Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко. "Восточное направление" российской энергетической политики
В последнее время мы много говорим о необходимости глобального энергетического диалога, важности построения системы глобальной энергетической безопасности. Эти проблемы стали ключевыми на Саммите стран «Группы восьми» в Санкт-Петербурге.
Наряду с формулированием общих подходов к формированию мировой энергетической архитектуры XXI века большое значение имеют конкретные направления и параметры проводимой разными странами энергетической политики, степень их согласованности.
Любая энергетическая политика базируется на энергетической стратегии. Выбор потенциальных векторов развития российского ТЭК зафиксирован в Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Необходимо отметить, что главные стратегические ориентиры данного, принятого два с половиной года назад документа содержательно соответствуют обсуждаемой повестке дня. Это - энергетическая и экологическая безопасность, энергоэффективность, и естественно, внутренняя экономическая эффективность российского ТЭК. Достижение этих ориентиров обеспечивается в рамках основных составляющих государственной энергетической политики - рационального недропользования, развития внутренних рынков, эффективной внешней энергетической политики в глобальном и макрорегиональном разрезе.
«Восточное направление» занимает особое место в энергетической стратегии России. И важно, что сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере энергетики не ограничивается только поставками энергосырья. Это сотрудничество также включает в себя поставки российского энергетического оборудования, электроэнергетику и развитие инфраструктуры.
Остановлюсь на специфике данного этапа реализации Энергетической стратегии - прежде всего, это разработка и осуществление целого ряда крупных проектов, ориентированных, что очень существенно, как на внутренний, так и на внешний энергетический рынок.
В настоящее время заканчивается работа над Программой освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. По сути это означает появление в России новой газовой провинции. Программа предусматривает создание в этом регионе единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Разведанные запасы, а также их прогнозируемый прирост обеспечат возможности добычи газа по восточным регионам к 2030 г. в объеме до 150 млрд. куб. м газа в год. Развитие газовой и нефтяной промышленности региона предполагает не только традиционное использование углеводородов в качестве топлива, но и создание новой отрасли промышленности для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (нефте- и газопереработки, нефте- и газохимии).
Другой наш системный проект - это строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. В цифрах это до 80 млн. т нефти в год, из которых до 30 млн. т пойдет в Китай. Началось строительство первого этапа (Тайшет - Сковородино), которое планируется завершить к концу 2008 г. В ходе официального визита президента России Владимира Путина в Китай компания «Транснефть» и «Китайская национальная нефтяная корпорация» (КННК) подписали Протокол по вопросу о проектировании и строительстве нефтепровода на участке Сковородино - граница КНР.
То, что Россия повышает уровень энергетического сотрудничества с Китаем, отражается на конкретных договоренностях между нашими компаниями. Речь идет о многоплановом взаимодействии, включая совместную работу на рынках третьих стран.
В марте этого года в присутствии руководителей России и Китая ОАО «Газпром» и КННК подписали соглашение о расширении сотрудничества в газовой сфере. Российский природный газ будет поступать в КНР из Единой системы газоснабжения России по двум маршрутам - западному, из районов традиционной российской газодобычи, и восточному - с месторождений острова Сахалин. Ожидается, что уже к 2011 году начнется поставка газа, а к 2020 году объем может выйти на уровень 30 и 38 млрд. кубометров по каждому из направлений соответственно. Что касается проекта прокладки газопровода с Алтая в КНР, понятны параметры и сроки, хотя сейчас идут переговоры. Сам же проект технически абсолютно реализуем.
В числе наиболее значимых договоренностей - соглашение между российской компанией «Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о принципах создания совместных предприятий. Просто торговля - это одно, а совместный бизнес - совсем другое. Договоренности между «Роснефтью» и КННК о создании совместных предприятий - это более высокий уровень сотрудничества.
Развивается сотрудничество в области электроэнергетики. РАО «ЕЭС России» и «Государственная электросетевая корпорация Китая» подписали Соглашение, в котором зафиксировано стремление сторон подписать долгосрочный контракт на поставку электроэнергии. Подписание такого контракта предполагает широкомасштабное строительство новых генерирующих и сетевых объектов на территории России и сетевых объектов на территории КНР. Предполагаемый объём поставок российской электроэнергии на китайский рынок составит порядка 60 млрд. кВт ч. в год.
Активно работают в Китае и российские энергомашиностроители. ОАО «Силовые машины» в кооперации с китайскими заводами реализует контракты на поставку энергетического оборудования на ГЭС «Ципинпу», ГЭС «Ванмипо» и ГЭС «Байши», а также поставляет турбины и генераторы для ТЭС «Вэйцзямао».
С учетом описанных проектов и развития добычи на сахалинском шельфе прогнозируется увеличение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российском экспорте нефти с сегодняшних 3% до 30% в 2020 г. (рост объемов до 100 млн. т) и природного газа с 5% до, как минимум, 25% (рост объемов не менее, чем до 65 млрд. куб. м).
Еще раз хочу подчеркнуть, что «восточное направление» российской энергетической стратегии - это адекватный ответ на глобальные вызовы и риски, стоящие перед Россией и реализация политики диверсификации рынков и направлений поставок, минимизации рисков транзитных территорий.