Ю.Ушаков. Энергетическая политика или политизация энергетики
Ю.В.Ушаков, Посол России в США
Вызывает серьезную озабоченность обозначившаяся в последнее время тенденция политизации всего, что связано с энергетикой. Широко тиражируются утверждения, что Россия использует свои энергоресурсы для оказания политического давления на соседей. Кое-кто договорился до того, что Москва задействует свои колоссальные энергетические ресурсы в качестве “нового оружия” для запугивания других стран, чтобы сделать их сговорчивее.
Как ни странно, поводом для подобных обвинений стало решение России уйти от практики советских времен, в соответствии с которой природный газ поставлялся по крайне заниженным ценам, и перейти к новому механизму ценообразования, основывающемуся на принципах рыночной экономики. Американские СМИ, некоторые политики и эксперты поспешили объявить этот шаг политически мотивированным, хотя любому беспристрастному наблюдателю ясно обратное - что именно старые схемы продажи газа, ежегодно стоившие нам миллиарды долларов, как раз и были обусловлены политическими соображениями.
На протяжении последних 15 лет в отношении стран СНГ действовали иные условия поставок газа, чем для европейских потребителей. Применявшаяся к некоторым из них особая система ценообразования была продиктована исторически сложившейся взаимозависимостью между странами бывшего СССР и надеждой на углубление их интеграции с Россией. По сути, это была политика переходного периода, призванная на первом этапе поддержать экономически “товарищей по прежнему общему дому”. В нынешних же условиях продолжение практики поставок в эти страны энергоресурсов по льготным ценам не только противоречило бы здравому смыслу, но и означало бы субсидирование целых отраслей промышленности суверенных государств, наносящее в свою очередь ущерб интересам акционеров наших энергетических компаний.
Теперь же, когда правительство России переходит к общепринятому механизму ценообразования, в основе которого лежат рыночные принципы - а именно в этом суть недавней договоренности по газу, вызвавшей столько споров, - нас обвиняют в политизации энергетических вопросов. Парадоксально, но факт: подобные обвинения исходят от тех, кто раньше читал нам лекции, доказывая необходимость скорейшего перехода на рыночные рельсы. Надеюсь, большинству в принципе понятно, почему мы уходим от политики субсидирования наших соседей. Однако продолжаются попытки найти политическую подоплеку в том, что продиктовано исключительно прагматическими соображениями.
Не может не вызывать сожаления, что в дополнение к старой риторике, с помощью которой сегодняшнюю Россию пытаются представить в том же свете, что и Советский Союз, здесь проявляется новый синдром, суть которого - чтобы ни случилось, “вали все на Россию”. Дошло даже до обвинений, что в России чуть ли не специально, на собственной территории взорвали линию электропередач и газопровод с целью отрезать Грузию от энергопоставок, таким образом наказав ее. На самом же деле все выглядело совсем иначе: упомянутые объекты вышли из строя в результате диверсии, и российские ремонтники, рискуя жизнью, работали на тридцатиградусном морозе, чтобы в кратчайшие сроки восстановить энергоснабжение. И тем не менее, в адрес России по-прежнему сыпятся обвинения.
Аналогичным образом попытки России диверсифицировать маршруты перекачки природного газа в Европу, в частности наши планы строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря, подчас воспринимаются как некая политическая игра в ущерб нашим соседям. Истинные же мотивы - обеспечить предсказуемые и бесперебойные поставки как в Западную Европу, так и соседние страны на равных для всех потребителей условиях.
Такой подход распространяется и на ядерную энергию. Россия выступила с инициативой создания сети центров по обогащению урана, которые были бы доступны для всех государств, желающих развивать атомную энергетику. Данная идея предполагает и взаимодействие России и США по производству топлива для ядерных реакторов, которое будет затем использоваться на атомных электростанциях в других странах. Отработавшее топливо будет возвращаться назад с целью предотвращения риска его использования для создания ядерного оружия.
Я присутствовал на недавнем выступлении Дж.Буша в Конгрессе с посланием “О положении страны”, в котором он говорил о чрезмерной зависимости США от нефти, импортируемой зачастую из нестабильных регионов. Он особо подчеркнул, что для обеспечения конкурентоспособности страны необходимы энергоресурсы по доступным ценам. Именно поэтому крайне важно наращивать энергетический диалог между нашими странами. Выгоды здесь обоюдны - США нуждаются в сокращении зависимости от традиционных поставщиков нефти, а Россия - в новых рынках сбыта для своих обширных энергоресурсов. Главное - не допустить, чтобы политизация дискуссии по энергетическим вопросам создавала препятствия на пути нашего энергодиалога и практического сотрудничества.
Россия и США должны приложить все усилия для выхода на новые формы взаимодействия в сфере энергетики. Наша страна, как действующий председатель в “Группе восьми”, предложила уделить особое внимание проблематике международной энергетической безопасности в ходе саммита “восьмерки” в Санкт-Петербурге. Эта тема является приоритетной и в двусторонней повестке дня как на государственном уровне, так и в контактах между предпринимателями.
Нефть и другие углеводороды составляют значительную долю в российско-американской торговле. В прошлом году поставки российской нефти в США достигли беспрецедентного уровня в 160 млн. баррелей. Вместе с тем, двустороннее энергосотрудничество пока еще существенно отстает от имеющегося потенциала. И все же уже есть обнадеживающие признаки качественного прорыва в нашем взаимодействии в сфере энергетики. Пример - совместный проект “Сахалин-1” с участием “Эксон Мобил” и других зарубежных компаний, который в этом году выйдет на плановую производственную мощность. Укрепляется стратегический альянс между российской компанией “Лукойл” и американской “КонокоФилипс”, в том числе в рамках совместной разработки Тимано-Печорского нефтяного месторождения, которое, как ожидается, к 2008 г. обеспечит добычу 200 тыс. баррелей нефти в день.
Другое многообещающее направление - сжиженный природный газ (СПГ). В сентябре прошлого года на терминале “Ков Пойнт” в Мэриленде разгрузился первый танкер с российским СПГ. В этом году ожидается приход еще пяти танкеров, что позволит России войти в число крупнейших поставщиков СПГ на американский рынок. Абсолютно новое измерение нашему взаимодействию в энергетике мы связываем с предстоящим в ближайшие месяцы формированием под эгидой “Газпрома” международного консорциума, который получит контроль над Штокмановским газоконденсатным месторождением на российском Крайнем Севере. По расчетам, это совместное предприятие будет способно к 2020 г. удовлетворить четверть всех потребностей США в импорте природного газа.
Немаловажно и то, что на Штокмановском проекте будет также отрабатываться модель освоения других перспективных запасов углеводородов в Восточной Сибири и на Арктическом шельфе. Мы приветствуем участие американских энергетических компаний в новых проектах, рассчитываем, что это поможет обеспечить мощный приток технологических и управленческих “ноу-хау” и тем самым повысит отдачу и конкурентоспособность этих месторождений.
В долгосрочной перспективе такое сотрудничество способно привлечь огромные инвестиции в энергетическую отрасль, помочь развитию новых природосберегающих технологий. Более того, оно призвано сыграть ключевую роль в поддержании стабильности мировых энергетических рынков.
Подытоживая, отмечу, что достижению этих целей отвечает только конструктивная энергетическая политика, а не политизация данной темы. Поэтому Президент В.В.Путин и призывает наших партнеров удвоить усилия по обеспечению глобальной энергетической стабильности, от которой непосредственно зависит социально-экономическое развитие всех стран мира.
“Уолл-стрит джорнэл”