значительно возросла в связи с открытием газомоторного топлива - заменителя жидких топлив практически во всех сферах транспорта, авиации, промышленности и быта людей, а также экологическими, технологическими и ценовыми преимуществами.
Природный газ-метан мировое научное сообщество рассматривает как мощный источник энергии перехода к новой энергетической системе - к водородной энергетике и к другим безуглеродным источникам энергии. Водород может производиться из метана с меньшими затратами. Огромный прогресс достигнут в преобразовании метана в электричество и другие энергоносители.
В последнее десятилетие сделан прорыв в разработке газовых турбин комбинированного цикла. Появилось ряд прорывных газовых технологий - топливные элементы, микро и минитурбины, преобразование газа в жидкость и без трубопроводный транспорт жидкого газа на большие расстояния, морской транспорт и др. Природный газ-метан может привести к существенному оздоровлению среды обитания людей.
Действующие ныне газовые магистрали, системы подземного хранения газа и продуктов его переработки, единство системы газоснабжения, высокий уровень энерговооруженности отечественной газовой промышленности являются идеальным условием перехода в будущем от метановой к водородной энергетике со сравнительно минимальными затратами.
Итак, можно сделать главный вывод - если оценить складывающуюся энергетическую ситуацию не по узковедомственным, конъюнктурным соображениям и не по ярким политическим "ярлыкам", а по действительному положению дел с позиции интересов настоящего и будущего поколений, то при всех реальных вариантах и направлениях энергопотоков Российский природный газ-метан во взаимодействии с интенсификацией "энергосбережения" становится мощным защитным фактором стабилизации мирового энергетического рынка и флагманом водородной энергетики в XXI столетии.
По-существу речь идет о новом крутом подъеме мировой и в первую очередь российской газовой промышленности. Речь идет о том, чтобы осуществить в первой половине XXI столетия подъем производства Российского природного газа-метана, глубокую структурную перестройку энергобаланса, обеспечивающей устранение противоречий между социальными требованиями и потреблением энергии. существенное оздоровление среды обитания людей, подготовку базовых элементов перехода к новой энергетической системе - к водородной энергетике.
Нами проанализировано большое количество прогнозов и более 500 сценариев потреблением газа в будущем.
В первом приближении можно говорить о производстве природного газа (во всех формах и модификациях) в мире в середине текущего столетия порядка 7,5-8 трлн. куб.м., что почти в три раза превышает объем современного его производства. При таком варианте развития производство газообразных углеводородов в России может достигнуть 2 трлн. куб.м. в год. Как высший приоритет во весь рост встал вопрос перевода имеющих ресурсов газа в реальные коммерческие запасы.
Здесь надо особо отметить, что речь, разумеется, идет не о "валовом" увеличении добычи газа и потребления его традиционными и малоэффективными методами. Такой курс был бы бессмысленным и даже вредным.
Речь идет о переходе газовой отрасли в новое качество - от преимущественно топливного направления к крупномасштабной технологической переработке; о более активном участии газа в экологизации ресурсной базы экономики в целом; о существенном расширении зоны влияния российского газа на экономику стран мира. Речь идет об особой роли природного газа в интеграции отраслей собственной российской энергетики, о его технологичности, взаимозаменяемости, взаимодействии и взаимопомощи другим отраслям ТЭК, пока не будут найдены реальные источники энергии, способные в конкурентной борьбе обеспечить плавный переход топливной базы экономики на качественно новую структуру.
Вместе с тем Новая национальная энергетическая доктрина исходит из того, что в современном мире качественные изменения в отдельно взятой отрасли ТЭК, какими бы они не были эффективными, не смогут решить общую задачу. ТЭК - это сложнейший "живой" организм, питающий практически все сферы общества. Поэтому одностороннее движение по "газовому мосту", как показал опыт, бесперспективно и даже опасно. Мы уже получили "уродливую" структуру энергобаланса. Нужен комплексный системный подход учитывающий все стороны развития экономики и улучшения качества жизни людей.
Надо не откладывая параллельно осуществить комплекс защитных мер по стабилизации нефтяной промышленности, повышение надежности работы Единой Электроэнергетической системы и начинать формирование инфраструктуры указанных глобальных проектов, имея ввиду к середине столетия создать самостоятельную отрасль энергетики - "Новые источники энергии", и подготовить ресурсно-технологическую базу ТЭК для перехода от метановой к водородной энергетике, к новой угольной волне и второй ядерной эре во второй половине XXI столетия.
