Александр Жуков. Как население будут обучать финансовой грамотности
Значительная часть населения не имеет базового образования, что создает угрозу для граждан, с одной стороны, "стать жертвой финансового нападения", а с другой, эти же факторы тормозят экономическое развитие страны в целом. На это обратил внимание вице-премьер правительства РФ Александр Жуков, открывая последнее заседание в рамках председательствования России в "Группе восьми" по вопросам повышения финансовой грамотности.
Несмотря на то, что Россия впервые председательствовала в "Группе восьми", сказал А.Жуков, высказывавшиеся ранее опасения относительно того, что достижения предыдущих саммитов не найдут должного продолжения в документах встречи в Санкт-Петербурге не подтвердились. В частности, "в области образования были достигнуты договоренности о реализации ряда мер, направленных на повышение качества базового образования, разработку единых стандартов оценки профессионального образования, повышения академической мобильности, модификацию образовательных систем". Россия пошла дальше, предложив своим партнерам по "восьмерке" исследовать текущее состояние уровня финансовой грамотности населения. А на основе анализа разработать комплекс мер по повышению уровня финансовой грамотности, что, в дальнейшем, будет способствовать развитию финансовых рынков и экономики, в целом. И обеспечит, в конечном итоге, экономическую стабильность.
Финансовые инструменты, которые сегодня предлагают как финансовый, так и фондовый рынки, разнообразны. Речь идет не только о привычных для россиян банковских вкладах, но и о возможности заработать путем вложения денег в государственные ценные бумаги, в корпоративные акции, облигации и так далее. И здесь прослеживается взаимовыгода всех участвующих в этом процессе сторон.
Другое дело, сказал уже заместитель министра финансов Сергей Сторчак, 15 лет рыночных реформ не научили россиян финансовой грамотности.
Каким путем необходимо преодолевать финансовые барьеры, запад знает уже давно. Что касается школьников и студентов, достаточно ввести очередной предмет, в рамках изучения того же обществоведения в школе и политэкономии в вузах. Россияне, покинувшие школьные парты и студенческие скамьи, могут воспользоваться специальными курсами или обучаться по электронным учебникам. А домохозяйкам и пенсионерам, для начала, взять и просто прочитать трилогию Теодора Драйзера: "Финансист", "Титан", "Стоик", чтобы иметь представление, что такое финансовый и фондовый рынки и какие возможности они открывают.
Обучаться все-таки придется, равно, как и доставать деньги из-под матрасов. "В промышленно развитых странах расширение спектра финансовых продуктов и повышение их сложности, продолжающийся процесс переложения ответственности с правительств и финансовых учреждений на частных лиц, наряду с растущим значением индивидуальных пенсионных накоплений, сделают необходимым финансовое образование для всех потребителей, начиная со школьной скамьи", - сказал Жуков. Другими словами, гражданам придется привыкать к тому, что ответственность за свои накопления будут нести, в первую очередь, они сами. Вот для этого им придется поднатореть в финансовой терминологии и самим играть на рынках. Не дело, что большинство будущих российских пенсионеров, так называемых молчунов, выбрали государственную компанию по управлению их средствами, сказал С.Сторчак. Это говорит о том, что люди не понимают тех финансовых возможностей, которые им дают современные рынки. Представитель Федеральной резервной системы США согласился с этими доводами. В Америке считают, что финансовая грамотность нужна не только для международной финансовой стабильности, но и для предотвращения кризисов, которые приходят в домохозяйства через банки, пенсионные фонды, страховые компании.