А.Макаренко. Проблемы Африки
А.М.Макаренко, Директор Департамента Африки МИД России
Несмотря на крупные перемены в Африке в последние десятилетия, она пока остается, пожалуй, наиболее проблемным регионом мира. На континенте продолжают полыхать многочисленные вооруженные конфликты, которые только в самый недавний период привели к гибели миллионов людей. Весьма непростой, подчас хронически кризисный характер имеет социально-экономическая ситуация во многих африканских государствах. Настоящий бич региона - бедность, причем значительная часть населения стран Африки находится буквально на грани физического выживания. Нынешние темпы экономического роста (за единичными исключениями) не позволяют рассчитывать на скорое преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира, который, напротив, продолжает увеличиваться. Все это усугубляется невыгодной для африканцев конъюнктурой на мировых рынках, массовым распространением на континенте опасных заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии, экологическими проблемами, засухами, наводнениями, другими природными катаклизмами.
Неблагополучное положение в Африке препятствует полноценному участию стран континента в мировой политике и международных хозяйственных связях, превратилось в фактор, угрожающий уже не только региональной, но и глобальной стабильности. На миротворческие операции в регионе, гуманитарную помощь и постконфликтное восстановление отвлекаются огромные материальные и людские ресурсы. Всех членов международного сообщества затрагивают неконтролируемая миграция из зон вооруженных конфликтов за пределы Африки, связанные с этим проблемы распространения преступности, незаконного оборота наркотиков, инфекционных заболеваний. Необходимо учитывать и то, что нестабильность служит питательной средой для международного терроризма и разного рода экстремистских проявлений.
В этом контексте весьма важно, что происходящее в Африке встречает адекватную и все более активную реакцию со стороны международного сообщества, в т.ч. клуба наиболее влиятельных государств мира - "Группы восьми".
Африка входит в сферу внимания "восьмерки" в течение уже достаточно длительного периода, но наиболее акцентированное звучание в ее повестке дня африканская тематика приобрела с 2001 г. Тогда на саммите в Генуе африканцы представили лидерам "Группы восьми" свою программу "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), нацеленную на превращение континента в зону мира и стабильности, его вывод на путь устойчивого экономического роста и развития. В этой программе, ставшей первым подобным документом, разработанным самими африканцами, декларируется собственная ответственность государств региона за свое развитие. В то же время подчеркивается необходимость максимально широкого содействия Африке со стороны мирового сообщества.
Лидеры "восьмерки" приветствовали программу НЕПАД и договорились поддержать усилия стран Африки по преодолению острых проблем континента. Было решено перейти к отношениям нового партнерства с африканскими государствами, основанным на принципе взаимной ответственности: африканцев - за коренные экономические и демократические преобразования и членов "восьмерки" - за оказание содействия тем государствам, которые демонстрируют готовность к осуществлению реформ.
В развитие этой договоренности в целях содействия реализации программы НЕПАД на саммите в Кананаскисе в 2002 г. был принят долгосрочный План действий "восьмерки" по Африке, призванный служить инструментом мобилизации широких международных усилий в поддержку собственных шагов стран континента. Подготовкой Плана занимались специально назначенные для этих целей личные представители лидеров "восьмерки" по Африке (институт личных представителей продолжает функционировать и в настоящее время, выполняя поставленную перед ним задачу мониторинга выполнения Плана).
В Плане действий зафиксированы обязательства "восьмерки" по содействию африканским государствам в решении стоящих перед континентом важнейших проблем обеспечения мира и безопасности, совершенствования деятельности структур государственного, административного и корпоративного управления, поощрения торговли, инвестиций, экономического роста и .устойчивого развития, облегчения долгового бремени, развития образования и расширения использования информационно-коммуникационных технологий, укрепления здравоохранения и борьбы с ВИЧ/СПИД и другими опасными заболеваниями, повышения продуктивности сельского хозяйства, совершенствования использования водных ресурсов. В тексте этого документа особо подчеркивается, что главная ответственность за реализацию провозглашенных в НЕПАД задач лежит на самих африканцах. Декларируется, что "восьмерка", со своей стороны, готова поддержать их усилия.
