Выступление В.Путина на встрече с руководителями парламентов стран «Группы восьми»
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги, друзья.
Позвольте мне вас сердечно поприветствовать. Очень рад, что у нас есть возможность встретиться сегодня здесь, в Сочи. Я думаю, что в ходе деловой части нашей с вами встречи и дискуссии на те темы, которые я обсуждал со своими коллегами в Петербурге, с лидерами стран «восьмерки», мы продолжим говорить с вами на эти темы и здесь. Но кроме всего прочего мы очень рассчитываем, что пребывание здесь расширит ваши представления о России, даст вам возможность познакомиться не только с Петербургом, но и с Югом Российской Федерации, здесь, в Сочи.
Форум руководителей парламентов стран «восьмерки» является достаточно молодым. Вместе с тем он абсолютно востребован, потому что на законодательном уровне осуществить те или иные предложения, сформулированные лидерами стран «восьмерки», подчас представляется абсолютно невозможным: это касается и принятия законодательных актов, регулирующих отношения в международной сфере, на национальном уровне; это касается принятия соответствующих бюджетов, в которых должно быть отражено наше с вами общее видение того, как должен строиться сегодня глобальный мир и какова сегодня доля ответственности, степень ответственности стран «восьмерки» в решении глобальных задач, перед которыми все мы находимся.
Знаю, что в Петербурге вы обсуждали, по сути, те же вопросы, по которым мы дискутировали там в июле. Вместе с тем вы сделали акцент еще и на современных глобальных вызовах и угрозах. Исхожу из того, что здесь прежде всего говорилось о терроризме, об инфекционных заболеваниях и так далее. Но и второй – для нас это был главным, первым, вопросом – это вопрос об энергетической безопасности. Он также представляет интерес для всех наших стран и практически для всей мировой экономики.
Мне бы хотелось отметить, что форум «восьмерки» становится все более открытым, демократическим. Это касается не только привлечения к его работе различных структур в странах «восьмерки», и самый яркий тому пример – это ваша встреча в Петербурге и наша сегодняшняя в Сочи с вами, лидерами парламентов своих стран, – но он становится еще более демократическим и по международному составу. Напомню, что на «восьмерке» в Петербурге присутствовали делегации Китайской Народной Республики, Индии, Бразилии, ЮАР и нескольких крупнейших международных организаций. Все это дает нам возможность не просто подискутировать, а согласовать позиции по важнейшим и самым острым проблемам современности и находить общее решение для того, чтобы двигаться вперед. Отмечу, что процесс дальнейшей демократизации набирает обороты, и мы это приветствуем и будем придерживаться этих принципов и этого направления в будущем.
Как показали мои недавние переговоры в ЮАР и в Марокко, в Африке, в частности, высоко ценят внимание «восьмерки» к проблемам континента. Разумеется, речь не идет о подмене других международных организаций, прежде всего ООН, через которую, как и другие многосторонние структуры, будут проводиться наши согласованные решения. Но такой неформальный «восьмерочный» формат дает возможность выявить ключевые проблемы, обсудить их в неформальной обстановке и выработать общее решение для того, чтобы избавиться от этих проблем.
Замечу, что саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге мы провели с учетом дискуссий, которые состоялись в начале июля в Москве на двух форумах. Это всемирный саммит религиозных лидеров и международный форум лидеров неправительственных организаций – «гражданская восьмерка – 2006». Они были организованы по инициативе российского председательства. При этом мы преследовали одну цель – вывести на более высокий уровень диалог с гражданским обществом. И наша сегодняшняя встреча – это еще один шаг в этом направлении.
Я бы сейчас обратил внимание и на встречу мировых религиозных лидеров, которая состоялась в Москве. Мы сделали все, чтобы наладить диалог между цивилизациями. Я уверен, что религиозным лидерам основных мировых конфессий хватит достаточно сил и мудрости для того, чтобы избегать каких бы то ни было крайностей в отношениях между конфессиями.
Мы прекрасно понимаем, насколько чувствительна эта сфера, и будет правильно, если мы призовем всех лидеров всех мировых конфессий к ответственности и сдержанности.