Уважаемые коллеги! В заключение хочу сказать, что авторы предлагаемой Новой Национальной Энергетической Доктрины хорошо понимают, что "перемены" в энергетике не имеют простых и быстрых решений и что в современном мире невозможно обеспечить устойчивое развитие энергетики и общества в отдельно взятой стране. Надо будет преодолеть серьезные психологические барьеры, накопить опыт взаимодействия власти и общества, нужно время и немалое, нужны огромные инвестиции. И именно поэтому надо инициировать перемены сейчас. Сегодня все больше людей стали взвешивать полезность и затраты на получение энергетических услуг и им не безразлична энергетика будущего. Объединяясь в многочисленные неправительственные организации, люди открыто обсуждают назревшие проблемы и свои обязанности, стремятся принять участие в процессе формирования долгосрочных энергетических программ и содействовать их реализации. Налицо положительные сдвиги курса к гражданскому обществу, провозглашенного Россией. И экономика наша после крутого падения "до дна" заметно оживилась. Появился новый шанс реального перехода к новой модели устойчивого развития.
Междисциплинарный и системный характер решаемых задач, сложность и многообразие новых подходов требует серьезной подготовительной работы.
В частности необходимо:
- В возможно короткие сроки сформировать минимально необходимую методологическую, нормативно-правовую основу перехода к новой модели энергетического развития.
- Необходим Федеральный закон или Указ Президента Российской Федерации "О повышении статуса общественных организаций".
- Нужно принять рамочный закон РФ "О переводе энергетики России на путь устойчивого развития" и формирование фонда - "Демократизация энергетики", принять энергетический кодекс РФ - свод законодательных и нормативных документов "Об основах устойчивой энергетики, роли, обязанности и ответственности населения, предприятий и организаций в формировании устойчивых энергетических систем".
- Надо ввести новую налоговую систему стимулирующей ускорение развертывания работ по экономии энергии. Завершить разработку основных перспективных программ, первоочередных проектов и запустить их в регионах на основе Единой общероссийской Программы управления, учитывающей, в первую очередь, крупномасштабное внедрение уже подготовленных высоких технологий. По всем этим вопросам у нас накоплен большой фактический материал, имеется задел.
Нужно решение Президента России, Правительства РФ о создании Международного Общественно-государственного Агентства (Центр) в составе: общественно-консультативного совета с функциями научно-методологического обеспечения разработки проектов, координации и контроля всех работ по проблемам устойчивой энергетики в т.ч. привлечения инвестиций. Сегодня как никогда ранее Российская энергетика нуждается в крупных инвестициях. Сейчас определить цену "перемен" невозможно. Ясно лишь одно, что ожидаемые потери при продолжении прежнего курса намного превысят требуемые инвестиции для "перемен". Мы исходим из того, что открытая народная энергетика - это также мощный рычаг роста инвестиций.
Еще об одной проблеме - от России, где сосредоточены основные мировые запасы ископаемого топлива, огромный научно-технический и интеллектуальный потенциал и в силу ее геополитического положения и опыта создания межконтинентальных энергопотоков, во многом зависит перевод мировой энергетики в новое русло энерго-экологоэффективного развития.
В интересах собственной энергетической безопасности, Россия могла бы выступить с инициативой начать общественное движение по переводу мировой энергетики на путь здравомыслия и цивилизации, в качестве первоочередного объекта могли бы быть страны СНГ.
Надо надеяться, что предлагаемая Новая Национальная Энергетическая Доктрина при всех ее спорных моментах может стать основой "перемен". Можно и нужно спорить, но у нас уже нет времени да и другого выхода просто нет. Время явно упущено, эра призывов и одиночных революционных действий прошло. Нужно объединить усилия власти, бизнеса, общества и организовано действовать, если мы хотим не латать "дыры", а на деле приостановить деградацию нашего общества, и обеспечить грядущий рост энергопотребления по разумным ценам и изменить чудовищное расслоение населения страны.
Уважаемые коллеги! Мы не претендуем на то, чтобы ответить на все вопросы перехода энергетики на модель устойчивого развития. Тем более, что многие из них относятся к разряду "вечных". Наша задача состояла в том, чтобы инициировать "перемены". Мы готовы рассмотреть любые вопросы, которые могут способствовать выработке системы обеспечивающей устойчивое развитие энергетики. Ясно одно, что Россия может и должна занять достойное место в международном движении за устойчивое и равновесное общество XXI века и этому мы можем и должны содействовать.
Спасибо.