Интервью генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура
- Г-н Мацуура, Вы принимали участие в саммите "Группы восьми" в Санкт-Петербурге, одной из главных тем которого было образование. Как вы оцениваете результаты этого саммита с точки зрения перспектив достижения целей программы ОДВ?
- Хотел бы поблагодарить президента Путина за приглашение принять участие в саммите "Группы восьми", состоявшемся в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 года. Могу только выразить свое удовлетворение по поводу предоставленной ЮНЕСКО возможности поучаствовать в обсуждении неотложных вопросов, касающихся поиска новых источников финансирования образования, борьбы с инфекционными заболеваниями, обеспечения глобальной энергетической безопасности и поддержки развития в Африке.
На этом саммите, проходившем под председательством Российской Федерации, было заявлено о необходимости содействия развитию современных и высокоэффективных систем образования в целях обеспечения условий для лучшего реагирования на вызовы глобальной, основанной на знаниях экономики.
Хочу отметить в этой связи важное значение для нашей Организации одобренного главами государств и правительств стран "Группы восьми" документа "Образование для инновационных обществ в XXI веке", в котором, в частности, подчеркивается роль ЮНЕСКО и ее Глобального плана действий по оказанию помощи странам в достижении целей программы "Образование для всех".
В этом документе, весомый вклад в подготовку которого внесла ЮНЕСКО, главы государств не только заявили о своей приверженности делу обеспечения доступного, качественного образования и профессионального обучения для всех, независимо от социально-экономического положения, возраста, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или ограниченных физических возможностей, но и выразили стремление поддерживать те элементы образовательной системы, которые способствуют развитию критического мышления, а также открытый обмен знаниями, заложенной в основу демократических обществ и развитых экономических систем, предоставляющих возможности для всех.
Главы государств "Группы восьми" также выразили приверженность достижению целей программы ОДВ и ликвидации препятствий в других областях, ограничивающих возможности для получения образования. Они согласились с тем, что оказание помощи одному лишь сектору образования не решит этой проблемы. Мы будем стремиться к использованию межсекторальных подходов, объединяющих инвестиции в сектор образования и другие ключевые области, такие, как борьба с бедностью, здравоохранение, санитария, водоснабжение, питание и инфраструктура, для достижения целей программы ОДВ и повышения внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа в рамках систем образования.
- Г-н Генеральный директор, вы недавно посетили Республику Саха (Якутия), и это стало Вашим третьим визитом в российские регионы. Что вы думаете о нынешнем состоянии дел в области сотрудничества между ЮНЕСКО и регионами России?
- В ходе одной из наших встреч президент Путин сказал мне, что в Российской Федерации есть что посмотреть и помимо Москвы, и предложил посетить также регионы. В 2003 году я с большим интересом открыл для себя Республику Северная Осетия - Алания, а затем - Республику Татарстан. Совсем недавно, в июле, я впервые посетил Республику Саха (Якутия). Все эти поездки обогатили меня новыми впечатлениями, новыми знакомствами с талантливыми людьми, каждый из которых является обладателем огромного и уникального культурного наследия. Во время пребывания в Якутии я был поражен громадными размерами этой территории, находящейся в зоне вечной мерзлоты и в пять раз превышающей по площади территорию Франции. Я был весьма рад возможности вручить сертификаты ассоциированных школ ЮНЕСКО 10 якутским школам, большая часть которых расположена за Полярным кругом. В этой связи я хотел бы упомянуть об экспериментальном проекте ЮНЕСКО "Обеспечение грамотности школьников из числа коренных малочисленных народов через повышение потенциала системы общинного образования кочующих северных народов в Республике Саха (Якутия)".
Главная цель проекта в 2006-2007 годах состоит в увеличении числа детей, охваченных программами базового образования, с уделением особого внимания сохранению культур, языков и традиций коренных народов при помощи образования. Этот проект, на реализацию которого выделено 200 000 долл. США, осуществляется нашим Бюро в Москве и рассматривается в качестве вклада ЮНЕСКО в сохранение традиционного кочевого образа жизни коренных народов Севера.
Хотел бы также упомянуть о том, что в 2005 году ЮНЕСКО объявила якутский героический эпос олонхо шедевром словесного и нематериального наследия человечества, и мне доставило особое удовольствие присутствовать на представлении, посвященном этому эпосу, в Якутске.
Самым приятным для меня во время поездок в различные регионы Российской Федерации было узнать, что ЮНЕСКО известна везде и ее деятельность высоко ценится. Со своей стороны, мы очень дорожим традиционными отношениями сотрудничества, связывающими вашу страну и ЮНЕСКО на протяжении уже более 50 лет. Я твердо убежден, что мы обладаем важным потенциалом для дальнейшего укрепления этих отношений.