В 2003 г. на саммите в Эвиане по итогам рассмотрения хода реализации Плана действий "восьмерки" по Африке было констатировано, что процесс взаимодействия нового типа с африканскими государствами в целом развивается по восходящей линии. Важное значение имело принятое в Эвиане решение о переходе в совместной работе на африканском направлении к формату "расширенного диалога", в соответствии с которым осенью 2003 г. был создан Форум по партнерству с Африкой (ФПА). Помимо стран "восьмерки" в этот новый механизм согласования подходов к вопросам комплексного содействия Африке вошли другие государства-доноры, африканские страны-члены Исполнительного комитета НЕПАД; основные интеграционные объединения континента, ведущие международные финансово-экономические организации.
Ряд договоренностей по вопросам содействия африканским и другим развивающимся государствам был достигнут на саммите "восьмерки" на Си-Айленде в 2004 г. В частности, был одобрен План действий "Расширение глобального потенциала для проведения операций по поддержанию мира", практическая цель которого подготовить к 2010 году до 75 тысяч военнослужащих, главным образом из стран континента.
Логическим продолжением всего комплекса предыдущих решений "восьмерки" по африканской проблематике стал итоговый документ по Африке, принятый на встрече в верхах в Глениглсе в 2005г. В нем предусматриваются крупные дополнительные меры в области содействия континенту, включая удвоение объемов помощи на цели развития к 2010 г., полное списание задолженности беднейших стран перед международными финансовыми институтами, выделение дополнительных ресурсов на совершенствование инфраструктуры, систем здравоохранения и образования в африканских странах.
В соответствии с достигнутыми в Глениглсе договоренностями произошли достаточно серьезные изменения в организации деятельности Форума по партнерству с Африкой, была усилена его роль в осуществлении контроля за реализацией существующих обязательств мирового и африканского сообщества по обеспечению устойчивого развития Африки (в этих целях в настоящее время согласовывается Совместный план действий ФПА).
Члены "восьмерки" реализуют План действий по Африке и другие посвященные партнерству с континентом решения "восьмерки" в соответствии с собственными национальными приоритетами и имеющимися возможностями. Россия, со своей стороны, также активно участвует в совместных шагах "Группы восьми" по созданию необходимых условий для устойчивого развития Африки.
Выступая за формирование комплексного подхода к решению острых проблем Африки, наша страна в соответствии со своим статусом в СБ ООН вносит весомый вклад в миротворчество на континенте, в т.ч. в выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования конкретных вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел - на данный момент в общей сложности около 140 человек - задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке - в Бурунди, Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Сьерра Леоне, Эфиопии и Эритрее, Кот-д'Ивуаре, Либерии и Судане.
В России осуществляется подготовка афромиротворцев. Рассматривается возможность расширения сотрудничества с африканскими государствами в этой сфере. Наша страна намерена и впредь всемерно способствовать укреплению стабильности в Африке, содействовать формированию собственного антикризисного потенциала африканских стран. Прорабатываются практические аспекты подключения российских структур к реализации соответствующих международных программ.
Государствам региона оказывается содействие в подготовке их национальных кадров для проведения гуманитарно-спасательных операций. В период с мая 1996 г. по октябрь 2001 г. на базе политехнического центра в Кавуму (Руанда), созданного при участии МЧС России (российской стороной в 1996-2000 гг. на осуществление этого проекта было выделено около 1 млн. долл.), подготовлено более 1200 водителей и автомехаников, сформировано первое в этой стране профессиональное поисково-спасательное подразделение.
