Интервью Президента РФ В.Путина по завершении официальных визитов в Южно-Африканскую Республику и Королевство Марокко
ВОПРОС: Не могли бы Вы рассказать о Вашем визите в Марокко: каковы Ваши впечатления от последней части визита и, может быть, личные впечатления от королевского дворца?
В.ПУТИН: Это наша третья встреча с Королем Марокко, и после его приезда в Россию у нас действительно отношения идентифицировались практически по всем направлениям; это и в политической сфере: контакты стали регулярными, наши министерства иностранных дел согласуют свои действия, часто консультируются друг с другом по ключевым вопросам. Конечно, прежде всего это Ближний Восток, африканская проблематика. Но и в экономике с 2002 года по настоящее время оборот вырос в три раза. Это, конечно, существенно меняет ситуацию в экономической сфере в лучшую сторону: по нашим данным – полмиллиарда оборот, по марокканским – полтора миллиарда. И разница в этих показателях происходит за счет того, что часть продукции идет через посредников. По сути, это, конечно, где-то полтора миллиарда. В общем, это неплохой показатель. При этом – что любопытно и что для нас важно – это то, что в структуре нашего экспорта в Марокко присутствуют и станки, и оборудование, и химическая продукция, то есть он, товарооборот, достаточно неплохо облагорожен по сравнению с товарооборотом других стран.
Сейчас мы ведем работу для того, чтобы расширить наше взаимодействие в энергетике. И здесь есть хорошие перспективы в атомной энергетике, в электроэнергетике, в поиске, возможной совместной добыче углеводородов и, естественно, сельское хозяйство. Все это вместе дает нам основание полагать, что Марокко для нас весьма надежным и перспективным партнером.
Сейчас, Вы знаете, подписано девять соглашений. Они все носят такой практический характер, что уверен: будут играть положительную роль в развитии дальнейших наших отношений.
ВОПРОС: Цены на энергоносители зашкаливают. К тому же политическая стабильность многих регионов, которые являются источниками энергоносителей, далека от желаемого. В этом смысле готова ли Россия при политической стабильности стать гарантом энергодостаточности для мировых потребителей электроэнергии? Хватит ли у нас сил, хватит ли ресурсов, а в связи с этим – готовы ли будут США и Евросоюз принять это, потому что боятся энергозависимости от Москвы? Не проходит ни дня, чтобы они об этом не говорили.
В.ПУТИН: Я думаю, что, во-первых, Россия всегда была очень надежным поставщиком энергоресурсов, является таким и, конечно, будет таким для наших основных партнеров, для всех наших партнеров. Это безусловно. Мы наращиваем добычу и увеличиваем долю российских энергоносителей на мировых рынках. Это само по себе очень существенный и заметный вклад в сдерживание цен и в решение энергетических проблем в мире.
Что касается каких-то озабоченностей, то я уверен, что они надуманны и вызваны прежде всего стремлением использовать эти надуманные озабоченности в конкурентной борьбе. Мы будем развивать рыночные отношения в этом секторе экономики. Но будем стремиться к тому, чтобы добиться известного баланса между общенациональными интересами и частной инициативой. Я думаю, что нам в последние годы это удается. Повторяю, добыча растет, и мы будем двигаться по этому направлению дальше. Но не только будем предпринимать усилия в наращивании добычи энергоресурсов, энергосырья. Мы будем развивать электроэнергетику, ядерную энергетику. И здесь нам есть о чем говорить с нашими партнерами, потому что равноправия пока на рынке ядерного топлива мы не наблюдаем. Здесь ущемляются российские интересы. И мы будем добиваться того, чтобы взаимоотношения с нашими партнерами были здесь более сбалансированными и отвечали взаимным интересам.
ВОПРОС: Если говорить в целом о Вашей поездке, то, оценивая вообще взаимоотношения России с африканскими странами, были времена, когда они были на подъеме, потом какой-то провал, сейчас вот опять увеличивается интерес. Как Вы думаете, что Африка для России сейчас? Заинтересована ли Россия поддерживать взаимоотношения с африканскими странами?
В.ПУТИН: Отношения между Советским Союзом и Африканским континентом строились на нескольких основных принципах и интересах. Их было несколько – это прежде всего идеологический интерес, расширение идеологического влияния Советского Союза в мире и на Африканском континенте. Был геополитический интерес. Когда мы, помогая народам Африки в борьбе против колониализма, против апартеида – в случае с Южной Африкой, – Советский Союз, конечно, преследовал свои геополитические интересы, расширял зону своего влияния и сокращал зону влияния основных конкурентов, надо об это говорить прямо.
Сегодня времена изменились. Тот огромный наработанный позитивный политический материал, за который Советский Союз очень много заплатил в свое время, должен быть трансформирован сегодня в прагматические отношения в экономической сфере. Практически все страны африканского континента представляют огромный интерес для экономики любой страны, в том числе и для России – для того чтобы наращивать добычу ископаемых, для того чтобы получать необходимые продукты из этих стран, которые в нашей стране не производятся и производиться не могут. Прежде всего речь идет о продуктах сельского хозяйства, тропических фруктах: у нас они не растут и расти не будут никогда. Все это плюс политическое взаимодействие.
Давайте не будем забывать, что страны Африки и вообще неприсоединившиеся страны имеют огромное влияние. У нас, повторяю, с ними традиционно очень добрые отношения. Все это нужно и поддерживать, и трансформировать в прагматическом смысле для решения экономических задач, которые стоят перед нашей страной. Это очень перспективное направление нашей деятельности, нашей внешней политики, нашей экономической экспансии – в хорошем смысле этого слова, чтобы никого не пугать. Судя по всему – по результатам последних лет – это очень перспективное направление. Мы будем над этим работать напряженно и в будущем.
Документы, подписанные по итогам российско-марокканских переговоров
7 сентября 2006 года,
Касабланка
Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свободы
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в сфере туризма
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о культурном и научном сотрудничестве
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области массовых коммуникаций
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области карантина растений
Меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта между Федеральным агентством по физической культуре и спорту Российской Федерации и Сектором по делам спорта Королевства Марокко
Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Королевства Марокко о сотрудничестве в области здравоохранения
Меморандум о взаимопонимании между Внешэкономбанком и Банком внешней торговли Марокко