Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Новости

Состояние и перспективы космической деятельности Российской Федерации.


Доклад руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова и заместителя руководителя Федерального космического агентства Виталия Давыдова на V Международном аэрокосмическом конгрессе, 29 августа 2006 года, Москва, Россия

Уважаемые дамы и господа!

Я рад возможности принять участие в работе V Международного аэрокосмического конгресса и еще раз приветствовать его участников и гостей от имени Федерального космического агентства. Конгресс стал значительным событием для российских и зарубежных ученых и специалистов в области космонавтики, значимым форумом для обмена идеями и координации планов космических исследований на будущее.

За годы прошедшие от запуска первого искусственного спутника Земли и гагаринского «Востока», достижения космонавтики изменили образ жизни населения Земли. Сегодня более 130 стран мира осуществляют космическую деятельность с учетом собственных потребностей, опираясь на свой экономический, технологический и ресурсный потенциал, а также на возможности, предоставляемые мировым рынком космической продукции и услуг. Космические средства, глобальные по самой своей природе, позволяют, не замыкаясь в рамках национальных границ, на принципиально новом уровне решать задачи наблюдения, природопользования, экологического контроля, информационного обеспечения, фундаментальных космических исследований.

Россия планомерно и последовательно проводит политику освоения космического пространства в интересах повышения благосостояния граждан, обеспечения устойчивого развития страны и всего человечества. Благодаря огромному технологическому опыту и созданному космическому потенциалу наша страна способна самостоятельно выполнять крупные космические проекты и программы. Космический потенциал России обеспечивает полный цикл работ от разработки космических средств до получения результатов, требуемых для удовлетворения потребностей страны и эффективного участия в операциях на мировом рынке. Мы проводим курс на активную интеграцию в международные космические проекты совместно с государствами ЕС, США, Индией, странами Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и другими партнерами. Всемерное расширение связей со странами мира является главным вектором развития международного сотрудничества в сфере освоения космоса.

Несмотря на известные трудности, характерные для 1990-х годов, с начала XXI века в целом обеспечено поступательное развитие российской космонавтики по основным направлениям космической деятельности.

В этом году мы подвели итоги реализации Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы. С 2001 по 2005 годы в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества проведено 79 пусков отечественных ракет-носителей. На орбиты выведено 54 отечественных космических аппаратов гражданского назначения. Количественный состав орбитальной группировки увеличился с 31 до 39 КА. Доля КА, работающих в пределах гарантийного срока, увеличилась с 28% до 52%.

К настоящему моменту на орбите действует полноценная группировка космической связи и вещания, основу которой составляют космические аппараты нового поколения серии «Экспресс-АМ». Она позволяет успешно выполнять государственные задачи по распространению федеральных телерадиовещательных программ, организации подвижной президентской и правительственной связи, созданию ведомственных сетей спутниковой связи и организации доступа в Интернет в труднодоступных регионах страны с использованием малых земных станций.

В прошлом году мы приступили к воссозданию отечественной группировки дистанционного зондирования Земли из космоса, запустив КА среднего разрешения «Монитор-Э» и в этом году — КА высокого разрешения «Ресурс—ДК 1». Получаемая с этих аппаратов информация позволяет говорить об успешном начале их эксплуатации.

Россия продолжает играть ключевую роль в обеспечении функционирования Международной космической станции, доставке на станцию экипажей и грузов. Принятые принципиальные решения по развитию российского сегмента МКС позволят через несколько лет превратить станцию в полноценный орбитальный научно-производственный комплекс.

Продолжаются испытания модифицированной РН «Союз-2» и работы по созданию перспективного тяжелого носителя семейства «Ангара».

За весь период выполнения ФКП-2005 экономический эффект от космической деятельности, полученный в различных сферах науки, техники и экономики страны составил 89,4 млрд рублей, а объем валютных поступлений в ракетно-космическую промышленность при реализации межгосударственных и коммерческих программ — 2,3 млрд долларов США.

Перспективы нашей космической деятельности определяются рядом программных документов, основной из которых — утвержденная Правительством Российской Федерации в октябре 2005 года. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (ФКП-2015). Федеральное космическое агентство является государственным заказчиком и отвечает за реализацию этой программы, которая является основой для планирования космической деятельности, создания ракетно-космической техники, а также развития космических технологий и услуг. Кроме того Роскосмос является государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС).

Помимо этих основных программ, имеющих статус федеральных целевых программ мы разрабатываем еще ряд стратегических и концептуальных документов, включая, в частности Стратегию развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года и Концепцию развития пилотируемой космонавтики на период до 2040 года.

Каковы основные цели космической деятельности России? Во-первых, это удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов и населения страны в космических средствах и услугах на основе расширения и повышения эффективности использования космического пространства. Во-вторых, это расширение международного сотрудничества и выполнения наших международных обязательств в области космоса.