Крупное направление российского содействия Африке - облегчение долгового бремени государств региона в рамках Инициативы Всемирного банка и МВФ по сокращению задолженности беднейших стран - БСБЗ/Н1РС. К настоящему времени Россия списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл., включая 2,2 млрд. долл. в рамках Инициативы БСБЗ/ШРС. В трастовый фонд БСБЗ/Н1РС российской стороной в 2003-2004 гг. был внесен дополнительный взнос в размере 10 млн.долл. Принято решение об осуществлении в 2005-2006 гг. еще одного дополнительного взноса в Трастовый фонд Инициативы в размере 15 млн. долл., из которых 10 млн. долл. уже внесено.
Прорабатывается дополнительная возможность полного списания Россией долгов беднейших стран с большой задолженностью. В случае осуществления данного шага объем дополнительного списания нашей страной задолженности африканских государств в рамках Инициативы БСБЗ/Н1РС составит 750 млн. долл. США.
Наша помощь Африке, безусловно, этим не ограничивается. Государствам региона предоставляются широкие торговые преференции. Российским законодательством предусмотрено, что товары традиционного экспорта наименее развитых стран, в т.ч. африканских, не облагаются импортными таможенными пошлинами. Под преференциальный режим подпадает основная часть импорта России из Африки.
Весомое содействие оказывается континенту в области подготовки кадров. Ежегодно африканским странам предоставляется более 700 стипендий за счет федерального бюджета. С 2004 г, сотрудничество в этой сфере распространено на подготовку кадров для субрегиональных объединений, в частности, для Сообщества развития Юга Африки (САДК).
Значительное число африканских граждан учатся в нашей стране на компенсационной основе. Новая форма сотрудничества - создание совместных учебных заведений в Африке. Осуществляется подготовка к открытию Российско-Египетского университета в Каире.
Существенная помощь предоставляется в сфере здравоохранения. В соответствии с ранее взятым Россией обязательством о внесении в 2002-2006 гг. 20 млн. долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией к настоящему времени в Фонд перечислено 15 млн. долл. Принято решение о внесении в Фонд в 2005 - 2008 гг. дополнительного взноса в размере 20 млн. долл. Кроме того, в 2003-2005 г. перечислено 8 млн. долл. во Всемирную инициативу по ликвидации полиомиелита.
Весьма перспективным делом представляется осуществление совместных с партнерами по "восьмерке" проектов "в поле", в частности, планируемое направление в соответствии с достигнутыми на высшем уровне российско-американскими договоренностями специалистов из России в области лабораторной диагностики ВИЧ/СПИД в Эфиопию и Намибию для обучения местного медицинского персонала.
Российская Федерация предоставляет африканским странам адресную гуманитарную помощь в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, принимает участие в финансировании гуманитарной деятельности по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также Всемирной продовольственной программы ООН.
Общий вектор наших усилий, совместной работы "Группы восьми" с Африкой не претерпит изменений и в будущем, в частности, в 2006 г., когда наша страна председательствует в "восьмерке". В период российского председательства имеется в виду обеспечить преемственность деятельности "Группы восьми" на африканском направлении путем включения африканской проблематики в общий контекст таких приоритетных тем, как энергетическая безопасность, образование, борьба с инфекционными заболеваниями, а также проведения в октябре этого года в Москве заседания Форума по партнерству с Африкой. На октябрьском мероприятии ФПА планируется принять первый доклад о ходе реализации вышеупомянутого Совместного плана действий Форума. Имеется в виду, что он должен быть подготовлен создаваемым в настоящее время при штаб-квартире ОЭСР Секретариатом ФПА.
Кроме того, мы готовы рассмотреть возможность оказания определенного содействия в проведении апрельской встречи ФПА в Африке. Планируется также организовать в рамках ФПА отдельные мероприятия личных представителей лидеров "восьмерки" по Африке и провести в Москве две экспертные встречи по миротворчеству на континенте.
Россия намерена и впредь активно способствовать комплексному решению стоящих перед континентом проблем, открыта для конструктивного взаимодействия в этих целях с партнерами по "восьмерке", другими заинтересованными государствами и африканскими странами.
“Интерфакс”