Один из основных итогов саммита относится к энергетической сфере. Совместными усилиями нам удалось выработать созвучные подходы к проблеме глобальной энергобезопасности, хотя на первом этапе это и вызвало некоторые споры. Но в конечном итоге – я за это благодарен моим коллегам из стран «восьмерки» – все согласились, что энергетическая безопасность – это не только безопасность для потребителей, но и безопасность для производителей. Только учитывая интересы друг друга, мы сможем добиться позитивного эффекта. Принятые в Санкт-Петербурге решения позволяют обеспечить долгосрочное совершенствование глобальной системы энергобезопасности и, что немаловажно, охватывают практически все ее аспекты, включая повышение надежности энергетической инфраструктуры, диверсификацию производства, поставок ресурсов, развитие энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. Отмечу, что Россия последнее время проводит курс на диверсификацию маршрутов поставок энергоносителей, а следовательно, на повышение их надежности. Как вы знаете, начаты работы по сооружению Северо-Европейского газопровода. Полным ходом идут работы по прокладке нефтепровода Сибирь – побережье Тихого океана. Совсем недавно в ходе моего визита в Афины мы договорились с руководителями Болгарии и Греции о том, что ускорим реализацию еще одного проекта – это Трансбалканский нефтепровод Бургас–Александруполис. Мы думаем, планируем, рассчитываем, что из сегодняшних примерно трех процентов российского экспорта нефти, который мы осуществляем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, лет через десять мы будем экспортировать в этот регион не менее тридцати процентов от общего нашего экспорта. Мы планируем, и работы идут в этом направлении, осуществить два крупных транспортных проекта по поставкам натурального газа в КНР.
Важным итогом саммита по другой приоритетной теме – образование – считаю то, что впервые в документах «восьмерки» сформулирована концепция развития образования, предполагающая тесную связь трех основных компонентов: собственно образование, научные исследования и инновации. Хотел бы также отметить положения документа, ориентированные на решение проблем миграции и адаптации мигрантов с помощью образовательных систем. Здесь широкое поле деятельности для законодателей. Практически во всех наших странах есть проблемы подобного рода, практически во всех, ну, может быть, в Японии чуть поменьше, но и Япония, я думаю, понимает, что это такое. Во всех европейских странах, в США, меньше в России, но и в России тоже такая проблема присутствует. Очень важна гуманитарно-экономическая сфера.
Значимые решения были приняты и по такой теме, как борьба с инфекционными заболеваниями. Речь идет об энергичном наращивании международных усилий по предотвращению и сдерживанию распространения эпидемий. Эти решения обеспечивают преемственность и определяют дальнейшую стратегию «Группы восьми» по противодействию массовым заболеваниям. Отмечу сделанный в документе акцент на укрепление многосторонних механизмов раннего обнаружения и оперативного реагирования на эпидемии, содействие в разработке новых средств диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Все это вместе, на мой взгляд, может быть существенным вкладом в решение проблемы борьбы с инфекционными заболеваниями.
Весомой и насыщенной, на мой взгляд, была и политическая повестка дня саммита. Важно, что подтверждена готовность «восьмерки» продолжить активные и скоординированные усилия на нераспространенческом направлении. Сегодня это находит свое отражение в согласованной работе по решению проблемы и иранской ядерной программы.
Полагаю, что «восьмерка» значительно продвинулась и в углублении антитеррористического сотрудничества. Сделан акцент на совершенствовании и развитии его правовой основы, противодействию финансированию терроризма и террористической пропаганде, мерах по обеспечению неотвратимости ответственности как самих террористов, так и их спонсоров.
Единодушную поддержку получила выдвинутая накануне саммита совместно с Президентом США Джорджем Бушем Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма. Это не двустороннее предприятие, а приглашение к коллективным действиям со всеми заинтересованными партнерами. Принципиально важно, что была подчеркнута уникальная роль ООН в консолидации многосторонних усилий в борьбе с терроризмом, намечены конкретные пути повышения ее эффективности. Принятие на днях консенсусом Генеральной Ассамблеей ООН глобальной контртеррористической стратегии ООН хотел бы отнести на счет солидарной позиции «Группы восьми».
Значительное место в нашей дискуссии занимали вопросы урегулирования региональных конфликтов и кризисных ситуаций, прежде всего на Ближнем Востоке, с учетом всплеска насилия в регионе. Считаю предложения и идеи, сформулированные в Петербурге по Ближнему Востоку и прежде всего по опасности, сохраняющейся в неурегулированности арабо-израильского конфликта, вкладом «восьмерки» в международные усилия по преодолению кризиса в регионе и созданию условий для восстановления мирного процесса. Наши страны были солидарны и в оказании гуманитарной помощи Ливану.
Хотел бы еще раз отметить: парламенты наших стран призваны сыграть важную роль в реализации решений саммита в Санкт-Петербурге, прежде всего в плане их законодательного сопровождения, обеспечения поддержки широкими политическими и общественными кругами наших стран. Рассчитываю на вашу активную позицию.
Убежден, что парламентское измерение «восьмерки» востребовано временем и будет расширяться, и будет наверняка укрепляться.
Большое спасибо за внимание.