ФКП-2015 предусматривает создание ряда космических группировок для решения прикладных и научных задач.

К 2015 году планируется развернуть на орбите 26 спутников фиксированной связи и вещания и 12 КА подвижной персональной связи. Реализация программы обеспечит утроение орбитальной емкости по сравнению с 2005 годом, доведя количество эквивалентных транспондеров до 1000.

Задачи дистанционного зондирования Земли будут решаться с помощью специализированных спутников «Ресурс-П». Будет обеспечено получение многозональных изображений с разрешением 0,5-2 м, съемка в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением 5-10 м, а также сбор данных с автономных метеоплатформ.

Будут созданы два метеорологических космических комплекса: на базе геостационарного метеоспутника «Электро», который войдет в состав международной спутниковой сети Всемирной метеорологической организации (WMO), и системы средневысотных метеорологических КА «Метеор-М».

Все более актуальной становится сегодня задача краткосрочного прогнозирования землетрясений. Для ее решения планируются запуски спутников по программе «Канопус-В», оснащенных датчиками регистрации аномальных физических явлений в атмосфере, ионосфере и магнитосфере Земли, возникающих в результате сейсмической активности.

Значительное место отводится в ФКП-2015 фундаментальным научным исследованиям. Запланирована реализация ряда астрономических и астрофизических проектов, основными из которых являются обсерватории «Спектр».

Предусматривается запуск спутников «Спектр-Р» для наблюдений в режиме радиоинтерферометрии совместно с сетью наземных радиотелескопов, «Спектр-УФ» - астрономической обсерватории с диаметром главного зеркала 1,7 м и «Спектр-РГ» - международной астрофизической обсерватории для наблюдений в рентгеновском и гамма-диапазонах спектра. Будут запущены исследовательские аппараты «Коронас-Фотон» и «Интергелиозонд».

Для проведения межпланетных исследований запланирован запуск двух автоматических станций — «Фобос-Грунт» и «Венера-Д». Они позволят наряду с дистанционными провести контактные исследования спутника Марса Фобоса и доставить на Землю грунт с его поверхности, провести исследования поверхности и атмосферы Венеры. Планируется также создание космического комплекса для исследований Луны «Луна-Глоб».

Будут продолжены исследования по космическому материаловедению с переходом от использования КА с малым сроком активного существования «Фотон-М» к долгоживущим, обслуживаемым с борта МКС космическим лабораториям типа «Ока-Т».

Реализация программ фундаментальных космических исследований позволит удовлетворить потребности научных школ страны информацией в интересах прогноза и оперативного мониторинга «космической погоды», продолжить изучение планет и их спутников, расширить наши знания о Земле и происходящих на ней процессах. Актуальна сегодня задача поиска принципиально новых источников энергии с использованием, в том числе и ресурсов других планет. А в стратегической перспективе необходим поиск путей предупреждения надвигающихся космических катастроф.

Проведение космических исследований с участием человека позволит ускорить отработку космической техники нового поколения, получить новые данные по физике космоса и космическому материаловедению, наконец, обеспечит развитие техники и технологий для будущих полетов человека к планетам Солнечной системы.

Для обеспечения развития всех направлений нашей космической деятельности Федеральной космической программой предусмотрена модернизация наиболее важных объектов наземной космической инфраструктуры, экспериментальной и производственной баз, а также создание новых и модернизация существующих экологически чистых РН среднего и тяжелого классов.

В рамках Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» планируется развернуть и поддерживать группировку на базе новых спутников с увеличенным сроком активного существования. Предполагается оснастить подсистемой дифференциальной коррекции 50 портов, не менее 100 аэропортов и ряд других объектов. При совместной работе навигационной системы ГЛОНАСС и международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ будет обеспечена повышенная точность определения координат и оперативность при глобальном обнаружении терпящих бедствие. Наша основная цель в части поддержания орбитальной группировки системы — доведение ее состава до 24 космических аппаратов к концу 2009 года на базе новых спутников с улучшенными характеристиками «Глонасс-М».

Важное направление работ — развитие отечественной пилотируемой программы. В 2011 году планируется завершить развертывание российского сегмента МКС в составе 8 модулей, что позволит реализовать в полном объеме запланированную программу научных и прикладных исследований.

Сейчас мы работаем над Концепцией развития пилотируемой космонавтики на период до 2040 года. В этом документе предлагается программа развития пилотируемой космонавтики в краткосрочной (2006-2015 гг.), среднесрочной (2016-2025 гг.) и долгосрочной перспективе (после 2025-2030 гг.).

В период до 2015 года запланированы работы в соответствии с утвержденной ФКП-2015.