- Г-н Мацуура, вы возглавляете ЮНЕСКО уже несколько лет. Ваше имя тесно связано с продолжающимися глубокими реформами, которые направлены на то, чтобы дать Организации новый импульс. Какой вы видите роль ЮНЕСКО в будущем?
- Во-первых, чтобы было понятно, чем вызваны проводимые реформы, позвольте мне в общих чертах рассказать о работе Организации. ЮНЕСКО является учреждением Организации Объединенных Наций, занимающимся вопросами образования, науки, культуры и коммуникации, и ее миссию можно вкратце определить как постоянный поиск человечности в человеческом обществе. В ЮНЕСКО указанные четыре сферы ведения рассматриваются как четыре составляющих человека и человеческого сознания, в котором необходимо укоренять идеи защиты мира.
С момента своего создания ЮНЕСКО пыталась объединить эти четыре области таким образом, чтобы возникло общее понимание человечности и человечества - культурно многоликого, но единого благодаря общему признанию универсальных принципов справедливости, прав человека и человеческого достоинства. Вся история ЮНЕСКО свидетельствует о приверженности Организации этому видению, и именно поэтому я добиваюсь ее реформирования. Невозможно в нескольких словах рассказать о тех реформах, которые я провожу с 1999 года, но их суть состоит в сокращении числа программ путем определения главных приоритетов и концентрации ресурсов, создании новой системы управления, ориентированной на достижение конкретных результатов, с использованием новейших компьютерных технологий, обеспечивающих большую прозрачность и более строгую подотчетность, формирование новой кадровой политики, направленной на обеспечение правильной расстановки сотрудников согласно их способностям и квалификации, и реорганизации и рационализации сети полевых отделений для содействия эффективному осуществлению национальных стратегий в области образования, науки, культуры и коммуникации.
Целью этих реформ, как в самой Организации, так и в наших государствах - членах, является создание условий, которые позволяют нашим современникам, мужчинам и женщинами, представить себе и построить мир без войн и конфликтов. Это также укрепит нашу готовность и поможет определить направления нашей будущей деятельности - от защиты прав человека до охраны общего наследия человечества, от распространения качественного образования для всех до поощрения устойчивого развития при уважении человеческой личности и бережном отношении к биосфере.
- Диалог между цивилизациями в последнее время стал одним из основных пунктов повестки дня различных международных форумов. Вполне естественно, что главная роль в этом вопросе принадлежит ЮНЕСКО. С вашей точки зрения, какие возможные инициативы может выдвинуть ЮНЕСКО для содействия этому диалогу?
- Необходимость поиска диалога между цивилизациями, культурами и людьми хорошо отражена в Уставе ЮНЕСКО. Цель этой Организации - укоренение идей "мира в человеческом сознании", а содействие взаимопониманию и уважению культурного и религиозного разнообразия является главной составляющей её мандата.
Позвольте мне кратко рассказать об инициативах и деятельности ЮНЕСКО, направленных на содействие диалогу.
Образование является основным инструментом диалога. Качественное образование может способствовать стабилизации конфликтов, искоренению культурных стереотипов и достижению понимания и взаимоуважения между различными религиями и культурами. ЮНЕСКО помогает своим государствам - членам разрабатывать качественный учебный материал и педагогические подходы, способствующие терпимости, социальному взаимодействию и уважению прав человека, и поощряет их использование как в формальном, так и неформальном образовании.
Реформирование учебных программ является другой областью работы Организации. ЮНЕСКО уже давно работает над обновлением и внесением изменений в учебные программы, уделяя особое внимание вопросам межкультурного взаимодействия, и поощряет обучение мирному сосуществованию. ЮНЕСКО поддерживает национальную политику в области книгоиздания, которая обеспечивает равноправный доступ к учебникам и материалам для чтения, а также руководит процессом двухсторонней или многосторонней доработки таких материалов на международном уровне.
В основе мандата Организации также лежит и содействие "плодотворному разнообразию культур". Путем высвечивания многообразия тех процессов, которые оказали влияние на формирование истории и нашего наследия, мы можем способствовать диалогу, обмену и взаимопониманию между обществами и народами, особенно среди молодежи. Успешные инициативы ЮНЕСКО, такие, как "Всемирное наследие в руках молодежи", продемонстрировали, что наследие является общим знаменателем и фактором, объединяющим сотрудничество и урегулирование конфликтов. Культурные фестивали, спортивные мероприятия, культурные форумы, книжные ярмарки и выставки предметов искусства также являются инструментами диалога и взаимопонимания.
Наконец, СМИ также играют важную роль в создании и поддержании диалога. Для ЮНЕСКО свобода самовыражения и свобода прессы являются фундаментальными составляющими культурного диалога, которые необходимо защищать как неотъемлемые элементы демократического общества. Однако, как и в случае с другими правами и свободами, они должны осуществляться при уважении моральных и религиозных убеждений. Исходя из этого, Организация активно содействует обсуждению этих вопросов журналистами и их профессиональными ассоциациями.