Симпозиум ведущих представителей деловых и образовательных кругов по инновациям. Отчет для лидеров
На встрече в Москве 11 июля 2006 г. представители университетов, государства и частного сектора подтвердили свою решимость построить в 21 веке глобальное «общество, основанное на знаниях»
1. Обеспечить устойчивость новой глобальной экономики, экономического роста и выравнивания социальных условий можно лишь за счет производства и коммерциализации знания. Критически важную роль в этом процессе должны сыграть университеты, обладающие уникальными возможностями с точки зрения выработки новых идей, подготовки квалифицированных специалистов и проведения передовых научных исследований, а также участия в инновационных процессах в промышленности. Формирование гибкой, эффективной и разнообразной системы третичного образования является для стран «группы восьми» приоритетной задачей, которая принесет ощутимые преимущества всем странам мира.
2. Построение глобального общества, основанного на знаниях, возможно только за счет частно-государственного партнерства между университетами, правительствами и корпорациями, способного эффективно создать вокруг университетов «инновационные экосистемы». Правительства должны сосредоточить внимание: (i) на создании стимулов для предпринимательства, гибкости и инноваций в рамках самих университетов, а также сотрудничества между университетами и корпорациями; (ii) на обеспечении в глобальном масштабе таких общественных благ, как поддержка фундаментальных исследований, обеспечение мобильности преподавателей и студентов, а также базового обучения по естественнонаучным дисциплинам, математике и иностранным языкам. Правительства должны поощрять сотрудничество и разнообразие в сфере высшего образования, обеспечивать автономию университетов и способствовать внедрению новых форм партнерства между университетами и корпорациями как в пределах национальных границ, так и на международном уровне.
3. Чтобы осуществить свою миссию в качестве «краеугольного камня» глобального общества, основанного на знаниях, сами университеты должны постоянно находиться на переднем крае инновационного процесса. Они должны создавать многогранные партнерства с частным сектором, разрабатывать новые программы и внедрять новые форматы и методы обучения. Критерием успеха университетов станет их способность учитывать потребности корпораций в сфере прикладных исследований, спрос корпораций и людей, стремящихся к «пожизненному обучению», на программы подготовки специалистов, а также умение обеспечить синергию между традиционными и инновационными методами обучения, фундаментальными и прикладными исследованиями.
4. В современном корпоративном секторе конкурентные преимущества приобретаются за счет инноваций в плане видов продукции, услуг и производственных процессов. На ведущие позиции выйдут те корпорации, которые смогут привлечь наиболее талантливых людей и создать у них стимулы для инноваций. Поэтому сотрудничество в разработке и внедрении новых учебных и исследовательских программ соответствует подлинным интересам университетов и частного сектора.