В период 2016-2025 годы планируется завершить эксплуатацию МКС и начать создание новой пилотируемой орбитальной инфраструктуры, основным ядром которой должна стать отечественная высокоширотная многоцелевая пилотируемая космическая станция. Создание такой системы на орбите с наклонением около 70° обеспечит обзор всей территории России и прилегающих к ней районов, поскольку в настоящее время на Российском сегменте МКС можно наблюдать только 6-7% территории России. Это позволит в десятки раз увеличить объем решаемых задач в интересах широкого круга российских пользователей. Предполагается создать на этой станции опытно-промышленное производство материалов, препаратов и веществ со свойствами недостижимыми или труднодостижимыми на Земле, развить методы мониторинга Земли из космоса в интересах экономики и социальных потребностей, а также обеспечить коммерческое использование результатов исследований и экспериментов. Кроме того, в этот период будут отрабатываться технологии в обеспечение освоения межпланетных экспедиций на Луну и Марс.

После 2025-2030 годов предполагается начать подготовку и реализацию межпланетных экспедиций. Однако, говоря о популярных сегодня программах освоения Луны и Марса, следует отметить, что до принятия решения о реализации крупномасштабных и весьма дорогостоящих программ такого рода, нужно еще раз проанализировать пользу от таких экспедиций, учитывая потребности фундаментальной науки, возможности освоения внеземных ресурсов, наконец, разработки новых технологий для космического и земного применения. Но если мы и примем в будущем решение осваивать другие планеты и внеземные ресурсы — мы пойдем на это только на основе равноправного сотрудничества и глобального международного партнерства.

В стратегической перспективе для решения задач космической деятельности России будет создано несколько больших систем, включающих как космический, так и наземный компоненты.

В качестве ключевого элемента инфраструктуры современного информационного общества, планируется создание на базе космических средств единого информационно-коммуникационного поля.

Будет создана система мониторинга и контроля состояния окружающей среды и парирования опасностей природных и техногенных катастроф, включая угрозу землетрясений.

Важное значение приобретет космическая индустрия, использующая космическое пространство для производства товаров и услуг, включая, в частности, услуги связи, новые материалы и биологические препараты, производство энергии на базе новых технологий.

Реализация этих направлений космической деятельности станет возможной благодаря реализации прорывных технологий, в интересах которых уже сегодня разворачиваются исследования в области новых физических принципов решения задач космонавтики.

Для реализации стратегических планов развития отечественной космонавтики необходимо дальнейшее развитие ее социальной базы. Особую важность приобретает взаимодействие с потребителями результатов космической деятельности — от заказчиков пусковых услуг до космических туристов и пользователей персональных приемников космической навигации, а также с учеными, исследующими космическое пространство и взаимодействие человека со Вселенной. Потребителям необходимо предлагать новые варианты решения актуальных задач, привлекать их к планированию, финансированию и реализации космических программ. При этом важным аспектом является создание благоприятных условий взаимодействия субъектов космической деятельности, предусматривающее совершенствование правового и экономического регулирования.

В настоящее время в мировом сообществе происходит глобализация всех сторон жизни: в политике и экономике, в науке и культуре. Этот процесс не обошел стороной и космическую деятельность, в которой возрастающую роль стали играть международные космические проекты и постепенный переход к реализации крупномасштабных научных и прикладных программ силами мирового сообщества в целом.

Мы готовы к конструктивному взаимовыгодному сотрудничеству в космосе, к координации и интеграции наших программ. Предусматривается корректировка планов развития пилотируемой космонавтики с учетом развития сотрудничества с Европейским космическим агентством. Перспективная российская пилотируемая транспортная космическая система будет создаваться с учетом целей и задач, которые будут определены совместно с нашими коллегами из ЕКА. Ожидается, что первым этапом этой работы станет глубокая модернизация корабля семейства «Союз», в результате которой он сможет использоваться, в частности, для обеспечения лунных экспедиций, а уже на одном из следующих этапов возможна реализация принципиально нового пилотируемого корабля. Такое решение позволит существенно расширить финансовую базу и область применения создаваемых космических средств и будет способствовать более активной интеграции отечественной ракетно-космической промышленности в систему мирового разделения труда.

В перспективе несомненно получат дальнейшее развитие совместные программы посвященные, в частности, исследованию околоземного космического пространства и планет Солнечной системы, созданию глобальных и региональных систем связи. Мы будем совместно отправлять в космос новые экипажи, работать над решением энергетических проблем Земли и защитой от техногенных и природных катастроф.

Космонавтика, являясь продуктом мирового научно-технического прогресса, сама стала мощным двигателем этого прогресса, непрерывно передавая другим областям мирового хозяйства неоценимый по значению и беспрецедентный по объему поток новых знаний, технологий и научных разработок, внося значительный вклад в обеспечение устойчивого развития человечества. Эти тенденции не только сохранятся в ближайшие десятилетия, но и усилятся.

Все наши космические планы в конечном итоге направлены на сохранение и развитие среды обитания, повышение качества жизни на нашей планете, разрешение общих проблем и достижение новых горизонтов развития земной цивилизации.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина